(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Тема доклада – о перспективах взаимодействия науки и бизнеса через формирование системы сбора хозяйственных проблем муниципальных образований, социально-экологических проблем региона, технологических запросов предприятий и предложения ответов по их решению посредством активного включения в эту деятельность ученых, элементов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и соответствующих организационно-финансовых механизмов.
Информация Центра исследований и статистики науки РФ (ЦИСН), всевозможные экономические показатели уверенно подтверждают, что спрос на инновации в целом со стороны российских предприятий весьма ограничен: к инновационно активным можно отнести не более 10% предприятий (в то время как средний показатель в Европе составляет более 50%). Однако, динамика спроса на инновации положительная: по данным того же ЦИСН использование передовых производственных технологий российскими предприятиями за период с 1997 по 2003 годы практически удвоилось.
Но факты так же говорят и о том, что отечественные бизнесмены предпочтение отдают западным технологиям, не смотря на имеющийся в России высокий научно-технический потенциал: доля созданных в России технологий в общем объеме технологий, использованных отечественными компаниями составляет менее 1% (Наука России в цифрах 2003. М.: ЦИСН, 2003г.).
Вывод о незначительном спросе на отечественные разработки со стороны российского бизнеса подтверждается низкой долей участия промышленных предприятий в финансировании российских разработок: из бюджетных и внебюджетных фондов РФ финансируется 58% затрат на НИР, в то время как в Японии, США, Корее основная доля затрат на исследования приходится на бизнес.
Данные цифры в самом начале доклада приведены исключительно как факты, которые определяют тему предлагаемого доклада.
Вывод очевиден: преодоление существующих негативных тенденций, решение глобальных задач может быть найдено только в рамках сотрудничества и тесного взаимодействия различных групп общества, и, прежде всего, предпринимателей, ученых, представителей сферы образования и органов исполнительной и законодательной власти муниципальных образований, регионов, России.
Причем, в рассматриваемом контексте стоит особо отметить роль тех представителей бизнес-сообщества, которые создают совершенно новые секторы экономики, изменяя структуру самого бизнеса. Речь идет о предпринимательстве в научно-технической сфере, об инновационном бизнесе.
Каким же образом можно наладить устойчивую связь между предопределяющими и важнейшими составляющими инновационной цепи – НАУКОЙ и БИЗНЕСОМ? В чем главные причины слабого взаимодействия? Можно выделить следующие:
- инфраструктура поддержки пока не жестко ориентирует науку на потребности бизнеса;
- практически отсутствует система выявления, квалифицированного формулирования и систематизации технологических запросов предприятий, а так же проблем муниципальных образований и регионов;
- отсутствуют эффективные механизмы коммерциализации прав собственности, принадлежащих государству;
- не ощущается определяющей роли органов власти в соединении интересов бизнеса и науки на территории муниципального образования или региона.
Разумеется, что невозможно обойтись без мер общеэкономического характера. Естественно, что определяющим фактором, обеспечивающим тесную связь между наукой и бизнесом должно стать формирование организационной и законодательной среды в виде полноценной инновационной инфраструктуры как на региональном, так и на уровне федеральных округов и России в целом. Однако, наиважнейшим фактором активного взаимодействия сторон в инновационном процессе является учет их интересов и мотивации, которые, в свою очередь, тесно связаны с решаемыми проблемами и стоящими задачами.
Первые попытки работы с запросами на решение проблем предприятий и городского хозяйства были предприняты около 3-лет назад, когда в рамках Программы «ИНТЕХ», которая выполнялась Академией менеджмента и рынка (г. Москва) в Кемеровской области проводилось анкетирование промышленных предприятий. Было опрошено 115 предприятий в 15-ти городах и 3- сельских районах Кузбасса.
Затем, в рамках открытого конкурса на размещение регионального заказа на научные исследования, финансируемого ежегодно Администрацией Кемеровской области, была проведена более целенаправленная работа по выявлению проблем - технологических запросов предприятий региона. Однако, полученная информация о проблемах и запросах – это только полуфабрикат, который еще нужно превратить в рыночный продукт. Встал вопрос: кто этим может заняться и кому это нужно или выгодно?
С другой стороны, в Кемеровской области уже несколько лет подряд Администрация региона, Кузбасская ТПП, областной Совет ВОИР проводят региональный конкурс «Инновации и изобретения года». В ходе конкурса отбираются наиболее перспективные разработки новой продукции, новых технологий, изобретений, имеющих реальную социально-экономическую значимость. Каждый год проводится чествование победителей, вручаются награды. И опять вопрос: а что дальше делать с разработками-победителями?
В поисках решения было проведено немало встреч и консультаций в отраслевых департаментах Администрации Кемеровской области. В результате был найден один из механизмов, реально и на практике дающий конкретные результаты: в межвузовском региональном инновационном Центре «КузбассРИЦ» (на базе ОАО «КузНИИшахтострой») при активном участии ученых и сотрудников Кузбасского государственного технического университета, Сибирского государственного индустриального университета, Кузбасской ТПП и Инновационного научно-производственного центра «ИННОТЕХ» состоялась первая деловая встреча победителей и лауреатов конкурса с директорами и руководителями инженерно-технологических служб предприятий машиностроительной и угледобывающей отрасли области. Изобретатели- победители конкурса представили свои новинки, а специалисты – практики оценили их конкурентоспособность и возможность внедрения в производство. По сути, эту встречу можно назвать прообразом Биржи научно-технической продукции.
Такое мероприятие смогло произойти исключительно благодаря поддержке Клуба директоров машиностроительных предприятий Кемеровской области и его вице-президента, одновременно – руководителя отдела машиностроения Департамента промышленности АКО.
Таким образом, четко выразилась определяющая роль органов власти в соединении интересов бизнеса и науки на территории региона (муниципального образования), которая, по сути, влияет на формирование новых секторов экономики, новой промышленной политики в регионе.
Работа с запросами предприятий обрела системность и получила развитие благодаря организационной и методической поддержке со стороны Национального агентства технологической поддержки предпринимательства «ИНТЕХ» (В.Ш. Каганов). В итоге наш совместный проект был представлен на V-м Московском международном салоне инноваций и инвестиций в феврале 2005 года в рамках семинара, организованного совместно с Федеральным Агентством РФ по науке и инновациям. В работе семинара приняли участие представители многих регионов России, которые проявили большой интерес к предложенной схеме работы и высказались за необходимость развития и тиражирования этого опыта среди других регионов.
В результате оказанной нам поддержки на V-м Московском международном салоне инноваций и инвестиций мы смогли:
- представить 113 конкретных запросов от предприятий разных отраслей промышленности Кемеровской области;
- оказать консультации исследователям и разработчикам, предлагающим свои решения и получить 19 предложений от авторов технологий;
- распространить 120 экземпляров брошюр с перечнем запросов среди представителей различных структур, в т.ч. НИИ, ВУЗов, технопарков и инновационных центров для дальнейшей проработки и подготовки пакетов предложений на местах;
- получить 37 заполненных бланков на предложение решения проблем предприятий.
Следующий очень важный механизм, обеспечивающий тесную связь между наукой и бизнесом – это новая программа «СТАРТ» по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, которую объявил в 2004 году Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (И.М. Бортник). Основная цель программы – содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных исследований.
В рамках рассматриваемой темы финансовый механизм программы СТАРТ - это возможность снять риски, мешающие привлечению внебюджетных средств, т.е. средств акционеров крупных и средних предприятий для решения их же технологических запросов.
Программа СТАРТ – это надежный финансовый мостик между наукой и производством.
Нужно отметить, что из 19-ти заявок, поданных на конкурс от Кемеровской области по программе «СТАРТ-05» шесть направлены на решение ранее выявленных технологических проблем.
В итоге складывается некая система работы с запросами предприятий, которая может быть представлена в следующем виде:
- анализ проблем и формулирование запросов;
- анализ запросов;
- заключение договора с ЗАЯВИТЕЛЕМ на поиск решения;
- доведение запросов до АВТОРОВ инноваций;
- получение предложений от АВТОРОВ и их экспресс-оценка;
- заключение договоров с АВТОРАМИ на консультационное сопровождение;
- организация прямого контакта ЗАЯВИТЕЛЯ с АВТОРОМ;
- разработка стратегии защиты интеллектуальной собственности АВТОРА;
- снятие рисков и определение схемы финансирования проекта;
- реализация запроса.
Какие задачи необходимо решить, что бы система работы с запросами муниципальных образований и предприятий развивалась дальше?
- включить административный ресурс территорий (муниципальных образований, регионов);
- добиться взаимопонимания между региональной наукой, элементами инфраструктуры (или их создать) и промышленными предприятиями;
- должен быть надежный партнер (аккредитованная структура) на Федеральном уровне (Национальное Агентство технологической поддержки предпринимательства «ИНТЕХ»);
- определить возможные источники финансирования для стартующих проектов (государственные, муниципальные, региональные);
- наладить в этом направлении деловые отношения, взаимопомощь и обмен информацией с соседними регионами и в рамках Российской Федерации;
- сформировать государственную политику, стимулирующую применение предприятиями промышленности российских разработок через механизмы налоговых льгот и преференций.
Опыт работы с технологическими запросами предприятий, апробированный в Кемеровской области, равно как и другой опыт в инновационной сфере, полученный в соседних регионах Сибирского федерального округа является еще одной частичкой на пути реального слияния интересов науки, власти и бизнеса. Совокупный опыт может стать достоянием каждого муниципального образования, каждого региона, всей России в целом при активном содействии органов государственной власти в совершенствовании инфраструктуры, обеспечивающей тесную связь всех участников инновационного процесса.
Никитенко С.М.
к.э.н., Инновационный научно-
производственный центр «ИННОТЕХ», г. Кемерово
Мухин А.П.
Национальное агентство технологической
поддержки предпринимательства «ИНТЕХ», г. Троицк