Москва, 2003
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ ПРОДУКЦИИ: НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА НАЦИОНАЛЬНОГО И НАДНАЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ
2.1. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ ПРОДУКЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ, ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Великобритания
Германия
Израиль
США
2.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И МАРКИРОВКИ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
4. ПРАВИЛА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
5. МАРКИРОВКА
6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ В ЧАСТИ ОПИСАНИЯ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ И МАРКИРОВКЕ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
БИБЛИОГРАФИЯ
СПИСОК УПОМИНАЕМЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРЫ МЕТОДОВ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯМ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
Определения и сокращения
В настоящем отчете применяются следующие сокращения
Закон о техническом регулировании – Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации.
Реформа технического регулирования, проводимая в Российской Федерации, предусматривает коренное изменение системы контроля за предотвращением и пресечением производства и реализации продукции, не соответствующей требованиям по безопасности. Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) предусмотрено, что технические регламенты должны содержать исчерпывающий перечень продукции, на которую распространяется его действие, а также правила идентификации продукции в целях соответствующего технического регламента. В этой связи необходимо уделить особое внимание описанию продукции в технических регламентах. Правильное описание продукции в технических регламентах позволит быстро и эффективно проводить идентификацию продукции, осуществлять подтверждение ее соответствия требованиям стандартов, а также сделает прозрачными процедуры контроля со стороны государства.
Идентификация товаров проводится, прежде всего, в целях защиты прав потребителей, их здоровья и безопасности. Кроме того, прозрачное и четкое осуществление данного процесса обеспечивает защиту доходов и репутации производителей качественной легальной продукции, что, в конечном счете способствует, защите социальных, экономических и промышленных интересов Российской Федерации.
В этой связи однозначное определение продукции и процессов в технических регламентах необходимо для обеспечения:
- быстрого, прозрачного и малозатратного процесса идентификации, что также позволит реализовать принципы прозрачности при осуществлении государственного контроля за оборотом и качеством продукции, избежать дублирования контролирующих функций, осуществляемых различными государственными контрольными органами и создать эффективные процедуры взаимодействия потребителей с производителями продукции;
- однозначное определение продукции в техническом регламенте позволит однозначно определить сферу действия такого нормативного документа, в отсутствие чего эффективность реформы технического регулирования будет крайне низкой;
- единства, упорядоченности и общепонятности системы, по которым определяются продукция (процессы) и их существенные характеристики каждого субъекта на рынке потребительской продукции.
Создание такой системы позволить сократить оборот и не соответствующей требованиям по безопасности продукции в Российской Федерации.
В этой связи целью работы является определение механизмов и подходов, препятствующих обороту недоброкачественной не соответствующей требованиям по безопасности продукции.
Для достижения поставленной цели задачами работы являются:
- проведение анализа существующей практики оборота продукции на потребительском рынке и контроля за ее безопасностью в России;
- проведение анализа зарубежного опыта контроля за производством и оборотом продукции на потребительском рынке;
- разработка предложений по совершенствованию системы идентификации продукции в целях контроля за соблюдением требований по ее безопасности;
- разработка подходов к включению идентификационных показателей в технические регламенты;
- разработка предложений по внесению изменений в существующую нормативно-правовую базу в данной сфере.
В этой связи был проведен анализ международного законодательства и международной практики в сфере контроля за безопасностью продукции, а также анализ практики оборота продукции на потребительском рынке и контроля за ее безопасностью в России. Анализ включает обзор нормативной правовой базы, регулирующей ответственность хозяйствующих субъектов и должностных лиц в области контроля за производством и реализацией продукции, не соответствующей требованиям по безопасности. Также проведен анализ существующей практики в области осуществления мероприятий по пресечению недоброкачественной и не соответствующей требованиям по безопасности продукции. Кроме того, в рамках работы было проведено исследование действующих механизмов, используемых в зарубежных странах, направленных на предотвращение производства и реализации недоброкачественной и несоответствующей требованиям по безопасности продукции, включающее рассмотрение основных методов ее идентификации.
На основе проведенного анализа международного, зарубежного и российского законодательства выявлены проблемы российского законодательства о техническом регулировании в части предотвращения оборота недоброкачественной и не соответствующей требованиям по безопасности продукции и предложены пути решения соответствующих проблем. Работа также содержит рекомендации по гармонизации российского законодательства в соответствии с международными нормами в области технического регулирования.
Второй отчет посвящен выработке методических рекомендаций по описанию продукции в технических регламентах и включению в регламенты правил идентификации продукции.
Первый раздел настоящего отчета посвящен теоретическому обзору основных форм контроля за безопасностью продукции на потребительском рынке.
Второй раздел включает в себя обзор организации контроля за производством и оборотом продукции, при этом рассмотрены как нормативная правовая база национального и наднационального уровня, так и структура контрольно-надзорных органов.
Третий раздел посвящен проблеме описания продукции в технических регламентах и выработке единого подхода к решению этой проблемы. Предложения по правилам описания продукции в техническом регламенте основаны на международной практике описания продукции, а также на нормативном опыте реализации соответствующих положений в рамках стандартизации в Российской Федерации.
Четвертая раздел содержит предложения по включению в технические регламенты правил идентификации продукции. При этом рассматриваются основные идентифицирующие признаки продукции и предлагаются правила их идентификации и проверки соответствия.
В пятом разделе представлены предложения по включению правил маркировки продукции в технические регламенты. При этом представлены предложения по созданию системы маркировки продукции, в особенности маркировки опасной продукции.
Шестой раздел содержит предложения по изменению и дополнению российского законодательства, основанные на проведенном исследовании.
Седьмой раздел содержит предложения по разработке методических рекомендации по составлению технических регламентов в части описания продукции, ее идентификации и маркировке.