Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Электронный документооборот - через "Одно окно"

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)



Общественно-экспертный совет при Мэре и Правительстве Москвы рассмотрел вопрос о создании системы электронного документооборота "Единое окно сдачи отчетности малого бизнеса Москвы".

Что открывается электронным ключом?

Председатель ОЭС Александр Иоффе, открывая заседание, напомнил, что по данному вопросу готовится проект постановления Правительства Москвы. Что даст данный проект непосредственно малому бизнесу?


Один из разработчиков системы электронного документооборота для малого бизнеса - президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий отметил, что сдача предпринимателями налоговой отчетности пока остается серьезной проблемой. Достаточно вспомнить о больших очередях в налоговых инспекциях, недоразумениях с проплатой различных налоговых документов и т.д. Президент МЦРП отметил, что государство давно нашло решение этой проблемы, и сегодня существует четкая и стройная нормативно-правовая законодательная база, которая позволяет сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Эта система была задумана в тот момент, когда начался перевод функции регистрации юридических и физических лиц из Регистрационных палат в ведение налоговых органов. Потребовалось ввести всевозможные базы данных, осуществить полную информатизацию налоговых органов для того, чтобы можно было более эффективно работать в этом направлении, в частности, создать систему сдачи отчетности в электронном виде.


Однако с тех пор мало что изменилось. Правда, налоговые органы стали требовать с предпринимателей сдачи документов в электронном виде. Как известно, балансы, сдаваемые на бумажных носителях, и сегодня накапливаются в налоговых инспекциях, где годами лежат без обработки. У многих налогоплательщиков отсутствует налоговая история. По словам И.Городничего, в результате накаляется ситуация, а налоговые органы без особой надежды на успех берут с предпринимателей заявления о том, что они обязуются сдавать отчетность в электронном виде.


На свободном рынке возникают фирмы, которые предлагают соответствующие услуги. Государство этим непосредственно не занимается, а частные фирмы предлагают фактически автоматизированную сдачу налоговой отчетности, т.е. создают удостоверяющий центр, разрабатывают электронный ключ, формируют подписи электронных документов. Такие услуги сегодня тоже не редкость и не новость. По мнению И.Городничего, между требованиями государства и формой сдаваемой отчетности, имеющимися услугами на рынке, например, электронной подписи - существует большой разрыв. В этой связи И.Городничий рассказал о создаваемой системе, которая заключается в оказании адресного содействия непосредственно малым предприятиям в сдаче налоговой отчетности в электронном виде.


На сегодня существует масса различных видов отчетности. Очередной шаг вперед - отчетность Пенсионного фонда, Медстрах и др. Сама электронная подпись позволяет совершить массу любых, в том числе коммерческих сделок, и перспектива создания такой системы для предпринимателей достаточно заманчива. Уже существует юридическая основа создания такой системы. Есть отдельные нормативные акты в сфере информационного обмена, информационной безопасности и защиты информации. Действующая в Москве инфраструктура поддержки МП подразумевает ряд функций, которые до сих пор не рассматривались как единый комплекс и существовали достаточно разрозненно, а могли бы осуществлять единый законченный документооборот на принципах "одного окна". Один из главных элементов - система "Учетных центров" ("Стабус"), которая предоставляет малым предприятиям услуги организации и ведения бухгалтерского и налогового учета. Очень важный элемент - консультирование малого бизнеса в этой сфере, объяснение возможностей системы. "Стабус" представляет сегодня наиболее полный комплект услуг в области организации и ведения бухгалтерского и налогового учета, которые мог бы взять на себя - по комплексному ведению этой деятельности для МП в электронном виде.


"Специальные функции, которые мы хотим добавить в эту систему, - пояснил И.Городничий, - это функции интеллектуального сервиса и консультирования МП. Предприниматели используют сегодня программные средства, которыми предполагается выводить все эти данные на свои компьютеры. Затем они направляются на сервер налоговой системы. Мы предлагаем другую схему: эти данные непосредственно вводить в интеллектуальную программу, и по мере ввода данных баланса может происходить непосредственное консультирование МП, хотя бы на элементарном уровне. Эта услуга может предоставляться по желанию предпринимателя".


Еще элемент системы - это удостоверяющий центр, который предлагает несколько вариантов передачи информации - средствами электронного ключа, криптографии и др. Введение всех этих элементов, считает И.Городничий, является серьезным шагом не только в развитии элементарных условий сдачи отчетности, но и как момент в выстраивании неких новых отношений непосредственно между предпринимателями и чиновниками. Самая простая вещь - это устранение прямого контакта между сдающими отчетность и принимающими отчетность. Департамент поддержки и развития МП в рамках созданной системы и реализации предлагаемого проекта подписал соглашение с управлением Федеральной службы по налогам и сборам по г.Москве. Соглашение так и называется: "О создании московского сегмента единого окна сдачи отчетности в электронном виде". Идет процесс практического согласования. Следующим этапом предполагается взаимодействие с Пенсионным фондом, Фондом медицинского страхования, Соцстраха и другими фондами. Тут открываются широкие возможности взаимодействия - с партнерами по бизнесу, госструктурами и другими юрлицами в рамках отношений по электронной торговле и электронной коммерции. Системой предоставляются бесплатные услуги для предпринимателей на первом этапе. Автоматизация в рамках регламента


На вопрос, предусматривается ли автоматизация процесса в рамках системы, И.Городничий сообщил, что данная система рассматривается не просто как система отношений предпринимателей и государственных органов, которые в принципе можно регламентировать. Все взаимосвязано: там, где существует определенный регламент, возможна и автоматизация. С другой стороны, возможна автоматизация любых отношений, которые определяются регламентом.


Председатель совета директоров Московской лизинговой компании Владимир Штерн отметил, что налоговые инспекции завалены отчетностью на бумажных носителях. Значит, чем дольше будет использоваться электронная отчетность, тем проще будет получить информацию, тем ясней и четче будет поставлена налоговая отчетность. И.Городничий согласился: бумажную информацию вообще сложно отыскать, а вот в электронном виде она более четко выстраивается, предусматривается и ускоренная выдача любой справки.


Существует ли рынок на такого рода услуги? И.Городничий считает, что такой рынок есть, а вот цены варьируются. На сегодня комплексная услуга оценивается в 144 доллара; в услугу входят покупка электронного ключа, доступ к консультационным услугам и технологическая поддержка. Через год оплачивается только технологическая поддержка, а ключ покупать уже не надо. "Существуют разные тарифы на замену ключа, - сказал И.Городничий. - Но мы предполагаем делать это бесплатно. Давайте вычтем и те технологические возможности, которыми уже сегодня располагают структуры информационной поддержки МП в Москве.


Предприниматель Наталья Хохлова спросила, как могут воспользоваться электронной системой документооборота бизнесмены, не имеющие выхода в Интернет или вообще не имеющие компьютера. И.Городничий пояснил, существуют различные способы сдачи отчетности в электронном виде. Можно взаимодействовать с системой через собственный компьютер или стационарную сеть, передавать отчетность через любые точки доступа, имея только электронный ключ. Поддержку могут оказать "Учетные центры", а также бизнес-информ-центры, действующие в рамках инфраструктуры поддержки, интернет-кафе и др. Еще есть возможность взаимодействовать через центр подготовки отчетности для предпринимателя, не имеющего персональной электронной подписи. Можно установить контакт с центром подготовки отчетности, который будет действовать в рамках "Учетных центров". При этом, вновь заверил И.Городничий, не должно возникать очередей в центры. Это подтверждает анализ, осуществленный в день максимальной загрузки - в последний день сдачи отчетности. "На наш взгляд, - сказал И.Городничий, - темпы, какими мы вводим автоматизацию, позволяют полностью устранить очереди". Тем более, что имеется три способа, через которые осуществляется сдача отчетности. Если даже завтра мы объявим о введении этот системы, все равно ее развитие и расширение будет происходить постепенно, не в один день".


Н.Хохлова спросила также, не перейдет ли нынешняя очередь из налоговой инспекции в систему электронного документооборота. "Справитесь ли вы с поставленной задачей?" - спросила она. На что президент МЦРП ответил коротко: "Справимся!" Далее он пояснил, что новая система не подменяет действующую, а будет действовать и развиваться параллельно с нею. Более того, новая система не является репрессивным элементом, и участие в ней может быть исключительно добровольным. Кто не пожелает в нее входить, сможет работать так, как и работал - на прежней системе отчетности.


Зампред совета предпринимателей Северо-Западного округа Москвы Олег Лапшин посетовал на то, что налоговые инспекции меняют форму отчетности, когда им вздумается, точнее, как только появится документ, меняющий форму сдачи отчетности. И.Городничий заверил, что налоговикам выгодно внедрение этой системы - она облегчает их работу, поскольку не потребуется без конца вносить поправки в балансы. Однако О.Лапшин настаивал: его структура пользуется двумя системами - "1С" и "Бухгалтер", но изменения в отчетность приходят с очень большим опозданием (до 3-х месяцев и больше) - будет ли внедряемая система способствовать ускорению процесса? На что президент МЦРП заметил: особых чудес ожидать от системы не следует; но не вызывает сомнений то, что сдача налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде будет происходить быстрей, чем это делается сегодня на бумажных носителях. Что же касается системы информационного обеспечения МП в Москве, только что пройдена отметка в 46 тысяч человек, обратившихся за день к ресурсам информационного обеспечения. Причем в "пиковое" время - с 12.00 до 17.00 - в этой системе ОДНОВРЕМЕННО работает до 1800 предпринимателей.


Директор удостоверяющего центра МЦДИ "Бинек" Александр Бондарев выразил пожелание, чтобы при работе в электронном виде пореже менялся формат документации у принимающих органов. Есть технический вопрос - о времени подтверждение передачи отчетности - его можно считать в момент ее получения на сервер спецоператора. Дальнейшая ответственность - между спецоператором и налоговой инспекцией. "Если ваше отделение налоговой инспекции требует к утвержденному пакету документов что-то еще, "оно не право!" - заявил А.Бондарев. Надо ли в таких ситуациях обращаться в суд? А.Бондарев считает, что в суд обращаться не надо - вопрос должен решаться в управлении МНС, которое ведет такие ситуации.


Суммируя все сказанное о системе электронного документооборота, И.Городничий заявил, что в конечном итоге речь идет об автоматизации действующего процесса сдачи отчетности, переводе документации в электронный вид с бумажных носителей. Основная задача, дополнил А.Бондарев, состоит в том, чтобы новая система накладывалась на действующий механизм, что обеспечивает его упрощение.


И.Городничий вновь подчеркнул, что при создании новой системы будет максимально использоваться действующая инфраструктура г.Москвы и что новая система будет вводиться поэтапно. Некоторых особенностей новой системы документооборота коснулся председатель совета директоров Московской лизинговой компании Владимир Штерн. К ее достоинствам он отнес то, что впервые предусматривается множественная поддержка конкретных предпринимателей, которые получают реальную поддержку. Далее, предприятия, которые перейдут на новую систему, будут пользоваться и той информационной базой, которая сегодня существует. "Привлекая предпринимателей, - отметил В.Штерн, - мы сможем максимально использовать те наработки, ту информационную базу, которая сегодня есть в инфраструктуре, тем самым поддерживая интеллектуальную составляющую бизнеса. Наконец, работа в этом направлении поможет разобраться в тех тенденциях, которые происходят в малом бизнесе".


Подводя итоги обсуждения, председатель ОЭС А.Иоффе призвал не пытаться объять необъятное. Но если на первом этапе будет развернута масштабная работа, то, полагает А.Иоффе, подтянутся остальные участники процесса. При этом потребуется полней использовать лоббирующие возможности организаций, входящих в Общественно-экспертный совет, и всех заинтересованных в том, чтобы эта система работала.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости