Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О порядке предоставления земельных участков предпринимателям до разграничения государственной собственности на землю

I. Для строительства производственных объектов

1. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства объекта, в соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации должно обратиться в орган местного самоуправления (смотри также пункты 4 и 5 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 № 576 с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

К заявлению должно быть приложено обоснование, содержащее достаточные материалы и сведения о намерениях для принятия решения.

Необходимо указать:

- назначение объекта и объемы выпускаемой продукции;

- предполагаемое (желательное) место размещения объекта;

- сроки проектирования и строительства;

- обоснование примерного размера земельного участка (схема размещения зданий, строений, сооружений, подъездных путей, инженерных коммуникаций, выполненная в любом масштабе собственными силами юридического лица или с приглашением специалистов с учетом строительных норм и правил, технологического процесса производства).

Возможно использование типового проекта аналогичного по назначению объекта;

- испрашиваемое право на земельный участок (собственность или аренда на любой срок, так как предельный срок аренды Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 610) и Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 22) не установлен;

- численность работающих (местные трудовые ресурсы или завоз рабочей силы);

- потребность объекта в энергетических ресурсах (объемы потребляемой
энергии, своя подстанция и газораспределительная станция или подключение к сетям населенного пункта);

- потребность объекта в водных ресурсах (объемы потребляемой воды (питьевой и бытовой), своя скважина или подключение к поселковому водопроводу);

- транспортное обеспечение (автодорога и (или) железнодорожная ветка);

- оценка воздействия на окружающую среду и условия очистки отходов и стоков (объем выброса вредных веществ, объем сточных вод, способ очистки (свои очистные сооружения и (или) подключение к канализации поселка);

- условия теплоснабжения (объем потребляемого тепла, своя котельная, вид топлива или подключение к теплоцентрали поселка).

2. Орган местного самоуправления по обращению заинтересованного лица обеспечивает выбор земельного участка в течение 3 месяцев со дня поступления заявления, что предусмотрено п. 2 ст. 31 Земельным кодексом Российской Федерации и п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.02 № 576.

1) осуществляет согласование размещения объекта с соответствующими областными уполномоченными исполнительными органами государственной власти и муниципальными организациями, в случаях, предусмотренных федеральными законами:

- комитетом по земельным ресурсам (ст. 71 3емельного кодекса Российской Федерации);

- комитетом по природным ресурсам (ФЗ "Об экологической эксперти­зе", ФЗ "Об охране окружающей среды");

главным санитарным врачом (ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения");

- органами архитектуры и градостроительства (ст. 61 Градостроительного кодекса);

- территориальным органом управления фондом недр (ст. 25 Закона Российской Федерации “ О недрах”);

- органы противопожарной службы (ФЗ "О пожарной безопасности").

Указанные органы свое заключение дают в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации);

2) в случаях размещения объекта в городском или сельском поселении информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под строительство объекта;

3) информирует землепользователя, законные интересы которого могут быть затронуты в результате возможного изъятия земельного участка под объект и выясняет условия землепользователя, при которых он согласовывает это изъятие (расчет убытков);

4) создает комиссию из уполномоченных муниципальных органов и организаций, которая осматривает испрашиваемый участок в натуре (на местности), изучает полученные заключения и согласования и оформляет акт о выборе земельного участка для строительства объекта, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

Акт выбора подписывается всеми членами комиссии и согласовывается главой органа местного самоуправления.

К акту выбора прилагается, утвержденный главой органа местного самоуправления проект границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора, который изготавливается районным комитетом по земельным ресурсам (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктами 4 и 6 Приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.02 № П /327 (зарегистрирован в Минюсте России 13.11.02 № 3911, вступил в силу 27 декабря 2002 года) "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, предоставляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет" проект границ земельного участка теперь может быть составлен без проведения геодезических полевых работ на основании имеющейся землеустроительной, градостроительной и иной документации, содержащей необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведений.

3. Уполномоченный орган местного самоуправления рассмотрев представленный акт выбора земельного участка принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо о мотивированном отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

4. Копия решения органа местного самоуправления с приложением проекта границ земельного участка выдается юридическому лицу (заявителю) в семидневный срок (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

5. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для проведения проектно-изыскательских работ, изготовления проектной документации, согласования ее с органами архитектуры и градостроительства, действует в течение трех лет, а также основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Для проведения проектно-изыскательских работ на участке его необходимо получить в аренду на срок не более чем на один год (п. 7 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации) или установить публичный сервитут для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ (подпункт 9 пункта 3 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

В обоих случаях надо провести работы по формированию земельного участка, осуществить его кадастровый учет в соответствии с п.3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации “О государственном земельном кадастре” и пунктами 4 и 6 приказа Росземкадастра от 02.10.02 № П/327, т.е. заключить договор с землеустроительной организацией на проведение этих работ.

После формирования земельного участка договор аренды заключается с органом местного самоуправления (уполномоченным органом). Публичный сервитут также устанавливается решением органа местного самоуправления (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

6. В соответствии с п. 2 ст. 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается при условии:

1) наличия документов, удостоверяющих права на землю;

2) при наличии утвержденной проектной документации в порядке, установленном ст. 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, предварительно необходимо зарегистрировать права на земельный участок в соответствии с нормами Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Для этого орган местного самоуправления должен принять решение о предоставлении земельного участка для строительства объекта (не путать с решением о предоставлении участка в аренду для проведения проектно-изыскательских работ). Согласно п.5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение принимается после работ по формированию земельного участка и осуществлению кадастрового учета земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации эти работы проводятся за счет юридического лица.

7. Администрация муниципального образования принимает решение о предоставлении земельного участка под строительство в двухнедельный срок после получения заявления заинтересованного лица и представления им кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации),

Решение о предоставлении земельного участка должно содержать одновременно и решение о форме изъятия земельного участка у прежнего землепользователя с его согласия при условии возмещения ему причиненных убытков или о выкупе земельного участка у его собственника (пункты 3 и 4 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).

Если решение предусматривает предоставление участка в частную собственность, то в нем должен быть пункт, устанавливающий необходимость заключения с уполномоченным органом договора купли-продажи земель, находящихся в государственной собственности с указанием выкупной цены земельных участков. Если решение предусматривает предоставление участка в аренду, то в нем должен быть пункт, устанавливающий необходимость заключения с уполномоченным органом договора аренды земельного участка (п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

8. После заключения договора аренды -этот договор подлежит государственной регистрации в учреждении юстиции.

II. Под существующими объектами недвижимости

Собственник здания, строения и сооружения, заинтересованный в покупке земельного участка подает заявку на выкуп земельного участка в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Правилами распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 № 576.

  1. Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка, при необходимости, принимается решение об установлении публичных сервитутов.
  2. Решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, приватизированные в соответствии с планами приватизации, утвержденными Минимуществом России (Госкомимуществом России), принимаются Минимуществом России или по его поручению комитетом государственного имущества Калужской области. Продавцом земельных участков собственникам предприятий, зданий, строений, сооружений в этом случае выступает Российский фонд федерального имущества.
  3. В случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности Калужской области или если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти области решение о приватизации земельных участков принимает комитет государственного имущества Калужской области. Продавцом земельных участков в этом случае является Фонд имущества Калужской области.
  4. В случае принятия решения о приватизации объектов недвижимого имущества, находившегося в областной собственности, районными комитетами по управлению имуществом, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены такие объекты, принимается комитетом государственного имущества Калужской области. Продавцом земельных участков в таком случае является Фонд имущества Калужской области.
  5. В остальных случаях решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами на территории Калужской области принимают органы местного самоуправления. Продавцом земельных участков является соответствующий орган местного самоуправления.
  6. Договоры аренды на земельные участки, до разграничения государственной собственности на землю, заключают органы местного самоуправления.
  7. В соответствии с пунктом 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.08.02 № 576 проекты договоров аренды земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный и областной бюджет подлежат обязательному согласованию с комитетом государственного имущества Калужской области.

Информация представлена "Объединения предпринимателей Калужской области"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости