На современном этапе развития мировой экономики перспективы экономического развития той или иной страны будут во многом зависеть от роли и уровня научно-технического прогресса и интеллектуализации основных составляющих производства во всех сферах экономики и, главным образом, в промышленности. В настоящее время на долю современных технологий, продукции, оборудования в развитых странах приходится более 70% прироста ВВП. Интенсивность инновационной деятельности сегодня во многом отражается на уровне экономического развития: в условиях усиливающейся конкуренции на мировой арене выигрывают именно те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности. Задача развития отечественной науки и технологий отнесена Президентом РФ В.Путиным к числу приоритетов российского государства.
Согласно пакету документов, входящих в “Основы политики России в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу”, одной из основных мер государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники является стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, в том числе стимулирование развития венчурного инвестирования. В рамках данной программы в конце октября 2002 г. коллегия Минпромнауки одобрила проект Концепции развития венчурной индустрии в России. В первую очередь, Концепция рассчитана на дальнейшее развитие имеющегося в России инновационного потенциала.
Реализация Концепции позволит сформировать благоприятную экономическую и правовую среду для создания национальной венчурной индустрии, для притока рисковых инвестиций. Меры госстимулирования, предусмотренные документом, повысят активность деятельности предприятий высокотехнологичного сектора и привлекут в отрасль дополнительные инвестиции. Главной задачей продвижения Концепции венчурного инвестирования является создание необходимой законодательной базы, способствующей развитию этого вида экономической деятельности.
Согласно Концепции, необходимость корректировки законодательства определяется в зависимости от экономических условий для венчурного инвестирования со стороны разных субъектов бизнеса, причем изменения могут быть внесены по инициативе этих структур. В соответствии с текущими экономическими условиями, в ближайшей перспективе предлагаются следующие изменения в законодательство:
- изменения в законодательстве по малому предпринимательству, направленные на стимулирование роста оборотов малых инновационных технологических компаний;
- утверждение правительством порядка формирования и работы стартовых фондов, создаваемых для предоставления финансовой поддержки малым технологическим компаниям. Принятие этой меры особенно необходимо в области использования государственных ресурсов;
- необходимость разработки предложений по упрощению условий регистрации венчурных фондов в России.
Кроме того, в сентябре 2002 г. глава Минпромнауки И.Клебанов и полпред Президента в Приволжском федеральном округе С.Кириенко подписали Соглашение о сотрудничестве в реализации межотраслевого проекта “Разработка и апробация нового механизма организации инновационной деятельности в Приволжском федеральном округе”.
Соглашение предусматривает совместные действия сторон в работе по активизации инновационной деятельности в ПФО. Целью проекта является разработка и апробация нового для России механизма организации и финансирования инновационной деятельности в регионах ПФО. Во-первых, в округе будет организован центр по подготовке венчурных менеджеров с агентской региональной сетью. Второе направление – развитие инновационной сети Поволжья для организации инновационного процесса и одновременно подготовки специалистов. Для связи между фирмами-потребителями и прикладной наукой предполагается создание “Межрегионального фонда содействия инновациям”.
Вывод: в развитии инновационной индустрии существует множество проблем. Государственная политика далека от совершенства. Очевидно, что долгие годы ведутся разговоры о поддержке инноваций, но в практической плоскости ничего не делается.
Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая научной базой, занимает на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции лишь 0,3%. Сложившаяся ситуация требует активных действий, направленных на активизации инновационной деятельности в стране.
Основным источником финансирования инновационной деятельности предприятий до сих пор являются их собственные (весьма ограниченные) средства, а роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В то же время, предпринимаемые в 2002 г. правительством шаги по развитию венчурного инвестирования в целом позитивны. Успешная реализация обозначенных мер создаст дополнительные конкурентные преимущества России на международной арене.
Позитивно, что ставится задача по совершенствованию законодательства. Статус правового благоприятствования, который венчурное инвестирование получило с учетом связанного с ним дополнительного риска и значимости для развития экономики в других странах, в России отсутствует, хотя это могло бы стать стимулом.
Для развития инновационной индустрии необходимо дать четкое определение и обеспечить должное применение ряду имущественных прав, в частности, в области передачи технологий. Для российских и иностранных юридических лиц должно существовать единое налоговое поле. Необходимо урегулировать проблемы двойного налогообложения, так как целью венчурного капитала является получение высокого дохода от инвестиций, который инвесторы получают в виде дохода при продаже своей доли в компании.
Информация представлена интернет-порталом Вестник Русского экономического общества