Москва, 2004
Список исполнителей:
Буев Владимир Викторович – президент АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
Шеховцов Алексей Олегович – вице-президент АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
Шестоперов Олег Михайлович – генеральный директор АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
Литвак Евгений Геннадьевич – первый заместитель генерального директора АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
Мигин Сергей Владимирович – старший эксперт АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
Смирнов Николай Валерьевич – эксперт АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
Чепуренко Александр Юльевич – генеральный директор АНО «Российский независимый институт социальных и национальных проблем»
Калинко Олег Александрович – эксперт АНО «Российский независимый институт социальных и национальных проблем»
Окунев Иван Иванович – генеральный директор ООО «НПП Компьютерные технологии»
Булыгин Евгений Александрович – заместитель генерального директора ООО «НПП Компьютерные технологии»
Окунев Александр Иванович – юридический консультант ООО «НПП Компьютерные технологии»
Плетнев Борис Николаевич – заместитель генерального директора ООО «НПП Компьютерные технологии»
Шмыглев Владимир Дмитриевич – заместитель генерального директора ООО «НПП Компьютерные технологии»
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ИДЕНТИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
1.1. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ИДЕНТИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1.1. Основные характеристики функционирующих в зарубежных странах систем персонального учета населения
1.1.1.1 Основные функции систем персонального учета населения
1.1.1.2 Данные, содержащиеся в системах персонального учета населения
1.1.1.3 Уникальные идентификационные номера граждан
1.1.1.4 Персональные идентификационные карты
1.1.1.5 Архитектура систем персонального учета населения
1.1.1.6 Нормативное регулирование систем
1.1.1.7. Объемы информации, обрабатываемой системами персонального учета населения
1.1.2. Опыт отдельных стран построения и использования систем персонального учета и идентификации физических лиц
1.1.2.1. США
1.1.2.2. Швеция
1.1.2.3. Финляндия
1.1.2.4. Франция
1.1.2.5. Ирландия
1.1.2.6. Австрия
1.1.2.7. Венгрия
1.1.2.8. Литва
1.1.2.9. Эстония
1.1.2.10. Применение идентификации физических лиц в других странах
1.1.2.11. Опыт стран СНГ в идентификации физических лиц
1.1.3. Выводы
1.2. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
1.2.1. Основные принципы ведения кадастров объектов недвижимости в зарубежных странах
1.2.2. Опыт отдельных стран построения и использования систем учета и идентификации объектов недвижимости
1.2.2.1. Система Торренса регистрации землевладений в Австралии
1.2.2.2. Автоматизация кадастра и поземельной книги в Австрии
1.2.2.3. Ведение кадастра недвижимости в Германии
1.2.2.4. Реестр недвижимой собственности в Дании
1.2.2.5. Кадастровая система Испании и фискальный кадастр недвижимости территории Навары (провинция Испании)
1.2.2.6. Развитие геоинформационных систем Казахстана
1.2.2.7. Кадастровая реформа в провинции Квебек (Канада)
1.2.2.8. Земельно-кадастровые и регистрационные системы в разных штатах США
1.2.2.9. Ведение кадастровых работ во Франции
1.2.2.10. Регистрация недвижимости в Швеции
1.2.2.11. Описание информационной системы учета недвижимости Эстонии
1.2.3. Выводы
2. АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИЗМЕНЕНИЮ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ УЧЕТ И ИДЕНТИФИКАЦИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
2.1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ УЧЁТА (РЕГИСТРАЦИИ) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1.1. Современная ситуация в области ведения учета населения в Российской Федерации
2.1.2. Системы ведения персонального учёта населения в Российской Федерации
2.1.2.1. Регистрация в системе пенсионных фондов
2.1.2.2. Регистрация по месту жительства, а также регистрация факта изменения гражданства
2.1.2.3. Регистрация граждан, обладающих избирательным правом (ГАС «Выборы»)
2.1.2.4. Регистрация граждан, имеющих статус военнообязанных
2.1.2.5. Регистрация налогоплательщиков
2.1.2.6. Регистрация в органах социального обеспечения
2.1.2.7. Регистрация в системе здравоохранения
2.1.2.8. Регистрация в органах записи актов гражданского состояния
2.1.2.9. Другие системы сбора персональных данных
2.1.3. Предложения по изменению нормативно-правового регулирования вопросов учета физических лиц в части применения идентификационных номеров
2.1.3.1. Разработка и принятие нормативно-правовых актов федерального уровня, регламентирующих основы использования и присвоения персональных идентификаторов.
