Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Обзор изменений российского законодательства за октябрь 2003 года

Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом “ФОРА”. Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено: LEGEM PERFERRE

Редакция: Российский Микрофинансовый Центр

Банковская деятельность

11 ноября 2003 года состоится очередное заседание Правительства РФ, на котором планируется рассмотреть вопрос о мерах по развитию финансовых рынков в Российской Федерации. Планируется, что с докладом по данному вопросу выступят представители Минэкономразвития РФ, ФКЦБ РФ, ЦБ РФ. В качестве предложений по реформированию финансового рынка предлагается изменить действующую систему государственного регулирования и контроля за финансовыми рынками. В частности, предлагается передать функции контроля за всеми финансовыми рынками специально образованному государственному органу – “мегарегулятору”.

Финансовый и налоговый контроль

Основным событием октября стало рассмотрение комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам проекта федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и подготовка его текста ко второму чтению.

Законопроект в целом направлен на либерализацию валютного законодательства. Согласно новой редакции, все валютные операции за исключением прямо предусмотренных законопроектом случаев, проводятся без ограничений.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

В соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц” с 1 января 2004 года государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей” будет осуществлять МНС РФ.

С этой целью Правительство РФ в октябре утвердило следующие документы:

  • Правила передачи документов об индивидуальных предпринимателях в территориальные органы МНС;
  • Правила ведения государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений;
  • Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы.
Гражданское законодательство

16 октября состоялось заседание Правительства, на котором рассматривался вопрос о мерах по поддержке малого предпринимательства.

В докладе, подготовленным МАП России, проанализированы основные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства, указаны недостатки государственной системы поддержки малого предпринимательства, такие как:

  • несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей данную деятельность;
  • нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства.

На заседании обсуждались предложения по совершенствованию мер государственной поддержки малого предпринимательства. В частности, предлагается:

  • уточнить критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства: по мнению Минэкономразвития к ним должны относиться юридические лица, численность сотрудников которых не превышает 100 человек, а также предприниматели без образования юридического лица при условии, что по найму у них работают не более 99 человек;
  • внести изменения в налоговое законодательство с целью совершенствования налогообложения малого бизнеса и упрощения налоговой отчетности;
  • упростить доступ субъектам малого предпринимательства к финансовым ресурсам.

С целью упрощения доступа к финансовым ресурсам предлагается несколько направлений:

  1. Разработка механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями.
  2. Реализация данного направления предполагает предоставление государственной гарантии банку, уполномоченному Правительством РФ, в целях привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Уполномоченный банк в свою очередь осуществляет размещение привлеченных внебюджетных финансовых средств в региональных коммерческих банках посредством открытия целевых кредитных линий и/или предоставление гарантий по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства.

    Гарантийные схемы будут использоваться для действующих малых предприятий, располагающих собственными активами и имеющих определенную кредитную историю. Предоставление гарантий по кредитам может сочетаться с субсидированием части процентных ставок, что будет обеспечивать удешевление кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства.

  3. Развитие механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь - микропредприятий и начинающих предпринимателей.
  4. Реализация данного направления предполагает содействие созданию и развитию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъектам малого предпринимательства.

  5. Для облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к банковскому кредитованию необходимо развитие системы формирования кредитных историй.
  6. По итогам заседания Правительство РФ поручило МАП России, Минэкономразвития России, Минфину России, Минпромнауки, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти:

    • подготовить с участием ОАО “Российский банк развития” поправки в проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год”, предоставляющие данному банку государственные гарантии по привлечению на внутреннем рынке денежных средств для кредитования субъектов малого предпринимательства;
    • в срок до 15 ноября 2003 года разработать с участием ОАО “Российский банк развития” порядок и условия кредитования субъектов малого предпринимательства и внести в Правительство;
    • в срок до 15 декабря 2003 года подготовить предложения об уточнении функций Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, учитывая передачу части функций по кредитованию субъектов малого предпринимательства в ОАО “Российский банк развития”, функций по поддержке инновационной деятельности предпринимательских структур и развитию инфраструктуры малого предпринимательства - в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
    • в I квартале 2004 г. представить в Правительство РФ проект федерального закона о приведении в соответствие с действующим законодательством Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.
    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения

    • Проект федерального закона “О взаимном страховании”

    Внесен Правительством РФ.

    Принят в первом чтении.

    Проект федерального закона является реализацией положений статьи 968 “Взаимное страхование” Гражданского кодекса РФ. В проекте предусмотрено право граждан на объединение в целях оказания взаимной финансовой помощи в форме взаимного страхования, а также законодательную регламентацию права субъектов предпринимательской деятельности (граждан - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) на осуществление взаимного страхования путем объединения в общества взаимного страхования.

    Таким образом, все участники страхового процесса являются одновременно и страхователями и страховщиками, что позволит им самостоятельно определять страховую политику общества, а именно: виды и условия страхования, страховые тарифы, порядок формирования и использования средств страховых резервов.

    Определен статус, принципы, ограничения и особенности деятельности некоммерческих обществ взаимного страхования, а также права и обязанности их участников.

    РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ В ОКТЯБРЕ 2003 г.
    № п/п Наименование
    законопроекта
    Концепция Стадия рассмотрения на 1.10.03. Изменения за октябрь Примечания
    Налоговое законодательство
    1. “О внесении дополнений в раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ”, а также о признании утратившими силу актов законодательства РФ в части налогов и сборов” (внесен Правительством РФ). О дополнении НК РФ главой 30 “Налог на имущество организаций” Принят в третьем чтении Отклонен Советом Федерации

    Создана Согласительная комиссия

    Принят Госдумой в редакции Согласительной комиссии

    Одобрен Советом Федерации
     
    2. “О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации” О снижении ставки НДС с 20 до 18 процентов. Принят в первом чтении Изменений нет Норма о снижении ставки НДС принята в качестве поправки в рамках другого закона
    3. “О внесении изменений и дополнений в статью 241 Налогового кодекса РФ” (внесен депутатами Жуковым А.Д., Задорновым М.М., Резником В.М., Штогриным С.И.) О снижении с 1 января 2005г. максимального размера налоговой ставки ЕСН Принят в первом чтении Изменений нет  
    Банковская деятельность
    5. “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” (внесен Правительством РФ). Устанавливается система страхования вкладов граждан. Принят в первом чтении Изменений нет  
    6. “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” (внесен депутатами ГД РФ). Об упрощении порядка предоставления банками кредитов субъектам малого бизнеса Внесен в качестве законодательной инициативы Принят в первом чтении Срок внесения поправок до 15.11.03 г.
    7. “Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год”
    (Внесен Центральным банком РФ).
    Рассматриваются сценарии макроэкономического развития страны в 2004 г. и предлагаются меры по реформированию банковского сектора. Внесены для одобрения Госдумой По решению бюджетного комитета документ возвращен на доработку в ЦБ РФ.  
    8. “О федеральном бюро кредитных историй”.

    (Внесен депутатами Государственной Думы).
    Предусмотрено создание Федерального бюро кредитных учреждений – специализированного учреждения при Банке России. Внесен в качестве законодательной инициативы Изменений нет  
    9. “О внесении дополнений в федеральный закон “О банках и банковской деятельности” и федеральный закон “О Центральном банке России” (внесен депутатом В. Тарачевым) Предусмотрено создание кредитных бюро на базе Банка России Внесен в качестве законодательной инициативы Изменений нет  
    10. “О бюро кредитных историй” (внесен депутатом И. Грачевым) Кредитными бюро – коммерческие организации, для которых данный вид деятельности является основным. Внесен в качестве законодательной инициативы. Изменений нет  
    Финансовый и налоговый контроль
    11. “О валютном регулировании и валютном контроле” (внесен Правительством РФ) Новая редакция закона Принят в первом чтении Изменений нет  
    Гражданское законодательство
    12. “О кредитной кооперации” (внесен Правительством РФ) Создает правовую базу для деятельности кредитных кооперативов Принят в первом чтении Изменений нет  
    13. “О саморегулируемых организациях” (группа депутатов Госдумы) Предлагается введение новой разновидности некоммерческой организации
    Отличия между законопроектами минимальны
    Внесен в качестве законодательной инициативы. Принят в первом чтении  
    14. “О саморегулируемых организациях” (депутаты КПРФ) Внесен в качестве законодательной инициативы Отклонен в первом чтении  
    15. “Об ипотеке” (внесен депутатами Госдумы) Предлагается отменить нотариальное удостоверение договора о залоге недвижимости Принят в первом чтении Изменений нет  
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости