Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом “ФОРА”. Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.
Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр
В целях завершения административной реформы Правительство в апреле издало большое количество постановлений, направленных на определение функций министерств и ведомств. Министерству экономического развития и торговли РФ переданы функции упраздненного Министерства по антимонопольной политике по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере предпринимательства и малого бизнеса. Вновь образованная Федеральная антимонопольная служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе и др.
Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет контроль и надзор на финансовых рынках, а также в отношении товарных бирж. В частности, осуществляет надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций и т.д.
Между тем, проводимая реорганизация и неопределенность в кадровых вопросах негативно сказываются на текущей деятельности министерств и ведомств. Так, например, Министерство финансов РФ временно приостановило выдачу лицензий на осуществление аудиторской деятельности на период проведения организационных мероприятий в структуре федеральных органов исполнительной власти, не соблюдаются сроки, установленные для разработки и внесения налоговых законопроектов.
В рамках административной реформы Правительство также издало Постановление, которым упразднило большинство координационных и совещательных органов, образованных Правительством РФ, в том числе, Правительственную комиссию по выдаче разрешений на использование наименований “Россия”, “Российская Федерация”.
Налоговая система
В апреле Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу лишь законопроекты, касающиеся увеличения налогового бремени (поправки, увеличивающие ставки акцизов и таможенных пошлин на нефть), остальные законопроекты, обсуждавшиеся на заседании Правительства 8 апреля, до сих пор находятся на стадии доработки и пока еще не внесены в Государственную Думу.
Принятые нормативные правовые акты
- Приказ МНС РФ от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-04/284 “Об отмене приказов МНС России от 29.11.2000 № БГ-3-08/415, от 05.03.2001 № БГ-3-08/73”
Размещен на сайте Министерства РФ по налогам и сборам в Internet (
http://www.nalog.ru).- Отменены Методические рекомендации о порядке применения главы 23 “Налог на доходы физических лиц”.
Банковская деятельность
В апреле Центральный Банк издал большое количество нормативных актов, часть из них направлена на реализацию положений Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”.
Для деятельности микрофинансовых организаций наиболее важным из принятых документов является Положение ЦБ РФ № 254-П, устанавливающее порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам. По мнению должностных лиц Центрального банка, издание данного Положения должно стимулировать кредитование малого бизнеса. Положение предоставляет банкам возможность оценивать качество кредита не только по залогу, но и по другим основаниям. Помимо этого предусмотрена возможность формирования так называемого портфеля малых ссуд, что в результате снизит трудозатраты банков по ведению отдельных досье по каждому кредиту.
Принятые нормативные правовые акты
- Телеграмма ЦБР от 2 апреля 2004 г. № 37-Т
Опубликована в “Вестнике Банка России” от 7 апреля 2004 г. № 21.
- Установлен рублевый эквивалент уставного капитала во втором квартале 2004 г. который должен составлять:
- для создаваемых банков и действующих кредитных организаций, ходатайствующих о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций и небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка - не менее 174 002 500 рублей;
- для создаваемых небанковских кредитных организаций - не менее 17 400 250 рублей.
- Указание ЦБР от 1 апреля 2004 г. № 1416-У “О порядке составления и представления банками отчетности об остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 апреля 2004 г. Регистрационный № 5751.
- Установлена форма банковской отчетности об остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады, а также порядок ее составления и представления банками.
- Указание ЦБР от 1 апреля 2004 г. № 1417-У “О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 апреля 2004 г. Регистрационный № 5745.
- В соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц, банк, включенный в систему страхования вкладов, обязан обеспечить учет своих обязательств перед вкладчиками и сформировать на любой день реестр обязательств.
- В данном Указании установлены:
- порядок учета обязательств банка перед вкладчиками - физическими лицами;
- форма реестра обязательств банка перед вкладчиками;
- порядок его формирования.
- Положение ЦБР от 26 марта 2004 г. № 254-П “О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2004 г. Регистрационный № 5774.
Вступает в силу с 1 августа 2004 г.
- Установлен порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, а также особенности осуществления Банком России надзора за его соблюдением.
- Ссуды классифицируются на основании профессионального суждения в одну из пяти категорий качества, введена дополнительная категория “проблемные ссуды” - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов).
- Обеспечением по ссуде признается обеспечение в виде залога, банковской гарантии, поручительства, гарантийного депозита (вклада). Ранее действовавшая Инструкция № 62а предусматривала в качестве критерия для оценки кредита только залог.
- Установлена возможность формирования портфеля однородных ссуд, каждая из которых незначительна по величине. Кредитные организации самостоятельно определяют признаки однородности и незначительности величины ссуд.
- Приведен примерный перечень источников информации, которые кредитная организация может использовать для анализа финансового положения заемщика в момент выдачи ссуды.
Финансовый и налоговый контроль
18 июня 2004 года вступит в силу Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”, положения которого направлены на либерализацию валютного законодательства. В целях приведения нормативной базы в соответствие с федеральным законом, Центральный банк издал указания, определяющие:
- условия открытия физическими лицами счетов в иностранных банках стран, не входящих в состав ОЭСР или ФАТФ;
- максимальную сумму, которые граждане могут перечислять заграницу без открытия счета в российском банке.
Данные указания вступят в силу одновременно с законом.
Принятые нормативные правовые акты
- Указание ЦБР от 30 марта 2004 г. № 1411-У “Об открытии физическими лицами - резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 апреля 2004 г. Регистрационный № 5732.
Вступает в силу с 18 июня 2004 г.
- Установлен порядок открытия гражданами рублевых и валютных счетов в банках стран, не являющихся участниками ОЭСР и ФАТФ, и рублевых счетов в банках стран – участниц ОЭСР и ФАТФ.
- Такие счета можно открывать только после их предварительной регистрации в налоговых органах по месту учета физического лица. Порядок регистрации счета должен быть утвержден Правительство РФ. Ранее, чтобы открыть подобные счета граждане должны были получить разрешение в Центральном банке РФ.
- Указание ЦБР от 30 марта 2004 г. № 1412-У “Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 апреля 2004 г. Регистрационный № 5730.
Вступает в силу с 18 июня 2004 г.
- Физические лица имеют право осуществлять переводы в иностранные банки без открытия банковского счета в российском банке, в пределах 5000 долларов США в течение одного операционного дня. В настоящее время лимит на перевод денег физическими лицами из РФ в иностранные банки, без открытия счета в российском банке, составляет 2000 долларов США.
- Постановление Фонда социального страхования РФ от 23 марта 2004 г. № 27 “Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 апреля 2004 г. Регистрационный № 5752.
- Утвержден порядок регистрации юридических и физических лиц в качестве страхователей и снятия их с учета.
- Юридические лица одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию.
- Регистрация физических лиц осуществляется на основании заявлений по приводимым формам, представляемых физическим лицом - в срок не позднее 10 дней со дня заключения с первым из нанимаемых работников трудового договора (контракта) либо соответствующего гражданско-правового договора.
- Постановление Фонда социального страхования РФ от 17 марта 2004 г. № 24 “Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2004 г. Регистрационный № 5709.
Опубликовано в “Российской газете” от 20 апреля 2004 г. № 82, в “Российской газете” от 23 апреля 2004 г. № 86.
- Утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам. Ранее действовавшие Методические рекомендации признаны утратившими силу.
- Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения Фонда.
- Проверки проводятся в соответствии с квартальными планами, утверждаемыми руководителем отделения Фонда, при их составлении учитываются следующие критерии отбора страхователей для проверки:
- периодичность – проводятся не реже одного раза в три года;
- величена расходов, осуществленных страхователем в проверяемом периоде;
- суммы, полученные от отделения Фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию и др.
- Срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения, но не может превышать двух месяцев.
- Постановление Фонда социального страхования РФ от 22 марта 2004 г. № 26 “О внесении изменений и дополнений в Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 апреля 2004 г. Регистрационный № 5757.
Опубликовано в “Российской газете” от 28 апреля 2004 г. № 89.
- Исполнительный орган ФСС обязан уведомить страхователя о неисполнении им обязанностей по предоставлению отчетности и необходимости устранения нарушений, связанных с ее оформлением, не позднее следующего рабочего дня со дня поступления расчетной ведомости.
- Методические указания дополнены новыми пунктами, согласно которым:
- взыскание недоимки по страховым взносам со страхователя - юридического лица осуществляется исполнительным органом Фонда в бесспорном порядке, а со страхователя - физического лица осуществляется в судебном порядке;
- на основании решения о привлечении страхователя к ответственности исполнительный орган Фонда направляет страхователю требование об уплате штрафной санкции. Если страхователь добровольно не уплатил суммы штрафов в установленный срок, исполнительный орган Фонда обращается в суд с исковым заявлением о взыскании штрафов.
Гражданское законодательство
Государственная Дума приняла в первом чтении проект поправок в КоАП РФ, согласно которым, предлагается:
- установить административную ответственность за незаконное нахождение иностранных граждан на территории РФ;
- установить повышенный размер штрафа, налагаемого на работодателя за нарушение правил привлечения и использования иностранных граждан в качестве работников и др.
Принятые нормативные правовые акты
- Федеральный закон от 6 апреля 2004 г. № 17-ФЗ “О внесении изменения в статью 42 Федерального закона “Об акционерных обществах”
Вступает в силу с 1 июля 2004 г.
- Определено понятие “чистой прибыли”, за счет которой выплачиваются дивиденды.
- Источником выплаты дивидендов является чистая прибыль общества - прибыль после налогообложения, определяемая по данным бухгалтерской отчетности.
Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:
- Проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”
Внесен депутатом ГД РФ Н.А. Овчинниковым.
Принят в первом чтении.