(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Представления руководителей малых и средних предприятий, особенно тех, где отсутствует служба развития персонала, о возможностях повышения квалификации своей и своих работников, как показало изучение этого вопроса, ограничены преимущественно следующим.
Они знают, что можно в течение одного или нескольких дней поучаствовать в семинарах и тренингах на заранее определенные темы. Или поучиться на курсах, обычно вечерних. Или воспользоваться консультационными услугами по развитию бизнеса. И все эти возможности, с точки зрения руководителей, сопряжены с неуверенностью в том, что время, оторванное от работы или восстановления работоспособности (отдыха) – и заранее оплаченное - будет оправданным, себя окупит.
Это действительно ограниченное представление о положении дел на учебно-консультационном рынке. Спектр услуг на нем и условия их предоставления – гораздо шире. Бесплатное обучение, обучение с частичной оплатой, оплатой в кредит, оплатой после начала обучения, решение имеющейся задачи разными специалистами при соответственно разной стоимости. Получение дипломов гособразца и зарубежных без отрыва от работы, дистанционное (в рамках сети Интернет) обучение с получением государственных дипломов и сертификатов, очное и дистанционное консультирование, комбинированные (по содержанию и формам проведения) циклы занятий без отрыва от работы, самостоятельная подготовка на базе электронных (на CD – носителях) «бизнес – школ» с возможностью получения консультаций специалистов… Перечень, понятно, далеко не исчерпывающий.
Обзор предложений по бизнес - обучению и консультированию показывает, что количество достигаемых за счет их использовании целей (от получения базового образования до получения конкретного совета) – восемь – десять. Количество укрупненных задач (от разработки инвестиционных проектов и структуры предприятия до овладения техниками ведения переговоров и повышения мотивации и работоспособности) – превышает два десятка. А количество форм проведения занятий и консультаций заметно больше трех десятков.
Даже поверхностное ознакомление с систематизированным перечнем вариантов повышения квалификации и решения задач бизнес – развития позволяет увидеть и выбрать возможности неожиданно интересные и полезные.
Вместе с тем, стоит заметить, что любое предложение помимо своей внешней, привлекательной, стороны имеет оборотную, негативную. Бесплатные услуги могут быть качественными, но весьма стандартизованными и не привязанными к актуальным проблемам конкретного предприятия. Но, как говорят, «дареному коню в зубы не смотрят». А дорогостоящая индивидуальная помощь в итоге может дать результат, намного ниже ожидаемого. Недаром ответственные руководители предприятий при выборе поставщика учебно-консультационных услуг проводят некоторые маркетинговые исследования, опираясь, в первую очередь, на мнение своих надежных знакомых. Ход неплохой, но ограниченный опытом этих знакомых и спецификой их деятельности.
Министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства господин Егоров Е.В. в письме №1656-21-4 от 25.02.2005 г. одобрил совместное проведение Московским фондом подготовки кадров и Московской ассоциацией предпринимателей работы по определению и удовлетворению потребностей предпринимателей в области повышения квалификации и дополнительного образования.
В настоящее время совместно с Московским фондом подготовки кадров Московская ассоциация предпринимателей помогает предпринимателям сориентироваться на обширном рынке учебно-консультационных услуг.
В этой связи мы даем возможность познакомиться с обобщенным обзором соответствующих возможностей, имеющихся в г. Москва. Предприниматели формулируют свои пожелания по целям, задачам, формам и стоимости, а также по срокам и месту получения учебно-консультационных услуг, основываясь на информации, приведенной в Приложении, или в свободной форме. Им оказывается помощь в подборе наиболее подходящего качественного варианта развития персонала (по категориям: руководители, специалисты, рабочие, технический и обслуживающий персонал) и предприятия.
В первую очередь эта работа проводится в интересах организаций, не имеющих собственной службы развития персонала.
В процессе выполнения этой работы стало очевидным наличие не используемого государством и обществом, но достаточно продуктивного ресурса - потенциального института гражданского общества. Этим ресурсом является система повышения квалификации взрослых, в том числе, и особенно, бизнес-образование.
Основные его особенности:
- саморазвитие;
- возникновение и усиление горизонтальных связей, взаимодействия элементов (самостоятельных учебно-консультационных центров) в силу наличия Интернет- технологий, профессиональных личных связей, необходимости в информационной взаимной поддержке как следствия закрепившейся специализации отдельных организаций;
- позитивность и активность жизненных позиций участников. В подавляющем большинстве они связывают свое будущее и будущее своих детей с жизнью в России;
- представительный социальный состав: руководители, специалисты, в том числе преподаватели, квалифицированные рабочие;
- хорошее базовое образование и разнообразный практический опыт как преподавателей, консультантов, тренеров, так и обучающихся. Их мышление и восприятие действительности в среднем мифологизировано и предзадано меньше, чем у политиков или академических ученых в силу отсутствия включенности в какую-либо общую «школу» (в широком смысле этого слова);
- повышение квалификации взрослых ведется почти исключительно в режиме диалога, постоянно рождающего оценки, соображения, мнения;
- количественная представительность. Преподавателей – многие десятки тысяч человек.
Обучающихся намного больше.
Мы видим «полуфабрикат» интересного ресурса, фактически являющегося экспертным (и вместе с тем социологически, количественно представительным) по отношению ко многим актуальным процессам и документам, существующим и проектным. Для его перехода в состояние действенного института гражданского общества необходимо появление чьей-либо заинтересованности в этом и в решении некоторых процедурных вопросов. В частности – вопросов стимулирования участников процесса. Стимулирование не обязано быть материальным. Для повышения заинтересованности и ответственности может оказаться достаточной разработка системы групповых (для учебно-консультационных центров) и персональных рейтингов. К предварительной, аналитически-технической обработке исходной информации могут быть, с пользой для них, привлечены студенты вузов.
Кто решит использовать этот ресурс? Возможно, общественные организации (в том числе Общественная палата, Совет по содействию становлению институтов гражданского общества…), политические партии, государственные структуры.
Олег Молодцов