Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Обзор нормативно-законодательной базы в сфере лизинговых сделок

Финансовая аренда (лизинг) в России имеет сравнительно непродолжительную историю развития. В истории развития законодательства о лизинге условно можно выделить 3 (три) основных этапа:

  1. конец 80-х годов - 1994 год, и характеризуется отсутствием специального правового регулирования лизинговых правоотношений. По сути, лизинговые правоотношения в этот период регулировались общими нормами об аренде.
  2. сентябрь 1994 г. - октябрь 1998 г., и характеризуется активным формированием специальной нормативной базы лизинговых правоотношений.
    Его начало ознаменовалось принятием Указа Президента РФ от 17.09.94 г. № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” (утратил силу). Указ впервые дал определение лизинга и обозначил объекты, которые могут сдаваться в лизинг. Своей целью Указ объявил поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, дальнейшее развитие частного бизнеса, повышение эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства. Все это предполагалось осуществить с помощью лизинга.
    Во исполнение Указа Президента РФ Правительство РФ 29 июля 1995 г. приняло постановление № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", которым было утверждено Временное положение о лизинге (утратило силу). Во Временном положении давались понятие лизинга, понятия субъектов и объектов лизинга, права и обязанности сторон, общая сумма лизинговых платежей. Однако, хотя во Временное положение периодически и вносились изменения, очень большой круг вопросов остался неурегулированным.
    Важной правовой основой лизинговых операций в России является часть вторая Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ), где в § 6 гл. 34 "Финансовая аренда (лизинг)" имеется шесть статей, непосредственно посвященных лизингу.
    Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167, утвердившим "Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации", был детально регламентирован процесс лицензирования лизинговой деятельности. Данное Положение применялось в части, не противоречащей Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ. Однако 1 февраля 2001 года Постановлением Правительства РФ № 80 было утверждено новое "Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации", в соответствии с которым предыдущее Положение признавалось утратившим силу. В настоящее время в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.01 года № 128-ФЗ, и в связи с внесением изменений и дополнения в Федеральный закон “О лизинге” лизинговая деятельность в России перестала быть лицензируемым видом деятельности.
  3. 1998 г. - по настоящее время. Данный этап характеризуется принятием специального закона “О лизинге” от 29.10.1998 г. № 64-ФЗ, в который Федеральным законом от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ были внесены изменения и дополнения (в настоящее время наименование Закона изложено в следующей редакции: “О финансовой аренде (лизинге)”).

Изменения, внесенные ФЗ от 29.01.02 г. № 10-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О лизинге” должны положительно сказаться на дальнейшем развитии финансовой аренды в России. Закон в новой редакции:

  1. приводит положения закона "О лизинге" в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ;
  2. максимально сокращает нормы, затрагивающее налоговое регулирование лизинга, т.к. данные нормы должны быть закреплены в налоговом законодательстве;
  3. частично приводит в соответствие с таможенным законодательством нормы, регулирующие международный лизинг;
  4. устраняет внутренние противоречия закона "О лизинге";
  5. добавляет новые гражданско-правовые нормы, призванные способствовать развитию лизинга. А, именно:

    • пересматривается общий порядок по распределению между участниками лизинговой сделки обязанностей по содержанию и ремонту предмета лизинга. Указанные обязанности в полном объеме возлагаются на лизингополучателя, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в договоре лизинге;
    • сокращается срок возможного пересмотра лизинговых платежей по соглашению сторон с одного раза в год до одного раза в квартал;
    • устанавливается обязанность лизингополучателя, в случаях установленных законодательством РФ, застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом (например, Федеральный закон от 25.04.02 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (с изм. и доп. от 24.12.02 г.).

Необходимо отметить и международно-правовые документы. В 1988 г. в Оттаве была заключена Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Россия к данной Конвенции присоединилась только в 1998 г. в связи с принятием Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" от 8 февраля 1998 г.

Таким образом, в настоящее время права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, Федеральным законом “О финансовой аренде (лизинге)” и договором лизинга. При международном лизинге они устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" от 8 февраля 1998 г.

Помимо вышеуказанных нормативных актов был принят целый ряд нормативных документов, регулирующих различные аспекты лизинга (налоговые, таможенные, бухгалтерские, антимонопольные, в области предоставления информации в Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России), в области поддержки агропромышленного производства и авиации, и так далее), а также определяющих его особенности в различных отраслях (например, Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации" или Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 915 "О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы").

Наиболее значимым в свете лизинговых правоотношений является налоговое законодательство. Так, 6 августа 2001 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах". В соответствии с пунктом 14 данного закона с 1 января 2002 года вступила в силу Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ (далее НК). Принятая Глава "Налог на прибыль" сохраняет за лизингом преимущества и делает его эффективным источником финансирования капитальных вложений предприятий. По-прежнему данный способ финансирования будет позволять минимизировать затраты предприятия в сравнении с другими источниками.

Рассмотрим основные положения Главы 25, касающиеся налогообложения участников лизинговой сделки.

Амортизационная политика
Право выбора метода учета имущества - на балансе лизингодателя или лизингополучателя.
Первоначальная стоимость предмета лизинга

П. 1 абзац 3 ст. 257 "Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признаётся сумма расходов лизингодателя на его приобретение".

Амортизационные группы (статья 258)

"П.1. Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования". Глава 25 НК предлагает десять амортизационных групп, при этом классификация основных средств определена Правительством РФ. 1 января 2002 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

Методы и порядок расчёта сумм амортизации (статья 259)

Налоговый кодекс вводит два возможных метода начисления амортизации в целях налогообложения:

  • линейный метод (сумма амортизации определяется ежемесячно как произведение первоначальной стоимости и нормы амортизации),
  • нелинейный метод (сумма амортизации определяется ежемесячно как произведение остаточной стоимости и нормы амортизации).

При этом налогоплательщики вправе выбирать метод начисления амортизации. Исключением являются лишь здания, сооружения, передаточные устройства, входящие в 10 амортизационную группу (срок полезного использования свыше 30 лет), по которым применяется только линейным метод.

Лизинговые платежи относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (статья 264)

Пп. 10 п. 1 к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, отнесены "лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество. В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается на балансе у лизингополучателя, лизинговые платежи признаются расходами за вычетом сумм начисленной по этому оборудованию амортизации."

Особенности отнесения процентов по полученным заёмным средствам к расходам (статья 269)

Данная статья вводит ограничения на размер процентов по кредитам, которые организация может отнести на уменьшение налогооблагаемой базы.

Ограничения применяются при одновременном выполнении двух условий: размер непогашенных долговых обязательств, предоставленных российской лизинговой компании иностранной организацией, более чем в 12,5 раз превышает собственный капитал лизингодателя, и иностранная организация, предоставившая кредит, прямо или косвенно владеет более 20% уставного капитала лизинговой компании.

Особенности определения расходов при реализации имущества (статья 268)

В соответствии с данной статьёй "убыток, полученный при реализации амортизируемого имущества, включается в прочие расходы налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации".

В соотвествии с действующим налоговым законодательством стороны лизинговой сделки имеют четыре основные преимущества по сравнению с приобретением основных фондов с использованием заемных средств:

  1. Возможность постановки предмета лизинга на баланс лизингодателя или лизингополучателя по их выбору;
  2. Вне зависимости от выбранного метода учета имущества - предмет договора лизинга (на балансе лизингодателя или лизингополучателя) лизинговые
    платежи в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу;
  3. Упрощение чрезмерно детализированной системы норм амортизации с формированием укрупненных видов основных средств, входящих в 10 амортизационных групп, сформированных по срокам полезного использования; отказ от отраслевого принципа установления норм амортизации.
  4. Предоставление хозяйствующим субъектам права выбора величины нормы амортизации в рамках той или иной амортизационной группы, использования как линейного, так и нелинейного метода списания стоимости основных средств (применение коэффициента ускоренной амортизации, но не выше 3).

Таким образом, изменения и дополнения, внесенные в законодательную базу, регулирующую лизинговую деятельность, должны создать благоприятный налоговый режим для лизинговых операций как формы инвестиционной деятельности с целью стимулирования развития лизинга в России.

Что касается взаимодействия лизинговых компаний с Комитетом РФ по финансовому мониторингу, то в этой сфере существует целый блок нормативных актов. Основополагающими актами являются:

  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г.) - в соответствии с которым операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к операции, связанной с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  • Указ Президента РФ от 01.11.01 г. № 1263 “Об уполномоченном органе "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" - в соответствии с которым этим органом является Комитетом РФ по финансовому мониторингу;
  • Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245 "Об утверждении Положения о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом" (с изм. и доп. от 17 января 2003 г.) - которым утверждено Положение о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом;
  • Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2002 г. N 983-р Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (с изм. и доп. от 8 января 2003 г.) - утвердившее Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • Постановление Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" - в соответствии с которым правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца. Правила внутреннего контроля представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения;
  • Постановление Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 28 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" - которое определяет порядок постановки на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
  • Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 1 июля 2002 г. N 41 "Об утверждении Положения о территориальных органах КФМ России и схемы их размещения";
  • Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 3 сентября 2002 г. N 62 "Об утверждении Инструкции о представлении в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" - который устанавливает правила по Идентификации и учету организаций в КФМ России, виды и способы представления информации в КФМ России, получение и использование организациями АРМ "Организация", формирование и направление организациями СЭД и СПД, контроль КФМ России полученных, обеспечение информационной безопасности при передаче СЭД, ведение КФМ России нормативно-справочной информации, используемой при представлении информации в КФМ России;
  • Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 31 января 2003 г. N 9 "Об утверждении формы Карты постановки на учет в КФМ России организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".
  • Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 07.02.2003 N 15 "Об утверждении Положения "О согласовании правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы."

В соотвествии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г.) -лизинговые компании, как и другие финансовые организации, работающие с денежными ресурсами, обязаны предоставлять в Комитет финансового мониторинга, контролирующий информацию обо всех операциях с денежными средствами или иным имуществом, если суммы, на которые они совершаются, равны или превышают 600 000 рублей либо равны сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышают ее, а по своему характеру данная операция относится к операции, связанной с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга), а также о сделках, которые являются подозрительными, в соответствии с критериями, определенными нормативными актами Комитета по финансовому мониторингу.

По мнению Московской лизинговой компании и наших коллег из Рослизинга лизинговые компании разумно было бы исключить из списка организаций, ответственных за предоставление вышеуказанной информации.

В настоящее время вопросы, связанные с регулированием лизинговых отношений антимонопольными органами, отражены в двух Законах: Законе от 22.03.91 г. N 948-1 (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) и Законе от 23.06.99 г. N 117-ФЗ (в ред. от 30.12.01 г.) "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

В п.1 ст. 18 Закона о конкуренции указано, что получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество, осуществляется с предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в п.1 ст. 18 Закона о конкуренции, превышает 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

Если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в п.1 ст. 18 Закона о конкуренции, больше 100 тыс. МРОТ, но меньше 200 тыс. МРОТ необходимо только уведомить федеральный антимонопольный орган о заключении лизинговой сделки в 45-дневный срок после ее заключения.

Таким образом, уведомлять или получать разрешение в федеральном антимонопольном органе лизингополучатель должен в том случае, если одновременно стоимость лизингового имущества превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов лизингодателя, а суммарная стоимость активов лизингодателя и лизингополучателя превышает 100 тыс. МРОТ или один из них внесен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" в меньшей мере касается участников лизинговой сделки, так как, во-первых, определение доминирующего положения на рынке лизинговых услуг возложено непосредственно на антимонопольные органы, во-вторых, доминирующее положение лизинговой организации на рынке лизинговых услуг не является нарушением антимонопольного законодательства, а служит только основанием для осуществления систематического наблюдения за ее деятельностью со стороны антимонопольных органов.

Таким образом, на сегодняшний день существует еще один орган государственной власти, контролирующий лизинговые компании на территории РФ - Министерство по антимонопольной политике РФ. В определенных законодательством случаях, участникам лизинговых отношений необходимо обращаться в антимонопольный орган за предварительным согласием или уведомлением о совершении сделки. Несоблюдение этих условий может повлечь за собой либо наложение антимонопольным органом штрафных санкций, либо являться основанием для признания сделки в судебном порядке недействительной по иску антимонопольного органа.

Информация представлена Смоленским областным порталом деловой информации

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости