Целью государственной конкурентной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.
Достижение этой цели предполагает:
1. Обеспечение единства экономического пространства посредством недопущения его фрагментации административными барьерами.
2. Обеспечение “прозрачности” создания, слияния и присоединения коммер- ческих организаций, приобретения крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые определяют условия деятельности фирм, доминирующих на рынке.
3. Снижение барьеров входа на рынки и обеспечение эффективного контроля над поведением доминирующих хозяйствующих субъектов путем мониторинга ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.
4. Создание эффективных правовых механизмов, обеспечивающих запрет на занятие предпринимательством представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий.
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
6. Упорядочение оказания государственной помощи.
7. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий, в том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.
8. Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке.
9. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня.
В конце 2002 г. на пресс-конференции министра И.Южанова были подведены итоги работы МАП в 2002 г. Антимонопольная политика в первую очередь базировалась на принципах, определенных в послании Президента Федеральному посланию на 2002 г., а именно: усиление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, государственного контроля с целью предотвращения создания монопольных структур и предупреждения антиконкурентных соглашений, обеспечение единого правового и экономического пространства, преодоление административных барьеров, создание условий развития конкуренции и предпринимательства.
По данным МАП, в 2002 г. общее количество дел, возбужденных по фактам нарушения антимонопольного законодательства на товарных рынках, составило свыше 8800, что примерно на 3% выше, чем в 2001 г. 80% дел возбужденно по инициативе антимонопольных органов. Число же заявлений от сторонних организации о фактах антиконкурентных действий в 2002 г. возросло на 25% и составляет примерно 7100. В целом же, выявленных и пресеченных нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках в 2002 г. стало на 11% больше, чем в 2001 г.
Согласно информации МАП, наиболее распространенной формой правонарушения является злоупотребление доминирующим положением (ст. 5 закона “О конкуренции...”). В 2002 г. рост числа заявлений по этому вопросу составил 22% от уровня 2001 г. Было возбужденно около 1000 дел, что примерно на 12% больше уровня 2001 г.
Также распространенными нарушениями остаются: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, нарушения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В 2002 г. выросло число заявлений по поводу монополистической деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (ст. 6, 7 закона “О конкуренции...”) – более 2,7 тыс. заявлений. Было возбуждено свыше 1000 дел (104% к 2001 г.). Большинство дел возбуждается в отношении органов местного самоуправления (90%).
В 2002 г. в экономике России продолжались процессы передела рыночного пространства. По данным МАП, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. выросло число сделок по покупке акций в уставном капитале коммерческих организаций. Возросла активность в части создания, реорганизации, слияния, ликвидации предприятий. В 2002 г. органы МАП рассмотрели свыше 22 тыс. ходатайств и уведомлений, что на 6% больше, чем в 2001 г.
В 2002 г. вступили в силу изменения к Закону РСФСР от 22.03.91 № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, которые расширяют возможности антимонопольных органов по борьбе с недобросовестной конкуренцией. В частности, антимонопольному органу предоставлено право выдавать хозяйствующим субъектам предписания об изменении или ограничении использования фирменных наименований, что при отсутствии специального регулирования позволит улучшить правовую защищенность фирменных наименований.
В 2002 г. МАП разрабатывало межведомственное соглашение о взаимодействии и обмене информацией в сфере предотвращения и пресечения оборота поддельной и контрафактной продукции. В настоящее время проект соглашения обсуждается на Комиссии правительства по вопросам потребительского рынка и его подписание ожидается в 2003 г.
Также в 2002 г. был разработан и внесен в правительство проект федерального закона “О государственной помощи”, направленный на законодательное закрепление поддержки со стороны государства для отдельных предприятий, отраслей и регионов.
Что касается деятельности МАП в сфере поддержки малого бизнеса, то ведомство с этим не справилось, что признал сам И.Южанов. Кроме того, МАП не проявило себя во время бензинового кризиса летом 2002 г., в результате чего потребительские цены на бензин за год выросли на 20,4% (инфляция в 2002 г. – 15,1%).
Вывод: В 2002 г. в целом не произошло никаких кардинальных изменений в сторону улучшения конкурентной среды и создания благоприятных условий для российской экономики. Ни один крупный монополист не пострадал в связи с нарушением принципов конкуренции.
Слабо проводилась работа в области преодоления чрезмерного административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления.
Несмотря на инициативы МАП в области совершенствования законодательства, остается много проблем при проведении антимонопольной политики, связанных не только с недостаточной проработанностью законов, но и с принятием действенных антимонопольных мер на практике.
Недостаточная жесткость антимонопольного законодательства в одних вопросах сочетается с негибкостью в других. Также не помогает проведению антимонопольной политики слабая проработка мер государственной поддержки и стимулирования малого предпринимательства, залогом нормального функционирования которого, как и прежде, является надежда только на свои силы. Не отличается последовательностью “приватизационная часть” законодательства, а также практика его использования. Так, проведенный 18 декабря 2002 года аукцион по продаже 75% акций “Славнефти” показал то, что процессы приватизации по-прежнему проходят нецивилизованно, что наносит значительный ущерб государству.
Информация представлена интернет-порталом Вестник Русского экономического общества