№ 5, октябрь 2002 г.
Проект федерального закона “О саморегулируемых организациях” готовится к внесению в Государственную Думу
Депутатом Государственной Думы В.С.Плескачевским подготовлен для внесения в нижнюю палату парламента проект федерального закона “О саморегулируемых организациях”.
Основной целью данного законопроекта является установление правовых основ деятельности нового вида некоммерческих организаций - саморегулируемых организаций (СРО). В соответствии с концепцией законопроекта, указанные организации призваны осуществлять регламентацию предпринимательской деятельности своих участников и выполнять функцию посредника между предпринимателями и государственными органами во всех основных процедурах административного воздействия. В законопроекте дается понятие саморегулирования, как способа самоорганизации субъектов предпринимательской (профессиональной) деятельности одного либо нескольких видов, устанавливаются отличительные признаки и общие принципы деятельности саморегулируемых организаций, их правовое положение, требования, в соответствии с которыми некоммерческой организации может быть присвоен статус СРО.
В соответствии с указанным законопроектом одной из основных задач саморегулируемых организаций является усиление ответственности участников СРО перед потребителями производимых ими товаров (работ, услуг), для чего каждый участник СРО обязан страховать у признаваемых СРО страховщиков свою гражданско-правовую ответственность перед потребителями. СРО также устанавливают правила и стандарты предпринимательской (профессиональной) деятельности и деловой (профессиональной) этики участников, за невыполнение которых к участникам могут применятся меры дисциплинарного воздействия.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации направила депутату Государственной Думы В.С.Плескачевскому заключение на проект федерального закона “О саморегулируемых организациях”, в котором указала на ряд недостатков законопроекта. Наиболее существенные из них следующие.
Во-первых, в проекте закона практически полностью выпали из сферы внимания взаимоотношения СРО с другими органами и организациями. В этой связи ТПП РФ было предложено внести в него дополнение, предусмотрев, что саморегулируемые организации осуществляют свои функции во взаимодействии с государственными органами и органами местного самоуправления, торгово-промышленными палатами, общественными объединениями потребителей, профессиональными союзами, объединениями работодателей. Также предложено включить в законопроект норму о том, что саморегулируемые организации могут быть членами торгово-промышленных палат. При этом торгово-промышленные палаты вправе координировать деятельность саморегулируемых организаций, являющихся членами этих палат.
Во-вторых, в указанном законопроекте декларируется перераспределение в пользу саморегулируемых организаций полномочий федеральных органов исполнительной власти по регулированию и контролю предпринимательской и профессиональной деятельности участников СРО. Вместе с тем в законопроекте данное положение не нашло своего развития и конкретизации, в нем не заложены какие-либо рамки (ограничения) или иные особенности осуществления контрольных функций и административного воздействия указанных органов на участников саморегулируемых организаций. В связи с этим на участников рынка-членов СРО может параллельно оказываться полномасштабное регулирующее и контролирующее воздействие как со стороны самих СРО, так и со стороны государственных органов, к полномочиям которых отнесено проведение государственной политики в сфере соответствующей предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Подготовленный депутатом Государственной Думы В.С.Плескачевским законопроект был обсужден 11 ноября 2002 года на парламентских слушаниях.
В настоящее время в Минэкономразвития России завершается подготовка правительственного варианта федерального закона “О саморегулируемых организациях”, основные положения которого в значительной степени совпадают с положениями законопроекта, подготовленного депутатом В.С.Плескачевским.
По проекту федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” (новая редакция)
В связи с тем, что действующий Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” в значительной степени устарел и не обеспечивает решение насущных проблем развития и поддержки малого предпринимательства, департаментом ТПП РФ по законодательству подготовлена новая редакция данного закона.
В новой редакции проекта федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” устанавливаются уточненные критерии определения субъектов малого предпринимательства, которые основаны на предложениях МАП России. За основу взяты показатели среднесписочной численности работников малых предприятий: не более 100 человек вне зависимости от видов и сфер осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организации и не более 30 человек для индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в законопроекте предполагается выделить такую разновидность субъектов малого предпринимательства как микропредприятия (т.е. предприятия с численностью работающих до 10 человек), государственная поддержка которых должна осуществляться в приоритетном порядке.
Такое установление критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса (в том числе к микропредприятиям) позволит создать необходимую правовую базу для оказания дифференцированной поддержки малых предприятий, а также предпосылки к наращиванию потенциала субъектов малого предпринимательства, расширению их налогооблагаемой базы.
В законопроекте предусматривается создание более эффективной системы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. Так, в проекте закона вводятся понятия организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к которым, в частности, отнесены фонды поддержки малого предпринимательства, агентства по развитию малого предпринимательства, специализированные лизинговые компании, деловые и сервисные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, общества взаимного кредитования, некоммерческие организации субъектов малого предпринимательства. В законопроекте дается определение основным элементам указанной инфраструктуры, а также устанавливаются основные направления их деятельности.
Кроме того, в целях совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства, координации деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривается создание при органах государственной власти Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления советов по развитию и поддержке малого предпринимательства.
В законопроекте определяются формы и основные направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства, а также устанавливаются правовые механизмы оказания финансовой, имущественной информационной поддержки субъектов малого предпринимательства, поддержки их внешнеэкономической деятельности.
В представленном проекте закона предусмотрен механизм участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотрены меры, направленные на развитие трудовых ресурсов малого бизнеса, в том числе по развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства.
Представленный законопроект не вторгается в сферы правового регулирования других федеральных законов. В нем предлагается установить, что самостоятельными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются: осуществление мер по защите прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при проведении государственного контроля (надзора) за их деятельностью, создание льготных или иных специальных режимов осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе упрощенный порядок государственной регистрации, налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, применение механизма ускоренной амортизации. При этом указанные направления поддержки реализуются на основании других федеральных законов.
Данный законопроект также значительно расширяет права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области правового регулирования предпринимательской деятельности и применения дополнительных форм поддержки малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.
При подготовке законопроекта учтены предложения Минэкономразвития России, МАП России, Минпромнауки России о придании программам поддержки малого предпринимательства статуса целевых программ. В проекте федерального закона указывается, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с федеральной, региональными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми, соответственно, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В законопроекте также предусматривается, что государственным заказчиком федеральной целевой программы является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Указанные программы разрабатываются и реализуются в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Их финансовое обеспечение осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. При этом к участию в финансовом обеспечении данных программ может также привлекаться Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
В предлагаемом проекте закона были учтены предложения МАП России по корректировке существующих правовых норм, касающихся деятельности фондов поддержки малого предпринимательства и обществ взаимного кредитования.
Подготовленный департаментом законопроект был обсужден 5 ноября 2002 года на расширенном совещании с участием представителей МАП России, Минэкономразвития России, Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса и принят за основу для дальнейшей работы.
О новой схеме уплаты акцизов на операции с нефтепродуктами
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ с 1 января 2003 года должен начать действовать новый порядок уплаты акцизов на операции с нефтепродуктами, предусматривающий авансово-зачетную схему переноса акциза на конечного продавца (АЗС).
Законом установлено, что акцизы должны начисляться всякий раз при получении хозяйствующим субъектом нефтепродуктов. В случае если указанный субъект в последующем не реализует эти нефтепродукты в розницу, а перепродает другой организации (предпринимателю), то указанный акциз подлежит вычету. Однако указанный вычет может быть осуществлен только обладателю специального свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдаваемого налоговыми органами. Кроме того, этот вычет возможен только в случае реализации нефтепродуктов обладателю такого же свидетельства. При этом выдача свидетельств указанными органами производится только собственникам мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов. Арендаторы их получать не вправе, что влечет для них невозможность применения вычета и, следовательно, неконкурентоспособность их товаров на рынке оборота нефтепродуктов.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 110-ФЗ у хозяйствующих субъектов, имеющих свидетельства, налоговые органы будут создавать налоговые посты, осуществляющие контроль за оборотом нефтепродуктов. Вместе с тем, по мнению ТПП РФ, для осуществления указанного контроля совсем не обязательно физическое присутствие сотрудников МНС России у таких налогоплательщиков. В ряде случаев такой контроль мог бы осуществляться на основании представляемых налогоплательщиками документов.
В этой связи в ТПП РФ подготовлен законопроект “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”, предусматривающий, что свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, могут получать не только собственники мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов, но также и арендаторы указанного имущества. Законопроект также предусматривает, что у налогоплательщика, имеющего свидетельство, по решению руководителя налогового органа вместо создания налогового поста может вводиться специальный режим налогового поста. Данный режим предусматривает осуществление налогоплательщиком самостоятельных действий по предоставлению в налоговые органы необходимых данных по формам, установленным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, о совершенных ими за налоговый период операциях с нефтепродуктами.
Указанный проект федерального закона направлен объединениям предпринимателей - членам ТПП РФ для обсуждения и подготовки замечаний, предложений.
Предложение по регулированию налогообложения членов торгово-промышленных палат
Основным источником существования деятельности торгово-промышленных палат являются членские взносы, уплачиваемые их участниками. В этой связи торгово-промышленные палаты заинтересованы в постоянном пополнении членской базы и создании для своих членов льготного налогового режима в отношении уплачиваемых членских взносов, которые используются палатами на общественно полезные цели.
В целях стимулирования развития действующих в Российской Федерации торгово-промышленных палат, увеличения их членской базы, представляется целесообразным при исчислении налога на прибыль организаций включать в состав внереализационных расходов членские взносы в торгово-промышленные палаты, уплачиваемые организациями – членами этих палат, в пределах 50 минимальных размеров оплаты труда в год.
В этой связи Департаментом по законодательству ТПП РФ подготовлен законопроект, дополняющий пункт 1 статьи 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации новым подпунктом 21, содержащим указанную правовую норму. Дополнение закона данной нормой позволит несколько уменьшить налоговое бремя на организации, являющимся членами торгово-промышленных палат, что очень важно, в первую очередь, для малых предприятий.
О ходе подготовки проекта нового федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”
По поручению Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России ведется подготовка нового федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, который призван заменить принятый десять лет назад Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Представленный указанными министерствами первый вариант законопроекта был признан Правительством Российской Федерации недостаточно либеральным, не отвечающим требованиям страны с рыночной экономикой, и был возвращен на доработку. Минфин России направил в Торгово-промышленную палату Российской Федерации доработанный вариант законопроекта (по состоянию на 19 октября 2002 г.) для замечаний и предложений, которые учитывали бы интересы российских предпринимателей.
Положительной стороной законопроекта является то, что он отражает накопленную практику применения действующего закона, улучшает понятийный аппарат (ст. 1), уточняет сферу применения законопроекта (ст. 2), впервые включает такое важное положение, как принципы валютного регулирования и валютного контроля (ст. 3), в отличие от действующего закона, для которого характерны отсылочные нормы о применении подзаконных правовых актов по валютному регулированию, частично увеличивает количество норм прямого действия в этой сфере (ст. ст. 6 – 18), впервые включает положения о репатриации иностранной валюты и валюты России, а также положения о паспорте сделки (ст. ст. 19 – 21), уточняет положения о валютном контроле (ст. 22 – 25). По нашему мнению, это делает законопроект концептуально приемлемым для внесения в установленном порядке в Государственную Думу.
Вместе с тем, имеются критические замечания в отношении ряда положений законопроекта.
