Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Основные направления налоговой реформы в современных условиях в деле совершенствования налогового администрирования

Налоговая реформа продолжает набирать обороты. На налоговые органы в очередной раз возложены новые функции, а прежние расширяются и усложняются, что требует постоянного поиска новых методов и форм работы. Изменения в законодательстве, стремящиеся догнать и учесть все многообразие постоянно изменяющихся хозяйственных ситуаций и возникающих противоречий, требуют от налоговых органов все более интенсивной, и в то же время осмысленной работы, работы на опережение.

С 1 июля 2002 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 319, принятого во исполнение Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических ли", налоговые органы приступили к осуществлению функций по государственной регистрации юридических лиц.

На налоговые органы возложена обязанность в 5-дневный срок принять решение о государственной регистрации юридического лица или отказать в государственной регистрации, кроме этого, начиная с 15 июля, также в 5-дневный срок налоговыми органами должны направляться сведения о государственной регистрации юридических лиц в государственные органы, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.02 № 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" перечень которых достаточно широкий - это территориальные органы: федерального казначейства, Пенсионного фонда Российской Федерации, Госкомстата России, ФСНП России, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, таможенные органы Российской Федерации и др.

Несмотря на большой объем работы по осуществлению государственной регистрации первоочередными задачами налоговых органов остаются контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и мобилизация налоговых платежей в бюджет Российской Федерации.

Очень трудно в текущем году проходит мобилизация налоговыми органами налоговых и неналоговых доходов. За январь-июнь 2002 года установленное задание по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов, контролируемых МНС России (включая единый социальный налог), выполнено на 100,3%, фактически в федеральный бюджет поступило 687,7 млрд. рублей.

Однако необходимо учесть, что установленное задание по мобилизации было выполнено за счет поступлений единого социального налога, задание по которому выполнено на 128,8 % (перевыполнение составило 38,1 млрд. рублей). Задание I полугодия по мобилизации налогов и сборов, установленное в размере 553,1 млрд. рублей, выполнено на 93,5%, недопоступило 36,0 млрд. рублей.

А в июне текущего года, даже с учетом поступлений по единому социальному налогу, в федеральный бюджет фактически поступило контролируемых налогов и сборов 112,1 млрд. рублей, что меньше установленного задания на 10,2 млрд. рублей, или на 8,3 процента.

Прогноз на июль месяц тоже не утешительный. По информации МНС России ожидаемое поступление в федеральный бюджет налогов и сборов, контролируемых МНС России, в июле 2002 года составляет 104,6 млрд. рублей, или 92,8 % от установленного задания.

В Сибирском федеральном округе ожидаемое поступление еще меньше, чем в целом по России, и составляет 7500 млн. рублей, или 86,6 %. Ниже среднеокружного уровня прогноз по Томской области - 33,7 %, республикам Алтай и Тыва - 75,1 % и 77,1 % соответственно, Новосибирской области - 80,6 процентов.

Работа налоговых органов по мобилизации налогов и сборов в бюджет сопровождается многочисленными трудностями, связанными с внесением в законодательство очередных изменений и дополнений.

Так, 29 мая 2002 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Эти изменения серьезно влияют на порядок исчисления и уплаты большинства налогов, а также устраняют многочисленные неточности, противоречия и технические ошибки, которые содержались в тексте второй части Налогового кодекса РФ. Поправки внесены в шесть глав. Для приведения в соответствие нормативных документов, МНС России был издан приказ от 12.07.2002 № БГ-3-02/358 о внесении изменений и дополнений в декларацию по налогу на прибыль организаций, в том числе в расчет прибыли переходного периода, в то время, как большая часть налогоплательщиков к моменту опубликования названного приказа в средствах массовой информации представила декларации по налогу на прибыль в налоговые органы по старой форме и теперь должны представить уточненные декларации. В предлагаемом Вашему вниманию сборнике помещен отдельный материал об основных изменениях, внесенных в Налоговый кодекс вышеназванным законом.

В июле текущего года было принято еще три важных федеральных закона.

Так, Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" дополняет часть вторую Налогового кодекса РФ главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Главой 26.2, в частности, установлено, что налогоплательщиками, применяемыми упрощенную систему налогообложения, могут быть организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, определенным в статье 346.12 данной Главы, установлены порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, объекты налогообложения, порядок определения доходов и расходов при определении объектов налогообложения, порядок признания доходов и расходов, налоговый период, отчетный период, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты налога, налоговая база.

В Главе 26.3 определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых по решению субъекта Российской Федерации может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлены объект налогообложения и налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок и сроки уплаты единого налога.

Внесены изменения и дополнения в ряд других актов законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 109-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ужесточает требования к производителям этой продукции и дает налоговым органам дополнительные возможности для осуществления налогового контроля:

- установлено, что оборудование для производства вина (в том числе вина шампанского, игристого и газированного) должно быть оснащено средствами измерения объема готовой продукции;

- введен запрет на продажу денатурата организациям, не имеющим соответствующих лицензий, квот на его закупку или уведомлений, либо продажу денатурата сверх указанных норм. Несоблюдение данной нормы служит основанием для аннулирования на основании заявления лицензирующего органа лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции решением суда;

- введен новый документ - уведомление, разрешающий организации осуществлять закупку этилового спирта, в том числе денатурата, в пределах выделенных квот на закупку и подтверждающий легальность его оборота.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" вносит очередные изменения и дополнения в главы 21 "Налог на добавленную стоимость", 22 - "Акцизы", 25 - "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса и в ряд других актов законодательства Российской Федерации.

Часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена главой 28 "Транспортный налог", в которой определено, кто является плательщиком транспортного налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Информация представлена интернет-порталом "Межрегиональная Инспекция МНС России по Сибирскому Федеральному округу"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости