МОСКВА, 2005
Автор: Смирнов Николай Валериевич, старший эксперт АНО «НИСИПП».
Оглавление
Введение.
1. Понимание роли антимонопольного регулирования.
2. Точки зрения на гармонизацию норм антимонопольного законодательства
3. Сущность гармонизации
4. Анализ гармонизации норм с точки зрения институционального проектирования.
5. Проверка гипотезы
Заключение
Список литературы.
Введение
Экономика Российской Федерации все больше интегрируется в мировую экономику, а вступление в ВТО является приоритетной задачей российских властей. В мае 2004 года завершились двусторонние переговоры с ЕС в рамках 13-ой встречи в верхах между ЕС и Россией, что представляет собой первый серьезный шаг к вступлению России в ВТО. В рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), ЕС и Российская Федерация взяли на себя обязательства по дальнейшей либерализации торговли. Важность и срочность улучшения инвестиционного климата и восстановления доверия инвесторов были определены в качестве приоритета российскими властями, и введение условий справедливой конкуренции признано ключевым приоритетом в этой области.
Согласно статье 55 «Сотрудничество в области законодательства» Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, «стороны признают, что важным условием для укрепления экономических связей между Россией и Сообществом является сближение законодательства. Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества». Процесс сближения законодательств распространяется, в частности, на правила конкуренции.
В целях развития торговли и инвестиционных операций между ЕС и Россией в соответствии с их взаимными интересами со стороны России предпринимаются шаги по дальнейшему сближению российских правил конкуренции с нормативами ЕС.
Настоящее исследование ограничивается рассмотрением правил конкуренции (антимонопольного законодательства) на товарных и финансовых рынках1 и анализирует экономический аспект их гармонизации с соответствующими нормами ЕС на примере проекта Федерального закона «О защите конкуренции» и соответствующих изменений в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
В рамках исследования проверяется основная гипотеза, которая состоит в том, что предполагаемые изменения эффективно достигают цели гармонизации норм антимонопольного законодательства. Под эффективностью достижения цели гармонизации стоит понимать максимальное в рамках необходимого сближение норм при максимальном повышении эффективности регулирования, вызванном или совпавшем с гармонизацией.
Первый параграф реферата посвящен описанию роли антимонопольного регулирования как одной из разновидностей государственного регулирования в различном понимании его роли. Далее рассматривается вопрос о выборе аспекта гармонизации норм антимонопольного законодательства с точки зрения цели проведения институциональных изменений (данный вопрос рассмотрен во втором параграфе). Третий параграф служит описанию сущности гармонизации. В четвертом параграфе производится попытка непосредственного экономического анализа гармонизации норм антимонопольного законодательства Российской Федерации. В качестве основного инструмента анализа используется технология институционального проектирования. В пятом параграфе осуществляется проверка основной гипотезы.
В заключении приведены основные выводы исследования.
1 Действующее законодательство в этих областях регулируется, соответственно, Законом РСФСР №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23.06.1999 №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».