Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Снижение административных барьеров развития сектора информационных коммуникационных технологий: некоторые результаты опроса участников рынка

Шестоперов О.М.
ИКЦ “Бизнес-Тезаурус”

Предлагаемый материал подготовлен на основе результатов опроса участников рынка информационных коммуникационных технологий, проводимого как одного из компонентов исследования “Разработка предложений по снижению административных барьеров и демонополизации сектора ИКТ”, инициированного Минэкономразвития РФ в рамках Федеральной целевой программы “Электронная Россия” и реализованного совместными усилиями Института экономики переходного периода, Информационно-консультационного центра “Бизнес-Тезаурус” и Фонда экономических исследований “Новая экономика”.

Приглашение к анкетированию и анкета размещалась на сайтах Фонда “Новая экономика” (www.neweco.ru), Национального института системных исследований проблем предпринимательства (www.nisse.ru), Минэкономразвития России (www.economy.gov.ru), журнала “Инфобизнес” (www.ibusiness.ru,) ряде других сайтов, где анкета могла быть заполнена любым заинтересованным лицом.

Участники проекта выражают признательность ИД “Компьютерра” за поддержку в ходе проводимого опроса.

В отдельных разделах использованы также первые результаты проекта “Выработка предложений по улучшению ситуации в области административного, налогового и таможенного регулирования сферы ИКТ (с упором на развитие малого бизнеса)”, реализуемого Информационно-аналитическим центром “Тезаурус-Маркетинг” при поддержке Фонда “Евразия”. С промежуточными результатами этого проекта мы планируем знакомить посетителей нашего сайта и в дальнейшей перспективе.

СОДЕРЖАНИЕ 1

Цели и задачи опроса

Регионы опроса и структура опрошенных по сферам деятельности

Оплата административных барьеров: старт бизнеса и текущая деятельность

Степень проблематичности прохождения отдельных процедур для участников рынка

Временные и материальные затраты на отдельные процедуры: лицензирование

Временные и материальные затраты на отдельные процедуры: обязательная сертификация продукции и услуг

Качество нормативно-правового регулирования в отдельных сферах: мнение предпринимателей

Краткие выводы

Цели и задачи опроса

Через анкетный опрос мы предполагали выяснить следующие аспекты регулирования деятельности участников сферы информационных коммуникационных технологий (далее также - ИКТ):

  • провести ранжирование административных процедур регулирования сектора ИКТ по степени проблематичности прохождения для участников рынка;
  • выяснить фактические временные и денежные издержки соблюдения действующих процедур регулирования рынка ИКТ, в частности лицензирования, сертификации, регистрации ввоза и использования средств связи, таможенное оформление импорта/экспорта продукции сферы ИКТ, регистрации исключительных прав на программы для ЭВМ (базы, банки данных) и др.;
  • оценить исполняемость отдельных установленных норм регулирования на практике;
  • и другие.

Регионы опроса и структура опрошенных по сферам деятельности

Опрос проводился в следующих регионах: Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Новосибирск, Томск, Новгород. Как ни странно, труднее всего опрос шел в одном из наиболее продвинутых с точки зрения развития рынка и проникновения ИКТ в повседневную жизнь регионе – Москве. Несмотря на благую, в общем-то, цель опроса абсолютное большинство потенциальных респондентов-москвичей по разным причинам отказывались участвовать в анкетировании.

Ниже представлено распределение опрошенных по сферам деятельности.

Таблица 1

Основная сфера деятельности предприятия 2 в настоящее время

  Кол-во Доля, %
Разработчики программного обеспечения 42 15,7
Телекоммуникационные услуги 37 13,9
IT-консалтинг 35 13,1
Розничная торговля компьютерным оборудованием 34 12,7
Электронные магазины 27 10,1
Интернет-кафе и другие точки общественного доступа 22 8,2
Системная интеграция 14 5,2
Оптовая торговля компьютерным оборудованием 13 4,9
Провайдеры Интернет услуг 10 3,7
Производство, сборка компьютерного оборудования 6 2,2
Электронная платежная система 3 1,1
Другая 24 9,0
Всего 267 100,0

Оплата административных барьеров: старт бизнеса и текущая деятельность3

Оценки опрошенных свидетельствуют, что на старте бизнеса на преодоление “административных барьеров” (АБ) в относительном выражении приходится затрачивать немалое количество средств: в среднем 18% от объема стартового капитала. В текущей деятельности относительные объемы снижаются и составляют в среднем 7,6% от оборота компании. Полученные из анкетирования оценки вполне сопоставимы с относительными размерами уплачиваемых налогов.

Судя по результатам опроса, дороже всего с точки зрения оплаты АБ является текущая деятельность в сфере IT-консалтинга. Выше среднего оказалась доля расходов на АБ в оптовой и розничной торговле компьютерами и компьютерным оборудованием.

Более пятой части стартового капитала пришлось потратить на АБ в том же IT-консалтинге, а также в оптовой торговле компьютерами и оборудованием, при организации бизнеса по системной интеграции, в электронной торговле и электронной платежной системе 4.

Таблица 2

Оценка респондентами объема средств, которые пришлось потратить для преодоления “административных барьеров” на старте деятельности предприятия в % от стартового капитала

Основная сфера
деятельности предприятия
Кол-во
ответивших
Среднее Медиана
Электронная платежная система 3 55,0 60,0
Оптовая торговля
компьютерным оборудованием
11 29,3 15,0
Системная интеграция 12 26,2 14,5
IT-консалтинг 23 21,8 20,0
Электронные магазины 21 21,6 10,0
Разработчики программного обеспечения 32 17,6 15,0
Провайдеры Интернет услуг 8 16,0 12,5
Производство, сборка
компьютерного оборудования
6 14,9 10,0
Розничная торговля
компьютерным оборудованием
29 14,6 10,0
Телекоммуникационные услуги 31 14,4 10,0
Интернет-кафе и другие точки
общественного доступа
20 10,9 10,0
Другая 13 15,1 8,0
В целом по ответившим 209 18,3 10,0

Таблица 3

Оценка респондентами объема средств, которые приходится тратить для преодоления “административных барьеров” в текущей деятельности, в % от ежегодного оборота предприятия

Основная сфера
деятельности предприятия

Кол-во
ответивших

Среднее

Медиана

IT-консалтинг 20 11,7 5,5
Оптовая торговля
компьютерным оборудованием
10 10,8 4,3
Розничная торговля
компьютерным оборудованием
28 9,5 5,5
Разработчики программного
обеспечения
24 7,6 5,0
Телекоммуникационные услуги 30 6,9 5,0
Производство, сборка
компьютерного оборудования
6 6,7 5,0
Электронные магазины 22 6,1 5,0
Интернет-кафе и другие точки
общественного доступа
20 5,4 3,0
Системная интеграция 12 5,3 4,0
Провайдеры Интернет услуг 7 5,0 3,0
Электронная платежная система 3 2,9 1,0
Другая 15 7,9 5,0
В целом по ответившим 197 7,6 5,0

Степень проблематичности прохождения отдельных процедур для участников рынка

Респондентам предлагалось оценить степень проблематичности прохождения отдельных административных процедур, в список которых входили как специфические для сектора ИКТ (вроде лицензирования связи), так и общераспространенные (т.е. те, которые относятся и к другим сферам, например, участие в тендерных процедурах на получение госзаказа).

Как видно из приведенной ниже таблицы, от 53% для осуществления “проверок другими контрольно-надзорными органами” до 94% для “получения разрешения ФАПСИ на ввоз радиостанций, включающие шифровальные средства” респондентов отметили, что названные процедуры не относятся к предприятию. Эти данные позволяют сделать вывод о степени фактической распространенности тех или иных процедур на участников рынка.

Таблица 4

Доля ответов “не имеет отношения к нашему предприятию” в вопросе “Как влияют перечисленные ниже процедуры, регулируемые государством, на текущую деятельность и возможность развития Вашего предприятия?”

  %
Получение разрешения ФАПСИ на ввоз радиостанций, включающие шифровальные средства 93,8
Оформление временного ввоза 92,2
Получение разрешения Главгоссвязьнадзора на ввоз радиоэлектронных средств 91,8
Получение допуска на работу с гостайной 91,4
Процедура обязательной сертификации средств криптографии 90,5
Получение справок для оформления экспорта программного обеспечения 89,9
СОРМ 88,2
Таможенное оформление импорта 87,4
Получение лицензий, выдаваемых ФАПСИ 87,4
Таможенное оформление экспорта 86,6
Регистрация и получение разрешения на использование средств связи 83,4
Процедура регистрации исключительных прав на программы для ЭВМ 83,0
Получение лицензий, выдаваемых Гостехкомиссией 79,7
Осуществление проверок Госсвязьнадзором 72,8
Участие в тендерных процедурах на получение государственного заказа 70,0
Участие в тендерных процедурах на получение муниципального заказа 68,2
Процедура обязательной сертификации услуг 65,0
Получение лицензий, выдаваемых Минсвязи России 64,7
Осуществление проверок органами, выдавшими лицензии предприятию 57,0
Получение лицензий, выдаваемых другими органами 56,5
Процедура обязательной сертификации продукции 55,7
Осуществление проверок другими контрольно-надзорными органами 53,3

Полученные от остальных респондентов ответы по данному вопросу дают возможность отранжировать перечисленные процедуры по степени проблематичности их прохождения для участников рынка (рис.2).

Самые высокие баллы (выше 3 баллов по пятибалльной шкале, где 1- не создает никаких проблем, 5 – создает почти непреодолимые проблемы) получили такие процедуры как получение разрешения ФАПСИ на ввоз радиостанций, включающие шифровальные средства; получение справок для оформления экспорта программного обеспечения; процедура обязательной сертификации средств криптографии. Следует правда отметить, что число респондентов, давших ответ о степени проблематичности перечисленных процедур невелико – от 6 до 26.

В группе “распространенных” процедур (условно в нее выделим процедуры, по которым ответы о степени проблематичности прохождения превысили 50) наиболее проблематичными оказались участие в тендерах на получение государственного заказа (2,89 балла) и соответствующая процедура для муниципального заказа (2,58). Вслед за ними идут получение лицензий, выдаваемых Минсвязи России (2,41); обязательная сертификации продукции (2,31) и обязательная сертификация услуг (2,29).

Временные и материальные затраты на отдельные процедуры: лицензирование

В сопоставлении с данными, полученными в ходе недавнего исследования Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) и Мирового банка “Мониторинг административных барьеров развития малого предпринимательства. Этап 1” (www.cefir.ru) сектор ИКТ кажется менее зарегулированным таким инструментом, как лицензирование. Согласно данным опроса ЦЭФИРа 77,2% опрошенных малых предприятий имеют как минимум 1 лицензию, по данным нашего опроса – 42,7% респондентов имеют лицензии.

Таблица 5

Распределение опрошенных по числу имеющихся у предприятия лицензий

  0 1 2 3 4 5 и
более
Данные исследования ЦЭФИР
(число ответов 1347)
22,8 40,1 17,2 9,4 3,6 6,9
Данные нашего опроса
(число ответов 246)
57,3 23,2 10,2 5,3 0,8 3,3


В разрезе сфер деятельности наибольший удельный вес фирм, имеющих лицензии характерен для провайдеров Интернет-услуг; Интернет-кафе и других точек общественного доступа; телекоммуникационных услуг и фирм, чьей основной сферой является системная интеграция.

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос, имеет ли Ваше предприятие лицензии в разрезе основной сферы деятельности

Основная сфера деятельности предприятия Мы имеем лицензии Для нашего бизнеса не требуется лицензий Мы не знаем, нужны ли для нашего бизнеса лицензии В целом
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Провайдеры Интернет услуг 9 90,0 0 0 1 10,0 10 100
Системная интеграция 11 84,6 2 15,4 0 0,0 13 100
Интернет-кафе 14 70,0 2 10,0 4 20,0 20 100
Телекоммуникационные услуги 21 67,7 7 22,6 3 9,7 31 100
Оптовая торговля компьютерным оборудованием 5 38,5 7 53,8 1 7,7 13 100
Электронная платежная система 1 33,3 1 33,3 1 33,3 3 100
Электронные магазины 8 29,6 16 59,3 3 11,1 27 100

IT-консалтинг 8 27,6 15 51,7 6 20,7 29 100
Производство, сборка компьютерного оборудования 1 16,7 4 66,7 1 16,7 6 100
Розничная торговля компьютерным оборудованием 5 15,6 24 75,0 3 9,4 32 100
Разработчики программного обеспечения 4 10,0 28 70,0 8 20,0 40 100
Другая 14 63,6 7 31,8 1 4,5 22 100
В целом по опрошенным 101 41,1 113 45,9 32 13,0 246 100


Полученные ответы по временным и материальным издержкам на получение лицензии не позволяют делать выводы по всему спектру действующих лицензий, выделенных нами как “специфические” для сектора ИКТ, а только по ряду лицензий (таблица 7):

  • предоставление услуг телематических служб;

  • предоставление услуг передачи данных;

  • предоставление в аренду каналов связи;

  • предоставление услуг местной телефонной связи;

  • получение лицензии на предоставление услуг междугородной и/или международной телефонной связи;

  • лицензии на предоставление услуг аудиконференцсвязи и/или видеоконференцсвязи;

  • лицензии, связанные с проектированием и строительством объектов и сооружений связи и телевидения.

Следует отметить, что полученные оценки участников рынка в силу их немногочисленности следует считать скорее экспертными, нежели статистическими.

Таблица 7

Временные и материальные затраты на получение отдельных лицензий (средние значения 5)

Виды лицензий

Временные и трудо-временные затраты

Материальные затраты, тыс. руб.

Оценка опрошенными сложности получения лицензии по пятибалльной шкале

Сколько календарных дней ушло на получение лицензии

Сколько рабочего времени, ушло на сбор документов,

Чел.-дней

Сборы, которые пошли в бюджет

Затраты на
услуги консульта-ционных фирм.

Неформальные платежи лицензирующим органов

Затраты - Всего

предоставление услуг телематических служб

103,6

17,2

4,5

1,1

8,0

9,9

2,9

предоставление услуг передачи данных

86,0

16,9

6,7

2,0

5,8

11,0

2,4

предоставление в аренду каналов связи

54,1

22,8

8,0

5,5

7,3

12,3

2,8

предоставление услуг местной телефонной связи

49,0

8,3

9,0

4,8

31,0

38,6

3,3

получение лицензии на предоставление услуг междугородной и / или международной телефонной связи

59,0

16,3

38,0

5,9

12,5

49,1

2,5

лицензии на предоставление услуг аудиконференцсвязи и/или видеоконференцсвязи

45,6

30,5

11,7

7,0

10,0

19,8

2,8

лицензии, связанные с проектированием и строительством объектов и сооружений связи и телевидения

71,0

22,2

5,3

11,3

0,1

13,7

2,0

В среднем по перечисленным

66,9

19,2

11,9

5,4

10,7

22,1

2,7


Как видно из таблицы, наиболее сложной по субъективным оценкам опрошенных является получение лицензии на услуги местной телефонной связи. При этом данный вид лицензий занял второе место из перечисленных по размерам материальных затрат и первое по неформальным платежам представителям лицензирующих органов.

