Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом “ФОРА”. Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.
Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр
11 ноября 2003 года состоится очередное заседание Правительства РФ, на котором планируется рассмотреть вопрос о мерах по развитию финансовых рынков в Российской Федерации. Планируется, что с докладом по данному вопросу выступят представители Минэкономразвития РФ, ФКЦБ РФ, ЦБ РФ. В качестве предложений по реформированию финансового рынка предлагается изменить действующую систему государственного регулирования и контроля за финансовыми рынками. В частности, предлагается передать функции контроля за всеми финансовыми рынками специально образованному государственному органу – “мегарегулятору”.
Основным событием октября стало рассмотрение комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам проекта федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и подготовка его текста ко второму чтению.
Законопроект в целом направлен на либерализацию валютного законодательства. Согласно новой редакции, все валютные операции за исключением прямо предусмотренных законопроектом случаев, проводятся без ограничений.
В соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц” с 1 января 2004 года государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей” будет осуществлять МНС РФ.
С этой целью Правительство РФ в октябре утвердило следующие документы:
- Правила передачи документов об индивидуальных предпринимателях в территориальные органы МНС;
- Правила ведения государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений;
- Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы.
16 октября состоялось заседание Правительства, на котором рассматривался вопрос о мерах по поддержке малого предпринимательства.
В докладе, подготовленным МАП России, проанализированы основные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства, указаны недостатки государственной системы поддержки малого предпринимательства, такие как:
- несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей данную деятельность;
- нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства.
На заседании обсуждались предложения по совершенствованию мер государственной поддержки малого предпринимательства. В частности, предлагается:
- уточнить критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства: по мнению Минэкономразвития к ним должны относиться юридические лица, численность сотрудников которых не превышает 100 человек, а также предприниматели без образования юридического лица при условии, что по найму у них работают не более 99 человек;
- внести изменения в налоговое законодательство с целью совершенствования налогообложения малого бизнеса и упрощения налоговой отчетности;
- упростить доступ субъектам малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
С целью упрощения доступа к финансовым ресурсам предлагается несколько направлений:
- Разработка механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями.
- Развитие механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь - микропредприятий и начинающих предпринимателей.
- Для облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к банковскому кредитованию необходимо развитие системы формирования кредитных историй.
- подготовить с участием ОАО “Российский банк развития” поправки в проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год”, предоставляющие данному банку государственные гарантии по привлечению на внутреннем рынке денежных средств для кредитования субъектов малого предпринимательства;
- в срок до 15 ноября 2003 года разработать с участием ОАО “Российский банк развития” порядок и условия кредитования субъектов малого предпринимательства и внести в Правительство;
- в срок до 15 декабря 2003 года подготовить предложения об уточнении функций Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, учитывая передачу части функций по кредитованию субъектов малого предпринимательства в ОАО “Российский банк развития”, функций по поддержке инновационной деятельности предпринимательских структур и развитию инфраструктуры малого предпринимательства - в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
- в I квартале 2004 г. представить в Правительство РФ проект федерального закона о приведении в соответствие с действующим законодательством Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.
- Проект федерального закона “О взаимном страховании”
Реализация данного направления предполагает предоставление государственной гарантии банку, уполномоченному Правительством РФ, в целях привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Уполномоченный банк в свою очередь осуществляет размещение привлеченных внебюджетных финансовых средств в региональных коммерческих банках посредством открытия целевых кредитных линий и/или предоставление гарантий по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства.
Гарантийные схемы будут использоваться для действующих малых предприятий, располагающих собственными активами и имеющих определенную кредитную историю. Предоставление гарантий по кредитам может сочетаться с субсидированием части процентных ставок, что будет обеспечивать удешевление кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства.
Реализация данного направления предполагает содействие созданию и развитию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъектам малого предпринимательства.
По итогам заседания Правительство РФ поручило МАП России, Минэкономразвития России, Минфину России, Минпромнауки, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти:
Внесен Правительством РФ.
Принят в первом чтении.
Проект федерального закона является реализацией положений статьи 968 “Взаимное страхование” Гражданского кодекса РФ. В проекте предусмотрено право граждан на объединение в целях оказания взаимной финансовой помощи в форме взаимного страхования, а также законодательную регламентацию права субъектов предпринимательской деятельности (граждан - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) на осуществление взаимного страхования путем объединения в общества взаимного страхования.
Таким образом, все участники страхового процесса являются одновременно и страхователями и страховщиками, что позволит им самостоятельно определять страховую политику общества, а именно: виды и условия страхования, страховые тарифы, порядок формирования и использования средств страховых резервов.
Определен статус, принципы, ограничения и особенности деятельности некоммерческих обществ взаимного страхования, а также права и обязанности их участников.
№ п/п | Наименование законопроекта |
Концепция | Стадия рассмотрения на 1.10.03. | Изменения за октябрь | Примечания |
Налоговое законодательство | |||||
1. | “О внесении дополнений в раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ”, а также о признании утратившими силу актов законодательства РФ в части налогов и сборов” (внесен Правительством РФ). | О дополнении НК РФ главой 30 “Налог на имущество организаций” | Принят в третьем чтении |
Отклонен Советом Федерации Создана Согласительная комиссия Принят Госдумой в редакции Согласительной комиссии Одобрен Советом Федерации |
|
2. | “О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации” | О снижении ставки НДС с 20 до 18 процентов. | Принят в первом чтении | Изменений нет | Норма о снижении ставки НДС принята в качестве поправки в рамках другого закона |
3. | “О внесении изменений и дополнений в статью 241 Налогового кодекса РФ” (внесен депутатами Жуковым А.Д., Задорновым М.М., Резником В.М., Штогриным С.И.) | О снижении с 1 января 2005г. максимального размера налоговой ставки ЕСН | Принят в первом чтении | Изменений нет | |
Банковская деятельность | |||||
5. | “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” (внесен Правительством РФ). | Устанавливается система страхования вкладов граждан. | Принят в первом чтении | Изменений нет | |
6. | “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” (внесен депутатами ГД РФ). | Об упрощении порядка предоставления банками кредитов субъектам малого бизнеса | Внесен в качестве законодательной инициативы | Принят в первом чтении | Срок внесения поправок до 15.11.03 г. |
7. |
“Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год” (Внесен Центральным банком РФ). |
Рассматриваются сценарии макроэкономического развития страны в 2004 г. и предлагаются меры по реформированию банковского сектора. | Внесены для одобрения Госдумой | По решению бюджетного комитета документ возвращен на доработку в ЦБ РФ. | |
8. | “О федеральном бюро кредитных историй”. (Внесен депутатами Государственной Думы). | Предусмотрено создание Федерального бюро кредитных учреждений – специализированного учреждения при Банке России. | Внесен в качестве законодательной инициативы | Изменений нет | |
9. | “О внесении дополнений в федеральный закон “О банках и банковской деятельности” и федеральный закон “О Центральном банке России” (внесен депутатом В. Тарачевым) | Предусмотрено создание кредитных бюро на базе Банка России | Внесен в качестве законодательной инициативы | Изменений нет | |
10. | “О бюро кредитных историй” (внесен депутатом И. Грачевым) | Кредитными бюро – коммерческие организации, для которых данный вид деятельности является основным. | Внесен в качестве законодательной инициативы. | Изменений нет | |
Финансовый и налоговый контроль | |||||
11. | “О валютном регулировании и валютном контроле” (внесен Правительством РФ) | Новая редакция закона | Принят в первом чтении | Изменений нет | |
Гражданское законодательство | |||||
12. | “О кредитной кооперации” (внесен Правительством РФ) | Создает правовую базу для деятельности кредитных кооперативов | Принят в первом чтении | Изменений нет | |
13. | “О саморегулируемых организациях” (группа депутатов Госдумы) |
Предлагается введение новой разновидности некоммерческой организации Отличия между законопроектами минимальны |
Внесен в качестве законодательной инициативы. | Принят в первом чтении | |
14. | “О саморегулируемых организациях” (депутаты КПРФ) | Внесен в качестве законодательной инициативы | Отклонен в первом чтении | ||
15. | “Об ипотеке” (внесен депутатами Госдумы) | Предлагается отменить нотариальное удостоверение договора о залоге недвижимости | Принят в первом чтении | Изменений нет |