Согласно докладу Минэкономразвития “О мерах по развитию финансовых рынков в Российской Федерации”, отношение емкости финансового рынка к ВВП, характеризующее роль финансового рынка в развитии экономики страны, на конец 2002 г. составило 86,5%, в то время как в среднем по странам с развивающимся финансовым рынком этот показатель достигал значения 204,7 %, по развитым – 467,7%. (США – 509,3%, Германия – 616,9%).
Объем торгов на основных фондовых площадках России (ММВБ и РТС) за 9 месяцев т.г. составил $201,9 млрд. и по отношению к ВВП составляет 63,6% (см. рис.). Напомним, что в 2002 г. объем торгов на данных площадках по отношению к ВВП составил 35,5%.
Источник: РТС, ММВБ, Госкомстат РФ, расчеты РЭО
* - данные приведены за 9 месяцев
11 ноября т.г. на заседании Правительства РФ прошло обсуждение мер по развитию финансовых рынков в России. Открывая заседание, председатель правительства М.Касьянов заявил, что развитие финансового сектора невозможно без обеспечения незыблемости прав собственности и выработки общих правил работы финансовых рынков, сообщает Департамент правительственной информации.
По мнению М.Касьянова, слабое развитие финансового сектора РФ “фактически блокирует” реализацию правительственной программы по диверсификации российской экономики, направленной на увеличение темпов роста в перерабатывающих секторах. Председатель правительства также подчеркнул, что одной из главных проблем развития финансового сектора РФ является несвязанность финансовых рынков между собой, что, в частности, обусловлено отсутствием единых правил по регулированию финансовых рынков, которые в настоящее время регулируются различными органами государственной власти.
По итогам заседания ряду министерств и ведомств поручено в месячный срок подготовить план мероприятий на основе следующих мер, которые будут способствовать улучшению состояния финансовых рынков:
- создание равных конкурентных условий для деятельности участников российского финансового рынка;
- закрепление в законодательстве норм прямого действия по вопросам регулирования финансового рынка, в том числе определяющих стандарты эмиссии ценных бумаг, отчетности финансовых институтов и раскрытия информации;
- обеспечение прозрачности ведомственного надзора за деятельностью финансовых институтов, развитию принципов саморегулирования, сокращению ведомственных правоустанавливающих нормативных актов;
- установление требований к формированию собственного капитала, размещению средств, составу и структуре активов страховых компаний, в том числе в целях унификации их деятельности с деятельностью по инвестированию пенсионных накоплений и средств инвестиционных фондов;
- обеспечение прозрачности и равнодоступности для участников рынка институтов, осуществляющих организацию торговли на рынке ценных бумаг, расчеты с ценными бумагами, учет и хранение ценных бумаг, установлению единых требований к их деятельности, исключению контроля со стороны какой-либо одной организации над деятельностью этих институтов;
- введение расчетов по принципу “поставка против платежа”, взаимного зачета встречных требований (“неттинга”), обеспечению прав залогодержателя;
- создание центральной депозитарной и расчетно-клиринговой системы;
- увеличение емкости финансового рынка, в том числе посредством дебюро- кратизации процедур выпуска и размещения ценных бумаг, обращения производных финансовых инструментов, снижения налогообложения эмиссии ценных бумаг.
Также были рассмотрены вопросы целесообразности создания межведомственного координационного органа по государственному регулированию в сфере финансовых рынков и единого органа по регулированию финансовых рынков с учетом проводимой административной реформы, а также вопросы участия ЦБ в уставных капиталах участников финансового рынка России. В настоящее время функции регулирования финансового рынка распределены между Центробанком, ФКЦБ, Минфином, МАП и Минтруда. Соответствующие предложения по созданию единого регулятора должны быть представлены в правительство до февраля 2004 г.
Основным разработчиком рассматривавшихся на заседании мер по стимулированию финансовых рынков является Минэкономразвития. По мнению Г.Грефа основной задачей в этом направлении является снижение транзакционных издержек, которые должны снизиться в 2-2,5 раза с нынешнего уровня. Среди других задач Г.Греф также указал расширение прав саморегулируемых организаций, пересмотр нормативной базы, трансформацию ведомственных актов в нормы прямого действия.
Что касается вопроса участия Банка России в капитале организаций, работающих на финансовом рынке, в частности, ММВБ и Сбербанка, то, по мнению Минэкономразвития, такое участие сдерживает развитие конкуренции. Однако немедленная продажа ЦБ акций данных организаций не предусматривается. В частности, относительно Сбербанка выход ЦБ из уставного капитала планируется не ранее 2007 г., что соответствует стратегии реформирования банковской сферы, и будет осуществлено только после внедрения системы гарантирования банковских вкладов. Кроме того, правительство поручило представить в ближайшие месяцы дополнительные материалы по выходу ЦБ из капитала ММВБ.
Также правительством до окончания осенней сессии Госдумы планируется внести законопроект о снижении налога на эмиссию ценных бумаг до 0,2 процента с 0,8 процента.
Вывод: В целом следует отметить, что, несмотря на довольно высокие темпы роста экономики, уровень развития финансовых рынков в стране по-прежнему остается на довольно низком уровне. Практически не действуют механизмы интермедиации, когда деньги от хозяйственных субъектов поступают в экономику, способствуя ее росту. Более половины фондового рынка носит спекулятивный характер.
Несмотря на рост объемов торгов на основных фондовых площадках, стоит отметить, что финансовый рынок в России остается небольшим по размеру и неразвитым. Мощь финансовой системы России значительно уступает другим странам с переходной экономикой и тем странам, которые проходят схожий путь формирования финансовых рынков и институтов.
В целом же кардинальных изменений на финансовом рынке страны по сравнению с предыдущим годом не произошло. Очевидно нет прогресса в решении таких вопросов, негативно влияющих на развитие фондового рынка, как манипулирование, недооцененность ценных бумаг большинства компаний, высокий уровень волатильности.
Что касается предложенных правительством мер по развитию финансового рынка, то в целом их можно оценить позитивно. Ряд поставленных задач не вызывает ни у кого сомнений в настоящее время, так как их практическая реализация будет способствовать развитию финансового сектора экономики. При этом стоит также отметить, что никаких реальных действий в направлении развития российского финансового рынка со стороны правительства за последние два года предпринято не было.
По нашему мнению, о чем мы пишем, начиная с середины 2001 г., но к чему правительство пришло только сейчас, для создания в стране цивилизованного финансового рынка (рынка капиталов), прежде всего, необходима реализация следующих первостепенных мер:
- Создание единого эффективного органа финансового надзора на базе существующих надзорных подразделений Центробанка, ФКЦБ, Страхнадзора (сейчас в Минфине), Инспекции по пенсионным фондам и т.д.;
- Приведение финансового законодательства в соответствие с мировыми стандартами;
- Вывод Центробанка из капитала всех коммерческих учреждений;
- Скорейшая приватизация всех банков с государственным участием (в случае Сбербанка – снижение государственной доли до 50% + 1 голос);
- Стимулирование притока иностранного капитала в банковскую сферу;
- Стимулирование конкуренции в банковской сфере;
- Кардинальное изменение работы Центробанка.
- Разработка и реализация комплекса мер по дальнейшему повышению качества корпоративного управления, ввод более жестких стандартов.
- Внедрение новых инструментов финансового рынка (например, ипотечные ценные бумаги).
Информация представлена интернет-порталом Вестник Русского экономического общества