ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И УСТРАНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (EUROPEAID/114008/C/SV/RU)
Москва, 2005
Авторы: Буев В.В., Белов А.С., Грот В.В., Мигин С.В., Шестоперов О.М.
Авторские права принадлежат коллективу авторов.
Все права защищены.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Цели принятия Программы разработки технических регламентов и внесения в нее уточнений
1.1. Соотношение Программы разработки технических регламентов и системы технических регламентов
1.2. Технические регламенты как элементы системы
1.2.1. Цели принятия технических регламентов
1.2.2. Требования технических регламентов
1.2.3. Виды технических регламентов
1.2.3.2. Общие технические регламенты
1.2.3.3. Специальные технические регламенты
2. Основные направления формирования Программы разработки технических регламентов
2.1. Многокритериальные подходы к выбору объектов технического регулирования и формирования комплекса требований к выбранным объектам
2.2. Определение объектов технического регулирования, для которых будут разрабатываться первоочередные технические регламенты
2.2.1. Подходы по формированию предметных областей технических регламентов
2.2.2. Место оценки рисков в формировании системы технических регламентов
2.2.3. Анализ статистических данных поведения потенциально опасных объектов
2.2.4. Анализ прогнозов реализации опасностей объектов народного хозяйства
2.2.5 Предварительная оценка научно-технических возможностей снижения рисков
2.3 Учет интересов национальной экономики при формировании и внесении в Программу ежегодных уточнений
2.4. Учет уровня развития материально-технической базы экономики
2.5. Анализ уровня научно-технического развития
2.6. Учет международных норм и правилам в сфере технического регулирования
2.7. Анализ общественно-социальных аспектов безопасности
3. Создание многокритериального подхода к формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов
4. Учет экономических возможностей формирования программы разработки технических регламентов и/или внесения в нее изменений
5. Порядок формирования и внесения уточнений в Программу разработки технических регламентов
6. Обоснование предложений о необходимости внесения уточнений в программу разработки технических регламентов
7. Основные выводы
Приложение 1. Соотношение требований общих технических регламентов
Приложение 2. Минимально необходимый уровень требований, устанавливаемый общими техническими регламентами
Приложение 3. Зависимость уровня требований, предъявляемых к объекту технического регулирования от уровня риска причинения ущерба
Приложение 4. Зависимость уровня требований от уровня рисков
Приложение 5. Определение предметных областей
Приложение 6. Примерная схема сравнения выгод и издержек, вызванных реформой технического регулирования, применительно к отдельному рынку
Приложение 7. Анализ ситуации в области учета и статистических наблюдений случаев нанесения вреда и нарушения обязательных требований
Приложение 8. Федеральное государственное статистическое наблюдение по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федерации
Приложение 9. Федеральное государственное статистическое наблюдение о качестве проинспектированных потребительских товаров
Приложение 10 Федеральное государственное статистическое наблюдение об административных правонарушениях в сфере экономики
Список использованных источников
Сведения об организации
ВВЕДЕНИЕ
Цели проведения реформы технического регулирования состоят в том, чтобы обеспечить согласно требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон «О техническом регулировании»):
- защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества,
- охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Одним из главных способов достижения установленных Федеральным законом «О техническом регулировании» целей в масштабах всей страны является разработка системы технических регламентов. Обширность номенклатуры объектов технического регулирования, сложность возможных сценариев реализации опасных воздействий определяет необходимость создания комплексной системы технических регламентов, оптимально решающей совокупность задач технического регулирования в части задания и подтверждения соответствия требованиям безопасности. Однако ограниченность ресурсов и возможностей в создании такой системы делают возможным только поэтапное проведение таких работ. Кроме того, при оптимальном создании такой системы в силу поступательного движения научно-технического прогресса и повышения требований безопасности созданная система должна обновляться и модернизироваться.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Несмотря на важность обеспечения всех аспектов безопасности, определяющим для объектов технического регулирования является их функциональное назначение. Это означает, что в процессе создания системы технических регламентов многие определяющие факторы будут меняться независимо от решения задач безопасности. Отсюда следует необходимость как можно более частой корректировки этапов разработки общей системы технических регламентов. Для этого на основе анализа состояния отечественной экономики, ее материальной базы, научно-технических достижений, международных обязательств страны, а также финансирования этапа создания системы технических регламентов решается задача учета многокритериального влияния на формирование и ежегодное обновление Программы разработки технических регламентов.
Основой для данной публикации послужила работа, выполненная в 2004 году Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) для Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (МПЭ России). Авторы данной разработки выражают признательность директору Департамента технического регулирования и метрологии МПЭ России Глазатовой Марине Константиновне за ценные рекомендации и помощь, оказанную при подготовке настоящей публикации.