Проблемы предприятия
Почти каждое предприятие в нашей стране оказывается в ситуации, когда традиционные способы, методы и приемы организации и управления компанией "не срабатывают". Обобщение практики экспресс диагностики состояния, уровня и эффективности работы компании, показывает, что, как правило, лишь треть вины за неэффективность работы предприятия падает на внешние факторы и две трети - на внутренние (Рис. 1).
Коренными вопросами оказались стимулирование и мотивация труда, организационная структура, управление, перспективы развития и выхода на рынок, организация нормального функционирования.
Рис.1 Проблемы предприятия
Дальнейшие исследования показывают, что основные источники проблем заключаются:
- в неопределенности целей;
- в низкой эффективности управления;
- в деструктивном подходе к планированию бизнеса;
- в неэффективности управления финансами и издержками производства;
- в принятии необоснованных решений.
Как следствие этой ситуации, большинство руководителей хотят отвечать за очень конкретную функцию, выводя фактически за рамки своей ответственности заботу о предприятии в целом. Критерии эффективности оценки деятельности подразделений не отвечают принципу сквозной ориентации на эффективность работы предприятия в целом, тем самым, отдаляя их руководителей от общих нужд и проблем. Мероприятия по разрешению проблем часто выдвигаются без учета реальной обстановки, напрямую, "в лоб".
Рассмотрим более подробно проблемы, связанные с планированием производством.
- Планирование сегодня процесс очень трудоемкий.
- Процесс планирования затянут во времени.
- Плановые данные значительно отличаются от фактических значений.
- Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции.
- При планировании преобладает затратный механизм ценообразования.
- Экономическое планирование не доводится до финансового планирования.
Таким образом, в современной динамичной экономической ситуации успех предприятия зависит:
- от понимания общего состояния дел в настоящий момент;
- от представления тех целей, которые оно собирается достичь;
- от совершенствования организации управления.
Управление финансами
Чтобы выжить в условиях конкуренции в нормальной рыночной экономике, любое предприятие должно предлагать покупателям новые виды товаров и услуг, снижать издержки, совершенствовать технологию. Итак, процесс планирования начинается с этапа определения Вашего текущего состояния и анализа причин, каким образом Вы дошли до такой жизни - анализ текущего финансового состояния.
К сожалению, оценить финансовое состояние предприятия на основе существующей бухгалтерской отчетности практически невозможно.
Это обусловлено следующими причинами:
- фискальная направленность существующего бухгалтерского учета;
- частые изменения отчетных форм, инфляция и некорректная переоценка статей баланса делают несоизмеримыми показатели отчетов за различные временные интервалы;
- отсутствие финансовых ориентиров, так как существующая отраслевая или зарубежная база не отражает реальной экономической ситуации.
Поэтому при оценке финансового состояния необходимо решить несколько проблем:
- обеспечить соизмеримость финансовых показателей во времени;
- обеспечить соизмеримость финансовых показателей в учете;
- откорректировать значения показателей с учетом фактической обстановки;
- привести форму финансовой отчетности к общепонятному виду;
- при необходимости консолидировать отчетность;
- при необходимости оценить (отранжировать) свое финансовое состояние.
Вторым этапом планирования является определение целей, которых Вы собираетесь достичь - маркетинг. Основными вопросами, на которые необходимо ответить являются:
- кто является Вашим потребителем и какую продукцию, он будет потреблять;
- где, в каком объеме, и по какой цене будут покупать Вашу продукцию;
- с кем Вы будете конкурировать и какие Ваши преимущества.
Первый шаг - сегментация рынка.
Следом необходим анализ прибыльности, на основании которого принимаются решения - какие товары не имеет смысла производить, какие товары поддержать, на каких заказчиков обратить внимание. Помимо этого решается задача вычисления вклада конкретного сегмента в покрытие общих издержек компании.
Но Вы на рынке не одни. Поэтому необходим анализ конкурентоспособности, т.е. определение положения компании на конкретных сегментах рынка в сравнении с остальными конкурентами, определение долей рынка. Для оптимального распределения бюджета между сегментами рынка или структурными подразделениями компании также необходим многокритериальный сравнительный анализ объектов рынка по количественным и качественным критериям. И так, с точки зрения маркетинга, мы определили, что надо потребителю, где мы находимся, с кем и как мы конкурируем.
Следующим шагом является выбор того, чего мы хотим достичь (выбор целей). После установки целей, которые должны быть четко сформулированы, и иметь определенный финансовый эквивалент, осуществляется анализ стратегий, которые бы обеспечивали их достижение.
После определения стратегий остается определить, что и в какой последовательности необходимо сделать для реализации этой стратегии - тактический план маркетинга (какой товар и в каком количестве, ценовая политика, как сбывать и стимулировать продажи, как продвигать товар на рынок).
Хорошо. Определили текущее состояние, поставили цели и даже знаем, как их достичь - что производить, в каком объеме, по какой цене, в какой срок, как предлагать, доставлять и продавать.
Пора формировать производственную программу:
- что построить, освоить, перепрофилировать;
- кого нанять, обучить, уволить;
- с чего начать, в какой последовательности и когда закончить;
- где купить, сколько, как часто, почем и где хранить.
Но это знакомое дело. Так мы и работали. Государство доводило планы - мы их реализовали. В результате разработки производственной программы формируются сетевые графики инновационных и производственных процессов с перечнем необходимых ресурсов. Рассматриваются технологические, производственные, научные альтернативы.
Теперь мы имеем:
- стартовое состояние с "незавершенкой", запасами, долгами и ожидаемыми доходами (анализ текущего состояния);
- обоснование перспективы развития (сбыт);
- планы производственной программы (производство).
Осталось за малым - посчитать, когда и сколько необходимо денег. Планирование это не акт - планирование это процесс. Самый хороший план не будет реализован без принятия мер по его управлению.
Финансовое управление только тогда становиться управлением, если обеспечена возможность:
- сравнивать фактическое состояние дел с запланированным;
- определять величину и причины рассогласования;
- оценивать влияние этих рассогласований на дальнейший ход реализации проекта.
- Только на основе этой информации возможно решение задачи рационального распределения бюджета между проектами, корректировка дальнейшей реализации проектов с учетом изменившихся факторов.
Информационные технологии
Наибольший эффект от применения вычислительной техники дает ее использование для решения тех задач, которые человек в принципе не может выполнить.
Без сомнения, эффективный финансовый менеджмент невозможен без применения вычислительных средств.
Однако, разработка оригинальной программной системы очень трудоемкая и дорогостоящая задача. Эффективным решением является создание технологии финансового управления на основе готовых программных решений.
Готовые программные модули должны удовлетворять следующим требованиям:
- использовать классические принципы инвестиционного анализа, построенных на основе метода анализа денежных потоков;
- учитывать специфику экономики России, которая характеризуется не только высокой инфляцией, но и глубокими структурными изменениями в ценообразовании;
- учитывать специфику и динамику изменения Российского бухгалтерского учета;
- выходные аналитические таблицы должны удовлетворять требованиям Международных Стандартов Бухгалтерского Учета;
- иметь возможность экспорта и импорта данных не только между собой, но и в общеупотребляемых коммуникационных форматах;
- не иметь возможности изменять расчетные механизмы, заложенные в программе;
- иметь возможность создавать собственные расчеты и таблицы;
- обеспечиваться для применения на государственном уровне;
- наличие сети для обучения работы с ними в высших учебных заведениях.
Переход к Международной системе бухгалтерского учета
Большинству предприятий необходимо получить доступ к международным источникам финансирования. Только ограниченное число предприятий получают бюджетную финансовую поддержку. Акционеры предприятий не имеют финансовых ресурсов. Форма финансовой информации - это основной барьер при ведении переговоров с потенциальным инвестором. Форма подачи финансовой отчетности должна быть удобной и знакомой инвесторам
Маркетинг
Разработка стратегического и тактического планов маркетинга и контроль за их реализацией осуществляется с помощью Marketing Expert.
Эта система позволяет провести аудит маркетинга:
- построение "карты рынка" - модели предприятия, действующего на нескольких рынках в условиях конкуренции и имеющего разветвленную сбытовую структуру;
- решение задач макро и микро сегментации рынка;
- сегментный анализ доходности и прибыльности по товарам (товарным группам), структурным подразделениям компании и сегментам рынка;
- решение задач управленческого учета;
- SWOT - анализ (сравнительный анализ с конкурентами);
- Portfolio - анализ; построение матричных моделей Бостонской группы (Рост / Доля Рынка) и Дженерал Электрик (Привлекательность / Конкурентоспособность), получение стратегических рекомендаций по портфелю продукции и сегментам рынка по результатам анализа.
Оценить цели и стратегии маркетинга:
- установить цели по доходу и прибыли и автоматизировать GAP анализ (закрытие щели между целью и стратегией), программно реализовать стратегии Анзоффа (новые товары/рынки);
- рассчитать варианты цен, для большого числа товаров исходя из заданной прибыли (нормы рентабельности);
- с помощью встроенной системы прогнозирования планировать будущие объемы продаж (подбор регрессионных моделей, многофакторной регрессионной модели, экспоненциального сглаживания и другие методы);
- строить функции спроса (цена/сбыт);
- проводить математический анализ риска для любой стратегии и любого сегмента рынка (по доходности, издержкам, прибыли, объемам сегментов рынка и доле рынка).
Разработать тактический комплекс мероприятий маркетинга:
- разработать комплекс Marketing mix для любого сегмента рынка, прогнозировать его результаты и контролировать его реализацию;
- проводить многокритериальный отбор мероприятий маркетинга и формировать бюджет с помощью процедур многокритериальной оптимизации.
Информация представлена сайтом "Wizard-Management and Consulting"