Москва, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
2.1. Система экономических методов поддержки физических лиц, обучающихся в высших учебных заведениях
2.2. Основные модели организации системы методов экономической поддержки
2.2.1. Модель, ориентированная на свободный рынок (неолиберальная модель)
2.2.2. Модель финансирования образования, ориентированная на общественный рынок
2.2.3. Государственная (антирыночная) модель социального финансирования образования
2.3. Обзор основных методов экономической поддержки образования в Российской Федерации
2.4. Взаимосвязь субсидирования и кредитования и место данных методов в системе экономических методов поддержки
3. КРЕДИТОВАНИЕ КАК МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
3.1. Базовые принципы кредитования
3.2. Особенности частного кредитования
3.3. Особенности государственного кредитования
3.4. Эффективность системы кредитования
4. СУБСИДИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
4.1. Базовые принципы государственного субсидирования
4.2. Связь субсидирования и государственного заказа
4.3. Эффективность системы субсидирования
5. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ СУБСИДИРОВАНИЯ И КРЕДИТОВАНИЯ
5.1. Система субсидирования и кредитования в США
5.1.1. Общая информация о системе образования
5.1.2. Стоимость обучения
5.1.3. Обзор методов финансовой поддержки лиц, обучающихся в высших учебных заведениях США
5.1.4. Образовательный кредит
5.1.5. Федеральный образовательный кредит Перкинса
5.1.6. Федеральный образовательный кредит Стаффорда
5.1.7. Федеральный кредит родителям студента
5.1.8. Частные кредиты
5.1.9. Образовательные стипендии и гранты
5.1.10. Образовательные гранты
5.1.11. Стипендии
5.1.12. Резюме
5.2. Система субсидирования и кредитования в Великобритании
5.2.1. Общая информация о системе образования
5.2.2. Стоимость обучения
5.2.3. Обзор методов финансовой поддержки лиц, обучающихся в высших учебных заведениях Англии
5.2.4. Образовательный кредит
5.2.5. Субсидии
5.2.6. Резюме
5.3. Система субсидирования и кредитования высшего образования в Скандинавских странах (на примере Швеции)
5.3.1. Общая информация о системе образования
5.3.2. Обзор методов финансовой поддержки лиц, обучающихся в высших учебных заведениях Швеции
5.3.3. Образовательный грант
5.3.4. Целевой образовательный кредит
5.3.5. Резюме
5.4. Общие выводы
6. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СУБСИДИРОВАНИЯ И КРЕДИТОВАНИЯ
7. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий аналитический отчет посвящен выявлению места субсидирования и кредитования в системе экономических методов поддержки обучающихся в высших учебных заведениях, проводящемуся в рамках проекта «Исследование и разработка системы экономических методов поддержки образования (субсидирования и кредитования)».
Согласно «Концепции модернизации образования на период до 2010 года», основной целью модернизации образования в России является создание механизмов устойчивого развития системы образования в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми тенденциями мирового развития. Одним из намеченных мероприятий является создание системы государственного образовательного кредитования и субсидирования для расширения возможностей получения детьми среднего и высшего профессионального образования и подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства. Растущий спрос на услуги высшего образования сталкивается в современном обществе с ограниченным предложением. Прежние методы финансирования оказываются не в состоянии обеспечить масштабную подготовку специалистов на высоком уровне. Это ставит перед системой высшего образования проблему создания таких механизмов финансирования, которые обеспечивали бы расширяющееся производство кадров высшей квалификации при рациональном использовании ресурсов общества и снижении масштабов перераспределительных процессов. Другими словами, на первый план, безусловно, выдвигается проблема эффективности использования средств, направляемых в систему образования государством, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями частной сферы и гражданами, а методы кредитования и субсидирования представляются эффективными способами решения данной проблемы. Данный проект и направлен на описание теоретических основ кредитования и субсидирования как методов экономической поддержки лиц, обучающихся в высших учебных заведениях.
Для достижения цели проекта в рамках первого этапа решались следующие задачи:
- Описан категориальный аппарат системы экономических методов поддержки образования;
- Описаны основные цели и задачи в области экономической поддержки образования;
- Разработаны основные принципы системы субсидирования и кредитования физических лиц, обучающихся в высших учебных заведениях;
- Разработаны критерии и условия эффективности субсидирования и кредитования физических лиц, обучающихся в высших учебных заведениях;
- Проведен анализ опыта ряда ведущих зарубежных стран (США, Великобритании и Швеции) по применению субсидирования и кредитования.