Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Тезисы доклада заместителя Министра экономического развития РФ И.Е. Манылова «О ходе создания единой федеральной системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Правит

Файлы

Уважаемые депутаты!

В своем докладе я хотел бы остановиться на основных направлениях по совершенствованию правового регулирования в сфере кадастрового учета и регистрации прав и вопросах нормативного обеспечения создания единой системы.

Краткая оценка действующего законодательства в сферах кадастрового учета и регистрации прав

  1. Начата большая организационная работа по созданию Единого учетно-регистрационного органа. С 1 марта 2009г. функции по учету уже переданы объединенному органу Росреестра, сформирован его центральный аппарат, запущен процесс объединения территориальных органов.
    Подготовлены все необходимые нормативные акты (Указ Президента, Положение о службе, положение о территориальных органах, схема размещения, графики объединения).
  2. Однако существующие проблемы с оформлением прав во многом связаны с раздельным и несогласованным законодательным регулированием соответствующих отношений.
  3. В частности, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Закон о регистрации) действует с 1998 года и не отвечает изменившимся в настоящее время требованиям к качеству предоставляемых государственных услуг. Кроме того, Закон не ориентирован на потребителя соответствующей услуги. В частности, Закон не предусматривает какой-либо иной (за исключением личного обращения) возможности получения информации из Единого государственного реестра прав либо иной возможности представления документов на государственную регистрацию прав.
  4. Лучше обстоят дела с законодательным регулированием процедур кадастрового учета, поскольку соответствующий Закон (Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», Закон о кадастре) был принят в 2007 году.
  5. Последствия такого раздельного регулирования ложатся на плечи потребителей услуг системы. В частности, основные проблемы связаны с несогласованностью данных об объектах недвижимости и о правах на такие объекты в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав.
  6. Основные направления по совершенствованию правового регулирования в сферах кадастрового учета и регистрации прав

  7. Одобренная Правительством Российской Федерации 11 июня 2009 года Концепция предусматривает изменение законодательства в сфере учета и регистрации в два этапа.
  8. На первом этапе (до 1 января 2010 года) необходимо внести изменения в Закон о кадастре и в Закон о регистрации, обеспечивающие деятельность Единой системы до ее окончательного законодательного оформления. Соответствующий проект федерального закона в настоящее время находится в Государственной Думе и подготовлен ко второму чтению (законопроект № 93929-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). На втором этапе планируется разработка Единого закона, объединяющего правила выполнения учетных и регистрационных процедур.

  9. Законопроектом первого этапа предусмотрено:
    - в качестве первого шага к объединению информационных систем кадастра и реестра – исключение дублирования сведений кадастра реестра прав (исключение из ГКН сведений о правах на объекты недвижимости, а из ЕГРП исключение сведений об объектах недвижимости);
    - возможность направления заявления о регистрации прав и документов, необходимых для регистрации прав, почтовым отправлением (при этом подлинность подписи заявителя или его представителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке);
    - возможность получения открытых, общедоступных сведений кадастра и реестра прав посредством обеспечения доступа к разделам официального сайта Росреестра в сети «Интернет», а также посредством электронной почты с использованием средств электронной цифровой подписи. При чем при предоставлении сведений вводится принцип «экстерриториального запроса», когда сведения кадастра и реестра могут предоставляться независимо от места расположения объекта недвижимости;
    - возможность одновременного представления заявления о государственной регистрации прав и заявления о государственном кадастровом учете (это возможно в ряде случаев, когда соответствующая сделка не зависит от осуществления учета);
    - отмена требования о представлении кадастрового паспорта объекта недвижимости для целей государственной регистрации прав; - продление срока переходного периода, в течение которого положения Закона о кадастре не применяются в отношении объектов капитального строительства с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года (продление срока осуществления технического учета БТИ).
  10. Указанные нововведения позволят уменьшить число посещений потребителями услуг государственных учреждений, устранить очереди, снизить издержки на получение документов и информации и, в целом, повысить качество государственных услуг.
  11. Кроме законодательных изменений первого этапа к 1 января 2010 года запланирована подготовка пакета подзаконных актов, направленных на регулирование кадастровой деятельности.
  12. В настоящее время эти функции выполняют землеустроители и инвентаризаторы, к деятельности которых имеется большое количество нареканий (дорого, монополии, недостатки выявляются при учете и регистрации, нет ответственности).
    Переходный период, в течение которого документы для кадастрового учета наряду с кадастровыми инженерами могут представляться землеустроителями и инвентаризаторами заканчивается 1 января 2011 года. После этого функции по описанию объектов недвижимости могут выполнять только кадастровые инженеры по четко урегулированным Законом о кадастре правилам.
    Вместе с тем уже в 2010 году начнут действовать правила допуска на рынок кадастровых инженеров и осуществления контроля за их деятельностью.

  13. Кроме того, к 1 января 2010 года вводятся условия предоставления электронных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости (предоставление сведений кадастра по электронной почте и посредством Интернета).
  14. На втором этапе (до 1 января 2012 года) планируется признать утратившими силу Федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном кадастре недвижимости» и принять Единый закон о регистрации прав и кадастровом учете, устанавливающий:
    - новые правила выполнения единых учетно-регистрационных процедур;
    - создание единой информационной системы, объединяющей сведения об объектах недвижимости и сведения о правах на такие объекты, а также возможность предоставления комплексных сведений из указанного информационного ресурса.
  15. Социально-экономический эффект создания Единой информационной системы заключается:

    с одной стороны – в снижении издержек граждан и организаций при оформлении прав и рисков неправомерной утраты прав на недвижимость;
    а с другой стороны позволит решить ряд крупных государственных задач:
    - реализовать крупные государственные проекты (строительство олимпийских объектов, объектов АТЭС, объектов инфраструктуры); - обеспечить строительство жилья;
    - реализовать национальные проекты.

И в завершение позвольте еще раз обратить особое внимание на необходимость принятия в эту осеннюю сессию подготовленного ко второму чтению законопроекта, предусматривающего внесение поправок в Закон о кадастре и Закон о регистрации, которые уже сегодня до принятия Единого закона позволят работать Единому учетно-регистрационному органу и существенно упростят оформление прав на недвижимость.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости