Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Об основных изменениях в законодательстве о несостоятельности (банкротстве)

Банкротство (от итальянского banco - скамья, банк и rotto - сломанный), несостоятельность, признанная судом или объявленная самим должником неспособность в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Процедура банкротства может быть либо ликвидационной, либо реорганизационной (при наличии возможности поправить положение дел, рассчитаться с долгами и продолжить деятельность предприятия). Вообще в мировой практике судебных разбирательств в делах о банкротстве принято два основных принципа реорганизации: английский, когда управление предприятием должника переходит к внешнему управляющему, и американский, когда органы управления должника продолжают исполнять свои обязанности под контролем кредиторов. Новый закон о банкротстве в России представляет собой третий путь. До введения внешнего управления должник может попытаться провести финансовое оздоровление своими силами, но под контролем кредиторов.
Первый закон о банкротстве - Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 года № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" был принят в России после начала экономических реформ. В соответствии с названным законом в отношении должника применялись реорганизационные процедуры (внешнее управление имуществом должника и санация, то есть оказание финансовой помощи должнику), ликвидационные (принудительная ликвидация по решению суда и добровольная ликвидация), а также мировое соглашение. Это был, по сути, "закон защиты должника" - по нему довольно трудно было кого-либо обанкротить. В то время ликвидированных предприятий путем их банкротства было крайне мало. В основном дела о банкротстве в суде рассматривались по искам налоговой инспекции к предприятиям-недоимщикам, и решения о ликвидации принимались, как правило, по безвестно отсутствующим должникам.
Второй закон о банкротстве - Федеральный закон от 8 января 1998 года № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ) многие считали "прокредиторским", так как он предусматривал довольно простое инициирование процедуры банкротства и необходимую для ее открытия сумму задолженности для организаций - всего 500 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со статьей 86 Федерального закона № 6-ФЗ план внешнего управления, который утверждался собранием кредиторов, мог предусматривать продажу предприятия (бизнеса) должника. При этом ни собственник имущества должника, ни органы управления должника не имели права голоса при принятии решения о продаже предприятия и при определении продажной цены предприятия.
Судебная практика показала, что этим законом пользовались не столько для оздоровления, сколько для уничтожения либо захвата предприятий-должников. Этот закон обвиняли в том, что он стал инструментом передела собственности, и небезосновательно. По данным комитета Государственной Думы по собственности, из всех предприятий, прошедших процедуру банкротства, только 1 % пережил эту процедуру. Активное использование законодательства о банкротстве для хищения, захвата и передела собственности обусловило необходимость разработки и принятия нового законодательства о банкротстве, что и было сделано.
Так, 26 октября 2002 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон 127-ФЗ), принятый Государственной Думой России 27.09.2002 г. и одобренный Советом Федерации Российской Федерации 16.10.2002 г.
Законодательство о банкротстве включает также законы о банкротстве отдельных категорий организаций:

  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", который применяется в части, не противоречащей Федеральному закону №127-ФЗ, и полностью утрачивает силу с 01.01.2005 года;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Структура Федерального закона № 127-ФЗ в основном осталась прежней, кроме того, что была введена новая глава - Глава V "Финансовое оздоровление", которой не было в предыдущем законе. С точки зрения же постатейного состава новый закон стал гораздо более подробным, он включает в себя 233 статьи (в старом законе было 189 статей).
Как и ранее признаком банкротства гражданина или юридического лица считается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда такие обязательства должны были быть исполнены (статья 3 Федерального закона № 127-ФЗ).
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
Изменен срок рассмотрения дела о банкротстве. Согласно статье 51 нового закона дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, против трех месяцев по существовавшему ранее законодательству.
Изменились признаки банкротства, при наличии которых дело рассматривается арбитражным судом. Так, изменилась сумма требований к должнику - для юридических лиц она должна составлять в совокупности не менее 100 тысяч рублей, для граждан - не менее 10 тысяч рублей.
Кроме того, в законодательстве конкретизирована норма, определяющая, в каких случаях обязательства должника считаются установленными. Теперь таковыми признаются только те обязательства, которые определены судом в порядке, предусмотренном законом о банкротстве.
Так, для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда (арбитражного, третейского), а требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Необходимо отметить, что право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора только по истечении тридцати дней с даты направления исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а у уполномоченного органа по обязательным платежам - по истечении тридцати дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Таким образом, поставлены препятствия для массового банкротства. Прежний закон позволял, особенно с таким минимальным долгом, запустить так называемый "принцип домино", то есть потенциальный банкрот, узнав о начале конкурсного производства, успевал подавать встречные иски к своим дебиторам.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 127-ФЗ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.11.2002 г. № 855 и от 14.02.2003 № 100 исполнение функций уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, возложено на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству.
То есть, после вступления в силу нового закона, налоговые органы лишены самостоятельного права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и должны направлять материалы по должникам в уполномоченный орган.
Следует отметить, что органы исполнительной власти и организации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации правом взыскания задолженности по обязательным платежам, вправе участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов.
Кроме этого, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Федеральным законом № 127-ФЗ пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц (статья 15 Федерального закона № 127-ФЗ).
Статьями 8-10 Федерального закона № 127-ФЗ установлены случаи, когда должник имеет право и когда обязан сам подать заявление должника в арбитражный суд, а также ответственность гражданина-должника и органов управления должника за неподачу заявления в арбитражный суд в случаях и в срок, установленные законодательством, а также в случаях, если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя. В случаях, установленных федеральным законом, руководитель должника - физическое лицо, члены органов управления должника - физические лица, а также должник - гражданин может быть привлечен к уголовной или административной ответственности.
При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица к применяемым ранее процедурам (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение) добавилась такая процедура, как финансовое оздоровление.
Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Указанная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В ходе финансового оздоровления управление предприятием-должником осуществляется его органами управления с определенными ограничениями, установленными законом о банкротстве, и административным управляющим.
Если введено наблюдение, то в срок до семи месяцев суд рассматривает дело о банкротстве и либо сразу признает должника банкротом и открывает конкурсное производство, либо выносит определение о введении внешнего управления, либо прекращает производство по делу о банкротстве. Должник вправе потребовать у суда введения процедуры финансового оздоровления (срок не более 2 лет). По окончании финансового оздоровления опять-таки либо конкурсное производство, либо внешнее управление, либо отказ в признании должника банкротом. В случае введения внешнего управления (срок 18 месяцев + 6 месяцев) по окончании этой процедуры суд выносит либо определение о переходе к расчетам с кредиторами в связи с восстановлением платежеспособности, либо решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Кроме того, по окончании любой из указанных процедур суд может вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с заключением мирового соглашения. По завершении процедуры конкурсного производства (срок 1 год + 6 месяцев) арбитражным судом выносится либо определение о завершении конкурсного производства и ликвидации должника, либо (в случае погашения требований кредиторов) - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Принципиальные различия нового порядка состоят в том, что должник становится участником процесса, может отстаивать свои права в суде, и суд не имеет права его не услышать. Должник может в любой момент заплатить долги и выйти из процедуры банкротства.
Так, например, в соответствии со статьей 110 Федерального закона № 127-ФЗ продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника. В таком решении должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.
Кроме этого, добавлены положения о том, что начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, и не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия. Как уже говорилось выше, ранее начальная цена продажи предприятия устанавливалась только решением собрания кредиторов, и условие о минимальной цене отсутствовало.
Внесены уточнения в статью 103 "Недействительность сделки, совершенной должником". В частности, сделка, совершенная должником - юридическим лицом в течение шести предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом месяцев и связанная с выплатой доли в имуществе должника учредителю должника в связи с его выходом из состава учредителей должника, по заявлению внешнего управляющего или кредитора может быть признана недействительной судом, арбитражным судом в случае, если исполнение такой сделки нарушает права и законные интересы кредиторов. В случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства этот учредитель должника признается кредитором третьей очереди. Если же указанная сделка совершена после принятия заявления о признании должника банкротом, то она является ничтожной. В случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства требование такого учредителя (участника) должника погашается из имущества должника в последнюю очередь.
Принципиально изменился предел суммы возникших после введения внешнего управления денежных обязательств должника, по достижении которого сделки могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов (ст. 104 "Денежные обязательства должника в ходе внешнего управления"). Теперь указанная сумма должна превышать на двадцать процентов размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Добавлено положение о порядке признания указанных сделок недействительными в случае нарушений законодательства о банкротстве.
Внесены изменения в порядок оценки имущества должника. Если в Федеральном законе № 6-ФЗ независимый оценщик требовался только для оценки недвижимого имущества, то в Федеральном законе №127-ФЗ он привлекается для оценки любого имущества стоимостью свыше 100 тысяч рублей (статья 130 Федеральном законе №127-ФЗ).
Новый закон о банкротстве стал в большей степени защищать интересы бюджета. В частности, теперь уполномоченные органы стали полноправными участниками собрания кредиторов. Так, в соответствии со статьями 12, 17 Федерального закона № 127-ФЗ участниками собрания кредиторов с правом голоса на равных основаниях являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, а комитет кредиторов представляет законные интересы, как конкурсных кредиторов, так и уполномоченных органов. По старому закону о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являлись конкурсные кредиторы, а налоговые и иные уполномоченные органы были наделены правом голоса только по вопросам, относящимся к компетенции первого собрания кредиторов, а по другим вопросам контроль за действиями внешнего управляющего и конкурсного управляющего осуществлял комитет кредиторов, представляющий интересы только конкурсных кредиторов.
Изменились требования, которые предъявляет новый закон о банкротстве к арбитражным управляющим.
Наиболее существенными изменениями являются следующие.
Федеральным законом от 13.03.2002 № 28-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и с 1 июля 2002 года отменена такая форма государственного регулирования деятельности арбитражных управляющих, как их обязательное лицензирование.
Федеральным законом № 127-ФЗ установлено, во-первых, требование об обязательном страховании ответственности арбитражного управляющего, и, во-вторых, требование об обязательном членстве арбитражного управляющего в одной из саморегулируемых организаций.
Статьями 21, 22 Федерального закона № 127-ФЗ определены статус, функции, а также права и обязанности саморегулируемых организаций. Саморегулируемые организации - это некоммерческие организации, основанные на членстве, созданные гражданами Российской Федерации, включенные в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, основными функциями которых являются регулирование, контроль и обеспечение деятельности арбитражных управляющих (Распоряжением ФСФО РФ от 21.11.2002 № 150-р утверждено Временное положение о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2002 г. № 855 исполнение функций регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, было возложено на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Однако с 3 марта 2003 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 № 100 регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Министерство юстиции Российской Федерации.
В новом законе расширен перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, реализуемых в ходе внешнего управления. В частности, добавлены три новые меры: увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц, размещение обыкновенных дополнительных акций должника и замещение активов должника в виде создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. То есть ликвидные активы компании-должника будут теперь выводиться в специально созданное для этих целей акционерное общество, а акции будут включаться в состав ее имущества. Согласие должника, вернее собственника этих активов, будет требоваться лишь в случае, когда имущество выводится в одно юридическое лицо. Если же таких юридических лиц будет несколько, у должника права голоса не будет. При таком подходе кредиторы впоследствии смогут купить акции компании на стадии конкурсного производства.
Увеличено число категорий юридических лиц (за счет двух новых категорий), банкротство которых проводится с определенными особенностями. Помимо градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, особая процедура банкротства теперь также предусмотрена для стратегических (оборонных) предприятий и субъектов естественных монополий.
В отношении банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса в настоящее время действует отдельный закон. Раздел нового закона о банкротстве, посвященный банкротству субъектов естественных монополий, вступает в силу с 1 января 2005 года.
Новым законом были внесены изменения в порядок банкротства отсутствующего должника.
Так, в соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ, действовавшим ранее, в случаях, когда должник - гражданин либо руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом могло быть подано налоговым органом самостоятельно или путем направления соответствующих документов в уполномоченный орган, который в дальнейшем направлял документы в суд.
Так, в течение 2002 года налоговыми органами Сибирского федерального округа были направлены материалы в ФСФО России для решения вопроса об инициировании процедур банкротства по 3758 должникам, в том числе после вступления в силу Федерального закона № 127-ФЗ - по 419 должникам. Инициировано ФСФО России процедур банкротства по материалам, направленным налоговыми органами по 545 должникам, в том числе после вступления в силу нового закона - 13.
Необходимо отметить, что в 2002 году налоговыми органами использовалось право обращения в арбитражный суд, и были инициированы процедуры банкротства без вынесения вопроса на рассмотрение коллегии уполномоченных государственных представителей по 20,8 тыс. должникам, в том числе по отсутствующим - 19,8 тысяч.
В соответствии с положениями нового закона соответствующее заявление может быть подано только конкурсным кредитором или уполномоченными органами. Таким образом, налоговые органы не могут сами подавать заявление о признании отсутствующего должника банкротом, а только направляют необходимые документы в уполномоченный орган, представляющий в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, которым в настоящий момент является ФСФО России.
В настоящее время сложилась ситуация, когда материалы, направленные налоговыми органами для решения вопроса об инициировании процедуры банкротства в отношении отсутствующих должников, возвращаются территориальными органами ФСФО России обратно.
Основной причиной возврата материалов ФСФО России является отсутствие денежных средств для проведения этим уполномоченным органом процедуры банкротства.
Так, в соответствии с п.2 ст.227 Федерального закона № 127-ФЗ заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяется Правительством РФ. Однако до настоящего времени порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников Правительством РФ не определены.
Таким образом, эта проблема требует скорейшего законодательного урегулирования.
В целом, новый закон делает более цивилизованной всю процедуру банкротства, предусматривает больший баланс прав участников процесса: должника и кредитора. Все принимаемые в рамках банкротства меры становятся публичными. Вряд ли при открытых торгах кому-нибудь удастся продать предприятие за копейки самому себе. Банкротство занимает свое место как специальная процедура по предприятию, оказавшемуся в тяжелой ситуации. Причем процедура, которая направлена скорее на оздоровление, чем на ликвидацию. В новом законе процедура банкротства - это, прежде всего, возможность для предприятия получить передышку и выйти из кризиса.

Куницын Д.В., советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
Иванова Н.Г., советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
Никулина М.М., советник налоговой службы III ранга

Информация представлена интернет-порталом "Межрегиональная Инспекция МНС России по Сибирскому Федеральному округу"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости