I. Для строительства производственных объектов
1. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства объекта, в соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации должно обратиться в орган местного самоуправления (смотри также пункты 4 и 5 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 № 576 с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
К заявлению должно быть приложено обоснование, содержащее достаточные материалы и сведения о намерениях для принятия решения.
Необходимо указать:
- назначение объекта и объемы выпускаемой продукции;
- предполагаемое (желательное) место размещения объекта;
- сроки проектирования и строительства;
- обоснование примерного размера земельного участка (схема размещения зданий, строений, сооружений, подъездных путей, инженерных коммуникаций, выполненная в любом масштабе собственными силами юридического лица или с приглашением специалистов с учетом строительных норм и правил, технологического процесса производства).
Возможно использование типового проекта аналогичного по назначению объекта;
- испрашиваемое право на земельный участок (собственность или аренда на любой срок, так как предельный срок аренды Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 610) и Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 22) не установлен;
- численность работающих (местные трудовые ресурсы или завоз рабочей силы);
- потребность объекта в энергетических ресурсах (объемы потребляемой
энергии, своя подстанция и газораспределительная станция или подключение к сетям населенного пункта);
- потребность объекта в водных ресурсах (объемы потребляемой воды (питьевой и бытовой), своя скважина или подключение к поселковому водопроводу);
- транспортное обеспечение (автодорога и (или) железнодорожная ветка);
- оценка воздействия на окружающую среду и условия очистки отходов и стоков (объем выброса вредных веществ, объем сточных вод, способ очистки (свои очистные сооружения и (или) подключение к канализации поселка);
- условия теплоснабжения (объем потребляемого тепла, своя котельная, вид топлива или подключение к теплоцентрали поселка).
2. Орган местного самоуправления по обращению заинтересованного лица обеспечивает выбор земельного участка в течение 3 месяцев со дня поступления заявления, что предусмотрено п. 2 ст. 31 Земельным кодексом Российской Федерации и п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.02 № 576.
1) осуществляет согласование размещения объекта с соответствующими областными уполномоченными исполнительными органами государственной власти и муниципальными организациями, в случаях, предусмотренных федеральными законами:
- комитетом по земельным ресурсам (ст. 71 3емельного кодекса Российской Федерации);
- комитетом по природным ресурсам (ФЗ "Об экологической экспертизе", ФЗ "Об охране окружающей среды");
главным санитарным врачом (ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения");
- органами архитектуры и градостроительства (ст. 61 Градостроительного кодекса);
- территориальным органом управления фондом недр (ст. 25 Закона Российской Федерации “ О недрах”);
- органы противопожарной службы (ФЗ "О пожарной безопасности").
Указанные органы свое заключение дают в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
2) в случаях размещения объекта в городском или сельском поселении информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под строительство объекта;
3) информирует землепользователя, законные интересы которого могут быть затронуты в результате возможного изъятия земельного участка под объект и выясняет условия землепользователя, при которых он согласовывает это изъятие (расчет убытков);
4) создает комиссию из уполномоченных муниципальных органов и организаций, которая осматривает испрашиваемый участок в натуре (на местности), изучает полученные заключения и согласования и оформляет акт о выборе земельного участка для строительства объекта, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Акт выбора подписывается всеми членами комиссии и согласовывается главой органа местного самоуправления.
К акту выбора прилагается, утвержденный главой органа местного самоуправления проект границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора, который изготавливается районным комитетом по земельным ресурсам (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктами 4 и 6 Приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.02 № П /327 (зарегистрирован в Минюсте России 13.11.02 № 3911, вступил в силу 27 декабря 2002 года) "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, предоставляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет" проект границ земельного участка теперь может быть составлен без проведения геодезических полевых работ на основании имеющейся землеустроительной, градостроительной и иной документации, содержащей необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведений.
3. Уполномоченный орган местного самоуправления рассмотрев представленный акт выбора земельного участка принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо о мотивированном отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
4. Копия решения органа местного самоуправления с приложением проекта границ земельного участка выдается юридическому лицу (заявителю) в семидневный срок (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
5. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для проведения проектно-изыскательских работ, изготовления проектной документации, согласования ее с органами архитектуры и градостроительства, действует в течение трех лет, а также основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для проведения проектно-изыскательских работ на участке его необходимо получить в аренду на срок не более чем на один год (п. 7 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации) или установить публичный сервитут для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ (подпункт 9 пункта 3 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
В обоих случаях надо провести работы по формированию земельного участка, осуществить его кадастровый учет в соответствии с п.3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации “О государственном земельном кадастре” и пунктами 4 и 6 приказа Росземкадастра от 02.10.02 № П/327, т.е. заключить договор с землеустроительной организацией на проведение этих работ.
После формирования земельного участка договор аренды заключается с органом местного самоуправления (уполномоченным органом). Публичный сервитут также устанавливается решением органа местного самоуправления (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
6. В соответствии с п. 2 ст. 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается при условии:
1) наличия документов, удостоверяющих права на землю;
2) при наличии утвержденной проектной документации в порядке, установленном ст. 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, предварительно необходимо зарегистрировать права на земельный участок в соответствии с нормами Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Для этого орган местного самоуправления должен принять решение о предоставлении земельного участка для строительства объекта (не путать с решением о предоставлении участка в аренду для проведения проектно-изыскательских работ). Согласно п.5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение принимается после работ по формированию земельного участка и осуществлению кадастрового учета земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации эти работы проводятся за счет юридического лица.
7. Администрация муниципального образования принимает решение о предоставлении земельного участка под строительство в двухнедельный срок после получения заявления заинтересованного лица и представления им кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации),
Решение о предоставлении земельного участка должно содержать одновременно и решение о форме изъятия земельного участка у прежнего землепользователя с его согласия при условии возмещения ему причиненных убытков или о выкупе земельного участка у его собственника (пункты 3 и 4 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если решение предусматривает предоставление участка в частную собственность, то в нем должен быть пункт, устанавливающий необходимость заключения с уполномоченным органом договора купли-продажи земель, находящихся в государственной собственности с указанием выкупной цены земельных участков. Если решение предусматривает предоставление участка в аренду, то в нем должен быть пункт, устанавливающий необходимость заключения с уполномоченным органом договора аренды земельного участка (п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
8. После заключения договора аренды -этот договор подлежит государственной регистрации в учреждении юстиции.
II. Под существующими объектами недвижимости
Собственник здания, строения и сооружения, заинтересованный в покупке земельного участка подает заявку на выкуп земельного участка в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Правилами распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 № 576.
- Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка, при необходимости, принимается решение об установлении публичных сервитутов.
- Решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, приватизированные в соответствии с планами приватизации, утвержденными Минимуществом России (Госкомимуществом России), принимаются Минимуществом России или по его поручению комитетом государственного имущества Калужской области. Продавцом земельных участков собственникам предприятий, зданий, строений, сооружений в этом случае выступает Российский фонд федерального имущества.
- В случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности Калужской области или если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти области решение о приватизации земельных участков принимает комитет государственного имущества Калужской области. Продавцом земельных участков в этом случае является Фонд имущества Калужской области.
- В случае принятия решения о приватизации объектов недвижимого имущества, находившегося в областной собственности, районными комитетами по управлению имуществом, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены такие объекты, принимается комитетом государственного имущества Калужской области. Продавцом земельных участков в таком случае является Фонд имущества Калужской области.
- В остальных случаях решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами на территории Калужской области принимают органы местного самоуправления. Продавцом земельных участков является соответствующий орган местного самоуправления.
- Договоры аренды на земельные участки, до разграничения государственной собственности на землю, заключают органы местного самоуправления.
- В соответствии с пунктом 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.08.02 № 576 проекты договоров аренды земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный и областной бюджет подлежат обязательному согласованию с комитетом государственного имущества Калужской области.
Информация представлена "Объединения предпринимателей Калужской области"