Самой же дорогой лицензией оказалась лицензия на предоставление услуг междугородной и/или международной телефонной связи. Для нее характеры и самые большие выплаты в бюджет.

Самыми недорогими были лицензии на предоставление услуг телематических служб и лицензии на предоставление услуг передачи данных. Вместе с тем это лицензии с самым длительным сроком ожидания с момента подачи необходимых документов до момента выдачи лицензии.

Таблица 8

Временные и материальные затраты на получение лицензий по данным исследования “Мониторинг административных барьеров развития малого предпринимательства. Этап 1”. ЦЭФИР, лето 2002 г.

  Среднее Медиана
Стоимость лицензии (включая официальную плату, платежи посредникам, консультантам, подарки и пр.), тыс. руб. 16,6 8,0
Время потраченное персоналом во втором полугодии 2001 (человеко-дни) 30 15
Время со дня подачи заявки до получения лицензии (дни) 50 30

 
Сопоставляя средние полученные значения по временным и материальным затратам на получение лицензии с результатами, полученными в рамках исследования ЦЭФИР, можно прийти к выводу о том, что сроки ожидания получения лицензии в сфере ИКТ в среднем более чем в 2 раза длиннее аналогичных сроков по лицензиям в целом. Одновременно с этим выше и затраты на ее получение.

Временные и материальные затраты на отдельные процедуры: обязательная сертификация продукции и услуг

Таблица 9

Временные и материальные затраты на получение сертификата

  Кол-во ответов Среднее Медиана
Сколько календарных дней уходит на получение сертификата 100 57,4 30,0
Сколько рабочего времени, уходит на сбор документов 96 28,8 15,0
Затраты - Всего 93 29,4 15,0
В т.ч. сборы, которые ушли в бюджет 65 27,3 10,0
Затраты на услуги консультационных фирм 47 6,2 2,0
неформальные платежи представителям сертифицирующих органов 38 5,0 2,0

Полученные в ходе нашего анкетирования данные о средних сроках ожидания получения сертификата с момента подачи документов в сопоставлении с данными исследования ЦЭФИР свидетельствуют, что они велики, но, тем не менее, оказываются ниже данных ЦЭФИР. Вместе с тем средняя стоимость сертификата гораздо выше – 29,4 тыс. руб. против 6,3 тыс. по результатам опроса ЦЭФИР.

Таблица 10

Временные и материальные затраты на получение лицензий по данным исследования “Мониторинг административных барьеров развития малого предпринимательства. Этап 1”. ЦЭФИР, лето 2002 г.

Средняя стоимость сертификата, тыс. руб. 6,3
Среднее время, затраченное персоналом, чел/дней. 25,6
Средний срок оформления, дней 69,6

 Нужно отметить значительный разброс оценок респондентов стоимости сертификата в соотношении с ценой единицы сертифицируемой продукции – от совсем незначительной (так, в частности, отмечали представители оптовой и розничной торговли компьютерами и компьютерным оборудованием) до 200%. В последнем случае такие значительные соотношения с ценой сертифицируемого оборудования более всего были характерны для представителей отрасли связи.

Таблица 11

Удельный вес средств, затраченных на получение сертификата, в соотношении с ценой единицы сертифицируемой продукции, %

  Кол-во Среднее Медиана MIN MAX
удельный вес средств, затраченных на получение сертификата, в соотношении с ценой единицы сертифицируемой продукции, % 62 13,8 3,5 0,0 200,0
Качество нормативно-правового регулирования в отдельных сферах: мнение предпринимателей 6

Респондентам было предложено оценить в целом качество нормативно-правового регулирования с точки зрения удовлетворения потребностям бизнеса в перечисленных сферах регулирования. Ниже на рисунке представлено распределение ответов на этот вопрос тех, кто не затруднился ответить. Что касается удельного веса затруднившихся дать оценку, то он колеблется от 16,4% в отношении мнения по налогообложению до 82,8% в отношении СОРМ. Более половины респондентов дали содержательные ответы в отношении сертификации продукции и услуг, распределения госзаказа, лицензионного контроля вообще и контроля и надзора в области связи и телекоммуникаций, в частности, а также в отношении защиты интеллектуальной собственности. Полагаем, что с перечисленными сферами регулирования приходится сталкиваться значительно большему числу опрошенных, нежели с такими узкими сферами как лицензирование криптографии, экспорт и импорт продукции и услуг сферы ИКТ, СОРМ и другие.

...

Краткие выводы

  •  На старте бизнеса в сфере информационных телекоммуникационных технологий на преодоление “административных барьеров” приходится тратить почти 1/5 стартового капитала, а в текущей деятельности - в среднем 8% оборота компании, что вполне сопоставимо с размерами уплачиваемых налогов.
  • Несмотря на то, что такие процедуры, как получение разрешения ФАПСИ на ввоз радиостанций, включающие шифровальные средства; получение справок и разрешений для оформления экспорта программного обеспечения; процедура обязательной сертификации средств криптографии распространяются на узкую группу участников рынка, те из них, которые знакомы с этими процедурами охарактеризовали их наибольшей проблематичностью прохождения в сравнении с другими. 
  • Самыми проблематичными в группе “распространенных” процедур были названы участие в тендерах на получение государственного и муниципального заказа; получение лицензий, выдаваемых Минсвязи России; обязательная сертификации продукции и обязательная сертификация услуг.

  • Несмотря на то, что такой способ регулирования, как лицензирование оказывается менее распространенным на участников рынка ИКТ, чем в среднем по экономике (на что наводит сопоставление с результатами других исследований), получить лицензию сфере ИКТ более затратно, как с точки зрения необходимых денежных выплат, так и с точки зрения ожидания выдачи лицензии с момента сбора и подачи всех нужных документов.
  • Процедуру сертификации можно пройти быстрее, однако материальные затраты на получение сертификата оказываются значительно выше, чем “в среднем”.
  • Более всего респондентов задевает проблема налогообложения их компаний – высказать свое мнение по поводу качества нормативно-правового регулирования в этой сфере в отличие от других затруднилась лишь небольшая респондентов и в сравнении с другими представленными для оценки областями регулирования степень удовлетворенности налогообложением у респондентов оказалась наименее низка.
  • Судя по результатам опроса, низка удовлетворенность участников рынка и в отношении нормативно-правового регулирования защиты интеллектуальной собственности; распределения государственного заказа; лицензирование и контроля (надзора) в области связи и телекоммуникаций; экспорта продукции и услуг сферы ИКТ.

СНОСКИ

1 Автор материала выражает признательность Уваровой О.М. за помощь в статистической обработке информации

2 Респонденты могли отметить несколько сфер деятельности своего предприятия, при этом выделяя одну, по их мнению, основную, руководствуясь собственными специально не оговоренными в вопросе критериями

3 Данный раздел также основан на первых результатах исследования «Разработка предложений по улучшению ситуации в области административного, налогового и таможенного регулирования сферы Информационных телекоммуникационных технологий с упором на развитие малого бизнеса». ИАЦ «Тезаурус-Маркетинг» при поддержке Фонда «Евразия»

4 Количество ответов по данной сфере, правда, не значимо статистически

5 В графе «затраты-всего» усреднение может приводить к тому, что сумма оказывается меньше сумму отдельных категорий затрат

6 Данный раздел основан на первых результатах исследования «Разработка предложений по улучшению ситуации в области административного, налогового и таможенного регулирования сферы Информационных телекоммуникационных технологий с упором на развитие малого бизнеса». ИАЦ «Тезаурус-Маркетинг» при поддержке Фонда «Евразия»

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости