Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом “ФОРА”. Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.
Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр
В связи с завершением работы Государственной Думы в ноябре в области налогового законодательства было принято значительное количество законодательных актов, в том числе три новые главы Налогового кодекса РФ:
- глава 30 “Налог на имущество организаций”;
- глава 25.1 “Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов”;
- новая редакция главы 26.1 “Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)”.
Среди них наиболее важное значение для микрофинансовых организаций имеет глава “Налог на имущество организаций”, с 1 января 2004 года она заменяет ныне действующий закон “О налоге на имущество предприятий”.
В отличие от действующего закона, новая глава НК содержит существенные изменения:
- из объекта налогообложения исключаются нематериальные активы, товарные запасы, расходы будущих периодов;
- увеличивается ставка налога с 2 до 2,2%.
- Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 139-ФЗ “О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов”
Опубликован в “Российской газете” от 18 ноября 2003 г. № 234 (дополнительный выпуск).
Вступает в силу с 1 января 2004 года.
- Плательщиками налога признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.
- Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
- Объектом налогообложения для иностранных организаций:
- осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств;
- не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее иностранным организациям на праве собственности.
- Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
- Предельная ставка налога повышается с 2 до 2,2%, конкретную ставку устанавливают субъекты РФ.
- Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64“О налоге на имущество организаций”
Опубликован в газете “Тверская, 13” от 25 ноября 2003 г. № 142.
Вступает в силу с 1 января 2004 года.
- Налоговая ставка установлена в размере 2,2 %.
- Налоговым периодом является календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
- По итогам отчетного периода в течение 30 дней налогоплательщик уплачивает авансовые платежи. Окончательная сумма налога подлежит уплате не позднее 30 марта, следующего за истекшим налоговым периодом.
- Налог на имущество в соответствии с данным законом обязаны уплачивать организации:
- с местонахождением в г. Москве;
- с местонахождением в других субъектах РФ, если:
- они имеют в г. Москве обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс – в отношении имущества этого обособленного подразделения;
- они имеют в г. Москве объекты недвижимости – в отношении таких объектов.
- Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 697 “О дополнении перечня международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению”
Опубликовано в “Российской газете” от 26 ноября 2003 г. № 240.
- Перечень международных и иностранных организаций, гранты которых не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц, дополнен новыми организациями.
- Приказ МНС РФ от 29 октября 2003 г. № БГ-3-27/575 “О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России”
Опубликован в приложении к газете “Учет. Налоги. Право” - “Официальные документы” от 12 ноября 2003 г. № 42.
- Инспекции МНС России обязаны осуществлять ежедневный прием налогоплательщиков в течение всего рабочего времени. Ранее прием осуществлялся два дня в неделю.
- Проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы”.
Внесен Правительством РФ.
Принят Государственной Думой в первом чтении.
- Законопроект направлен на уточнение перечня налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов в РФ и их закрепление за соответствующим уровнем бюджетной системы.
- Законопроект также предусматривает перераспределение доходов от налога на прибыль: в федеральный бюджет предлагается зачислять 5%, а в бюджеты субъектов РФ – 19%.
- Отменяется налог на рекламу, для замещения которого предлагается установить торговый сбор.
- Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2005 года.
11 ноября состоялось заседание Правительства, на котором рассматривались вопросы о мерах по развитию финансовых рынков в Российской Федерации. По рассматриваемым вопросам были приняты следующие решения:
- Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны подготовить и в течение месяца внести в Правительство план мероприятий по развитию финансовых рынков, при этом должны быть предусмотрены следующие меры:
- создание равных конкурентных условий для деятельности участников российского финансового рынка;
- закрепление в законодательстве норм прямого действия по вопросам регулирования финансового рынка;
- обеспечение прозрачности ведомственного надзора за деятельностью финансовых институтов, развитию принципов саморегулирования, сокращение ведомственных правоустанавливающих нормативных актов;
- До 1 февраля 2004 года должны быть представлены:
- предложения о целесообразности создания межведомственного координационного органа по государственному регулированию в сфере финансовых рынков, а также создания единого органа по регулированию финансовых рынков (мегарегулятора);
- проект новой редакции Стратегии развития банковского сектора РФ.
Кроме того, в ноябре Государственная дума одобрила Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год.
Принятые нормативные правовые акты
- Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н “Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств”
Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 ноября 2003г. Регистрационный № 5252.
Вступает в силу с 1 января 2004 г.
- Утверждены новые Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Они фактически детализируют положения ПБУ 6/01 “Учет основных средств”.
- Указания распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и обязательны для них.
- С 1 января 2004 года утрачивает силу Приказ Минфина РФ от 20.07.98 №33н.
- Постановление Госкомстата РФ от 28 октября 2003 г. № 98 “Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-Т “Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности”
- С ноября 2003 года вводится в действие новый Порядок заполнения и представления формы № 1-т “Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности”.
- Указанную форму представляют юридические лица всех форм собственности и их обособленные подразделения.
- Определены правила заполнения показателей формы № 1-т, в нее включаются сведения по всем подразделениям юридического лица, независимо от их местонахождения.
- Сведения по форме № 1-т представляются в органы государственной статистики по месту расположения организации.
- Постановлением Госкомстата от 28 октября 2003 г. № 97 отменено ранее действовавшее Постановление Госкомстата РФ от 07.10.2002 № 195.
- Постановление Правления ПФР от 1 октября 2003 г. № 139п “О Порядке представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 ноября 2003 г. Регистрационный № 5254.
- Определены правила представления страхователями сведений о включаемых в трудовой стаж периодах работы до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
- Страхователи представляют сведения о трудовом стаже на всех застрахованных лиц, работающих у них, в территориальные органы Пенсионного фонда РФ по месту регистрации в качестве страхователей.
- Постановление Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69 “Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 2003 г. Регистрационный № 5219.
Опубликовано в “Российской газете” от 19 ноября 2003 г. № 235.
- Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №225 утверждена новая форма трудовой книжки, которая вводится с 1 января 2004 г.
- Минтруд, в свою очередь, утвердил следующие документы:
- инструкцию по заполнению трудовых книжек;
- форму приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
- форму книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
- В трудовой книжке запрещено делать записи с сокращениями, не допускается зачеркивание ранее внесенных неточных, неправильных или иных признанных недействительными записей.
- Согласно новым правилам, необходимо указывать полное наименование организации, а также сокращенное наименование (при его наличии).
- В названии должности, можно указывать то, что указано в штатном расписании организации, кроме тех случаев, когда выполнение работ связано с наличием льгот или ограничений, тогда должность должна соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками.
- Инструкция, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, признана не действующей.
Совет Федерации отклонил законопроект “О коммерческой тайне”, ранее принятый Государственной Думой. За его принятие проголосовали лишь 9 членов верхней палаты, 98 против.
Основанием для отклонения законопроекта стали следующие замечания Совета Федерации:
- необходимо внести положения, направленные на защиту наемного работника: указать предельный срок, в течение которого работник не имеет права разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, после прекращения с ним трудовых отношений и расторжения контракта;
- не защищены права государства на интеллектуальную собственность, полученную при выполнении государственного контракта и др.
Для доработки законопроекта совместно с депутатами Государственной Думы должна быть создана согласительная комиссия. Таким образом, очередное рассмотрение данного законопроекта Думой может состояться лишь в следующей Думе в 2004 году.
Опубликован в “Российской газете” от 18 ноября 2003 г. № 234 (дополнительный выпуск).
- Целью закона является создание в России условий для развития ипотечного жилищного кредитования путем привлечения в эту сферу средств частных и институциональных инвесторов. Для этого законом вводятся два новых вида ценных бумаг: облигация с ипотечным покрытием и ипотечный сертификат участия.
- Законом регулируется порядок выпуска, эмиссии, выдачи и обращения ипотечных ценных бумаг, а также исполнения обязательств по ним.
- Облигация с ипотечным покрытием – ценная бумага, которая эмитируется с целью привлечения денежных средств под залог права требования суммы долга и процентов, причитающихся эмитенту по кредитным договорам и договорам займа (ипотечное покрытие).
- Эмиссия облигаций с ипотечным покрытием может осуществляться только специализированными коммерческими организациями (ипотечными агентами) и кредитными организациями.
- Ипотечный сертификат участия – именная ценная бумага, которая удостоверяет право ее владельца на долю в ипотечном покрытии.
- Выдача ипотечных сертификатов участия может осуществляться только коммерческими организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Опубликован в “Российской газете” от 18 ноября 2003 г. № 234 (дополнительный выпуск).
Вступает в силу с 1 января 2004 г.
- Закон регулирует отношения, возникающие при организации и проведении лотерей.
- Закон устанавливает новый вид лотерей - стимулирующая лотерея, она проводится с целью формирования или поддержания интереса к производимым товарам (услугам) и призвана способствовать их реализации.
- Право на проведение данной лотереи приобретается в уведомительном порядке путем направления необходимых документов в соответствующий уполномоченный орган.
- Предложение об участии в стимулирующей лотерее может быть нанесено на упаковку товара, или размещено иным способом. Срок проведения не может превышать двенадцать месяцев.