Москва, 2005
Руководитель проекта В.В. Буев, Президент ИКЦ "Бизнес-Тезаурус"
Авторы текста: Буев В.В., Белов А.С., Грот В.В., Мигин С.В., Руденко В.А., Чаплыгин С.М., Шеховцов А.О.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕГЛАМЕНТА
3. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕГЛАМЕНТЕ
4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОТР
5. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
6. ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУБЪЕКТОМ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
ЛИТЕРАТУРА
СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
Основой для данной публикации послужила работа, выполненная в 2004 году Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) для Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (МПЭ России). Авторы данной разработки выражают признательность директору Департамента технического регулирования и метрологии МПЭ России Глазатовой Марине Константиновне за ценные рекомендации и помощь, оказанную при подготовке настоящей публикации.
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящие методические рекомендации предназначены для использования при разработке и анализе проектов общих и специальных технических регламентов (далее – регламент), подпадающих под действие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон), и направлены на написание технического регламента в статусе проекта федерального закона, как наиболее сложного варианта нормативно-правового документа.
1.2. Цель разработки данных методических рекомендаций помочь всем разработчикам проектов технических регламентов и, в соответствии со статьёй 3 Федерального закона, обеспечить применение единых правил установления в регламентах обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации с учетом других требований этой статьи.
1.3. При разработке методических рекомендаций учитывалось, что такая законотворческая деятельность, как разработка и утверждение регламентов, касается вопросов безопасности государства, людей, окружающей среды, сооружений и технических систем. Поэтому особое внимание в методических рекомендациях уделено организации технического регулирования таким образом, чтобы оно основывалось на научных исследованиях, практическом опыте обеспечения безопасности всего жизненного цикла опасной продукции и других подобных объектов (в том числе, международном) и не противоречило законодательству Российской Федерации.
1.4. Продукция, процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации выступают в качестве объекта технического регулирования (далее - ОТР).
Собственно, основным предметом регламента является установление требований, обеспечивающих безопасность всех перечисленных ОТР. Очевидно, что, исходя из требований Федерального закона, установление подобных требований фактически должно регламентировать две взаимосвязанных области деятельности:
содержательную, когда разрабатывается и обосновывается смысловая часть требований,
организационно-правовую, когда научно-технические документы получают форму правовых, высшим из которых является технический регламент.
1.5. В соответствии с названными видами работ по техническому регулированию методические рекомендаций в данной редакции предлагают разработчикам необходимый комментарий.
Предполагается, что результатом работы в содержательной области являются:
представительная часть регламента как правового акта, включающая обоснование необходимости принятия федерального закона, в т.ч. финансово-экономическое,
описание ОТР с технической точки зрения и его представление в регламенте,
выбор и обоснование требований, обеспечивающих безопасность ОТР,
выбор и обоснование способов подтверждения соответствия установленным требованиям;
в организационно-правовой области:
установление особенностей проведения контроля (надзора) за выполнением требований регламента (если это необходимо),
установление требований к переходному периоду до вступления в силу требований регламента,
оформление регламента как юридического документа,
выполнение процедуры разработки и принятия регламента.
1.6. Федеральный закон предусматривает практически полную прозрачность при подготовке проекта регламента к принятию в качестве закона. Это неизбежно будет способствовать придирчивому анализу проекта со стороны научных, административных и производственных организаций, ведущих специалистов в России и за рубежом. Поэтому рекомендуется параллельно разработке проекта ввести такой научно-технический документ как «Пояснительная записка», в котором не только давать обоснования всем принимаемым решениям, но и предусматривать возможные возражения.
Предлагаемая методика написания документа может в значительной мере облегчить и прохождение публичного обсуждения. Вероятные позиции оппонентов могут базироваться на проблемах:
корректности идентификации объектов технического регулирования,
рациональности использования альтернативных технических подходов к проблеме,
возможности решения проблемы путём принятия стандартов или методами, не требующими вмешательства государства,
установления излишних ограничений на экономическую деятельность,
гармонизации с аналогичными зарубежными или международными документами.
Могут предлагаться альтернативные подходы, например, такие как:
использование положений действующего законодательства,
применение норм и практических приёмов страхования,
активизация экономических рычагов (налоги, ценовая политика и пр.),
разработка стандартов и/или других нормативно-технических документов,
внедрение образовательных программ,
ориентирование общественных организаций и формирование общественного мнения и т.п.
1.7. В настоящих методических рекомендациях применяются те же термины, которые использованы в Федеральном законе. Необходимые уточнения и комментарии к ним, а также другие понятия, использованные при написании настоящих методических рекомендаций, приведены в Приложении 1.
1.8. Приведенные в тексте методических рекомендаций прямые цитаты из Федерального закона выделены курсивом с той целью, чтобы разработчик проекта технического регламента мог отличить обязательные требования Федерального закона от комментариев, рекомендаций и предложений, подлежащих дальнейшему обсуждению и проверке на практике.