Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Товарный знак

Автор: Инна Полянская,
Заместитель генерального директора ЗАО "Ай Пи Про"
(Защита интеллектуальной собственности)

Российский рынок расширяется с каждым днем, фирмам становится все теснее на рынке. Московская регистрационная палата ежемесячно регистрирует несколько тысяч предприятий. Несмотря на широкий словарный запас русского языка, названия предприятий очень часто схожи, либо дублируют друг друга. Возникает ряд предприятий - "однофамильцев" и "тезок".

Немного облегчает задачу то, что был создан Московский регистрационный реестр, одна из задач которого - избежать дублирования названий. Для этого перед регистрацией фирмы необходимо проверить её название на неповторяемость (уникальность). Но существует еще и такая тонкость, как юридическая форма. Регистрационная палата исходит из положения, согласно которому одинаковыми считаются лишь названия с совпадающими организационно- правовыми формами. На данный момент в России отсутствует единый государственный реестр наименований фирм. И это ведет к тому, что, перешагнув через МКАД, можно столкнуться с фирмой, сходной по названию и даже по юридической форме. Такие совпадения, как правило, приводят к судебным спорам, особенно, если знак одной из фирм "раскручен". В таком случае новые проблемы встают перед предпринимателями. Они вкладывали деньги в рекламу, в фирменную символику, и вдруг, одна из фирм-однофамильцев уведомляет их о незаконном использовании товарного знака или знака обслуживания.

Товарный знак и знак обслуживания предназначены для отличия товаров и услуг одних производителей от подобных товаров и услуг других производителей. Отметим, что важнейшими функциями товарного знака и знака обслуживания являются также функции рекламы и гаранта, т.е. возможность препятствовать подделке недобросовестными конкурентами.

Владелец товарного знака имеет право разрешать или запрещать использовать товарный знак третьим лицам. Для того, чтобы стать владельцем товарного знака и получить на него исключительные права, его нужно зарегистрировать в Патентном ведомстве.

Регистрация товарных знаков производится в соответствии с Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Согласно cт. 6 Закона не допускается регистрация товарных знаков:

- представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы или иную официальную символику или сходные с ними до степени смешения;

- вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;

- являющихся общепринятыми символами и терминами;

- указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.

Также не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Подать заявку на регистрацию представитель фирмы может как самостоятельно, так и через патентного поверенного. Обращение к профессионалу целесообразно: он знает стандартные требования, которые предъявляется к знаку, может отсечь явно "непроходные" варианты и более качественно подготовить заявку, грамотно и своевременно отвечать на запросы эксперта. После подачи заявки Патентное ведомство проводит предварительную экспертизу и выносит решение о принятии к рассмотрению материалов заявки по товарному знаку. По истечении 12-16 мес. с даты подачи заявки Патентное ведомство выносит решение о регистрации, либо об отказе в регистрации товарного знака. В случае вынесения положительного решения, после оплаты пошлины товарный знак вносится в Государственный реестр и публикуется в бюллетене "Товарные знаки", ежемесячно издаваемом Российским Патентным ведомством. Выдача свидетельства производится через 4-6 мес. Свидетельство на товарный знак действительно в течение 10 лет и может многократно продлеваться.

Мадридское соглашение как форма международной регистрации товарных знаков

Многие тысячи отечественных производителей вышли на рынок и начали активно участвовать в процессе продвижения товаров. Выделиться, закрепить свое лидерство, можно лишь одним способом - придав черты уникальности своей продукции.

Товарный знак - это прежде всего способ индивидуализации выпускаемой продукции. Это - мощное оружие, которым можно защищаться и атаковать.

Не имеющий статуса товарного знака логотип или обозначение серии выпускаемой продукции многолетние труды по продвижению бизнеса и затраты на рекламную кампанию сводят на нет. Регистрация товарного знака в России производится в соответствии с Законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Широкий обмен товарами между государствами обусловил необходимость для производителя товаров или их продавца регистрации своих товарных знаков в целом ряде государств, которые предъявляют различные требования к процедуре регистрации и поддержания товарных знаков в силе. Естественно, подача заявки на регистрацию товарного знака в национальные ведомства требует перевода заявки на официальный язык государства, выплаты гонораров патентным поверенным и уплаты пошлины в каждом из государств в соответствии с конкретными требованиями Законодательства каждой страны.

С целью преодоления трудностей международной регистрации товарных знаков было разработано специальное Соглашение, подписанное 14 апреля 1891 года в Мадриде и получившее название "Мадридское соглашение о международной регистрации знаков".

Российская Федерация является участницей Соглашения с 1 июля 1976г. В рамках его рассматриваются заявки на товарные знаки зарубежных заявителей, поступающие из Международного Бюро ВОИС, и подаются на регистрацию за рубеж заявки по товарным знакам отечественных заявителей.

Подача заявки от имени отечественного заявителя может осуществляться по условиям рассматриваемого соглашения только на базе национальной регистрации. Требования к содержанию заявки, называемой международной, изложены в ст. 3 Мадридского соглашения. Они предусматривают обязательность подтверждения ведомством страны происхождения, что данные, приводимые в международной заявке, соответствуют данным национального реестра.

Другое ограничительное условие, которое необходимо учитывать отечественному заявителю - это список стран, участвующих в Соглашении. На сегодняшний день странами-членами союза являются 52 страны мира. Участниками Соглашения явились следующие государства: Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Германия, Египет, Италия, Испания, Казахстан, Кения, Китай, КНДР, Куба, Кыргызстан, Латвия, Лесото, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Марокко, Мозамбик, Молдова, Монако, Монголия, Нидерланды, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Югославия, Югославская республика Македония.

Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Кения, Китай, КНДР, Куба, Лесото, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мозамбик, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия - страны, участвующие в Протоколе.

Вместе с тем такие индустриально развитые государства, как США, Япония и Великобритания не подписали Мадридское соглашение.

Преимущества международной регистрации знаков по Мадридскому соглашению сводятся к следующим моментам. Во-первых, упрощается процедура подачи заявок на регистрацию товарного знака. Заявитель подает только одну заявку в Международное бюро ВОИС на французском языке, указывая страны, в которых он испрашивает охрану. В случае необходимости увеличения числа стран, в которых обеспечивается охрана знака, например, в случае экспорта в эти страны товаров, он может сделать заявление о "территориальном расширении".

Другим преимуществом является то, что заявка оформляется через национальное Патентное ведомство, т.е. отпадает необходимость в услугах патентных поверенных в каждой из стран.

Стоимость международной регистрации существенно уменьшается по сравнению со стоимостью национальных регистраций за счет исключения из расходов заявителя гонораров патентных поверенных.

Исключается необходимость в соблюдении правил оформления документов заявки, оттисков знаков и т.д. в каждой из стран, в которой испрашивается охрана товарного знака.

Срок экспертизы ограничен 12 месяцами, в течение которых заявитель получает информацию о защите своих прав во всех указанных им странах либо решение об отказе в регистрации международного товарного знака. Если ведомство не укладывается в указанный срок, МБ ВОИС решения об отказе в регистрации товарного знака не принимает. Это несомненное преимущество, если учитывать, что процедура экспертизы во многих странах тянется годами. Следует также отметить, что правом на отказ в признании международного знака (он может быть полным и частичным - по отдельным группам товаров и услуг) национальные ведомства пользуются весьма часто.

В качестве даты международной регистрации считается дата подачи заявки на международную регистрацию в стране происхождения. Однако, если заявка поступает в Международное бюро позднее, чем через два месяца с даты подачи в национальное ведомство, то в этом случае датой международной регистрации будет дата поступления заявки в международное бюро. Все зарегистрированные знаки публикуются на французском языке в журнале "Les Marques Internasionales", который выходит ежемесячно. Таким образом, национальным ведомствам нет необходимости производить специальную публикацию о действующих на их территории знаках, зарегистрированных в соответствии с Мадридским соглашением.

Срок охраны - 20 лет - является одинаковым для всех стран, в которых испрашивается охрана знаков. Международная регистрация может быть продлена на период в двадцать лет, считая с момента истечения предшествующего периода. Для этого достаточно уплатить основную и при необходимости дополнительную и добавочную пошлины. Чтобы заявитель не пропустил срока уплаты пошлины за продление, Международное бюро ВОИС за шесть месяцев до указанной даты истечения срока направляет заявителю соответствующее уведомление.

Наряду с безусловными преимуществами российским предпринимателям необходимо учитывать особенности международной регистрации по Мадридскому соглашению.

Действие международного знака может быть прекращено досрочно, поскольку правомерность его регистрации может быть оспорена любым лицом на общих с национальным товарным знаком основаниях (в патентном ведомстве, Апелляционной палате или Патентном суде).

Следует учитывать также, что международная регистрация товарного знака утрачивает силу, если в течение пяти лет, считая с даты международной регистрации, национальный товарный знак, ранее зарегистрированный в стране происхождения, аннулируется. В случае исключения товарного знака из национального реестра ведомство страны происхождения обращается в МБ ВОИС с требованием исключения знака из Международного реестра.

Таким образом, в течение пяти лет, считая с даты международной регистрации, статус международной регистрации, статус международного товарного знака зависит от его статуса в национальном ведомстве. По истечении этого срока его международная регистрация становится независимой от национальной.

В целом преимущества Мадридского соглашения и повышающийся интерес отечественных предприятий к зарубежным рынкам во многом определяет рост числа заявок, подаваемых Российскими заявителями в страны Мадридского соглашения в последние годы.


Информация представлена порталом Великий Новгород для делового человека

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости