11 ноября 2003 года состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором с докладом на тему: "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения" выступил Первый заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации А.В.Шаронов.
- (слайд 2) Актуальность данного вопроса, была подтверждена на указанном заседании Правительства, но можно еще раз повторить, что переход от права постоянного бессрочного пользования к полноценным правам собственности или аренды не является самоцелью.
- (слайд 2) Кроме того, государство не в состоянии обеспечить эффективное управление большим объемом земельных ресурсов, собственником которых оно является. То, что земли под приватизированными предприятиями находятся сегодня в собственности государства, нельзя объяснить ни с экономической, ни с правовой точки зрения.
- (слайд 4) С момента вступления в силу нового земельного законодательства, которым установлено исключительное право собственников зданий, строений, сооружений, на приватизацию соответствующих земельных участков, а также условия, на которых граждане и юридические лица могут приватизировать эти участки, прошло два года. Менее чем через два месяца истекает срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
- (Слайд 5-6) Статистика выкупа земельных участков представлена на слайдах. К сожалению, у нас есть данные только по земельным участкам, на которых расположены объекты недвижимости, приватизированные из федеральной собственности. По данным Минимущества России общее количество таких участков, составляет примерно 100.000, из них приватизировано - около 4%. Количество приватизированных в 2003 году участков сократилось почти в три раза, по сравнению с 2002 годом.
- (слайд 8-9) Получив право устанавливать выкупные цены в широком диапазоне (от 3 до 30 кратного размера ставок земельного налога), и ставки арендной в неограниченном размере (поскольку соответствующие постановления Правительства по арендной плате до сих пор не приняты), органы исполнительной власти субъектов создали условия, при которых выкуп земли становиться для большинства предприятий экономически невыгодным.
- (слайд 10). Учитывая необходимость пересмотра действующего порядка определения выкупных цен, и порядка определения ставок арендной платы, Министерством были проанализированы различные варианты. При выборе порядка определения выкупной цены земельных участков, в качестве базы для расчета были рассмотрены четыре подхода:
- рыночная стоимость, определяемая путем привлечения независимого оценщика;
- кадастровая стоимость;
- размер налоговых платежей, установленных для данного земельного участка (как это предусмотрено сегодня, толь с более низкими границами);
- фиксированная в федеральном законе ставка выкупной цены.
- (слайд 10) Использование кадастровой стоимости возможно только после завершения кадастровой оценки по всей территории. Кроме того, методика кадастровой оценки требует существенной доработки.
- (слайд 10) Установление фиксированных базовых ставок в федеральном законе, обеспечивает прозрачность процедуры выкупа, создает стабильные и прогнозируемые условия. Этот подход наиболее всего соответствует задаче переходного характера - а именно задаче завершения процесса приватизации и создания полноценных объектов недвижимости.
- (слайд 11) Для расчета базовых ставок были использованы ставки земельного налога, установленные законом о плате за землю. Эти ставки были проиндексированы с учетом инфляции и умножены на коэффициент деноминации. Затем, для этих ставок была введена новая региональная дифференциация на основе индекса налогового потенциала регионов. Дифференциацию по численности населения мы оставили неизменной.
- (слайд 11) В соответствии с законопроектом субъекты РФ могут дифференцировать ставки выкупной цены по зонам градостроительной ценности, а не индивидуально по каждому участку. Это в определенной степени ограничит возможность злоупотреблений за счет субъективного индивидуального подхода.
- В связи с тем, что земельный участок как предмет залога нельзя выставить на торги, в случае неуплаты долга, законопроект предусматривает возможность возврата такого земельного участка в собственность залогодержателя (то есть государства).
- (слайд 16) Такое жесткое регулирование арендных платежей федеральным законом обусловлено тем, что в ситуации, когда право собственности на здание, строение, сооружение принадлежит одному лицу, а право собственности на земельный участок другому, свобода волеизъявления в договорных отношениях практически отсутствует. По существу, в случае если такой участок находиться в государственной или муниципальной собственности, договор аренды приобретает характер публичного договора.
- (слайд 13) Таким образом, обобщая вышесказанное, подготовленный Министерством проект предусматривает:
- изменение порядка определения выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения;
- изменение порядка определения арендных платежей при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения;
- перенос срока, в течение которого физические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками направо собственности или аренды с января 2004 года до января 2006 года;
- возможность приобретения земельных участков с рассрочкой платежа в течение 5 лет, с одновременным возникновением ипотеки такого участка в силу закона;
- право собственника здания, строения, сооружения выбирать срок, на который заключается договор аренды в интервале до 49 лет.
- (слайд 15-16) Расчеты, которые мы получили от Минимущества, показывают изменение ситуации по отдельным регионам, в случае введения предлагаемого законопроекта.
- Одновременно Министерством разработаны и направлены на согласование в ведомства поправки в Налоговый кодекс, в соответствие с которыми операции, связанные с передачей права собственности на земельные участки, не облагаются налогом на добавленную стоимость.