Всемирный банк, Вашингтон
Предисловие
Краткий обзор
Выражения признательности
I. Региональные аспекты барьеров осуществлению деловых операций в России: общий обзор
II. Конкуренция в "старых" и "новых" секторах экономики в российских регионах
III. Регулятивный режим в России: секторы телекоммуникаций и Интернета в регионах
IV. Корпоративные финансы в российских регионах: ограничения спроса и предложения
V. Разрешение хозяйственных споров в России: региональный взгляд
VI. Региональные аспекты барьеров осуществлению деловых операций в России: общий обзор
В России, наконец, наблюдается экономический рост.1 Но является ли этот вновь обретенный рост, вызванный, главным образом, эффектами замещения импорта вслед за девальвацией рубля и возросшими ценами на нефть, устойчивым? Перед Россией по-прежнему стоит сложнейшая задача реструктуризации предприятий и привлечения инвестиций в экономику. Несмотря на то, что приватизационные инициативы успешно изменили структуру собственности многих российских предприятий, они не привели к успешной реструктуризации большинства действующих предприятий. Наиболее часто применяемый способ приватизации заключался в приобретении контрольного пакета акций предприятий его сотрудниками и руководством и приводил к тому, что контролируемые инсайдерами компании имели слабые стимулы к реструктуризации, особенно, в условиях экономической системы, допускающей, вплоть до последнего времени, мягкие бюджетные ограничения.
В то же время, рост нового сектора частного бизнеса в России, особенно малых и средних предприятий (МСП), находится на поразительно низком уровне, особенно по сравнению с другими странами переходной экономики в Центральной и Восточной Европе. Более того, подавляющее большинство новых закрепившихся и развивающихся предприятий находятся в самых крупных и богатых городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, усугубляя и без того значительную асимметрию географии экономического развития российских регионов.
Не вызывает сомнений тот факт, что Россия достигла значительного прогресса в демонтаже централизованной системы планирования, которая во времена Советского Союза непосредственно определяла структуру, поведение и эффективность экономики. Однако до настоящего времени развитие тех основополагающих рыночных институтов, которые должны занять место системы централизованного планирования, остается в зачаточном состоянии, особенно на региональных рынках, где ежедневно осуществляются деловые операции. Такое положение является главным фактором неоправданного удорожания стоимости ведения бизнеса в России, препятствующим формированию и реструктуризации российских предприятий. Несмотря на продолжительную полемику по поводу того, почему реструктуризация российских предприятий была проведена, в общенациональном масштабе, лишь частично, а начинающие предприятия частного сектора борются за право появления, масштабная аналитическая работа по оценке состояния основополагающих рыночных институтов в российских регионах не проводилась. Настоящее исследование помогает восполнить этот недостаток. Оценка степени развития рыночных институтов на региональном уровне представляет особую важность для российских властей в силу их возрастающей заинтересованности в определении методов реформирования основополагающих факторов, способствующих увеличению инвестиций в развитие бизнеса и устойчивости его роста, и выходит за рамки таких узких и трудно разрешимых вопросов, как способы снижения административных барьеров при регистрации и лицензировании новых предприятий.
Целью исследования является содействие выработке новых инициатив экономической политики, направленных на улучшение общих условий ведения бизнеса в России, особенно на региональных рынках. Процесс решения поставленных задач проливает свет на явно выраженные межрегиональные различия в существующих системах экономической политики, структуре и природе российского сектора предприятий, а также на то, как региональные власти и предприятия реагируют на эти различия и формируют их. Для концентрации внимания на разработке рекомендаций по мерам экономической политики в исследовании обращается особое внимание на определенные отрасли экономики. Например, при проведении анализа конкурентной политики исследование сравнивает эволюционные процессы, происходящие с конкурирующими экономическими агентами в “новых” и “старых” секторах экономики; а при проведении анализа регулятивного режима внимание направлено на секторы телекоммуникаций и Интернета. В исследовании также уделяется особое внимание процессу эволюции межрегиональной политики и изменениям в экономической ситуации с течением времени. Таким образом, в нем оценивается, насколько девальвация рубля повлияла на реструктуризацию предприятий, замещение импорта, расширение экспорта и создание/сокращение рабочих мест на местном уровне за два года, прошедшие после кризиса 1998г.
Структура настоящего исследования и тематический охват последующих глав организованы вокруг четырех направлений институционального развития, на которые обращалось внимание выше: (а) факторы, определяющие конкуренцию между предприятиями и структуру рынка, а также систему экономической политики, управляющую ими на местном уровне; (б) регулятивный режим, определяющий цены, предложение и доступ к местным инфраструктурным услугам; (в) доступ к корпоративному финансированию на региональных рынках; а также (г) правовая система для разрешения хозяйственных споров. Рекомендации по мерам экономической политики по каждому из соответствующих направлений, обозначены в конце каждой из глав.