Январь 2003 года
Автор: Шестоперов О.М.
АНО “ИКЦ “Бизнес-Тезаурус”
e-mail olshest@nisse.ru
1. Зарубежный опыт взимания платы за аккредитацию
Китай (China National Accreditation Board for Certifiers)
Швеция (Swedish Board for Accreditation and Conformity Assessment, SWEDAC)
Ирландия (The Irish National Accreditation Board, NAB)
Сингапур (Singapore Accreditation Council)
2. Российский опыт (порядок оплаты работ по аккредитации в системе ГОСТ Р)
3. Выводы
Предлагаемая информационно-аналитическая записка подготовлена по просьбе Департамента регулирования предпринимательской деятельности Минэкономразвития России в целях содействия в выработке подходов к установлению правил оплаты за аккредитацию органов по сертификации.
Рассмотрение вопроса изменений схем оплаты аккредитации назрело давно по двум основным причинам: (1) началась реформа технического регулирования, включая сферу сертификации и подтверждения соответствия, что требует новых правил и для аккредитации; (2) действующие правила взимания платы за аккредитацию и без реформы устарели и при этом не лишены недостатков, особенно учитывая множественность систем сертификации и сложившиеся различия в подходах по поводу оплаты в различных системах. Последнему обстоятельству в записке не уделено специальное внимание, поскольку основной задачей являлось рассмотрение того, как это делается за рубежом.
1. Зарубежный опыт взимания платы за аккредитацию
Китай (China National Accreditation Board for Certifiers)
Согласно CNAB-AR06:2003, Rules for Accreditation Fees (“Правила для аккредитационных сборов”), объем работ (количество чел.-дней) на аккредитационную оценку органа по сертификации рассчитывается на основе:
- размеров органа по сертификации;
- сфер, в которые данный орган аккредитуется;
- количества выпускаемых сертификатов;
- категорий продукции и стандартов продукции, покрываемых схемой по сертификации (product categories and number of product standards covered by the certification scheme).
При этом сборы, указанные в названном нормативном акте, являются базовыми. Реальные сборы за конкретную оценку соискателя, как установлено в этом документе, могут быть исчислены на основе зарубежной практики с учетом сложности проводимой оценки.
Основные сборы за услуги по аккредитации:
- Сбор за прием заявления (Application Fee).
- Сбор за проведение оценки (Assessment Fee).
- Регистрационный сбор, включая сборы за заключение об аккредитации и сертификаты (Registration Fee).
- Ежегодный сбор за администрирование, т.е. ежегодная рента, включающая сборы за использование аккредитационных марок (Accreditation Annual Administration Fee).
- Сбор за изменение сертификата (Certificate Changing Fee).
Сбор за прием заявления включает в себя сбор за заявления на первоначальную аккредитацию, проведение повторной оценки и оценку изменений структуры органа по сертификации и его сферы сертификации.
Сбор за проведение оценки включает в себя расходы, связанные с первоначальной аккредитацией, последующей оценкой, контролем (надзором), расширением сферы аккредитации, рассмотрением документов, проведение камеральной и выездной проверки и оценку изменений органа по сертификации. Расходы на командировки и проживание в период оценки не включаются.
Регистрационный сбор включает в себя затраты на регистрацию первоначальной аккредитации, повторной аккредитации, изменений органа по сертификации и расширение сферы (области) сертификации (по сферам). Регистрационный сбор выделяется и платится отдельно.
Названным документом устанавливаются конкретные ставки по основным сборам:
№ | Вид сбора | |
1 | Сбор за прием заявления | Фиксированная стоимость |
2 | Сбор за проведение оценки |
Устанавливается исходя из затрат за 1 чел.-день отдельно для органов по сертификации продукции (product certification bodies) и органов по сертификации систем качества (management system certification bodies) При этом для первых ставка за чел.-день ниже, чем для вторых |
3 | Регистрационный сбор | Фиксированная единая для всех сфер стоимость. Расчет идет в зависимости от количества таких сфер при каждом принятии решения |
4 | Ежегодный сбор за администрирование | 3% от ежегодного дохода органа по сертификации |
5 | Сбор за изменение сертификата | Фиксированная стоимость для каждой единицы сертификата |
Ежегодный доход от сертификации, рассчитываемый органом по сертификации, должен учитывать все сборы на прием заявлений, проверку и регистрационные сборы, которые возникают при первоначальной проверке, контроле (надзоре), продление сертификата и повторной проверке (если таковая возникает) и ежегодный сбор, возложенный на орган по сертификации. В отношении органов по сертификации продукции доход должен включать в себя также сборы за испытание продукции.
Документ также устанавливает порядок (сроки) уплаты отдельных сборов.
Швеция (Swedish Board for Accreditation and Conformity Assessment, SWEDAC)
За услуги по аккредитации SWEDAC взимает следующие виды сборов:
- Сбор за прием и рассмотрение заявления (Application Fee). Сбор является фиксированным и включает в себя начальные затраты на процесс аккредитации
- Сбор за аккредитацию , который представляет собой компенсацию затрат аккредитующего органа (SWEDAC) на проведение оценки, включая затраты на привлекаемых экспертов, технический персонал, командировочные расходы, работы по оформлению результатов оценки и др. При необходимости сюда включается также расходы на внешних экспертов, привлекаемых по контракту.
- Ежегодный сбор , включающий “административные” затраты SWEDAC на регулярный контроль (надзор) и проведение повторной оценки (аттестации) и которые относятся к подготовке оценки, непосредственным работам (проверки) на месте, послепроверочным работам и оформлению отчета ведущим специалистом SWEDAC. Стоимость привлеченных внешних экспертов оценивается на основе почасовой ставки и времени, затраченного на оценку, и прибавляются к общему сбору. В общий сбор включаются также командировочные затраты ведущего специалиста SWEDAC и привлеченных экспертов.
- Сборы за расширение или изменение сфер аккредитации , рассчитываемый отдельно по тем же принципам, что и для первичной аккредитации. Кроме прочего размер данного сбора зависит от того, необходима ли оценка на месте (с выездом) или нет.
В случае необходимости дополнительного контроля затраты на его проведение исчисляются отдельно.
Ежегодный сбор дифференцируется в зависимости от годового дохода органа по сертификации (от услуг по сертификации в рамках аккредитованных сфер, включая НДС) и составляет 1,5% от дохода при доходе до 10 млн шведских крон и 0,75% дохода при доходе свыше 10 млн шведских крон. При этом устанавливается минимальный сбор в 35 тыс. шведских крон.
Кроме того, орган по сертификации, аккредитованный SWEDAC и осуществляющий деятельность за рубежом, должен уплачивать ежегодный сбор в 1000 шведских крон на каждый сертификат.
При этом в специфических случаях SWEDAC может отклоняться от перечисленных правил.
Ирландия (The Irish National Accreditation Board, NAB)
Согласно Regulations for NAB Accredited Organisations (R1) при аккредитации взимаются следующие виды сборов:
- Сбор за прием заявления (Application Fee) . Сбор включает в себя затраты на назначение ведущего эксперта и рассмотрение документации.
- Сбор за проведение предварительной оценки (Pre-Assessment Fee). Сбор включает в себя затраты на общее рассмотрение документации и внедрение системы качества.
- Сбор за проведение первоначальной оценки (Initial Assessment Fee) . Сбор включает в себя затраты на проводимую впервые оценку (камеральную и выездную) и внедрение системы качества. Данный сбор рассчитывается по тем же принципам, что и ежегодный членский сбор.
- Ежегодный членский сбор (Annual Membership Fee). Данный сбор не является фиксированным, так как зависит от затрат на работы, которые потребуются от NAB, числа занятых экспертов и рабочих дней.
- Сбор за отмену (Cancellation Fee). Сбор взимается дополнительно в случае, если установленный визит (инспекторов) отменен организацией по каким-либо причинам, включая неоплату сборов. Сбор составляет 50% от стоимости оценки или ежегодного членского сбора. В том случае, если организация отказывается от аккредитации до 30 июня, она обязана выплатить 50% общей стоимости ежегодного членского взноса.
- Сборы за дополнительные посещения (Fees for Additional Visits). NAB оставляет за собой право накладывать дополнительные сборы в том случае, если необходимы более частые посещения организации или необходимы дополнительные усилия экспертов NAB при неисполнении установленных требований. При этом NAB имеет право наносить “неожиданные” визиты, за которые сборы не взимаются. Дополнительные сборы будут также наложены в случае смены аккредитованной организацией помещения, расширения сферы аккредитации, если это требует дополнительного ее посещения инспекторами (экспертами). При этом дополнительные сборы накладываться не будут, если названные изменения не требуют дополнительного посещения или оцениваются экспертом в ходе плановой ежегодной оценки.
На 2003 г. NAB установлены следующие величины сборов:
№ |
Вид сбора |
Евро |
1. | Сбор за прием заявления | 1000 |
2. | Ежегодный членский сбор (в расчете на одну аккредитованную организацию) | 4000 |
3. |
Сборы за: Предварительную оценку Первоначальную оценку Ежегодный контроль (надзор) Дополнительный визит |
1200 чел.-день плюс расходы |
4. | Ежегодный аудит | 1000 чел.-день плюс расходы |
5. | Работы, которые необходимо выполнить за пределами Ирландии включают все дни занятости, в т.ч. переезд | 1200 чел.-день плюс расходы |
6. | Дубликат сертификата об аккредитации | 85 |
Сингапур (Singapore Accreditation Council)
Установлены следующие виды и размеры сборов (2003 г.)
№ |
Вид сбора |
Долларов США |
1. | Сбор за прием заявления | 1500 |
2. | Ежегодный аккредитационный сбор (в расчете на одну аккредитованную организацию) | 3000 |
3. | Сборы за оценку (рассмотрение документов, предварительная оценка, выезд на проверку, переоценка и расширение сферы аккредитации) | 1000 чел.-день |
4. | Ежегодные сборы: | |
за первый сертификат, выпущенный аккредитованным органом по сертификации | 30 | |
за каждый дополнительный сертификат, выпущенный аккредитованным органом по сертификации | 10 |
Сингапурский совет по аккредитации оставляет за собой право увеличивать стоимость сборов до 10% в связи с назначенным посещением инспекторов, которое было отменено не по инициативе Совета.
2. Российский опыт (порядок оплаты работ по аккредитации в системе ГОСТ Р)
При аккредитации органа по сертификации оплате подлежат:
- Услуги по аккредитации, в том числе:
- представление и экспертиза документов;
- аттестация (проверка);
- принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы и аттестации;
- оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации.
- Инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации.
- Право выдачи сертификата соответствия Системы или проведения испытаний продукции для целей ее сертификации в Системе (лицензионные отчисления).
Тарифы на работы по аккредитации органа по сертификации определялись по справочным таблицам, исходя из количества видов продукции, определяющих область признания; численности аттестуемых сотрудников органа по сертификации, квалификация которых проверяется при аккредитации; количества нормативно-правовых документов, на соответствие которым будет проводиться сертификация и ряда других параметров.
В стоимость работ закладывается норматив рентабельности, но не более 30%.
За основу стоимости инспекционного контроля принимается себестоимость отдельных видов связанных с этим работ (как правило, стоимость устанавливалась в % к стоимости аттестации).
Лицензионные платежи устанавливаются лицензионным договором по нормативу от суммы выполненных в соответствующем периоде хозяйственных договоров на сертификацию в Системе. По решению аккредитующей организации допускается один из вариантов осуществления лицензионных платежей:
- единовременно по нормативу от стоимости работ по аккредитации (15% от стоимости работ по аккредитации);
- ежегодно по нормативу от стоимости работ по аккредитации (5% от стоимости работ по аккредитации);
- отчисления от суммы выполненных в соответствующем периоде хозяйственных договоров на сертификацию (10% от суммы), между Госстандартом России и центральным органом по сертификации.
3. Выводы
1. Общим для рассмотренных зарубежных и российской схем установления платы, связанной с аккредитацией, является:
- установление фиксированного сбора за рассмотрение заявления и оценку полноты предоставляемых документов. В зависимости от страны они заметно различаются и составляют довольно значительные величины (в Ирландии, например, 1,5 тыс. евро);
- установление платы за проведение предварительной оценки (оценки готовности соискателя) и основной оценки (аттестации), либо за весь процесс оценки в целом, исходя из трудозатрат и возникающих накладных расходов, как правило, включая командировочные (при этом оценка трудозатрат может основываться как на стоимости рабочего дня, так и почасовой оплате экспертов);
- установление ежегодных сборов и отчислений, направляемых на цели текущего контроля (планового и внепланового), последующей переаттестации;
- установление сборов за расширение или изменение области аккредитации.
2. Структура сборов коррелирует с основными этапами (действиями) аккредитации. Говоря другими словами, если в порядке аккредитации выделена общая оценка документации (или готовности соискателя к аккредитации) и после этой стадии соискателем может быть получен отказ, то выделяется отдельный сбор за работы на данном этапе. Прием заявления и оценка полноты предоставленных сведений (документов) также является отдельным самостоятельным действием, предусматривающим определенные трудозатраты.
3. Иногда выделяется также регистрационный сбор, имеющий фиксированную стоимость (пример – Китай) и зависящий от числа областей аккредитации.
4. В Ирландии установлены сборы за дополнительные посещения экспертом/инспектором (возникающие в том случае, если необходимы более частые посещения аккредитованной организации или необходимы дополнительные усилия экспертов аккредитующего органа при неисполнении установленных требований). Учитывая практику проведения контроля (надзора) до принятия Закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контроля (надзора)” и КоАП РФ, когда у контрольно-надзорных органов имелась возможность получения отчислений от штрафов, что меняло установки контроля, для России установление подобных сборов представляется нецелесообразным.
5. В некоторых рассмотренных странах (Ирландия, Сингапур) устанавливается право аккредитующего органа накладывать санкции за отмену назначенного посещения инспекторами аккредитованного органа по сертификации (как правило, в % от стоимости работ по аккредитации).
6. В отношении установления ежегодных сборов подходы различаются. Выделяются несколько вариантов:
- Установление сбора в % от доходов, полученных от работ по сертификации (Швеция, Китай). Ставки при этом существенно варьируются и могут устанавливаться по различным схемам. Например, устанавливается % от полученного в периоде дохода (год или квартал) и минимальная сумма отчисления (Швеция) либо только ставка % от дохода.
- Установление фиксированного платежа с каждого выданного сертификата (Сингапур). При этом не отменяется общий фиксированный ежегодный платеж и платежи за инспекционный контроль и продление аккредитации.
- Смешанный вариант – одновременное установление фиксированного сбора за выдаваемый сертификат и взимание % от дохода ежегодно.
7. Вариация правил в отношении ежегодных отчислений (роялти) наблюдается только в России, где аккредитующий орган выбирает схему уплаты лицензионных отчислений. Представляется, что должны быть установлены правила, по которым в случае наличия нескольких вариантов уплаты роялти, схема выбиралась автоматически, либо при более либеральном подходе – по выбору получившего аккредитацию органа по сертификации (на определенный достаточно длительный период).
8. Следует также отметить, что стоимость чел.-дня экспертов производящих аккредитацию довольно высока (Сингапур – 1000 долл. США в день, Ирландия – 1000-1200 евро в день). Однако при этом нужно четко понимать, что ответственность экспертов за проведенную оценку не отменяется.