Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Разработка подходов к оценке экономической эффективности применяемых форм технического регулирования на основе оценки рисков

Файлы

Москва, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РИСКОВ И ПРИМЕНЕНИЕ РИСКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБЩЕЙ ОЦЕНКИ РИСКА

1.2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТИ

1.3. ОЦЕНКА ЗАВИСИМОСТИ “ЭКСПОЗИЦИЯ - ОТВЕТ”

1.4. ОЦЕНКА ЭКСПОЗИЦИИ

1.5. ХАРАКТЕРИСТИКА РИСКА

1.6. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИИ

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКЕ РИСКОВ

2.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКИХ РИСКОВ

2.2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАЗРАБОТКУ СТАНДАРТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЧАСТИ ОЦЕНКИ РИСКА

Великобритания

Франция

США

Германия

Израиль

Япония

2.3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА

Германия (на примере Федерального института оценки риска Германии)

Великобритания

3. АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ ВЫРАБОТКИ СТАНДАРТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ, МЕТОДИК И ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ РИСКА

3.1. РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ. ПОНЯТИЯ «РИСК» И «БЕЗОПАСНОСТЬ»

3.2. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИК ПО ОЦЕНКЕ РИСКОВ

3.3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ РИСКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ

4. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССОВ ОЦЕНКИ РИСКОВ

4.1.1.Установление контекста

4.1.2 Идентификация рисков

4.1.3. Анализ риска

4.1.4. Оценка риска

4.1.5. Управление рисками

4.1.6. Мониторинг и пересмотр рисков

4.2.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ, В ЧАСТИ НОРМ, КАСАЮЩИХСЯ АНАЛИЗА РИСКА

4.2.1. Краткий анализ действующего законодательства на предмет содержания норм, касающихся процедуры анализа риска

4.2.2.Место вводимых норм, регламентирующих процедуру анализа риска, в системе действующего законодательства

4.2.3.Предложения по порядку проведения процедуры анализа риска

4.2.4. Дополнительные меры, необходимые для внедрения процедур анализа риска в законодательную практику

4.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТА ОБОСНОВЫВАЮЩЕГО ВЕЛИЧИНУ МИНИМАЛЬНОГО ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ РИСКА

5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ЭКСПЕРТНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РИСКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ЗНАЧЕНИЙ РИСКА

Введение

Оценка риска – динамичный и быстроизменяющийся процесс. В этой связи государственным органам все активнее необходимо определять и реагировать на множество рисков, которые существуют на рынке. Важным аспектом оценки риска является систематическая оценка риска, посредством которой государство гарантируют надежное и эффективное распределение и использование ресурсов. Несколько непонятная фраза. Неужели оценка риска гарантирует эффективное распределение и использование ресурсов? Термин риск относится к вероятности того, что отдельная опасность причинит вред, или что это может привести к возникновению нежелательного явления. Процесс, используемый для оценки риска, должен определять виды опасностей и факторы опасности, а также механизмы, которые их причиняют, и вероятность такого риска. Анализ риска состоит из четких шагов, предназначенных для принятия решений, способствует большему пониманию рисков и их потенциальных последствий.

Оценка и анализ рисков происходит также и при нормотворческой работе. Так, включая те или иные требования по безопасности продукции, процессов ее производства, хранения, реализации и утилизации в нормативный правовой акт, обязательный для применения, законодатель производит оценку риска процесса или продукции и устанавливает требования к ним, которые могут его минимизировать или предотвратить.

С июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании», которым предусмотрено принятие технических регламентов – документов, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Предполагается, что технические регламенты, будут разрабатываться на продукцию и процессы (методы), в отношении которых требуется обеспечение безопасности граждан и среды обитания. При этом соответствующие требования будут устанавливаться с учетом степени риска причинения вреда. Учитывая, что в российской практике институт анализа риска еще не получил достаточного распространения, при разработке и принятии технических регламентов необходимо избежать простого переноса старых нормативов и стандартов в эти новые документы.

Целью исследования является подготовка рекомендаций по внедрению в российскую практику подготовки и принятия технических регламентов инструментов оценки риска.

В этой связи основными задачами работы являются:

- выработка рекомендаций по гармонизации российской нормативно-правовой базы с международными правилами и нормами с учетом применяемых за рубежом инструментов оценки риска;

– выбор и обоснование наиболее оптимальных подходов к оценке рисков;

– подготовка методологии разработки российских технических регламентов, гармонизированных с международными правилами и нормами в области факторов

физического, химического и биологического воздействия.

В рамках первого этапа работы были описаны основные положения теории рисков, управления ими и применения теории рисков в техническом регулировании.

Кроме того, был рассмотрен международный опыт установления стандартов безопасности и применения методик анализа риска. В этой связи был также проанализирован российский опыт применения и выработки стандартов безопасности, а также методик и инструментов используемых для этого. На основании проведенного анализа были рассмотрены возможные подходы применения оценки рисков с учетом российской практики.

Второй (заключительный) этап работы предусматривает выработку рекомендаций по гармонизации российской нормативно-правовой базы с международными правилами и нормами с учетом применяемых за рубежом инструментов оценки риска. Кроме того, в рамках второго этапа был проведен выбор и обоснование наиболее оптимальных подходов к оценке рисков, а также подготовлена методология разработки российских технических регламентов, гармонизированных с международными правилами и нормами в области факторов физического, химического и биологического воздействия.

В этой связи отчет имеет следующую структуру.

Первый раздел отчета представляет собой описание основных положений теории рисков, управления ими и применения теории рисков в техническом регулировании.

Во втором разделе рассматривается международный опыт установления стандартов безопасности и применения методик анализа риска.

Третий раздел посвящен рассмотрению российского опыта применения и выработки стандартов безопасности, а также методик и инструментов используемых для этого.

В заключительном разделе рассмотрены возможные подходы применения оценки рисков с учетом российской практики, которые будут детализированы и расширены в рамках последующих этапов работы.

В четвертом разделе представлены предложения, основанные на передовом международном опыте, по построению системы созданию системы технического регулирования на основе процессов оценки рисков. Кроме того, в четвертом разделе содержатся предложения по методике разработки технических регламентов, в части норм, касающихся анализа риска и рекомендации по содержанию документа обосновывающего величину минимального допустимого уровня риска.

Пятый раздел содержит описание рынка экспертных институтов в Российской Федерации с выводами о его возможности принять участие в разработке технических регламентов в части установления минимальных требований по безопасности.

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости