Сертификация в сфере ИКТ всегда была вопросом внутренней политики. Мировой опыт свидетельствует о наличии множества жизнеспособных подходов к построению системы сертификации. Эти подходы построены с учетом уникальных юридических, технических, административных и политических условий каждой отдельной страны. В результате в мире используются разнообразные технических требования, методы тестирования и процедуры сертификации, которые применяются при продаже и производстве товаров в сфере ИКТ. При этом в мировой практике выделяются следующие основные моменты.
Доступность и полнота информации
Изготовители и другие потенциальные субъекты сертификации должны иметь доступ к информации, для ясного представления требований и процедур, которым они должны соответствовать и следовать. Элементы процедур должны быть четко обозначены: ясно определены процедуры принятия и создания требований; ясно и четко представлены технические требования; обеспечена общественная доступность соответствующих документов.
Участие представителей бизнеса в определении требований помогает гарантировать, что требования осуществимы и справедливы. Например, американская Федеральная Комиссия по связи обеспечивает возможность бизнеса комментировать предложенные правила. ЕС распространяет проекты директивы также для общественного обсуждения. Европейский Институт Стандартов по передаче данных, Европейский институт стандартизации в области связи, являются открытыми для рассмотрения и учета предложений всех предпринимателей Европы имеющих заинтересованность в сфере определения стандартов передачи данных, включая провайдеров, изготовителей, и пользователей. Министерство промышленности Канады, которое управляет канадской программой вложения, также рассматривает предложения общества по изменению нормы. В Гонконге, Агентство по телекоммуникациям создало Комитет по стандартам в сфере телекоммуникаций, из промышленных экспертов, для содействия развитию стандартов. На Филиппинах рабочие группы из промышленных представителей и правительственных должностных лиц рассматривают проекты соответствующих нормативных правовых актов в сфере стандартизации.
Общественная доступность информации о технических требованиях, процедурах контроля и иных процедурах упрощает их прохождение и ускоряет развитие новых технологий. Американская Федеральная Комиссия по связи издает свои правила в американском своде федеральных нормативных актов, доступном во многих библиотеках и иных источниках свободного доступа. Федеральная Комиссия по связи также выпускает общественные комментарии по проектам актов, а также принятым актам.
Своевременность
Сертификация, как и любой принудительный контроль, должна быть разумно быстра, для того, чтобы технология не устарела к тому времени, когда изготовитель или поставщик сможет вывести ввести ее на рынок. Это одна из причина по которым, некоторые страны, такие как государства - члены ЕС, Соединенные Штаты, Япония и другие разрешают самоконтроль изготовителя и самостоятельную сертификации для некоторых типов оборудования в сфере ИКТ. Как было отмечено, ясно определенные процедуры и технические требования, доступные соискателям сертификатов, также помогают обеспечивать своевременность их получения.
Затраты
Стоимость сертификации должна быть разумна и четко определена. Чрезмерные затраты по контролю препятствуют выходу новых изделий на рынок, поскольку уменьшают потенциальную прибыльность. Непредсказуемые или высокие затраты также вводят неопределенность в проведение маркетинга изделий в стране, потому что изготовители не могут точно оценить требуемые инвестиции и вероятность получения дохода от инвестиции. Это имеет особенно важное значение для специализированной продукции (телефонные терминалы, коммутаторы), которые не пользуются массовым спросом и являются дорогим промышленным оборудованием. В то же время, это важно и для товаров массового потребления, в случае если рынок в стране обладает небольшим потенциалом.
Последовательность процедур оценки соответствия
Способность изготовителя или поставщика, создавать надежные бизнес-планы также частично зависит от четкости и последовательности процедур оценки соответствия. Своевременное оповещение участников рынка об изменениях нормативной базы значительно упрощает бизнес-планирование. Далее, изготовители должны иметь возможность определить время, которое требуется для получения сертификата с тем, чтобы они могли планировать и выполнять деловые операции. Например, если изготовитель ожидает, что сертификация займет два месяца, но вместо этого потребуется шесть месяцев, он не сможет вернуть вложенные средства из-за задержки выпуска продукции. Задержка в выпуске продукции также может стать причиной потери изготовителем конкурентоспособности, которую новое или инновационное изделие могло создать ему на рынке.
Другие Проблемы
Политика в сфере сертификации в сфере ИКТ может также стать причиной возникновения барьеров для использования соответствующего оборудования. Принудительная ресертификация для сертифицированной аппаратуры, у которой не изменились технические характеристики, препятствует введению новых моделей и технологий. Непрактичные правила сертификации являются стимулом для их несоблюдения.
Требования ресертификации
Изготовители часто модифицируют сертифицированную продукцию для улучшения ее характеристик и соответствия потребностям клиентов. Способность вносить изменения особенно важна на очень конкурентоспособном, быстро изменяющемся рынке в сфере ИКТ.
Большинство стран разрешает изготовителям вносить “косметические” изменения в сертифицированную продукцию. Другие незначительные изменения, такие как перемещения блока контроля, могут быть сделаны свободно, если они не затрагивают технические характеристик продукции.
Для внесения изменений, затрагивающих технические характеристики подлежащие сертификации, разные страны устанавливают разные требования. Некоторые страны разрешают изготовителям делать эти изменения при условии, что продукция будет проверена и продолжает удовлетворять техническим стандартам. Например, американская Федеральная Комиссия по связи разрешает вносить изменения в электрические схемы изделий, только в том случае если изготовитель проводит повторное испытание продукции и определяет, что она продолжает соответствовать техническим требованиям, и представляет документацию по внесенным изменениям и проведенным испытаниям на одобрение Федеральной Комиссии по связи. Федеральная Комиссия по связи дает формы этой документации, которые требуют предоставление существенно меньше информации, чем первоначальное заявление для сертификации. Конечно, некоторые изменения, такие как определение частоты в электрической схеме радио-передатчика, могут потребовать подачи нового заявления для новой сертификации, потому что основные элементы аппаратуры, которые определяют техническое соответствие, существенно изменены.
Некоторые страны не разрешают внесение каких-либо изменений. Эта политика препятствует усовершенствованию изделий из-за значительных временных и денежных затрат, которые требуются для одобрения каждого изменения. Таким образом, пользователи могут быть “ограждены” от выгод, которые они могли бы получить от использования модернизированной продукции.
Некоторые страны требуют ресертификации продукции после определенного периода времени, даже если не было внесено никаких изменений. Ресертификация не требуется в Европейском союзе, Соединенных Штатах и во многих странах Азии, в то же время в Индии, Пакистане, Африканских странах указанные требования существуют. Если орган по сертификации требует, чтобы изготовитель гарантировал соответствие техническим требованиям оригинального сертификата ресертификация не должна применяться. Принудительная ресертификация может привести к нежелательным результатам, таким как нехватка продукции, когда изготовитель решает не проходить ресертификацию, потому что затраты и временные издержки не позволяют определить будущий рыночный спрос. Наличие требований о ресертификации, если они известно потенциальным соискателям, могут стать также серьезным препятствием для первоначального входа продукции на рынок.
Согласие потребителя и санкции
Процедуры сертификации не могут полноценно и эффективно применяться в случае отсутствия санкций за их непрохождение. Например, программа сертификации должна быть разработана так, чтобы обеспечить стимулы для рассмотрения потребителем, в виде метки или инструкции к продукции, которую покупатели могут просмотреть до покупки товара. Далее, должна быть обеспечена практическая возможность исполнения требований о сертификации. Если стороны находят, что правила чрезмерно обременительны или непрактичны, некоторые могут решить, что лучше не подчиниться и просто надеяться на избежание санкций.
Требования соответствия в Соединенных Штатах демонстрируют один из подходов к решению данной проблемы. Федеральная Комиссия по связи исследует жалобы несоблюдения требований сертификации, которые могут быть зарегистрированы конкурентом изготовителя или получены от потребителей. Федеральная Комиссия по связи также может получить образцы продукции для того, чтобы протестировать ее своей лаборатории и определить соответствие со стандартами сертификации и требованиями. Федеральная Комиссии по связи также имеет полномочия по наложению штрафов и иных санкций за несоблюдение ее правил. Любой, кто преднамеренно или неоднократно не исполняет требования Федеральной Комиссии по связи относительно сертификации, может быть подвергнут наложению штрафа в 10 000 $ за день продолжающегося нарушения. При этом каждый день является отдельным нарушением и штрафуется отдельно. Простота применения соответствующей санкции является лучшим стимулом для производителей и продавцов. Федеральная Комиссия по связи также может аннулировать сертификацию в случае если была предоставлена недостоверная информация о продукции или компания не в состоянии исполнять условия ее сертификации.
В Европе, наложение санкций в сфере сертификации терминального оборудования возможно только при привлечении к рассмотрению дела о соответствующем правонарушении Европейской Комиссии, правительств государств-членов ЕС, и "уполномоченных организаций". Государства - члены уполномочены, на вывод соответствующей продукции с рынка и наложение санкций на нарушителей. Все соответствующие действия принудительного характера осуществляются под надзором европейской Комиссии.
Сертификация в сфере ИКТ - США
Органом, уполномоченным на установление обязательных требований по сертификации телекоммуникационного оборудования является Федеральная Комиссия по Связи (ФКС), которая является федеральным органом осуществляющим регулирование в сфере телекоммуникаций:
Цели сертификации:
- защита телефонной сети общего пользования
-защита от интерференции радиочастот, вызываемой применением различной аппаратуры;
- обеспечение безопасного использования телекоммуникационного оборудования
Сертификация не проводится на соответствие оборудования специфическим параметрам (например, надежность или качество).
Задачи процедур сертификации - определение соответствия продукции административным и техническим требованиям Федеральной Комиссии по Связи.
Изготовитель должен тестировать продукцию на соответствие стандартами Федеральной Комиссии по связи, установленным в соответствии с федеральным законом о связи, и в ряде случаев должен предавать продукцию на сертификацию в Федеральную Комиссию по связи.
Правила и Инструкции американской Федеральной Комиссии Связи содержат множество различных терминов, определяющих процедуры сертификации для различных типов продукции.
"Разрешение на продукцию" является общим термином, который применяет ко всем процедурам в отношении продукции, определяющим ее соответствие стандартам Федеральной Комиссии по связи. Данный термин является синонимом термину “сертификация” используемому в России.
Процедуры:
- o "Регистрация": процедура обеспечивающая связь телефонной продукции с коммутируемой телефонной сетью общего пользования. Эта процедура направлена на защиту телефонной сети от возможного вреда.
- o "сертификация": В Правилах Американской Федеральной Комиссии по связи, термин "сертификация" означает процедуру, которая требует подачи заявления, включающего законченное техническое описание изделия и результатов тестирования, показывающих соответствие продукции техническим стандартам Федеральной Комиссией по связи. Эта процедура применяется к незалицензированным радио-передатчикам малой мощности, а также ряду продукции создающей радиопомехи.
- o "Утверждение типа": процедура, которая подобна "сертификации", за исключением того, что применяется в отношении радио-аппаратуры которая, используется для оказания лицензируемых радио-услуг.
- o "Уведомление": процедура, которая требует подачи сокращенного заявления, не включающего результатов тестирования, в Федеральную Комиссию по связи. Однако, результаты тестирования, показывающие соответствие продукции техническим стандартам Федеральной Комиссией по связи должны быть сохранены заявителем и представлены по запросу Федеральной Комиссией по связи. Эта процедура применяется к некоторым видам микроволновой печи, радиовещательным передатчикам и некоторым радиоприемникам.
- o "Проверка{Верификация}": процедура посредством которой изготовитель (или импортер для импортированного прибора) обязан гарантировать, что измерения, необходимые для определения соответствия техническим стандартам выполнены. Копия результатов тестирования, показывающих соответствие стандартами Федеральной Комиссии по связи должна быть сохранена изготовителем или импортером, и если потребуется, представлена Федеральной Комиссии по связи. Эта процедура применяется к компьютерной аппаратуре (Класс A); телевидению и приемникам сигналов; и промышленной, научной и медицинской аппаратуре.
- o " Декларация соответствия": процедура, подобная "проверке{верификации}", посредством которой изготовитель или импортер самостоятельно тестирует продукцию на соответствие с техническими стандартами и включает декларацию соответствия вместе с прочей информацией прикладываемой потребителю. Изготовители и независимые лаборатории, которые выполняют проверки соответствия, обязаны быть аккредитованными. Эта процедура применяется к оборудованию для персональных компьютеров.
Примечания:
(1) Электрическая безопасность аппаратуры, включая телекоммуникационной аппаратуры, не регулируется на федеральном уровне. Однако, на местном уровне существуют требования, чтобы аппаратура, которая работает от электрических сетей должна быть одобрена лабораториями частного сектора, такие как лаборатории страховщиков.
(2) Федеральное агентство по технике безопасности и здоровья Министерства труда, определяет требования в отношении к электрической безопасности (то есть, удару током и огнеопасности) для аппаратуры, включая аппаратуру передачи данных, используемую на рабочем месте.
В целом необходимо отметить, что сертификация телекоммуникационной продукции имеет простую структуру в Соединенных Штатах. В основном, вся сертификация аппаратуры осуществляется Федеральной Комиссией по связи.
Сертификация в сфере ИКТ в Китае
Сертификацией в сфере ИКТ занимается Министерство по информатизации (MII), которое формулирует национальную стратегию, политику, планы, инструкции и технические стандарты для сферы ИКТ (используется первый подход и второй подходы);
MII было создано в 1998, путем объединения Министерство почты и связи, которое контролировало сетевые стандарты и доступ, Министерства Электроники и Информации, которое контролировало компьютеры и программное обеспечение.
Сертификация в сфере ИКТ в Сингапуре
Сертификацией в сфере ИКТ занимается Управление по информации (IDA) в соответствии со вторым и третьим подходами.
Существует три схемы сертификации осуществляемые сертифицирующим органом
а) Общее Одобрение
b) Регистрация Оборудования,
c) Утверждение Типа
Следует также отметить, что телекоммуникационное оборудование для продажи на рынке должно иметь локальное присутствие
Общее одобрение
Согласно Общей Схеме Одобрения, телекоммуникационное оборудование освобождено от прохождения сертификации сертифицирующим органом в случае если оборудование соответствует стандартам IDA и установленным ею техническими требованиям. При этом изготовители обязаны подать Декларацию соответствия в установленной форме. Возможно получения сертификата IDA на добровольной основе, в том случае если производитель или продавец неуверен, удовлетворяет ли его оборудование необходимым требованиям.
Регистрация оборудования
Применяется к оборудованию, которое было сертифицировано признанными организациями по сертификации, определенными IDA или MRA IDA. Согласно данной процедуре заявители должны только получить сертификат соответствия, выданный признанной лабораторией,
Утверждение Типа
Осуществляется изготовителем, желающим получить утверждение типа, в соответствии с одной из следующих процедур:
- признание испытательной Лабораторией (RTL) (признание аккредитованной в IDA лабораторией);
- выпуском Декларации соответствия изготовителя;
- утверждение оборудования IDA;
Модификация оборудования может быть двух классов:
(a) Модификации класса 1 - не затрагивает соответствие техническим требованиями
(b) Модификации класса 2 - затрагивает соответствие техническим требованиям.
Модификации 2 класса требуют получения одобрения и проведения повторных испытаний.
Сертификация в сфере ИКТ в Турции
Сертификацией в сфере телекоммуникаций занимается Агентство по телекоммуникациям (по первому подходу).
Требования соответствия не требуется для оборудования, купленного у международно-признанных учреждений, при этом следует отметить, что точное определение международно-признанного учреждения отсутствует.
Сертификация в сфере ИКТ в Таиланде
Сертификацией продукции занимается Министерство связи, а также Телефонная Организация Таиланда (первой подход).
Сертификация проводится двумя способами:
1. Направление образца продукции в министерство связи для проведения испытании
2. Признанием результатов тестирования производителя.
Сертификация в сфере ИКТ в Шри-Ланке
Сертификация осуществляется специальной Комиссией (в соответствии с первым подходом). Заявление на получение сертификата должно быть сделано по форме, определенной Комиссией. Первоначальное разрешение предоставляет возможность импортировать только типовую единицу. Типовое оборудование должно быть представлено наряду с финальным заявлением - для завершения процедуры сертификации. Комиссии требуется минимум 2 - 4 недели для проверки продукции и предоставления сертификата. Любые будущие изменения в продукции требуют повторной сертификации.
Первоначально предоставляется временный сертификат сроком на 6 месяцев. Постоянный сертификат предоставляется сроком на 5 лет.
Сертификация в сфере ИКТ в Пакистане
Сертификация оборудования в сфере ИКТ осуществляет Министерством по связи (в соответствии с первым и вторым подходами). Для получения сертификата необходимо подать заявление, а кроме того образец продукции для тестирования. Тестирования производится самим сертифицирующим органом.
Кроме того, заявитель может провести тестирование либо в местной “временно” аккредитованной лаборатории, либо во “всемирно известной” лаборатории, однако в этом случае сертифицирующий орган сохраняет за собой право перепроверить результаты тестирования. По результатам тестирование выдается бессрочный сертификат. В случае внесения любых изменений сертификат может быть отозван.
Сертификация в сфере ИКТ в Катаре
Сертификация в сфере ИКТ осуществляет Министерство по международным и телекоммуникационным делам (в соответствии с первым подходом).
Сертификация в сфере ИКТ в Индии
Сертификацию в сфере ИКТ осуществляет Технический комитет, являющийся государственной структурой (в соответствии с первым подходом).
Сертификация в сфере ИКТ в Австралии
Сертификацией производимых товаров, занимаются специализированные организации аккредитованные при правительственном агентстве (второй подход), при этом используются стандарты, введенные правительством (ACA). В настоящий момент действуют две подобных организации, которым необходимо предоставлять минимальный набор документации для получения от них соответствующего сертификата. При этом сами организации действуют на основе аккредитации при правительственной организации.
Радио-коммуникационное оборудование также проходит сертификацию при соответствующих лабораториях аккредитованных при указанном агентстве.
Общее направление - развитие усиления саморегулирования в сфере стандартизации и сертификации.
Сертификация в сфере ИКТ в Северной Ирландии
Оценка соответствия оборудования осуществляется по общим принципам принятым в ЕС (изложено выше - третий и второй подходы). В рамках второго похода регулятивным органом является Агентство по связи (ComReg).
Сертификация в сфере ИКТ в Великобритании
Вопросами что регулирование в сфере ИКТ в части проверки соответствия занимается агентство по коммуникациям (Oftel).
В 1980 году, Правительство решило открыть телекоммуникационный рынок, монополию на котором имел Бритиш Телеком, для конкуренции. Было создано независимое агентство - Британские Управление по выдаче разрешений в сфере передачи данных (BABT), и Бритиш Телеком был обязан подключать к его сети любое оборудования, одобренного BABT после испытания и одобрения на соответствие определенным стандартам.
Опыт соответствующих процедур сертификации BABT аналогичен введенному режиму на европейском рынке. С 1997 г. на рынке сертификации телекоммуникационного оборудования также стала развиваться конкуренция. Так, Британский Институт Стандартов и Компании Ллойда по Проверки Качества был назначен аккредитованной лабораторией по сертификации. Согласно Директиве о Радио и Оборудовании по Передаче данных (RTTE), вступившей в силу с 8 апреля 2000 г. с некоторыми исключениями, радио-оборудование и телекоммуникационное оборудование были введены в общий режим сертификации. Были определены основные требования и условия к телекоммуникационному оборудованию. Время и стоимость получения разрешений для вывода новых изделий на рынок были сильно снижены. Практически для всего телекоммуникационного оборудования, за исключением некоторых типов радио-оборудования, привлечение третьих лиц для прохождения оценки теперь не нужно при условии, что производитель, который выпускает соответствующее оборудование на рынок, берет всю ответственность за соответствие установленным требованиям на себя.
Дальнейшие планы по административному регулированию сферы ИКТ включают объединение к концу 2003 г. в единый Офис Связи (Ofcom) все регулирующие правительственные учреждения. Ofcom будет единственной регулирующей структурой в сфере телекоммуникаций. Указанному агентству будут переданы полномочия Oftel, Независимой Телевизионной Комиссии, Агентства по радиокоммуникациям (РА), Комиссии по радиовещательным стандартам (BSC).
Сертификация в сфере ИКТ в Канаде
Органом по сертификации является Министерство промышленности, а также аккредитованные лаборатории (используются первый, второй и третий подходы).
Предварительные выводы
Изложенные ниже выводы представляют на настоящий момент лишь экспертную оценку текущей ситуации и являются гипотезами, требующими дальнейшего подтверждения в рамках следующего этапа данной работы. Среди изложенных гипотез существуют как предложения по дальнейшим направлениям совершенствования законодательства, так и выявленные недостатки подтверждение о необходимости устранения которых требуется получить также и в анализе мнений субъектов рынка ИКТ. С учетом изложенного по результатам исследования к настоящему моменту можно сделать следующие выводы:
1. В связи со значительным изменением системы сертификации после принятия федерального закона “О техническом регулировании” и его скором введением в действие невозможно к настоящему времени четко определить его недостатки.
В то же время можно отметить следующие недостатки указанного закона.
Обоснование и принятие требований по безопасности будет зависеть от работы перегруженной Государственной Думы Российской Федерации, что снизит оперативность решения возникающих технических проблем и скорейшего ввода товаров на рынок;
второй подводный камень связан со сроками. Предполагается, что весь комплекс “Технических регламентов” будет выработан законодателями за семь лет. Это, по мнению специалистов, мало вероятно. Например, на аналогичную реформу в высокоразвитых странах организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества отведено десять лет.
Но даже если предположить, что отечественные законодатели уложатся в отведенные сроки, правового вакуума избежать не удастся. Пункт 1 статьи 48 законопроекта “Об основах технического регулирования в Российской Федерации” устанавливает, что все действующие нормативные требования подлежат исполнению лишь в части, соответствующей целям этого закона. Между тем с точки зрения производственников, эти цели сформулированы настолько расплывчато, что при желании любой субъект какой-либо отрасли сможет спровоцировать ее паралич.
Следует отметить, что новый закон будет иметь избирательное действие: чем проще техника, тем меньше на ней будут сказываться его положения. И, напротив, сложнее всего придется тем, кто создает и использует высокотехнологичную продукцию, которая регулируется множеством нормативных актов.
Следует отметить, что хотя новый закон и принят - нормативные правовые акты по его реализации еще не разработаны. В то же время во многом именно от них зависит будущая система сертификации в Российской Федерации. В то же время возможно дать рекомендации основываясь на международном опыте осуществления сертификации в сфере ИКТ. Прежде всего:
- установление обязательной сертификации для государственных нужд нецелесообразно поскольку это является барьером для предпринимателей малого и среднего бизнеса при работе с государственными организациями и учреждениями, и в то же время не отвечает целям сертификации изложенным как в Федеральном законе о сертификации продукции и услуг, так и в законе о техническом регулировании.
- создание эффективных процедур сертификации, удовлетворяющих критериям (а) простоты (б) быстроты (в) малозатратности (г) четкости.
2. Сертификация средств связи и телекоммуникационного оборудования, используемых во взаимоувязанной сети связи, как и во всем мире, в РФ является обязательной, так как обеспечивает техническую совместимость средств связи между собой, предотвращает вывод из строя стратегически значимых сетей связи в результате использования несовместимого либо конструктивно несовершенного оборудования.
Однако, в настоящий момент применений действующей системы сертификации создает значительные барьеры для малого бизнеса и является одним из источников его основных затрат. Применение сертификации в настоящее время создает неоправданные трудности как для производителей так и для распространителей оборудования:
Во-первых, использование двухэтапной системы сертификации (при этом происходит смешивание первого и второго подхода) с участием как сертифицирующего органа, так и аккредитованных лабораторий и отсутствие четкой информации, создает значительные барьеры на вход субъектов малого бизнеса на рынок.
Во-вторых сертификация оборудования и средств связи для их использования на взаимоувязанной сети связи РФ дублирует сертификацию на соответствие иным стандартам, в частности, электробезопасности.
В-третьих, отсутствует четкое нормативное закрепление существенных аспектов процедур сертификация (в прочем как и регистрации средств связи - с.40 данного раздела), либо соответствующе аспекты требует значительных затрат (финансовых, временных, людских и пр.), что особенно сильно влияет на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, которые вынуждены работать при очень жестких бюджетных, кадровых и организационных ограничениях. Среди указанных аспектов необходимо отметить следующие проблемы:
- значительные сроки принятия решения органом по сертификации (30 дней для рассмотрения заявки и месяц для принятия решения о выдаче сертификата);
- отсутствие унифицированных сроков сертификации товаров и услуг - для каждого конкретного товара утверждается свой план-график, что создает проблемы для эффективного бизнес-планирования, и создает соответственно проблемы при работе малого и среднего бизнеса с кредитными институтами
Кроме того, до настоящего момента затруднения при сертификации создает несистематизированность ее нормативно-правовой базы. В частности, отсутствует единый предметный перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации.
3. Современное положение ФЗ "О связи", устанавливающее необходимость тотальной регистрации всех средств связи также неприемлемо, поскольку не имеет практических целей.
Выдача разрешений на приобретение и использование средств связи возможна только в случаях, когда эти средства связи являются источником помех для работы других средств связи и иного оборудования либо источником опасного для здоровья человека или окружающей среды воздействия, что определено соответствующими стандартами. В частности в рамках указанных стандартов возможно и определить порядок получения разрешений на использование и приобретение указанного оборудования.
Порядок получения таких разрешений, как и порядок сертификации не должен накладывать на соискателей неоправданных ограничений. Соответственно должны быть соблюдены изложенные выше принципы для процедур сертификации: (а) простота (б) быстрота (в) малозатратность (г) четкость
4. Средства защиты информации не должны сертифицироваться для внутреннего пользования. “Федеральные службы безопасности” имеют другие возможности для их контроля и вне рамок сертификации. В то же время сертификация указанных средств иных целей, кроме содействия работе служб безопасности не имеет. Так в США и Японии сертификация средства защиты информации не требуется для внутрестранового использования.
5. Существующая добровольная система сертификации в принципе соответствует общим задачам и целям сертификации. В то же время необходимо уделить особое внимание именно созданию и организации на практике добровольных систем сертификации в сфере ИКТ субъектами малого бизнеса
6. Обязательная сертификация программ ЭВМ для государственных органов не целесообразна, поскольку создает для субъектов малого бизнеса барьеры для работы по государственному заказу и фактически позволяет государственным органам самостоятельно выбирать подрядчиков. В то же время целесообразно создание систем добровольной сертификации программ для ЭВМ и баз данных, предназначенных для заранее не определенного круга потребителей. Такие системы должны содействовать высокому уровню технических характеристик программных продуктов, а также повышать их привлекательность для потребителей, что особенно важно для субъектов малого бизнеса, сильно зависимых от изменений спроса на свою продукцию.
7. Требования об обязательной сертификации электрооборудования хотя и являются обоснованными в то же время в современном виде создают неоправданные административные и финансовые барьеры для выхода малого бизнеса на рынок. Порядок сертификации должен предусматривать как признание международных сертификатов и стандартов так и возможности производителей по использованию третьего подхода.