Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Обзор старейших семейных компаний мира

Файлы

Нефедов Ю.В., к.э.н.,
Центр развития малых предприятий МФПА

Москва, 2005
АННОТАЦИЯ

В 2004г. журнал Family Business опубликовал перечень старейших семейных компаний мира, который позже был переведен агентством Росбизнесконсалтинг.

Больше всего старинных семейных компаний сохранилось в Великобритании - британские фирмы составляют ровно четвертую часть всего списка. На втором месте по числу представленных древнейших семейных предприятий - Франция (19 фирм). За ней следует Италия (17 компаний), 12 компаний в списке – немецкие, см. рис. 1. Таким образом, на эти четыре ведущих страны Западной Европы приходится 73 компании из ста, представленных в списке.

Вообще, неевропейских фирм в рейтинге всего 13, и из них семь - японские. Из оставшихся шести - три представляют североамериканский континент (канадские Molson и Wilson Fuel - на 89 и 90 местах, соответственно) и мексиканский производитель текилы фирма Jose Cuervo (на 73 месте). Ни одной компании из США в списке нет.

Рис. 1. Доли стран с наибольшим количеством старейших семейных компаний

Истории двух древнейших компаний из перечня тесно связаны с религией. Строительная фирма Kongo Gumi, основанная еще 1426 лет назад, ведет свою историю с тех пор, как японский принц Сетоку более четырнадцати веков назад привез членов семьи Конго из Кореи в Японию для строительства буддистского храма, который, кстати, стоит до сих пор. С тех самых пор предприятие Kongo Gumi на протяжении веков участвовало в возведении многих знаменитых строений, включая храм 16-го века в Осаке. В нынешнее время компания продолжает работать над строительством и реставрацией религиозных сооружений. Как рассказывают в немногим более молодой компании Hoshi, согласно древней легенде, некогда очень давно к одному священнику спустился бог горы Хакусан, который наказал ему найти подземный горячий источник на этой горе. Источник нашли, и священник обратился к семье Хоси с тем, чтобы ее члены возвели там курорт, куда люди могли бы ездить лечиться на воды. Сейчас отель у этого источника, которым управляет компания Hoshi, располагает сотней номеров, в которых могут одновременно разместиться 450 нуждающихся в лечении постояльцев.

Остальные компании, по-видимому, также сохранились в истории благодаря сохранению своих традиций, которые оказались сильнее войн и революций. Тем не менее, факторы, позволяющие компании столь долго сохранять жизнеспособность еще требуют тщательного изучения.





В своих недавних исследованиях Д. Коллинз изучал факторы, позволяющие компаниям:
1) Сохранить свое лидерство на рынке, спустя несколько десятилетий после основания (работа "Построенные навечно", совм. с Д. Поррасом);
2) Совершить рывок в лидеры, занимая заурядное место в своей отрасли (работа "От хорошего к великому").

Факторы, позволяющие компаниям выживать, приспосабливаясь к изменениям, изучал А.де Гиус (работа "Живая компания"). Все три книги в русском переводе были опубликованы Стокгольмской школой экономики в 2001-2004 гг. Тем не менее, ответов на вопрос, как компаниям сохраниться сквозь тысячелетия, в этих работах нет.

Остается добавить сожаления относительно того, что российских компаний в списке нет. В России отсутствуют традиции предпринимательства. Причины этого известны, однако, хочется лишний раз отметить необходимость впитывать зарубежную предпринимательскую культуру как единственный урок для изучения, а не отмахиваться от него.

Источники:

Агентство РБК Рейтинг http://rating.rbc.ru/article.shtml?2004/08/30/740555
Журнал Family Business http://www.familybusinessmagazine.com/oldworld.html
Ассоциация двухвековых семейных предприятий http://www.henokiens.com

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости