Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Отчет за III квартал 2008 года

Файлы

Москва – Центральный федеральный округ, ноябрь 2008 г.

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

Институт демографии, миграции и регионального развития



Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ

  1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ
  2. СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОГО ПОТОКА В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

    2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

    2.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ВСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТЕЙ

  3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ

    3.1. ТРУДОУСТРОЙСТВО ПО СОГЛАСОВАННОЙ ВАКАНСИИ И ВОЗМОЖНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

    3.2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОЛУЧЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ ЖИЛЬЯ

    3.3. ВИДЫ ДЕНЕЖНЫХ ГАРАНТИЙ И МЕХАНИЗМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ

    3.4. НАТУРАЛИЗАЦИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ ВСЕЛЕНИЯ

  4. КОМПЛЕКСНОЕ ОПИСАНИЕ ПРИМЕРОВ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
  5. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Введение

Основной целью мониторинга Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее также – Госпрограмма), в III квартале 2008 года является анализ основных достигнутых количественных показателей реализации Госпрограммы в субъектах Российской Федерации, а также качественный анализ условий и факторов как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных целей1.

Основной целью Госпрограммы является стимулирование и организация добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности её субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

В основу мониторинга в III квартале были положены следующие параметры:

  1. Общее число и размещение переехавших соотечественников на территории Российской Федерации.
  2. Эффективность, ограничения и перспективы функционирования таких механизмов реализации Госпрограммы, как:

    a. Трудоустройство соотечественников на согласованную вакансию;

    b. Поддержка в решении жилищного вопроса;

    c. «Подъемные» и другие денежные гарантии;

    d. «Категория» вселения как механизм, призванный направлять миграционный поток в определенные территории.

  3. Также были рассмотрены альтернативные варианты достижения индивидуальных целей соотечественниками.

  4. Натурализация соотечественников на территориях вселения.

На основе анализа данных факторов были разработаны рекомендации по повышению эффективности функционирования Госпрограммы.

Третий квартальный мониторинг осуществлялся на основе статистической информации, предоставленной Федеральной миграционной службой (далее также – ФМС России), о переселении соотечественников в рамках Госпрограммы, а также по результатам углубленного исследования, проведенного в Липецкой и Калужской областях – принявших наибольшее количество соотечественников в Центральном федеральном округе.

В Липецкой области были проведены экспертные интервью с сотрудниками УФМС России по Липецкой области, уполномоченного органа исполнительной власти (далее – уполномоченный орган) Липецкой области – Управления труда и занятости Липецкой области, ОАО «Особые экономические зоны регионального уровня», ОАО «Индезит». В период с 1 по 10 июня 2008 года на территории Липецкой области был проведен социологический опрос, охвативший 470 респондентов (основные результаты см. раздел 3.4. настоящего мониторинга), направленный на определение параметров натурализации соотечественников на территориях вселения. Исследователям также удалось провести небольшую серию углубленных интервью с участниками Госпрограммы и членами их семей (всего порядка 10 человек).

Как и в Липецкой области, в Калужской области были проведены экспертные интервью с сотрудниками УФМС России по Калужской области, а также отделов в г. Обнинске и г. Сухиничи, с сотрудниками уполномоченного органа Калужской области – Министерства труда, занятости и социальных выплат, с представителями работодателей завода ООО «Барс» (г. Сухиничи) и ОАО «Хлебокомбинат» (г. Обнинск). Также были проведены углубленные интервью с участниками Госпрограммы и членами их семей на территориях вселения «Обнинск» и «Сухиничи» (всего порядка 15 человек).

На основе анализа полученной информации были разработаны рекомендации по повышению эффективности функционирования Госпрограммы в Липецкой и Калужской областях, а также в других субъектах Российской Федерации.


1 В рамках квартального отчета о мониторинге реализации Госпрограммы авторами не ставилась задача оценки достижения целевых показателей количества участников Госпрограммы, так как подобные оценки целесообразно проводить по окончании соответствующего периода планирования, то есть в рамках годового отчета.