ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И УСТРАНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (EUROPEAID/11408/C/SV/RU)
Москва, 2005
Авторы:
Литвак Е.Г. – первый заместитель генерального директора АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
Харченко В.А. – директор по проектам АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
Опубликовано в 2005 г.
© 2005, авторские права принадлежат Европейской Комиссии
Все права защищены.
Публикация, распространение или передача в любой форме всего издания или любой его части без предварительного письменного разрешения Европейской Комиссии запрещается.
Заявки на репродуцирование издания направлять по адресу:
Компания IMC Consulting Ltd., Россия, 124047, Москва, ул. Чаянова, д. 22, стр. 4
Данный сборник подготовлен Компанией IMC Consulting Ltd в консорциуме с АНО «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус», «Euro consultants S.A.» и «EOCA».
Итоги, заключения и интерпретация документов, включенных в данный сборник, принадлежат только авторам и не отражают политику или точку зрения Европейской Комиссии, а также организаций, в которых работают авторы.
Авторский коллектив выражает особую благодарность начальнику отдела развития рынка недвижимости Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Колташеву Г.В., начальнику отдела земельного законодательства данного Департамента Бочарову М.В., заместителю начальника отдела земельного законодательства данного Департамента Иорданову А.С., а также советнику отдела развития рынка недвижимости того же Департамента Топчиди И.К. за ценные рекомендации, замечания и предложения, высказанные при подготовке настоящей брошюры.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Анализ нормативно-правового регулирования и практики осуществления землеустройства в Российской Федерации
1.2. Анализ практики осуществления землеустройства
1.3. Рекомендации и предложения
2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
2.1. Регулирование механизмов резервирования и изъятия земель и земельных участков для государственных и муниципальных нужд
2.1.1. Регулирование на федеральном уровне
2.1.2. Регулирование на региональном уровне
2.2. Рекомендации и предложения по изменению нормативно-правового регулирования механизмов резервирования земель и земельных участков для государственных и муниципальных нужд
2.2.1. Рекомендации и предложения по развитию института резервирования земель
2.2.2. Рекомендации и предложения по развитию института изъятия земель и земельных участков
Приложения
Информация об авторах
сведения об организации
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено анализу двух различных групп отношений по землеустройству1 и кадастровому учёту, резервированию и изъятию земельных участков. Несмотря на видимую при первом приближении их различность, решающим фактором, повлиявшим на принятие решения о целесообразности их рассмотрения в рамках одного исследования, явилось то обстоятельство, что институты землеустройства и кадастрового учёта, резервирования и изъятия земельных участков по праву могут считаться базовыми среди отношений, при которых государство играет особую роль публичного регулятора. Кроме того, на сегодняшний день обе группы отношений являются наименее разработанными и требуют дальнейшей нормативно-правовой регламентации.
Так, кадастровый учёт и землеустройство являются неотъемлемыми процедурами, осуществляемыми в отношении земельных участков, предполагаемых к вовлечению в полноценный рыночный оборот; в свою очередь, процедуры резервирования и изъятия земельных участков, а также их частей являются совершенно необходимыми в периоды экстенсивного развития экономики в целом и в частности, при необходимости реализации строительства объектов транспорта (дорог, трубопроводов, линейных объектов и прочих объектов инженерной инфраструктуры), объектов социальной направленности, имеющих государственное значение и способствующих устойчивому развитию территорий.
1 Здесь и далее под землеустройством понимается группа отношений, входящих в обычное понятие землеустройства, за исключением планирования рациональной организации ведения хозяйства, рациональной организации земель