Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на расширенном заседании коллегии Министерства финансов Российской Федерации, 14 апреля 2009 г.

Уважаемые коллеги!

Время проведения итоговой коллегии Минфина в этом году практически совпадает с принятием изменений в бюджет на текущий год, что, пожалуй, лучше всего иллюстрирует сложность ситуации, в которой находится наша экономика.

В своем сегодняшнем выступлении я хотела бы коротко остановиться на оценке складывающейся экономической ситуации, основных приоритетах экономической политики на ближайшие год-два и на их отражении в следующем бюджете.

О ситуации. Сегодня есть индикаторы, позволяющие говорить если не о выправлении, то о некоторой стабилизации экономической ситуации.

Цены на нефть сейчас находятся на уровне, превышающем цифры, заложенные в бюджет. Мы видим стабилизацию и даже некоторое укрепление курса рубля, а также постепенное замедление темпов роста инфляции (за апрель, по нашей оценке, инфляция составит 1,1-1,2% по сравнению с 1,4% в апреле 2008 года). Замедлился отток капитала (38,8 млрд. долларов США в первом квартале, по сравнению с 130,6 млрд. долларов США в 4-м квартале прошлого года).

С другой стороны есть индикаторы, вызывающие опасения – не снижаются процентные ставки, в банках продолжается рост просроченной задолженности. Происходит, хоть и меньшими темпами, чем в начале года, падение промышленного производства и ВВП. В первом квартале мы ожидаем сокращения ВВП на 7-8 процентов.

Наша экономика находится на развилке: или стагнация или возобновление роста. Но - и это очень важно - стагнация или дальнейшее ухудшение ситуации отнюдь не запрограммированы. По нашим оценкам, у российской экономики есть все условия для оживления в конце года, как под влиянием роста доходов от экспорта, так и от расширения импортозамещения, в том числе, из-за девальвации. Но для этого нам необходимо преодолеть стагнацию банковского кредита и многократный разрыв между процентными ставками и нормой прибыли в экономике.

У нас есть ряд факторов, позволяющих с осторожным оптимизмом относиться к перспективам начала восстановления экономики.

Во-первых, по нашим оценкам, внешний спрос на наши товары уже снизился в максимальной степени. В первом квартале, по предварительной оценке, он сократился в стоимостном выражении на 45,4% и в реальном на 10%. При прогнозируемой динамике мировой экономики нет больших оснований ожидать дальнейшего существенного падения внешнего спроса.

Во-вторых, у нас есть возможности удержания достаточного уровня внутреннего, прежде всего потребительского спроса. Его поддерживает сокращение нормы сбережений населения (с 10 до 5% располагаемых доходов). Также на поддержку потребительского спроса работают и антикризисные меры, связанные с дополнительными социальными выплатами, компенсациями. Кроме того, мы ожидаем, что тенденция к сокращению потребительского кредита, начавшаяся с октября месяца, остановится и будет замещена тенденцией к росту потребительского кредитования. В частности, принятые Правительством меры, должны восстановить автокредитование.

В-третьих, у нас есть шансы остановить снижение инвестиционного спроса. Особое значение имеет реализация инвестиционных программ компаний в инфраструктурных секторах, для чего Правительство пошло на увеличение тарифов и сохранение темпов либерализации рынка электроэнергии.

В то же время основная сложность поддержки инвестиционного спроса «завязана» на решение проблемы доступности заемных финансовых средств для предприятий, необходимых для реализации инвестпроектов. Для снижения процентных ставок и роста кредита на наш взгляд, недостаточно просто бороться за снижение инфляции. Кредит стоит не столько из-за инфляции, сколько из-за кризиса доверия и высоких рисков, которые банки закладывают в процентные ставки.

Нам надо предложить банкам и корпорациям новый механизм снижения рисков. Предложенного инструмента госгарантий для решения этой проблемы недостаточно. Дополнительные меры в этом направлении возможны, и они сейчас прорабатываются. Также необходим действенный механизм расчистки от «плохих активов», которые, безусловно, накапливаются в экономике. Причем «плохие активы» формируются не только под влиянием падения спроса на продукцию предприятий-заемщиков, но и в определенной степени из-за несвоевременного банковского кредитования, а также ставок по кредитам, несоизмеримым с доходностью производственного бизнеса.

Наконец, в-четвертых, выход из кризиса в решающей степени связан с тем, как предприятия идут на снижение издержек и повышение эффективности.

Безусловно, есть и риски более негативного сценария развития. Но для того, чтобы факторы оживления экономики заработали – чуть раньше, или немного позднее, - нужна последовательность в реализации антикризисных мер.

На 2009 год в целом наша политика ясна – она отражена и в Антикризисной программе Правительства, и в проекте федерального бюджета. Но уже сейчас важно вести активную совместную работу, в том числе в рамках бюджетного процесса, по формированию четкой картины наших действий на следующие три года.

В нынешнем антикризисном бюджете удалось максимально увязать структуру бюджетных расходов с приоритетами развития национальной экономики. Усилена социальная направленность бюджета. Возросла доля расходов на высокотехнологичные программы, в частности космические проекты. Даже по направлениям, которые в наибольшей степени подверглись оптимизации, как например, строительство транспортной инфраструктуры, произошло увеличение финансирования на 15% по сравнению с 2008 годом. И это в условиях падения цен на строительные материалы и работы, что должно привести к еще большему росту в физическом выражении.

Сейчас необходимо не просто сформировать очередной бюджет на основе индексации ранее принятых обязательств с небольшими «добавками» на финансирование новых приоритетов. Мы должны четко приоритезировать расходы, провести работу по отказу от части затрат, не являющихся приоритетными, которые мы «тянем» за собой во многом по инерции. Приоритезация бюджетных расходов должна обеспечить такие структурные сдвиги в экономике, которые позволят ей перейти к устойчивому росту и значительно повысить эффективность и конкурентоспособность.

Какие основные направления и приоритеты социально-экономической политики в 2010-2012 годах мы видим? Как бюджет должен учитывать все эти приоритеты и акценты?

Приоритетом номер один, как и в этом году, по нашему мнению, должна остаться социальная поддержка. В 2009 году мы в полном объеме финансируем все имеющиеся социальные обязательства с дополнительными «добавками» на занятость и социальную поддержку. В следующем году, во главу угла, на наш взгляд, должна быть поставлена результативность социальных расходов с точки зрения решения задач социальной защиты – снижения уровня бедности, проведения демографической политики, защиты социально уязвимых категорий населения. Это необходимо в целях увеличения социальной поддержки по направлениям, дающим наибольший социальный эффект. При этом в структуре расходов на социальную сферу должна быть повышена доля инвестиций в развитие человеческого капитала.

Кроме того, бюджетная сеть в социальной сфере требует оптимизации: нам нужно на практике стимулировать перевод бюджетных учреждений в автономные, отказ от сметных принципов финансирования и переход к нормативам и госзаданиям. Без этого немыслима не только бюджетная эффективность расходов на социальную сферу, но это то, что позволит ориентировать учреждения в этой сфере на повышение качества своих услуг, на повышение их доступности для граждан.

Второе. Должны быть серьезно изменены подходы к поддержке реального сектора. В ближайшие год-два инструменты «ручного управления» сохранят свою значимость, но уже со следующего года они должны быть серьезно дополнены поддержкой структурных сдвигов в экономике, стимулированием внутреннего спроса и развитием импортозамещения. Поддержка конкретных предприятий необходима, поскольку выполняет функции «демпфирования» воздействия кризиса. Значимость этой задачи в следующем году снизится. Соответственно, бюджетная политика должна быть переориентирована на формирование необходимой инфраструктуры, в том числе для создания новых импортозамещающих производств.

Но большее значение должны приобрести так называемые системные меры, связанные с созданием благоприятных условий для бизнеса – это наш приоритет в любых условиях, в том числе, и в кризисных. Я имею в виду необходимость продолжения институциональных реформ, активизацию работы по привлечению прямых иностранных инвестиций, стимулирование инновационной активности и конкуренции.

Несомненным приоритетом станет повышение энергоэффективности. Сейчас в парламенте на рассмотрении ко второму чтению находится соответствующий законопроект. Он установит принципы политики по энергосбережению и содержит ряд конкретных мер по стимулированию энергоэффективности. И – прежде всего – в бюджетном секторе. В частности, предлагаем установить норматив снижения расходов на энергопотребление бюджетных организаций. При этом важно дать возможность организациям самостоятельно определять направления расходования средств, сэкономленных свыше этого норматива. Эти предложения должны найти отражение и в федеральном бюджете на следующую трехлетку, и в бюджетном законодательстве.

Повышение энергоэффективности должно стать также важнейшим элементом программ развития естественных монополий, на основе которых будут приниматься тарифные решения, а также условием оказания любой формы государственной поддержки предприятиям.

Третье. Стимулирование внутреннего спроса. С этой точки зрения должны быть проревизованы как инвестиционные, так и текущие расходы бюджета, в том числе направляемые на госзакупки. Важно, чтобы имеющимися бюджетными средствами мы смогли стимулировать внутренний спрос в максимальной степени. В этой связи упор нужно делать на реализации программ поддержки, в том числе из средств бюджета, тех секторов, которые имеют наибольшее воздействие на внутренний спрос – в первую очередь, это жилищный сектор, автомобилестроение, внутренний туризм, производство бытовой техники. Значимый потенциал у нас есть и в сфере потребительского спроса – по целому ряду товаров мы потребляем от 50 до 60% от уровня стран Восточной Европы, и от 30 до 40% от уровня Западной Европы. В частности, речь идет о таких товарах, как автомобили и персональные компьютеры.

Подчеркну, что при подготовке нового бюджета необходимо повысить приоритетность государственных инвестиций в развитие жилищного сектора. Расходы на это направление должны идти в увязке с увеличением их эффективности.

Что значит повышение эффективности в жилищном секторе? Это – снижение себестоимости и цены строительства, повышение ценовой доступности жилья. То есть, строительство жилья эконом-класса. Это также использование новых технологий строительства, новых материалов, новых проектных решений и энергоэффективность жилья, снижение не только стоимости приобретения жилья, но и стоимости его эксплуатации. И, третье, это максимальное привлечение на каждый бюджетный рубль частных средств. Государство должно не вытеснять частный спрос, а поддерживать его – через ипотеку, через развитие жилищно-строительных кооперативов и другие инструменты.

В целом, государственные инвестиции должны по максимуму генерировать поток частных денег, вводить в оборот накопления, средства, как предприятий, так и семей. Госинвестиции в нынешних условиях – мощный рычаг повышения доверия в экономике к определенному классу проектов, к определенному классу активов.

Выделение бюджетных приоритетов, увеличение их финансирования в условиях ограниченности доходов и необходимости снижения бюджетного дефицита невозможно без радикального повышения эффективности бюджетных расходов.

Мы приветствуем снижение издержек частными компаниями, мы предлагаем им помощь только в обмен на эффективность, мы требуем аналогичных программ от естественных монополий - но это значит, что такие же требования мы должны предъявлять к себе, к бюджетным тратам.

Нам необходимо повысить эффективность на двух «уровнях». Мы должны осуществлять расходы с максимальной отдачей для экономики и общества в целом. Это означает не только выбор приоритетов, но и «экономичность» осуществления расходов в рамках каждого приоритета – отказ от необязательных расходов, включение «режима жесткой экономии» в отношении расходов бюджетного сектора, органов власти.

Я бы назвала две ключевые черты будущего бюджета – четкие, реальные приоритеты и эффективность.

В контексте повышения эффективности бюджетной политики нельзя обойти вниманием и проблему налогов. На прошлой неделе мы направили в Минфин свои предложения по дополнительным антикризисным мерам налоговой политики. Подчеркну: эти меры не направлены на существенные изменения в налоговой системе, что предстоит обсудить дополнительно.

На этапе стабилизации ситуации в мировой экономике необходимо будет серьезно переосмыслить параметры налоговой системы, включая ставки налогов. Есть вероятность того, что страны на выходе из кризиса, точно так же как сегодня соревнуются в протекционизме и мерах по поддержке национальной промышленности, будут серьезно усиливать стимулирующую функцию налоговой системы в конкуренции за инвестиции на рынках капиталов.

Однако сегодня в налоговой системе, на наш взгляд, главное:

- во-первых, не увеличивать налоговое бремя в целом;

- во-вторых, принимать оперативные меры налоговой политики, направленные на поддержку модернизации и инноваций, на расширение участия частных денег в социальных программах- здравоохранении, образовании;

- в-третьих, повышать качество и прозрачность налогового контроля - а значит обеспечить не только стабильное поступление налогов, но и качество среды ведения бизнеса в России.

Поясню наши инициативы в области малого бизнеса. Считаем что, основная роль малого бизнеса сегодня - создание новых рабочих мест и вклад в развитие конкуренции. Поэтому малый бизнес надо максимально поддержать.

Работа над прогнозом и параметрами бюджета на 2010-2012 годы только начинается, но уже сейчас ясно, что нам надо решить ряд ключевых вопросов:

Первое, допустимые параметры повышения тарифов естественных монополий,

Во-вторых, обеспечение стабильности пенсионной системы,

В-третьих, выделение необходимых средств для качественного структурного преобразования экономики, сферы развития человеческого капитала, транспортной и инновационной инфраструктуры;

В-четвертых, сохранение устойчивости всей бюджетной системы при создании условий для возвращения экономики на траекторию динамичного сбалансированного роста.

Надеюсь, что наши министерства смогут вместе эффективно решить эту задачу. Желаю успеха в вашей трудной, но крайне важной работе.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости