(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
«Завьяловский центр развития предпринимательства» (ЗЦРП) создан 13.03.2003 г. Администрацией Завьяловского района УР, УГФПМП и АНО «Бизнес инкубатор для поддержки малого и среднего предпринимательства».
Основные цели и задачи Центра определены в его Уставе:
- Поддержка создания и развития в Завьяловском районе рыночно ориентированных малых и средних предприятий.
- Оказание содействия органам местного самоуправления и государственного управления в реализации экономических и социальных программ.
- Концентрация материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления различных предпринимательских проектов.
- Создание достаточного количества рабочих мест.
Для достижения основных целей и задач Администрацией Завьяловского района был передан Центру в аренду имущественный комплекс пос. Березка бывшей воинской части. Имущественный комплекс имеет удобное расположение - не более 5 км от города между с. Завьялово и г. Ижевском рядом с асфальтовой дорогой на аэропорт. Объект имеет автобусное сообщение с городом.
Две площадки общей площадью 26 гектаров позволяют создание промышленной зоны с разветвленной инфраструктурой. Это первый в Удмуртской Республике опыт создания структуры поддержки малого предпринимательства на базе относительно крупного имущественного комплекса, что позволяет видеть перспективы развития этого объекта в направлении создания промышленной зоны смешанного типа - офисного, производственно-коммерческого, инновационно-технологического и культурно-досугового.
Имущественный комплекс, находящийся в распоряжении НП «Завьяловский центр развития предпринимательства» на правах льготной долгосрочной аренды, имеет на своей территории 29 зданий и сооружений. Это бывшие казармы воинской части столовая, медицинская часть, гаражи, склады, административное здание КРУ, спортзал, хранилища. Общая площадь крытых зданий и сооружений составляет 10500 кв. м. Ранее существовала коммунальная инфраструктура, заасфальтированные дороги и площадки. Водоснабжение осуществлялось скважиной с водопроводом. Существовала канализационная сеть. Электропитание городка осуществлялось через электроподстанцию, мощности которой делились на специальные сети для нужд военных (более мощная часть напряжением 127 вольт) и менее мощная - 450 киловатт для остальных нужд, в том числе и для жизнеобеспечения жилого сектора состоящего из тридцати семей. Жилой сектор так же использует канализацию и водопровод.
На момент организации ЗЦРП имущественный комплекс находился в запущенном разоренном состоянии. В 2003 году была проведена ревизия имущества, в ходе которой установлено, что эксплуатация зданий после закрытия военной части осуществлялось неудовлетворительно. Сохранность не была обеспечена. Практически все здания находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют ремонта и восстановления. Крыши текут, фундаменты подтоплены, фасады обвалились и т.д. Состояние зданий, сооружений и коммуникаций на сегодняшний день таково, что требуются комплексные ремонтно-восстановительные работы.
Центральное теплоснабжение разрушено, подводящие и внутренние тепловые сети разморожены. Для обогрева зданий пятью субарендаторами построены пять маломощных котельных работающих на угле и дровах. Три субарендатора имеют котельные, работающие на электричестве. Остальные здания не обогреваются. Поэтому первоначальной задачей является подводка газа и строительство небольших котельных для обогрева всех зданий.
Проведено обследование энергокоммуникаций промышленного сектора поселка, в ходе которого было выявлено, что водопровод сгнил, а канализация во избежание нарушения экологических норм требует срочного ремонта (колодцы затоплены и сломаны). Система отопления разрушена, все оборудование снято. Сети отопления разморожены и непригодны к эксплуатации. После простоя трубы окончательно проржавели. При отсутствии отопления происходит разрушение зданий и сооружений. Необходимо произвести расчет котлов для каждого корпуса в отдельности, организовать децентрализованное отопление спроектировав и смонтировав газовые сети поселка.
Кроме этого, разрушены слаботочные сети пожарной, охранной сигнализации и телефонные сети. Действует только одна телефонная линия. Необходимо уточнение планировки занимаемых помещений, на основании которых будут выполнены проекты сигнализации на каждый корпус. Подходящую линию связи необходимо отремонтировать (восстановить емкость, произвести перетяжку тросовой проводки).
В настоящее время на территории имущественного комплекса размещается около 20 фирм производственного, торгового и сервисного профиля. Профиль деятельности фирм, расположенных в Завьяловском центре, следующий.
- Производство погрузчиков.
- Производство копченой мясной продукции.
- Производство макаронных изделий.
- Производство мягкой мебели.
- Производство корпусной мебели.
- Производство пластиковых окон.
- Производство изделий для энергетики.
- Деревообработка.
- Коммунальные и бытовые услуги.
- Услуги охраны.
- Торговля строительными материалами.
- Производство декоративных стеновых покрытий.
- Монтаж алюминиевых конструкций.
- Швейное производство.
- Изготовление механизмов для сельского хозяйства.
- Ландшафтные работы и дизайн.
- Изготовление изотермических кузовов для автомобилей.
- Переработка вторичного сырья (бумаги, пластмасс).
- Производство и розлив газированных фруктовых напитков.
- Рекламная деятельность.
- Производство и проектирование оборудования для изготовления тары из ПЭТ.
- Высокотехнологическая окраска поверхностей порошковыми материалами (красками).
Общее количество занятых составляет свыше 350 человек.
В рамках объявленного 2003 году конкурса «Создание региональных Центров малого бизнеса» при поддержке Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства, Правительства и Президента Удмуртской Республики, была подготовлена и подана заявка по созданию на базе Некоммерческого партнерства «Завьяловский центр развития предпринимательства» - Удмуртского регионального центра поддержки предпринимательства (УРЦПП) на рассмотрение МАП России.
Среди основных целей проекта:
- Восстановление и благоустройство имущественного комплекса бывшего военного городка в Завьяловском районе УР.
-
Льготное размещение производственных и сервисных малых предприятий на территории имущественного комплекса, оказание им комплексных услуг по развитию бизнеса с использованием ресурсов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства УР.
-
Создание и развитие на территории имущественного комплекса на базе Управляющей компании - Некоммерческого Партнерства «Завьяловский центр развития предпринимательства» - Республиканского дома предпринимателя (РДП).
В результате осуществления проекта предполагается оказать реальную помощь не менее чем 40 производственным, торговым и сервисным предприятиям малого и среднего бизнеса УР в следующих вопросах 1) предоставление благоустроенного объекта инфраструктуры; 2) комплексная консультационная поддержка в развитии бизнеса и реализации предпринимательских проектов; 3) организация систематического обмена информацией, обучающих и просветительских мероприятий по вопросам предпринимательства, создание благоприятной предпринимательской среды.
Успешная реализация проекта позволит оказать реальное содействие удмуртским производственным, торговым и сервисным предприятиям в аспектах повышения эффективности производства, совершенствовании менеджмента, развитии кооперационных связей в пределах Удмуртской Республики, улучшения экономических показателей. Предлагаемый проект содействует развитию предпринимательства в Удмуртской Республике, деятельности производственных, торговых и сервисных предприятий малого и среднего бизнеса с точки зрения обеспечения их доступа к материально-техническим и финансовым ресурсам и тесного взаимодействия с региональной инфраструктурой развития предпринимательства. Широкое распространение положительного опыта проекта среди местных администраций и предприятий Удмуртской Республики откроет возможность развития этого опыта применительно к другим объектам УР и РФ.
Представляется, что решение, предлагаемое настоящим проектом, - как раз тот случай, когда многоцелевой крупный имущественный комплекс, высвободившийся в результате сокращения военного присутствия в Удмуртии ракетных войск и реструктуризации объектов собственности военного городка, может быть использован для целей развития малого предпринимательства в республике. Содержанием проекта должна стать разработка и реализация в режиме пилотирования эффективной модели хозяйственных отношений между создаваемым Центром поддержки предпринимательства и малых и средних предприятий производственного, торгового и сервисного профиля. Эта задача требует привлечения значительных ресурсов от всех участвующих в проекте сторон.
Приведенное выше описание позволяет говорить, что имущественный комплекс несмотря на неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений и коммуникаций, имеет достаточно высокую инвестиционную привлекательность. Для более полной реализации этого потенциала с пользой для экономики республики и конкретно Ижевска и Завьяловского района необходимы первоначальные инвестиции в восстановление зданий, сооружений и инфраструктуры и эффективное управление.
На основании Распоряжения Администрации Завьяловского района № 78-р от 10 июля 2003 г. заключен договор долгосрочной аренды земельного участка на двадцать пять лет между Управлением собственности администрации Завьяловского района УР и НП «Завьяловский центр развития предпринимательства». Тем самым обеспечены организационные предпосылки для планомерного восстановления и эффективного использования имущественного комплекса.
Кроме того, Центром получен кредит в размере 1,5 млн. руб. на восстановление энергетического хозяйства.
Чрезвычайно важным представляется донесение смысла и важности проекта до соответствующих министерств, ведомств и муниципальных органов управления. Важно продемонстрировать структурам, отвечающим за вопросы регионального развития, что подходы, реализованные на «микроуровне» (то есть на уровне конкретных объектов и имущественных комплексов), применимы с некоторой корректировкой и для решения вопросов планирования хозяйственных структур на региональном уровне. Это дает широкую перспективу для планирования и реализации новых проектов в области муниципального и регионального управления.
В настоящее время Минэкономразвития объявил, что состоится, в том числе «Создание сети бизнес-инкубаторов». Мы надеемся, что после получения соответствующих документов, примем участие в конкурсе, а возможно и получим необходимую финансовую помощь.
Хотелось бы, не отнимая времени у участников конференции, остановиться на наш взгляд на такой очень больной проблеме.
На сегодняшний день законодательством не защищены права арендаторов государственного и муниципального имущества. Так в случае внесения указанного имущества в план приватизации возникает реальная возможность того, что имущество, находившееся в пользовании арендатора, в улучшение которого им вложены значительные материальные средства, по итогам торгов и т.д. будет приобретено третьими лицами.
Считаем необходимым, на федеральном уровне, законодательно закрепить за арендатором первоочередное право приобретения имущества внесенного в план приватизации.
Предложение:
Внести дополнение (изменение) в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г, N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.).
Добавить статью № ________
-
«При приватизации государственного и муниципального имущества, находящегося в пользовании (аренде), первоочередным правом приобретения имущества обладает его арендатор».
-
«В случае если арендатор по каким-либо причинам отказался от предоставленного ему права, приватизация проходит в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ и действующим законодательством».
Зворыгин Валерий Борисович,
директор НП «Завьяловский центр развития предпринимательства»