2.1.3.2. Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее существующие системы учета физических лиц.
2.2. АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ИЗМЕНЕНИЮ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ УЧЕТ И ИДЕНТИФИКАЦИЮ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
2.2.1. Основные понятия и категории
2.2.2. Системы ведения учета и регистрации объектов недвижимости в Российской Федерации
2.2.2.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним
2.2.2.2. Государственный кадастровый учет земельных участков
2.2.2.3. Государственный технический учет объектов градостроительной деятельности
2.2.2.4. Регистрация опасных производственных объектов
2.2.2.5. Государственный учет объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
2.2.2.6. Государственный учет объектов размещения отходов (часть государственного кадастра отходов)
2.2.2.7. Государственный учет поверхностных и подземных вод
2.2.2.8. Государственный учет месторождений и проявлений полезных ископаемых
2.2.2.9. Государственный учет лесного фонда
2.2.2.10. Государственный учет налогоплательщиков
2.2.2.11. Учет федерального имущества
2.2.2.12. Государственный градостроительный кадастр
2.2.2.13. Реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть
2.2.2.14. Учет особо охраняемых природных территорий
2.2.3. Классификация основных информационных ресурсов (баз данных), содержащих сведения об объектах недвижимости
2.2.4. Описание основных информационных ресурсов, хранящих данные об объектах недвижимости
2.2.4.1. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2.2.4.2. Единый государственный реестр земель
2.2.4.3. Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности
2.2.4.4. Государственный реестр опасных производственных объектов
2.2.4.5. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
2.2.4.6. Государственный реестр объектов размещения отходов (часть государственного кадастра отходов)
2.2.4.7. Государственных кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
2.2.4.8. Единый государственный реестр налогоплательщиков
2.2.4.9. Реестр федерального имущества
2.2.4.10. Государственный градостроительный кадастр
2.2.4.11. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
2.2.5. Проблемы ведения баз данных и подходы к созданию интегрированной системы государственных информационных ресурсов, содержащих данные об объектах недвижимости
2.2.6. Предложения по изменению нормативно-правового регулирования вопросов учета объектов недвижимости в части применения идентификационных номеров записей
3. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ИДЕНТИФИКАТОРА ДЛЯ КАЖДОГО КЛАССА ДАННЫХ
3.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИДЕНТИФИКАТОРА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ВО ВСЕХ СИСТЕМАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА
3.1.1. Обоснование возможности использования идентификатора персональных данных во всех системах персонального учета
3.1.2. Оптимальная структура ИПД
3.1.2.1. Вычисляемый говорящий ИПД
3.1.2.2. Невычисляемый ИПД
3.1.2.3. Вычисляемый неговорящий ИПД
3.1.3. Предлагаемая структура ИПД
3.1.4. Методика присвоения ИПД
3.1.4.1. Актуализация первичных идентификационных данных в ГРН, содержащемся в репозитории
3.1.4.2. Процедура смены ИПД
3.1.4.3. Принципы идентификации физических лиц. Минимизация влияние ошибок ведения БД АС учета населения
3.2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
3.2.1. Обоснование возможности использования единой системы унификации данных для объектов недвижимости
3.2.2. Цель создания системы универсальной идентификации объектов недвижимости
3.2.3. Определение оптимальной структуры создаваемой системы идентификации объектов недвижимости
3.2.4. Уточнение формы идентификатора и методика его присвоения
3.2.5. Интеграция существующих баз данных
3.2.6. Основные мероприятия по внедрению системы и ожидаемые результаты
4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ
4.1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИДЕНТИФИКАТОРА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В СУЩЕСТВУЮЩИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ
4.2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ИНТЕГРАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, СОДЕРЖАЩИХ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ И ДАННЫЕ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕДВИЖИМОСТИ
5.1. ТРЕБОВАНИЯ ПО ИНТЕГРАЦИИ К КОДИФИКАТОРАМ
5.2. АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИС
5.2.1. Внутриведомственная иерархия (вертикальное взаимодействие)
5.2.2. Межведомственное взаимодействие (горизонтальное взаимодействие)
5.2.3. Использование кодификаторов третьей стороны
5.3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ИС
5.4. ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ИС
5.5. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ ИС
5.6. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС
5.7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС
5.8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС
5.9. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС
5.10. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС (ОБЩЕСИСТЕМНОЕ И ПРИКЛАДНОЕ)
5.11. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ИС
5.12. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ИС
5.13. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС
5.14. ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС
5.15. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС
5.16. НАДЕЖНОСТЬ ИС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, СОДЕРЖАЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕДВИЖИМОСТИ 312
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО УЧЕТУ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ 337
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СХЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 338
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 339
Одной из важнейших задач при реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)» (далее – ФЦП «Электронная Россия») является создание благоприятных условий для оказания государством качественных услуг населению и бизнесу с помощью применения в деятельности органов государственной власти информационно-коммуникационных технологий.
Для реализации указанной задачи, помимо оснащения органов государственной власти компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, необходимо создание и поддержание на должном уровне государственных информационных систем, содержащих информацию для решения первоочередных социально-экономических задач, содержащихся в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003–2005 годы), утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р.
Ввиду ограниченности бюджета ФЦП «Электронная Россия», а также с целью наиболее эффективного использования бюджетных средств для решения указанной задачи целесообразно максимально эффективно использовать уже существующие и функционирующие в органах власти информационные ресурсы, аккумулирующие информацию о физических лицах, объектах недвижимости (ГАС «Государственный регистр населения», ГАС «Выборы», Единый государственный реестр прав и других).
В настоящее время в Российской Федерации существует большое количество разрозненных и не согласованных между собой баз данных (реестров, кадастров, регистров и т.д.), содержащих различную учетную информацию о физических лицах и объектах недвижимости (далее – информационные ресурсы). Так, информация о физических лицах в том или ином объеме содержится в более чем 18 базах данных, об объектах недвижимости – не менее 15. Как правило, данные информационные ресурсы ведутся различными государственными (муниципальными) органами власти и организациями для выполнения возложенных на них отдельных функций. В результате в данных информационных ресурсах содержится ограниченный объем информации по определенному числу физических лиц или объектов недвижимости – т.е. полного охвата всей массы объектов учета, даже по минимально необходимому для идентификации объекта учета перечню информации, ни одна из ведомственных баз данных обеспечить не может.
Недостатком существующих в России государственных информационных систем, содержащих данные о физических лицах, объектах недвижимости является то, что ни одна из систем не содержит информацию обо всех объектах учета своего класса; информация в различных источниках хранится в разных форматах, что затрудняет ее совместное использование; информация часто многократно дублируется. То есть данные государственные информационные ресурсы являются несогласованными как по форме представления данных, так и по способам их учета.
В результате проведенных в ходе реализации ФЦП «Электронная Россия» исследований среди федеральных органов исполнительной власти было установлено, что 95% информации, хранящейся в государственных информационных ресурсах, используются сугубо для внутренних ведомственных целей и только лишь 5% информации используется для межведомственного взаимодействия.
Таким образом, можно отметить следующее:
1. Для повышения качества государственных услуг населению и решения ряда социально-экономических задач необходим межведомственный информационный обмен данными о физических лицах и объектах недвижимости.
2. С целью максимального использования существующих наработок органов власти, повышения эффективности эксплуатации систем учета физических лиц и объектов недвижимости, сокращения бюджетных издержек на обеспечение функционирования систем необходимо создать механизм доступа к существующим ведомственным базам данных и обеспечить их взаимодействие между собой и синхронизацию данных.
3. Для решения проблемы гармонизации существующих баз данных и возможного в дальнейшем создания объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР) с помощью которых возможно будет иметь эффективный доступ к любым государственным информационным ресурсам, – необходимо решить проблему кодификации данных: о физических лицах и объектах недвижимости.
В этой связи разработка подходов и предложений, направленных на совершенствование идентификационной системы в Российской Федерации, приобретает особую актуальность.
Необходимо отметить также зарубежный опыт решения проблем интеграции различных информационных систем, содержащих данные о физических лицах и объектах недвижимости. Можно сделать вывод, что опыт многих государств в части унификации данных может быть эффективно изучен и применен для построения объединенных государственных информационных ресурсов в Российской Федерации.
Для выполнения поставленных задач и достижения основной цели данного исследования был собран, обобщен и проанализирован опыт целого ряда зарубежных стран по построению систем учета физических лиц и объектов недвижимости, в том числе изучены используемые в этих системах подходы к унификации и идентификации данных, проанализирована действующая в Российской Федерации нормативная правовая база, намечены направления ее изменения в сторону создания системы однозначной идентификации данных о физических лицах и объектах недвижимости, а также определены последовательность и сроки осуществления мероприятий по созданию системы.