Москва, 2004
Авторы: ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс"; ООО "Росэкспертиза"
Учебное пособие из серии, подготовленной экспертами проекта «Реформа бухгалтерского учета и отчетности II», который осуществляется в Российской Федерации при финансовой поддержке Европейского Союза. Данная серия посвящена Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МСФО). Пособия задуманы как серия материалов для профессиональных бухгалтеров, желающих самостоятельно получить дополнительные знания, информацию и навыки. Цель настоящего пособия – помочь специалистам изучить МСФО (IAS) 32 и МСФО (IAS) 39. МСФО (IAS) 32 регламентирует раскрытие информации о финансовых инструментах, а также устанавливает критерии их отнесения к категориям «долг» и «капитал», в то время как МСФО (IAS) 39 регулирует порядок признания, списания, оценки и учета хеджирования.
Два указанных стандарта содержат подробные методические указания по бухгалтерскому учету финансовых инструментов. Потребность в таких методических указаниях давно назрела, поскольку финансовые инструменты составляют значительную часть активов и обязательств многих компаний, особенно финансовых институтов.
Данные стандарты требуют от компаний сразу раскрывать в отчетности информацию о масштабах и последствиях использования ими финансовых инструментов, а не оставлять проблемы скрытыми.
В соответствии с МСФО (IAS) 39 производные финансовые инструменты должны отражаться по их справедливой или рыночной стоимости, а не по себестоимости.
Это позволяет исключить проблему, связанную с тем, что затраты на производные финансовые инструменты часто являются нулевыми или несущественными. Если производные инструменты оценивать по себестоимости, то они могут вообще не отражаться в бухгалтерском балансе и их успех (или неуспех) в снижении риска остается невидимым.
В то же время, оценка производных инструментов по справедливой стоимости позволяет продемонстрировать в отчетности их действенность и результативность в снижении риска.
1. Введение.
2. Сфера применения.
3. Глоссарий.
4. Пособие 4. Учет хеджирования.
5. Раскрытие информации.
6. Вопросы для самоконтроля (множественный выбор).
7. Ответы на вопросы.