Уважаемые члены Правительства Российской Федерации!
Слайд 1 (наименование темы)
На ваше рассмотрение вносится подготовленный Минэкономразвития России проект "Концепции создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости".За последние 10 лет в Российской Федерации система учета недвижимого имущества и система регистрации прав развивались независимо друг от друга, находясь в ведении разных уровней власти и разных ведомств на федеральном уровне.
Слайд 2 (об объединении)
В результате сформированы три различных института, обеспечивающих учет и регистрацию прав на недвижимость: система кадастрового учета земельных участков; система технического учета зданий, сооружений и помещений; система регистрации прав.
Такая структура не отвечает интересам развития рынка недвижимости в стране, связана с большими и необоснованными издержками как для государства, так и для правообладателей недвижимости.
В 2007 году был принят Федеральный закон о кадастре недвижимости, который де-юре объединил систему учета зданий и помещений и систему учета земельных участков.
В декабре 2008 года был принят Указ Президента "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", которым предусмотрено объединение системы кадастрового учета и системы регистрации прав и картографии.
Слайд 3 (показатели, статистика)
Оборот недвижимости с каждым годом становится все более интенсивным. Основные характеристики приведены на слайде. Участники экономической деятельности и субъекты государственного управления с каждым днем предъявляют все более высокие требования к качеству и доступности услуг в сфере оформления прав на недвижимость.
Слайд 4 (роль в экономике)
На слайде приведены только некоторые важные задачи, решение которых напрямую зависит от эффективности работы системы учета и регистрации прав.
В частности приватизация, территориальное планирование, реализация национальных проектов, ГЛОНАСС (кадастр источник данных для актуализации навигационных карт).
Слайд 5 (сроки и стоимость оформления прав)
При этом в стране сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на бурное развитие гражданского оборота недвижимости, возникшие до 1997 года права собственности на значительную часть объектов недвижимости до сих пор не зарегистрированы. Одна из основных причин - большие временные и финансовые издержки, связанные с оформлением прав. Правообладатели вынуждены заниматься сбором всех необходимых для государственной регистрации прав документов, неоднократно обращаясь в различные органы и архивы. При этом разрозненность систем только усугубляет ситуацию. На слайде показаны стоимость и сроки оформления прав на недвижимость.
Поэтому Концепция направлена на повышение качества услуг, открытости и "понятности" процедур регистрации и учета для граждан.
Слайд 6 (зарубежный опыт)
Большинство европейских стран, где система учета и регистрации недвижимости создавалась относительно недавно, пошли по пути создания единой системы.
В предлагаемой к рассмотрению Концепции выделены следующие приоритетные направления:
Слайд 7 (приоритетные направления)
- объединение процедур по принципу "одного окна";
- развитие электронных услуг и создание единой информационной системы;
- объединение организационных структур существующих систем регистрации и кадастра;
- создание федеральных автономных учреждений по оказанию учетно-регистрационных услуг;
- переход от технического к кадастровому учету зданий, помещений и сооружений;
- создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.
Концепцией для каждого из названных приоритетных направлений предусмотрены свои сроки и этапы реализации мероприятий. При этом основная (базовая) часть мероприятий должна быть реализована до 2012 года.
Одной из приоритетных краткосрочных задач нормативного регулирования является законодательное обеспечение единства учетно-регистрационных процедур.
Слайд 8 (процедуры)
Объединение двух ведомств позволяет существенно упростить процедуру, предусмотрев в законе возможность одновременной подачи заявлений в один офис, а также исключить необходимость представления кадастрового паспорта при подаче заявления о регистрации прав. Соответствующие поправки в законодательство разработаны. Предполагается, что упрощенный порядок вступит в силу с 1 января следующего года.
На втором этапе предусмотрена комплексная унификация процедур. Предлагается, в том числе, установить общий порядок подачи и рассмотрения документов. Для решения данной задачи потребуется разработка единого закона о регистрации прав и кадастровом учете. В соответствии с предложенным планом необходимый проект закона должен быть подготовлен в течение 2010 года.
Следующее важное направление - создание единого информационного ресурса и внедрение электронных услуг.
Слайд 9 (электронные услуги - единая информсистема)
Современная система учета и регистрации должна обеспечивать оказание большей части услуг с использованием электронных средств связи, в том числе - через Интернет.
Начиная с 2007 года в российском законодательстве такая возможность появилась. До конца этого года запланировано введение в опытную эксплуатацию технологий, обеспечивающих подачу документов на кадастровый учет в электронном виде, в том числе - по электронной почте. Это позволит в несколько раз увеличить "пропускную способность" офисов Росреестра, обеспечивающих прием документов для кадастрового учета.
Предполагается также ввести предоставление в электронном виде через Интернет и заказным письмом по почте выписок из реестра прав.
Оказание в электронном виде некоторых услуг, требующих идентификации заявителя, возможно только с помощью электронной цифровой подписи. Соответственно, пользоваться такими услугами будут лица, которые на постоянной основе работают с системой кадастра и регистрации. К ним относятся, прежде всего, кадастровые инженеры, риэлтерские компании, субъекты естественных монополий, кредитные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также нотариусы.
Слайд 10 (график электронных услуг)
Предоставление открытых сведений из кадастра и реестра прав не требует идентификации заявителя. Для оказания таких услуг используются общедоступные технологии: размещение информации на сайте, электронная почта. Учитывая массовый характер таких обращений (в неделю в среднем выдается 1 млн. 200 тыс. выписок из реестра прав), важное значение приобретает технология электронной оплаты соответствующих услуг.
Росреестром составлен график внедрения технологий электронного взаимодействия с заявителями, общая характеристика которого представлена на слайде.
Следующее важное направление - создание новой организационной структуры.
Слайд 11 (оргструктура до объединения)
На слайде показана структура, существовавшая до принятия решения об объединении. Общая штатная численность объединяемых органов составляет 45 736 государственных служащих и 33 150 сотрудников государственных учреждений.
Концепция предусматривает три этапа создания новой организационной структуры.
Слайд 12 (этап 1 оргструктуры)
На первом этапе осуществляется формирование структуры центрального аппарата Росреестра, начинается реализация организационных мероприятий по объединению территориальных органов (уже работает около 500 совместных офисов).
На втором этапе предусмотрено непосредственное объединение территориальных управлений в субъектах Российской Федерации. Объединение будет происходить по мере готовности каждого субъекта, но в целом по стране должно завершиться к 1 января 2011 года.
Слайд 13 (2 и 3 этапы оргструктуры)
На третьем этапе предлагается путем преобразования подведомственных Росреестру государственных учреждений создать федеральные автономные учреждения и передать им функции по кадастровому учету и регистрации прав. Специфика деятельности данных учреждений: типовые услуги, легко нормируемы и считаемы.
Территориальные органы сохранят за собой контрольно-надзорные функции, в том числе полномочия по осуществлению земельного контроля и контроля за деятельностью саморегулируемых организаций. Завершить третий этап предполагается до 2012 года.
Одним из обязательных (ключевых) условий реализации данной модели является поступление платы за оказываемые автономными учреждениями государственные услуги в их бюджет.
Слайд 14 (плата)
При этом Концепцией одновременно предусмотрено введение платы за осуществление кадастрового учета, предоставление сведений из кадастра недвижимости с отменой положений Закона о кадастре в части взимания государственной пошлины за эти действия.
Размеры соответствующей платы должны устанавливаться Правительством (либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) дифференцированно, в зависимости от вида государственных услуг, и должны быть доступными для всех категорий потребителей, включая малообеспеченные слои населения. При этом государственная пошлина за регистрацию прав сохраняется и поэтапно снижается.
Выбор автономных учреждений в качестве организационно-правовой формы обусловлен несколькими причинами.
Система кадастрового учета и регистрации прав является высокотехнологичной системой, требующей постоянных инвестиций в развитие.
Кроме того, требуется обеспечить мотивацию в части высокого качества оказания государственных услуг, разграничить функции по оказанию услуг и контрольно-надзорные функции.
Слайд 15 (финансы)
Внедрение института автономных учреждений позволит:
- обеспечить планомерное снижение бюджетных расходов;
- повысить возможности самофинансирования системой своего развития.
Это будет достигнуто не за счет повышения стоимости услуг, а за счет увеличения объема оказываемых услуг с использованием электронных форм взаимодействия с заявителями.
При этом предусмотренные на 2009 год расходы федерального бюджета в рамках текущего финансирования систем регистрации и кадастра составляют 39 млрд. рублей. Предварительные финансовые расчеты показывают, что с учетом прогнозируемого увеличения объема услуг в 3 раза федеральный бюджет будет последовательно замещаться средствами, получаемыми данными учреждениями ежегодно за оказание услуг, в размере 30 млрд. руб.
В целях создания единой системы необходимо также завершить объединение земельного кадастра с системой учета зданий, помещений, сооружений.
Слайд 16 (проблемы перехода к учету ОКС, перенос срока)
Учет зданий, помещений и сооружений в настоящее время осуществляют органы технической инвентаризации. Это одно федеральное унитарное предприятие, 163 региональных и муниципальных унитарных предприятий (БТИ). В соответствии законом до 1 января 2010 года должен завершиться переходный период, в течение которого на всей территории России полномочия по учету зданий, помещений и сооружений должны перейти к Росреестру. Переход к такому учету возможен только при условии решения двух задач.
Первая задача - создание необходимой материально-технической базы.
Вторая задача - для осуществления оценки недвижимости в целях налогообложения необходимо обеспечить сохранность и доступность архивов БТИ. Эти архивы в силу закона являются федеральной собственностью, но их содержание осуществляется БТИ. Вопросы ответственности за сохранность и содержания архивов законодательством не урегулированы.
В Концепции предложено полномочия по ведению архивов делегировать субъектам Российской Федерации, за исключением случаев, когда архив находится в федеральном унитарном предприятии "Ростехинвентаризация".
Слайд 18 (Образовательный центр)
Одним из приоритетных направлений при создании единой системы регистрации прав и кадастрового учета является обеспечение соответствия уровня квалификации работников решаемым задачам в сфере регистрации прав и кадастрового учета.
Уровень знаний сотрудников системы должен быть выше, чем у заявителей.
Для этого Концепцией предусмотрено создание автономного учреждения - Образовательного центра.
Слайд 19 (Итоги)
В целях реализации Концепции разработаны подробный план подготовки нормативных правовых актов, а также план организационных мероприятий. Основной срок реализации планов - до 2012 года. Завершить некоторые долгосрочные мероприятия предполагается до 2014 года.
В целом, в результате граждане, организации получат возможность:
в 2010 году - подавать заявления о регистрации и учете в режиме одного окна, а также в ряде субъектов РФ ставить на учет и получать сведения из кадастра и реестра прав через Интернет;
в 2011 году - получать электронные услуги на всей территории России; будет реализован принцип экстерриториального обслуживания заявителей вне зависимости от места расположения недвижимости; при этом предполагается реализовать тесное электронное взаимодействие кадастра и реестра с иными государственными ресурсами, органами государственной власти и местного самоуправления;
в 2012 году - завершится создание единой информационной системы и появится возможность ставить на учет земельные участки и расположенные на них здания в режиме одного окна.
Система регистрации и учета станет институтом качественного обслуживания интересов граждан, организаций, государства. Реализация Концепция обеспечит новый уровень оперативности и удобства получения услуг.
Минэкономразвития России предлагает одобрить представленный проект Концепции.