Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Информационные технологии в управлении бизнесом

Проблемы предприятия

Почти каждое предприятие в нашей стране оказывается в ситуации, когда традиционные способы, методы и приемы организации и управления компанией "не срабатывают". Обобщение практики экспресс диагностики состояния, уровня и эффективности работы компании, показывает, что, как правило, лишь треть вины за неэффективность работы предприятия падает на внешние факторы и две трети - на внутренние (Рис. 1).

Коренными вопросами оказались стимулирование и мотивация труда, организационная структура, управление, перспективы развития и выхода на рынок, организация нормального функционирования.

Рис.1 Проблемы предприятия

Дальнейшие исследования показывают, что основные источники проблем заключаются:

  • в неопределенности целей;
  • в низкой эффективности управления;
  • в деструктивном подходе к планированию бизнеса;
  • в неэффективности управления финансами и издержками производства;
  • в принятии необоснованных решений.

Как следствие этой ситуации, большинство руководителей хотят отвечать за очень конкретную функцию, выводя фактически за рамки своей ответственности заботу о предприятии в целом. Критерии эффективности оценки деятельности подразделений не отвечают принципу сквозной ориентации на эффективность работы предприятия в целом, тем самым, отдаляя их руководителей от общих нужд и проблем. Мероприятия по разрешению проблем часто выдвигаются без учета реальной обстановки, напрямую, "в лоб".

Рассмотрим более подробно проблемы, связанные с планированием производством.

  • Планирование сегодня процесс очень трудоемкий.
  • Процесс планирования затянут во времени.
  • Плановые данные значительно отличаются от фактических значений.
  • Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции.
  • При планировании преобладает затратный механизм ценообразования.
  • Экономическое планирование не доводится до финансового планирования.

Таким образом, в современной динамичной экономической ситуации успех предприятия зависит:

  • от понимания общего состояния дел в настоящий момент;
  • от представления тех целей, которые оно собирается достичь;
  • от совершенствования организации управления.

Управление финансами

Чтобы выжить в условиях конкуренции в нормальной рыночной экономике, любое предприятие должно предлагать покупателям новые виды товаров и услуг, снижать издержки, совершенствовать технологию. Итак, процесс планирования начинается с этапа определения Вашего текущего состояния и анализа причин, каким образом Вы дошли до такой жизни - анализ текущего финансового состояния.

К сожалению, оценить финансовое состояние предприятия на основе существующей бухгалтерской отчетности практически невозможно.

Это обусловлено следующими причинами:

  • фискальная направленность существующего бухгалтерского учета;
  • частые изменения отчетных форм, инфляция и некорректная переоценка статей баланса делают несоизмеримыми показатели отчетов за различные временные интервалы;
  • отсутствие финансовых ориентиров, так как существующая отраслевая или зарубежная база не отражает реальной экономической ситуации.

Поэтому при оценке финансового состояния необходимо решить несколько проблем:

  • обеспечить соизмеримость финансовых показателей во времени;
  • обеспечить соизмеримость финансовых показателей в учете;
  • откорректировать значения показателей с учетом фактической обстановки;
  • привести форму финансовой отчетности к общепонятному виду;
  • при необходимости консолидировать отчетность;
  • при необходимости оценить (отранжировать) свое финансовое состояние.

Вторым этапом планирования является определение целей, которых Вы собираетесь достичь - маркетинг. Основными вопросами, на которые необходимо ответить являются:

  • кто является Вашим потребителем и какую продукцию, он будет потреблять;
  • где, в каком объеме, и по какой цене будут покупать Вашу продукцию;
  • с кем Вы будете конкурировать и какие Ваши преимущества.

Первый шаг - сегментация рынка.

Следом необходим анализ прибыльности, на основании которого принимаются решения - какие товары не имеет смысла производить, какие товары поддержать, на каких заказчиков обратить внимание. Помимо этого решается задача вычисления вклада конкретного сегмента в покрытие общих издержек компании.

Но Вы на рынке не одни. Поэтому необходим анализ конкурентоспособности, т.е. определение положения компании на конкретных сегментах рынка в сравнении с остальными конкурентами, определение долей рынка. Для оптимального распределения бюджета между сегментами рынка или структурными подразделениями компании также необходим многокритериальный сравнительный анализ объектов рынка по количественным и качественным критериям. И так, с точки зрения маркетинга, мы определили, что надо потребителю, где мы находимся, с кем и как мы конкурируем.

Следующим шагом является выбор того, чего мы хотим достичь (выбор целей). После установки целей, которые должны быть четко сформулированы, и иметь определенный финансовый эквивалент, осуществляется анализ стратегий, которые бы обеспечивали их достижение.

После определения стратегий остается определить, что и в какой последовательности необходимо сделать для реализации этой стратегии - тактический план маркетинга (какой товар и в каком количестве, ценовая политика, как сбывать и стимулировать продажи, как продвигать товар на рынок).

Хорошо. Определили текущее состояние, поставили цели и даже знаем, как их достичь - что производить, в каком объеме, по какой цене, в какой срок, как предлагать, доставлять и продавать.

Пора формировать производственную программу:

  • что построить, освоить, перепрофилировать;
  • кого нанять, обучить, уволить;
  • с чего начать, в какой последовательности и когда закончить;
  • где купить, сколько, как часто, почем и где хранить.

Но это знакомое дело. Так мы и работали. Государство доводило планы - мы их реализовали. В результате разработки производственной программы формируются сетевые графики инновационных и производственных процессов с перечнем необходимых ресурсов. Рассматриваются технологические, производственные, научные альтернативы.

Теперь мы имеем:

  • стартовое состояние с "незавершенкой", запасами, долгами и ожидаемыми доходами (анализ текущего состояния);
  • обоснование перспективы развития (сбыт);
  • планы производственной программы (производство).

Осталось за малым - посчитать, когда и сколько необходимо денег. Планирование это не акт - планирование это процесс. Самый хороший план не будет реализован без принятия мер по его управлению.

Финансовое управление только тогда становиться управлением, если обеспечена возможность:

  • сравнивать фактическое состояние дел с запланированным;
  • определять величину и причины рассогласования;
  • оценивать влияние этих рассогласований на дальнейший ход реализации проекта.
  • Только на основе этой информации возможно решение задачи рационального распределения бюджета между проектами, корректировка дальнейшей реализации проектов с учетом изменившихся факторов.

Информационные технологии

Наибольший эффект от применения вычислительной техники дает ее использование для решения тех задач, которые человек в принципе не может выполнить.

Без сомнения, эффективный финансовый менеджмент невозможен без применения вычислительных средств.

Однако, разработка оригинальной программной системы очень трудоемкая и дорогостоящая задача. Эффективным решением является создание технологии финансового управления на основе готовых программных решений.

Готовые программные модули должны удовлетворять следующим требованиям:

  • использовать классические принципы инвестиционного анализа, построенных на основе метода анализа денежных потоков;
  • учитывать специфику экономики России, которая характеризуется не только высокой инфляцией, но и глубокими структурными изменениями в ценообразовании;
  • учитывать специфику и динамику изменения Российского бухгалтерского учета;
  • выходные аналитические таблицы должны удовлетворять требованиям Международных Стандартов Бухгалтерского Учета;
  • иметь возможность экспорта и импорта данных не только между собой, но и в общеупотребляемых коммуникационных форматах;
  • не иметь возможности изменять расчетные механизмы, заложенные в программе;
  • иметь возможность создавать собственные расчеты и таблицы;
  • обеспечиваться для применения на государственном уровне;
  • наличие сети для обучения работы с ними в высших учебных заведениях.

Переход к Международной системе бухгалтерского учета

Большинству предприятий необходимо получить доступ к международным источникам финансирования. Только ограниченное число предприятий получают бюджетную финансовую поддержку. Акционеры предприятий не имеют финансовых ресурсов. Форма финансовой информации - это основной барьер при ведении переговоров с потенциальным инвестором. Форма подачи финансовой отчетности должна быть удобной и знакомой инвесторам

Маркетинг

Разработка стратегического и тактического планов маркетинга и контроль за их реализацией осуществляется с помощью Marketing Expert.

Эта система позволяет провести аудит маркетинга:

  • построение "карты рынка" - модели предприятия, действующего на нескольких рынках в условиях конкуренции и имеющего разветвленную сбытовую структуру;
  • решение задач макро и микро сегментации рынка;
  • сегментный анализ доходности и прибыльности по товарам (товарным группам), структурным подразделениям компании и сегментам рынка;
  • решение задач управленческого учета;
  • SWOT - анализ (сравнительный анализ с конкурентами);
  • Portfolio - анализ; построение матричных моделей Бостонской группы (Рост / Доля Рынка) и Дженерал Электрик (Привлекательность / Конкурентоспособность), получение стратегических рекомендаций по портфелю продукции и сегментам рынка по результатам анализа.

Оценить цели и стратегии маркетинга:

  • установить цели по доходу и прибыли и автоматизировать GAP анализ (закрытие щели между целью и стратегией), программно реализовать стратегии Анзоффа (новые товары/рынки);
  • рассчитать варианты цен, для большого числа товаров исходя из заданной прибыли (нормы рентабельности);
  • с помощью встроенной системы прогнозирования планировать будущие объемы продаж (подбор регрессионных моделей, многофакторной регрессионной модели, экспоненциального сглаживания и другие методы);
  • строить функции спроса (цена/сбыт);
  • проводить математический анализ риска для любой стратегии и любого сегмента рынка (по доходности, издержкам, прибыли, объемам сегментов рынка и доле рынка).

Разработать тактический комплекс мероприятий маркетинга:

  • разработать комплекс Marketing mix для любого сегмента рынка, прогнозировать его результаты и контролировать его реализацию;
  • проводить многокритериальный отбор мероприятий маркетинга и формировать бюджет с помощью процедур многокритериальной оптимизации.

Информация представлена сайтом "Wizard-Management and Consulting"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости