Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Справка об анализе рынка потребительского и ипотечного кредитования

Файлы

Развитие потребительского кредитования наряду с ипотечным кредитованием и кредитованием малого бизнеса является одним из приоритетных направлений Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации.

При этом сектор потребительского кредитования в последнее время занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернулась жесткая конкурентная борьба, населению предлагаются различные кредитные продукты.

В связи с неоднократными обращениями физических лиц о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке потребительского и ипотечного кредитования ФАС России провела анализ состояния конкурентной среды на рынке потребительского и ипотечного кредитования за период 2001-2003гг. на региональных рынках потребительского и ипотечного кредитования в субъектах Российской Федерации. Анализ проведен в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на финансовых рынках, утвержденными приказом МАП России 31.03.2004 № 86.


Продуктовые границы рынка

Продуктовыми границами рынка потребительского кредитования являются услуги, предоставляемые физическим лицам в виде краткосрочных и среднесрочных ссуд в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Продуктовыми границами рынка ипотечного кредитования являются услуги, предоставляемые физическим лицам в виде долгосрочных ссуд под залог строительных объектов недвижимого имущества.


Географические границы рынка

Географическими границами рынка потребительского и ипотечного кредитования являются границы территорий субъектов Российской Федерации.


Институциональные границы рынка

Услуги потребительского и ипотечного кредитования предоставляются следующими организациями:

- кредитными организациями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации;

- филиалами и дополнительными офисами кредитных организаций, зарегистрированных на территории других субъектов Российской Федерации;

- ипотечными кооперативами граждан.

Потребителями услуг являются физические лица.

Потребительский кредит - это краткосрочная и среднесрочная ссуда, предоставляемая физическим лицам (потребителям) в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Ипотечный кредит - это долгосрочная ссуда под залог строительных объектов недвижимого имущества.


Анализ барьеров входа на рынок

  1. Барьер капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок услуг потребительского и ипотечного кредитования.

    Как следует из опроса руководителей и специалистов кредитных организаций, одним из самых существенных барьеров для входа на рынок потребительского и ипотечного кредитования являются высокие первоначальные капитальные вложения, необходимые для организации предоставления новых банковских продуктов и услуг.

    Такие затраты связаны, в первую очередь, с организацией программ кредитования, подбором и обучением специалистов, переоборудованием существующих площадей для оказания услуг по новым программам кредитования или арендой (покупкой) площадей для дополнительных офисов. Также при входе кредитной организации на данный рынок услуг необходимы значительные затраты на финансирование маркетинговых программ.

  2. Экономические ограничения.

    Самым существенным экономическим ограничением для развития рынка услуг потребительского и ипотечного кредитования, связанным с общим состоянием социально-экономического развития России, является низкая платежеспособность населения.

    Основным сдерживающим фактором является недостаток долгосрочной ресурсной базы для потребительского, а особенно ипотечного кредитования.

    В качестве других проблем выделяются низкая транспарентность заработка заемщиков, отсутствие их кредитных историй, что затрудняет оценку кредитных рисков.

  3. Административные и другие барьеры.

    Как отмечают кредитные организации, осуществляющие деятельность на рынке потребительского и ипотечного кредитования, определенными проблемами являются как несовершенство федерального законодательства, регулирующего вопросы ипотеки жилых помещений, в частности Федерального закона от 16.07.98 № 102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)», так и недостаточная эффективность системы судебного исполнения по вопросам обращения взыскания на заложенное имущество в случаях неисполнения заемщиком обязательств перед кредитором.

    Несмотря на существующие проблемы, рынок потребительского и ипотечного кредитования является быстрорастущим и высокорентабельным.


Состояние конкурентной среды на региональных рынках

По данным Банка России, в 2002 году прирост кредитов, выданных физическим лицам-резидентам по сравнению с 2001 годом составил 51,3%, а в последующие два года удваивался. По состоянию на 01.01.2005 объём потребительских кредитов составил 618,9 млрд. рублей.

По данным РБК.Рейтинг «Топ-300 самых потребительских банков за 10 месяцев 2004 года», на 01.11.2004 в пятерке лидеров на федеральном рынке потребительского кредитования находятся Сбербанк России (53,91%), Банк Русский Стандарт (5,37%), Хоум Кредит энд Финанс Банк (2,27%), Райффайзенбанк (2,04%), МДМ-Банк (1,35%).

В рамках анализа рынка услуг потребительского и ипотечного кредитования были рассчитаны коэффициенты рыночной концентрации: CR-3 и Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Справочно: Коэффициент рыночной концентрации (CR-3) рассчитывается как процентное отношение объема услуг потребительского и ипотечного кредитования, предоставленных тремя лидирующими финансовыми организациями, к общему объему услуг потребительского и ипотечного кредитования в границах субъекта Российской Федерации (нескольких субъектов Российской Федерации).

Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов процентных долей на региональном рынке каждого его участника. Соответственно, низко концентрированным является рынок при:

CR-3 < 35%;

HHI < 800.

Умеренно концентрированным является рынок при:

35% < CR-3 < 70%;

800

Высоко концентрированным является рынок при:

70% < CR-3 < 100%;

1800

Данные о состоянии конкуренции на региональных рынках потребительского и ипотечного кредитования в субъектах Российской Федерации представлены в таблице "Показатели рыночной концентрации на региональных рынках потребительского кредитования и ипотеки" (см. Приложения).


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Примечание:

Рынки потребительского и ипотечного кредитования в г.Москве и Московской области подробно не анализировались с учетом большого количества участников указанных рынков и высокой степени конкуренции на них.


Потребительское кредитование:

В субъектах Российской Федерации Центрального федерального округа, за исключением г.Москвы и Московской области рынки потребительского кредитования являются высоко концентрированными, конкуренция на них развита слабо. Лишь в Тульской области наблюдается трансформация рынка потребительского кредитования из высоко концентрированного в умеренно концентрированный.

В Белгородской, Ивановской, Калужской и Ярославской областях отмечается положительная тенденция к снижению уровня рыночной концентрации. Во Владимирской области, напротив, концентрация повышается.

Практически во всех регионах лидирующие позиции принадлежат Сбербанку России с долей от 46,5% в Тульской области до 96,8% в Воронежской области (по данным на 2003 год).

Исключение составляет Костромская область, где лидирует банк Центральное ОВК (66%). Следует отметить, что в 2001 году указанный банк не входил в тройку лидеров, в 2002 году - уже на втором месте (26,3%). ООО КБ Нерехтакомбанк, лидировавший в 2001 и 2002 году, в 2003 году занял второе место (17,8%).

В Белгородской, Курской, Орловской, Тамбовской и Ярославской областях доля Сбербанка России постепенно снижается. Во Владимирской и Рязанской областях наблюдается противоположная тенденция.


Ипотечное кредитование:

Рынки ипотечного кредитования в регионах Центрального федерального округа характеризуются как высоко концентрированные, за исключением г.Москвы и Московской области.

Лидирующие позиции в большинстве субъектов Российской Федерации занимает Сбербанк России, за исключением Белгородской, Владимирской областей, где лидируют ОАО Белгородская ипотечная корпорация (с долей 32,3%) и АКБ Московский индустриальный банк (с долей 80,7%) соответственно. Доля Сбербанка России на рынке ипотечного кредитования в 2003 году составляет от 52,6% в Рязанской области до 96% в Липецкой области.

На рынках ипотечного кредитования Брянской, Курской, Смоленской и Тамбовской областей присутствует только Сбербанк России. Отметим, что лидировавший в Белгородской области в 2001 году Сбербанк России (78,3%) постепенно утрачивал свои позиции: 2002 г. - второе место (31,6%), 2003 г. - третье место (24,8%). АКБ Московский индустриальный банк, уступивший в 2002 г. лидерство во Владимирской области Сбербанку России, восстановил позиции в 2003 г.

Следует отметить также существенный рост доли Сбербанка России на рынке ипотечного кредитования в Тульской области: с 0,7% в 2001 году до 75,7% в 2003 году.

Уменьшение коэффициента HHI в Белгородской, Калужской и Тульской областей свидетельствует о вхождении на рынок новых участников и об определенном оживлении конкуренции. Противоположные тенденции фиксируются в Тамбовской, Тверской и Ярославской областях.


СЕВЕРОЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Потребительское кредитование:

В субъектах Российской Федерации Северозападного федерального округа рынки потребительского кредитования являются высоко концентрированными, за исключением Республики Коми, рынок которой умеренно концентрирован. Следует также отметить, что умеренно концентрированный рынок г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области трансформируется в высоко концентрированный.

В Республике Коми, Калининградской и Новгородской областях отмечается положительная тенденция к снижению уровня рыночной концентрации.

Практически во всех регионах лидирующие позиции принадлежат Сбербанку России, за исключением Республики Коми, в которой лидирует Северный Народный Банк (28,3%). Доля Сбербанка России в 2003 году составляет от 60% на территории г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области и до 91,6% в Мурманской области.

В Калининградской и Новгородской областях доля Сбербанка России постепенно снижается (с 84% до 67,5% и с 72,3% до 64,4% соотственно). В Вологодской области, г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Псковской области наблюдается противоположная тенденция. В г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области Сбербанк России увеличил долю с 16,3% в 2001 году до 60% в 2003 году, в Псковской области с 43,1% в 2001 году до 82,2% в 2003 году.


Ипотечное кредитование:

Рынки ипотечного кредитования в регионах Северозападного федерального округа характеризуются как высоко концентрированные.

Лидирующие позиции в большинстве субъектов Российской Федерации занимает Сбербанк России, за исключением Республики Коми и Вологодской области, где лидируют ЗАО АБ «Газпромбанк» (с долей 69,2%) и ОАО «Севергазбанк» (с долей 80,7%) соответственно.

На рынках ипотечного кредитования Калининградской, Мурманской и Псковской областях в 2003 году присутствует только Сбербанк России. Сбербанк России на территории г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области увеличил свое присутствие с 16% в 2001 году до 68,6% в 2003 году, поднявшись на первое место.

Уменьшение коэффициента HHI в Архангельской области свидетельствует о вхождении на рынок новых участников и об определенном оживлении конкуренции на рынке. Противоположные тенденции фиксируются в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Новгородской области.


ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Потребительское кредитование:

В субъектах Российской Федерации Приволжского федерального округа рынки потребительского кредитования являются высоко концентрированными, за исключением Самарской области, в которой рынок трансформировался из высоко концентрированного в умеренно концентрированный.

В Оренбургской, Пензенской и Ульяновской областях отмечается положительная тенденция к снижению уровня рыночной концентрации. В Саратовской области наблюдается противоположная динамика.

Практически во всех регионах лидирующие позиции принадлежат Сбербанку России, за исключением Удмуртской Республики, Нижегородской и Самарской областей, где лидируют Банк Москвы (79,1%), АКБ «СОЮЗ» (63,7%) и Центральное ОВК (82,5%) соответственно. В 2003 году доли, принадлежащие Сбербанку России, составили от 22,4% в Самарской области до 92,5% в Республике Марий Эл.

В Удмуртской Республике Банк Москвы сменил ранее лидировавший Сбербанк России (88% в 2001 г., 88,8% в 20002 г). Аналогично, АКБ «СОЮЗ», занимал в Нижегородской области вторую позицию в 2001 году (37,5%), лидирует в 2002-2003 годах (64% и 63,7% соответственно).

В Кировской, Оренбургской, Пензенской, Самарской и Ульяновской областях доля Сбербанка России постепенно снижается. В Республике Мордовия и Чувашской Республике картина противоположная.


Ипотечное кредитование:

Конкуренция в субъектах Российской Федерации Приволжского федерального округа на рынке ипотечного кредитования развита слабо, рынки высоко концентрированны. Лишь в Самарской области наблюдается трансформация рынка ипотечного кредитования из высоко концентрированного в умеренно концентрированный.

Лидирующие позиции в части субъектов Российской Федерации занимает Сбербанк России. В Республиках Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Оренбургской, Самарской и Саратовской областях лидируют соответственно «Бин-Марий Эл» (71,6%), АКБ «Актив банк» (99,9%), АКБ «Чувашкредитпромбанк» (59,9%), ООО ИКБ «Русь» (53,2%), ОАО КБ «Солидарность» (31,3%) и ОАО «Газнефтьбанк» (97,2%). В 2003 году доли, принадлежащие Сбербанку России, составили от 44,6% в Нижегородской области и до 88,2% на территории Пермской области.

Сбербанк России на территории Пермской области стабильно увеличивал свою долю: 34,1% в 2001 году, 52,1% в 2002 году и 88,2% в 2003 году.

На рынках ипотечного кредитования Ульяновской и Пензенской областей присутствует только Сбербанк России и Внешторгбанк соотвественно.

Уменьшение коэффициента HHI в Чувашской и Удмуртской Республиках свидетельствует о вхождении на рынок новых участников и об определенном оживлении конкуренции. Противоположная тенденция в Пермской области, что говорит об усилении позиции лидера - Сбербанка России.


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Потребительское кредитование:

В субъектах Российской Федерации Южного федерального округа рынки потребительского кредитования являются высоко концентрированными, конкуренция развито слабо.

В Республике Северная Осетия - Алания, Краснодарском и Ставропольском крае отмечается положительная тенденция к снижению уровня рыночной концентрации.

Практически во всех регионах лидирующие позиции принадлежат Сбербанку России, за исключением Республик Адыгея, Дагестан и Северная Осетия - Алания, в которых лидируют АКБ «Новация» (67,2%), ЭНО (55,9%) и «Гамид» (38%) соответственно.

Доли Сбербанка России в 2003 году составили от 53,6% в Волгоградской области и до 90% в Ставропольском крае.

В Краснодарском и Ставропольском крае доля Сбербанка России постепенно снижается. В Кабардино-Балкарской Республике наблюдается противоположная тенденция: доля Сбербанка России увеличивалась с 58,9% в 2001 году до 82,2% в 2003 году. На территории Карачаево-Черкесской Республики услуги потребительского кредитования предоставляет только одна организация - Сбербанк России.


Ипотечное кредитование:

В Республиках Дагестан, Кабардино-Балкария и Северная Осетия - Алания ипотечные кредиты не предоставлялись.

На рынках ипотечного кредитования Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской Республики и Волгоградской области в 2003 году присутствует только Сбербанк России.

Рынки ипотечного кредитования в регионах Южного федерального округа характеризуются как высоко концентрированные. Лидирующую позицию в Ставропольской области занимает Сбербанк России (99,4%). В Краснодарском крае, Астраханской и Ростовской областях лидируют соответственно «Кубанский универсальный банк» (45,6%), «Связь-банк» (51,5%) и КБ «Донской Народный Банк» (51%).

«Кубанский универсальный банк» в 2001 году не предоставлял услуги ипотечного кредитования, в 2002 году доля, принадлежащая банку, составила 33,2%, далее в 2003 году банк занял лидирующую позицию, потеснив Сбербанк России. КБ «Донской Народный Банк», войдя на рынок ипотечного кредитования Ростовской области в 2003 году, сразу занял первое место.


УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Потребительское кредитование:

Рынки потребительского кредитования в Курганской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО высоко концентрированны.

В Свердловской и Челябинской областях отмечается положительная тенденция к снижению уровня рыночной концентрации: рынки от высоко концентрированных в 2001 году перешли к умеренно концентрированным в 2003 году. В Тюменской же области наблюдается противоположная тенденция: повышение уровня концентрации привело к переходу рынка от умеренно концентрированного к высоко концентрированному.

В Курганской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО лидирующие позиции занимает Сбербанк России.

В Свердловской и Челябинской областях лидируют Центральное ОВК (19,4%) и АКБ «Челиндбанк» (29,6%) соответственно.


Ипотечное кредитование:

Рынки ипотечного кредитования в регионах Уральского федерального округа характеризуются как высоко концентрированные.

Лидирующие позиции во всех субъектах Российской Федерации занимает Сбербанк России.

Доля Сбербанка России в 2003 году составляет от 37,6% в Ханты-Мансийском АО до 98,2% на территории Курганской области.

В Тюменской области и Ханты-Мансийском АО отмечается также снижение уровня рыночной концентрации.


СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Потребительское кредитование:

В субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа рынки потребительского кредитования характеризуется как высоко концентрированные.

В Республике Алтай, Красноярском крае, Кемеровской и Томской областях наблюдается динамика снижения уровня рыночной концентрации. В Омской области, напротив, концентрация повышается.

Практически во всех регионах лидирующие позиции занимает Сбербанк России, за исключением Республики Тыва, Томской и Читинской областей, где лидирующее положение занимает Центральное ОВК (57,6%, 44,5% и 53,3% соответственно), и Республики Алтай, где лидирующая позиция принадлежит АКБ «Ноосфера» (42,4%).

В Республике Хакасия, Таймырском (Долгано-Ненецком) АО, Красноярском крае, Иркутской и Кемеровской областях доля Сбербанка России постепенно снижается. В Республике Бурятия, Алтайском крае, Новосибирской области наблюдается противоположная тенденция.

На территории Эвенкийского административного округа услуги потребительского кредитования предоставляет только одна организация - Сбербанк России.

Следует отметить, что за период 2001-2003 гг. доля Сбербанка России в Новосибирской области увеличилась с 15,7 до 67,7%, соответственно Сбербанк России переместился с третьего места на первое. В Томской и Читинской областях банк Центральное ОВК оттеснил Сбербанк России на второе место.


Ипотечное кредитование:

Рынки ипотечного кредитования в регионах Сибирского федерального округа характеризуются как высоко концентрированные.

Лидирующие позиции в большинстве субъектов Российской Федерации занимает Сбербанк России, за исключением Новосибирской области, где лидирует ЗАО КБ «Газпромбанк», доля которого составила 90,5%.

На рынках ипотечного кредитования Республик Алтай, Бурятия, Тыва и Эвенкийского АО присутствует только Сбербанк России.

Уменьшение коэффициента HHI в Республике Хакасия, Кемеровской и Томской областях свидетельствует о вхождении на рынок новых участников и об определенном оживлении конкуренции.

В Таймырском (Долгано-Ненецком) АО ипотечное кредитование ни одна организация не осуществляла.

Доля Сбербанка России составила от 57,4% на территории Томской области до 99% в Красноярском крае в 2003 году.


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Потребительское кредитование:

В субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа рынки потребительского кредитования являются высоко концентрированными. Лишь в Камчатском крае и Корякском АО рынок приближен к умеренно концентрированному.

Практически во всех регионах лидирующие позиции принадлежат Сбербанку России, за исключением Приморского края и Магаданской области, в которых лидируют Внешторгбанк (74,2%) и АКБ «Дальневосточное ОВК» (74,9%) соответственно.

В Амурской области доля Сбербанка России постепенно снижается (с 90,3% до 63,5%). В Республике Саха наблюдается противоположная тенденция (увеличение с 69,9% до 87,7%).


Ипотечное кредитование:

Рынки ипотечного кредитования в регионах Дальневосточного федерального округа характеризуются как высоко концентрированные, кроме Хабаровского края, где рынок трансформировался из высоко концентрированного в 2001 году в умеренно концентрированный в 2003 году.

Лидирующие позиции в большинстве субъектов Российской Федерации занимает Сбербанк России, за исключением Сахалинской области, Приморского и Хабаровского края, где лидируют ОАО «ТКР-БВТ» (53,8%), ОАО «Примсоцбанк» (63,7%) и Далькомбанк (34,2%) соответственно.

Доля ОАО «Примсоцбанк» за период 2001-2003 гг. уменьшилась с 91,9% до 63,7%.

На рынках ипотечного кредитования Магаданской области, Еврейского АО, Камчатского края и Корякского АО, Республики Саха присутствует только Сбербанк России.

В Чукотском АО ипотечные кредиты не предоставлялись.

Уменьшение коэффициента HHI в Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях свидетельствует о вхождении на рынок новых участников и об определенном оживлении конкуренции на рынке.


Тарифная политика

Тарифы по потребительским и ипотечным кредитам устанавливаются кредитными организациями с учетом различных факторов: стоимость привлеченных ресурсов, произведенных затрат, срока предоставления кредита, наличия залога и поручителей и т.д.

Вместе с тем практика предоставления потребительских и ипотечных кредитов зачастую основывается на неконкурентных принципах.

Не являются редкостью случаи введения заемщиков в заблуждение относительно реальной стоимости полученных ими потребительских кредитов.

Реальная стоимость кредита (с учетом всех комиссий и платежей) существенно превышает заявленный в публичной оферте отдельных кредитных организаций процент по кредиту. То есть речь идёт о наличии скрытых комиссий и других дополнительных расходов, о которых заемщик надлежащим образом не информирован.

Таким образом, недостаточное раскрытие информации об условиях предоставления кредита вводит в заблуждение заемщиков относительно полной стоимости данной услуги банков.

Используя упомянутую практику, банки могут получать необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке банковских услуг, препятствуя выходу на рынок финансовых услуг другим кредитным организациям, готовым на условиях открытости и достоверности осуществлять деятельность по потребительскому кредитованию населения и честно заявлять клиентам полную стоимость услуги потребительского кредитования. При этом такие действия могут причинить убытки другим финансовым организациям.

Вместе с тем статья 15 Федерального закона от 23.06.99 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» запрещает недобросовестную конкуренцию на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается, в том числе, в распространении неточных, недостоверных сведений, способных причинить убытки другим финансовым организациям.

В целом, видится три основных направления решения рассматриваемой проблемы в сфере потребительского кредитования:

- пресечение фактов недобросовестной конкуренции в рамках рассмотрения административных дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;

- выработка стандартов раскрытия информации о потребительских кредитах;

- законодательное урегулирование вопросов, связанных с обеспечением надлежащего информирования кредитными организациями населения об условиях предоставления потребительских кредитов.

В настоящее время ФАС России совместно с Банком России разрабатывает рекомендации кредитным организациям по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов, направленные на защиту конкуренции на рынке финансовых услуг, повышение прозрачности деятельности кредитных организаций, формирование более полного представления населения об услугах кредитных организаций, повышения доверия к ним.

Кроме того, Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России разрабатывает проект федерального закона «О потребительском кредите», направленного на регулирование отношений, возникающих между потребителями и кредиторами при предоставлении потребительского кредита, установление прав потребителей на получение достоверной информации об условиях потребительского кредита.


Показатели рыночной концентрации на региональных рынках потребительского кредитования и ипотеки (Приложения (MS Exel, 146 Kb))


Управление по контролю и надзору на рынке финансовых услуг ФАС России
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости