ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И УСТРАНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (EUROPEAID/11408/C/SV/RU)
Москва, 2005
Авторы:
Шестоперов О.М., генеральный директорАНО «ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
Мигин С.В., старший эксперт АНО «ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
Смирнов Н.В., старший эксперт АНО «ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
Опубликовано в 2005 г.
© 2005, авторские права принадлежат Европейской Комиссии
Все права защищены.
Публикация, распространение или передача в любой форме всего издания или любой его части без предварительного письменного разрешения Европейской Комиссии запрещается.
Заявки на репродуцирование издания направлять по адресу:
Компания IMC Consulting Ltd., Россия, 124047, Москва, ул. Чаянова, д. 22, стр. 4
Данный сборник подготовлен Компанией IMC Consulting Ltd в консорциуме с АНО «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус», «Euro consultants S.A.» и «EOCA».
Итоги, заключения и интерпретация документов, включенных в данный сборник, принадлежат только авторам и не отражают политику или точку зрения Европейской Комиссии, а также организаций, в которых работают авторы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ 10
2. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНО ОФОРМЛЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ
2.1. Проект Постановления Правительства «Об аккредитации в Российской Федерации в области технического регулирования»
2.2. Проект Федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации в области оценки соответствия» и проект Постановления Правительства «Об утверждении Порядка аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
2.3. Формальный анализ выявленных структурных альтернатив по формированию единой системы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
3. ПРОГНОЗНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ)»
4. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО АККРЕДИТАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ В РАМКАХ СУЩЕСТВУЮЩИХ СТРУКТУРНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ СУЩЕСТВУЮЩИХ СТРУКТУРНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ
ЛИТЕРАТУРА
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее исследование представляет собой доработанный по итогам опроса руководителей органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) анализ регулирующего воздействия проекта Постановления Правительства «Об утверждении Порядка аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)», призванного урегулировать отношения, возникающие при аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ по оценке соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также иных объектов установленным требованиям.
Проект разработан в рамках реализации реформы технического регулирования и административной реформы в целях создания единой национальной системы аккредитации и направлен на:
обеспечение эффективного использования механизма аккредитации как одной из форм государственного регулирования в области обязательного подтверждения соответствия;
обеспечение доверия изготовителей, исполнителей, продавцов и потребителей к результатам деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
повышение компетентности и эффективности деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
создание единой системы и единых правил аккредитации в области подтверждения соответствия;
создание условий для добросовестной конкуренции и недопущения ее ограничения в области подтверждения соответствия;
создание условий для признания внутри страны и за рубежом результатов аккредитации и результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
обеспечение открытости и доступности информации в области аккредитации для граждан и хозяйствующих субъектов1.
Анализ регулирующего воздействия проекта проводится в контексте осуществления деятельности по повышению качества принимаемых решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности и внедрения в нормотворческую практику элементов оценки регулирующего воздействия. Механизм оценки регулирующего воздействия представляет собой многоаспектный анализ с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек (соотношения затраты-результат) и рисков с обязательным изучением возможных альтернатив и учетом воздействия регулирующего решения на все заинтересованные стороны (в самом общем виде – хозяйствующих субъектов, потребителей и государство) с целью установления общего баланса интересов.
В рамках настоящей работы с учетом положительного опыта стран, проводящих регулятивные реформы, а также теоретических основ институционального проектирования, осуществлен анализ воздействия проектируемого регулирующего решения по сокращенной процедуре2.
Первый раздел посвящен описанию действующей в настоящее время системы аккредитации в области оценки соответствия установленным требованиям и выявлению ключевых недостатков сложившейся институциональной модели.
Во втором разделе приведен сопоставительный анализ существующих нормативно оформленных предложений по формированию единой системы аккредитации в области оценки соответствия. В качестве структурных альтернатив3 рассматриваются:
сохранение статус-кво;
проект Постановления Правительства «Об аккредитации в Российской Федерации в области технического регулирования» (разработан Госстандартом России в 2003 г.);
проект Федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации в области оценки соответствия» (разработан Министерством промышленности и энергетики РФ, рассматривалась версия от 22 ноября 2004 г.);
проект Постановления Правительства «Об утверждении Порядка аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)» (разработан Министерством промышленности и энергетики РФ с учетом замечаний Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, рассматривалась версия от 12 апреля 2005 г.)4.
По результатам проведения формального анализа указанных структурных альтернатив на предмет обеспечения достижения цели регулирования с минимальными трансакционными издержками с учетом существующих ресурсных ограничений (соответствия критериям целесообразности, адекватности, осуществимости и эффективности) в рамках использования инструментария оценки регулирующего воздействия оптимальной признается институциональная альтернатива, оформленная проектом Постановления Правительства «Об утверждении Порядка аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)».
Третий раздел посвящен прогнозному анализу проекта Постановления Правительства «Об утверждении Порядка аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)», и подготовке рекомендаций по устранению отдельных выявленных недостатков.
В рамках настоящего исследования использовались методы сравнительного институционального анализа для сопоставления существующих структурных альтернатив реформирования системы аккредитации в области подтверждения соответствия. При этом производимые оценки носят преимущественно качественный характер, что обусловлено объективными и субъективными трудностями количественной оценки соответствующих эффектов. Вместе с тем аккуратность исследования и строгость полученных выводов не подвергаются сомнению, поскольку для сравнения альтернативных дискретных структур управления допустимо использование относительно «примитивных методов – такие исследования зачастую могут проводиться без применения сложного математического аппарата или исчисления предельных величин… В эмпирических исследованиях трансакционных издержек5 почти никогда не предпринимается попытка непосредственно измерить их величину»6. Для целей выявления сравнительной и общей оптимальности существующих альтернативных опций государственного регулирования отношений, возникающих при аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ по оценке соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также иных объектов установленным требованиям, были выделены и операционализированы критерии целесообразности, адекватности, осуществимости и эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности, обеспечивающие достижение цели проектирования с минимальными трансакционными издержками с учетом существующих ресурсных ограничений.
1 Материалы к проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)», подготовленные Минпромэнерго России.
2 В цели настоящего исследования не входило проведение консультаций с затрагиваемыми проектируемой регуляцией сторонами.
3 В рамках настоящего исследования понятие «структурная альтернатива» используется в качестве синонима термину «институциональная альтернатива». Использование того или иного понятия в каждом конкретном случае обусловлено стилистическими соображениями.
4 Указанные проекты нормативных правовых актов размещены на сайте Национального института системных исследований проблем предпринимательства (www.nisse.ru) в разделе «Законодательство».
5 В контексте настоящего исследования – сопряженных с принятием дискретной структурной альтернативы эффектов.
6 И. Уильямсон. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / Научное редактирование В.С. Катькало. СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996.