В статье 1, пункте 12, сказано: “Валютные операции движения капитала - валютные операции между резидентами и нерезидентами, не отнесенные настоящим Федеральным законом к текущим валютным операциям”. Таким образом, повторяется концептуальное недоразумение, содержащееся в действующем Законе Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”: все, что не отнесено к текущим валютным операциям, совершаемым в пределах 180 дней, является валютными операциями по движению капитала, в том числе и текущие валютные операции, совершаемые в срок свыше 180 дней.
Не передан смысл трансграничного движения капитала, заключающийся в том, что оно носит инвестиционный характер, что речь идет об иностранных инвестициях на территории России и российских инвестициях за пределами Российской Федерации в форме взноса в уставный капитал организации-резидента или нерезидента или иного вложения инвесторами капитала в объекты предпринимательской и других видов деятельности в виде валюты, ценных бумаг, иных валютных ценностей и имущества, имущественных прав и объектов интеллектуальной собственности, а также реинвестированных доходов от ранее осуществленных инвестиций. К валютным операциям, связанным с движением капитала относятся, кроме того, переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу и иных прав на недвижимость.
О ходе подготовки проекта федерального закона “Об основах технического регулирования в Российской Федерации”
Подготовка проекта федерального закона “Об основах технического регулирования в Российской Федерации” ко второму чтению, находящегося в числе приоритетных для принятия в осеннюю сессию Государственной Думы, идет ускоренным темпом. Между тем, законопроект вызывает серьезную критику со стороны российских предпринимателей, в частности, в авиационном секторе и секторе легкой и текстильной промышленности.
Обратим внимание только на некоторые чисто концептуальные недостатки, не говоря уже о том, что законопроект составлен в редакционном отношении крайне небрежно.
Одной из целей данного законопроекта является приведение законодательного регулирования стандартизации и сертификации в России в соответствие с требованиями соглашений ВТО, в частности, Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле. Соглашение действует в сфере международной торговли товарами и различает два основных документа: технический регламент, носящий обязательный характер, и стандарт, носящий добровольный характер. Критерием понятия “стандарт” является его добровольное применение, но только в отношении товаров. В проекте же Федерального закона “Об основах технического регулирования в Российской Федерации” стандарты применимы также к работам и услугам. Такое толкование стандартов может привести к негативным практическим последствиям. Торговлю услугами регулирует другое Соглашение ВТО – Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Кстати, с точки зрения ГАТС, “работы” являются частным видом услуг и отдельно это понятие не применяется, а имеется общее понятие “услуги”. В отличие от указанного выше Соглашения ГАТС в отношении услуг не применяет понятия “технический регламент” и “стандарт”, а применяет понятие “меры”, под которыми понимаются нормативные правовые акты по регулированию торговли услугами (законы и подзаконные акты).
В ходе переговоров России о вступлении в ВТО возникает вопрос о российском перечне изъятий из режима наибольшего благоприятствования в отношении услуг. В перечень закладывается сделана ссылка на соответствующие правовые акты, регулирующие те или иные услуги (например, в отношении банковских услуг - на Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”, услуг связи – на Федеральный закон “О связи” и т. д.).
Возможный перевод регулирования сферы услуг (за исключением, видимо, только услуг, непосредственно связанных с процессом производства продукции) на уровень добровольных стандартов, а не обязательных нормативных правовых актов, будет в интересах иностранных партнеров, стремящихся к беспрепятственному выходу на российский рынок услуг, но не в интересах российских предпринимателей, для которых важно оговорить условия выхода иностранных партнеров на этот рынок.
В связи с изложенным предлагается исключить слова “работ и услуг” из абзаца второго пункта 1 статьи 1, первого предложения абзаца двадцать третьего статьи 2, абзаца четвертого статьи 12 и абзаца пятого статьи 13.
Ряд положений проекта затрагивает правоотношения, относящиеся к другим отраслям права и уже урегулированные в рамках действующего законодательства. Так, гражданско-правовые отношения, в том числе отношения между продавцом и покупателем, исполнителем и заказчиком, не являются предметом регулирования данным проектом. Формулировки понятий “заказчик (покупатель)”, “продавец” и “изготовитель”, приведенные в статье 2 проекта, в части, где говорится об отчуждении продукции юридическими лицами по безвозмездному договору, вступают в противоречие с пунктом 4 статьи 575 Гражданского кодекса РФ, так как безвозмездное отчуждение является дарением, а дарение не разрешается в отношениях между коммерческими организациями.
Положение пункта 3 той же статьи проекта о процессуальных мерах обеспечения иска судом относится к сфере действия Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ. Статья 47 проекта о порядке финансирования из федерального бюджета расходов в области технического регулирования также выходит за рамки проекта, так как бюджетные отношения регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Правила и методы измерений, по нашему мнению, должны вводиться одновременно с техническим регламентом, иначе нельзя говорить об обоснованном техническом регулировании (пункт 5 статьи 8).
Необходимо обеспечить предоставление предпринимателям и их объединениям права на инициативу в использовании инструмента технического регулирования для защиты экономических интересов России.
Перечисленные предложения и поправки были внесены в установленном порядке в Государственную Думу. Позднее поступили новые предложения и замечания российских предпринимателей, которые также переданы в ответственный комитет Госдумы. По мнению департамента по законодательству ТПП РФ, законопроект в его настоящем виде не в полной мере отвечает интересам российских предпринимателей.
О ходе подготовки законопроекта “О предотгрузочной инспекции (экспертизе) в Российской Федерации”
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации готовится к внесению в Государственную Думу проект федерального закона “О предотгрузочной инспекции (экспертизе) в Российской Федерации”.
Концепция данного законопроекта базируется на основных положениях Соглашения ВТО по предотгрузочной инспекции. Указанное Соглашение рассчитано на пользование развивающимися странами услугами специальных инспекционных (экспертных) организаций по проверке перед отгрузкой в эти страны количества, качества, комплектности и цены товара в стране экспортера (а если страна экспортера и страна изготовителя не совпадают, то по соглашению сторон – и в стране изготовителя товара). Проверка цены позволяет убедиться в том, что цена, указанная в контракте и счете-фактуре отражают реальную цену на мировом рынке, без завышения или занижения.
На данный момент более 30 стран Азии, Африки и Латинской Америки пользуются этими услугами для физической проверки ввозимых в эти страны товаров, с тем чтобы убедиться, что они соответствуют условиям контракта, что стоимость товара реальна, что валютный курс определен верно, что условия платежа соответствуют международным торговым обычаям и что товар классифицирован экспортером согласно таможенно-тарифной системе страны импортера.
В настоящее время существуют пять признанных в международной торговле специальных инспекционных (экспертных) организаций, оказывающих комплексно упомянутые услуги. Самая крупная из ни - Societe generale de surveillance (SGS). Она насчитывает более 30 тысяч служащих и имеет филиалы более чем в 140 странах. Другие четыре компании: BIVAC International в Париже, COTECNA в Женеве, Inchape Testing Services International (ITSI) в Лондоне и Inspectorate в США. Все они являются членами Комитета по предотгрузочной инспекции Международной федерации инспекционных агентств (IFIА). Членство в указанном Комитете IFIА является обязательным. По имеющейся информации, объем операций указанных экспертных организаций по оказанию услуг по предотгрузочной инспекции (экспертизе) достигает нескольких млрд. долл. США в год.
В соответствии с подпунктом “г” пункта 1 статьи 12 Закона РФ “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации” торгово-промышленные палаты вправе “проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и количества и комплектности товаров”. Экспертизой качества, количества и количества и комплектности товаров занимается специализированная подконтрольная ТПП РФ организация “Союзэкспертиза” (“SOEX”), которая имеет свои отделения и за рубежом. Для проверки цен она может привлечь экспертов по соглашению, в частности, с Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом (ВНИКИ). При условии международного признания российские экспертные организации могли бы получать значительные валютные поступления от оказания услуг по предотгрузочной экспертизе товаров.
О ходе подготовки проекта Кодекса о недрах
Проект Кодекса Российской Федерации о недрах, представленный в ТПП РФ для обсуждения и подготовки замечаний, разработан Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Проект представляет собой дальнейшее развитие Закона Российской Федерации “О недрах”, который был принят в самом начале переходного периода к рыночным отношениям в нашей стране – в 1992 г. и отражает в определенной степени накопленный опыт его применения за десятилетний период.
Заслуживают положительной оценки такие основные концептуальные положения проекта, как:
признание недр с полезными ископаемыми в них публичным достоянием народа России (п. 1 ст. 9);
сочетание административно-правовых форм пользования участками недр (на основании лицензий) с гражданско-правовыми (на основании соглашений о разделе продукции, договоров подряда, аренды и концессии) (ст. 23 и др.);
обеспечение состязательности между претендентами на пользование участками недр путем их участия в конкурсах и аукционах с нормами прямого действия по порядку их проведения (ст. ст. 45 – 52);
выделение геологического изучения недр в самостоятельный вид предпринимательской деятельности, финансируемый прежде всего за счет средств государственного бюджета, что особенно важно в условиях угрозы сокращения разведанных полезных ископаемых (ст. ст. 74 – 85);
отражение специфики разработки месторождений отдельных видов полезных ископаемых – месторождений твердых полезных ископаемых и месторождений углеводородного сырья (ст. ст. 86 – 96);
включение требований по охране окружающей среды при пользовании недрами (ст. ст. 98 – 103);
признание необходимости дифференцировать разовые и регулярные платежи при пользовании участками недр, что отражает разный уровень богатства месторождений и этапа их разработки – начальный, зрелый, затухающий (ст.104 – 108).
Вместе с тем, имеются и серьезные концептуальные замечания и предложения по данному проекту Кодекса.
В п. 2 ст. 9 проекта сказано, что недра и содержащиеся в них полезные ископаемые являются “единой неделимой государственной собственностью”. Такого понятия нет в законодательстве Российской Федерации. В ст. 8 Конституции РФ и ст. 214 ГК РФ имеется понятие “государственная собственность”. Государственная собственность включает в себя федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Следовательно, слова “единая неделимая” являются излишними. Если же разработчиками проекта имелось в виду, что недра и полезные ископаемые в них являются федеральной собственностью, то это требует пересмотра положения, содержащегося в подпункте “в” п. 1 ст. 72 Конституции РФ и предусматривающего, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами (т. е. перечислены все элементы, составляющие право собственности) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и переноса этого положения в ст. 71 Конституции РФ, содержащую вопросы исключительного ведения Российской Федерации.
В п. 2 ст. 10 проекта говорится о важном понятии “стратегическое минеральное сырье”, но вместе с тем содержится отсылочная норма на будущее правительственное решение. Необходимо включить норму прямого действия, перечислив виды стратегического минерального сырья в законе, т. к. очевидно, что эти виды не меняются каждый квартал или год.
В п. 3 этой статьи сказано, что “в отношении стратегических видов минерального сырья может быть установлено приоритетное право Российской Федерации на покупку таких видов стратегического сырья”. Предпочтительнее сказать, что Российская Федерация обладает таким приоритетным правом (другое дело, будет ли она пользоваться им в каждом конкретном случае).
Ст. 10 также желательно дополнить пунктом, содержащим положение о праве собственности пользователей участков недр на объекты интеллектуальной собственности, связанные с разведкой и добычей из недр полезных ископаемых (изобретения, ноу-хау и др.).
Серьезная концептуальная проблема возникает в связи с подпунктом 11 п. 1 ст. 14 проекта, в котором упоминается об участках недр, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации и в ведении субъектов Российской Федерации.
В отношении Российской Федерации следует отметить, что в силу п. 2 ст. 67 Конституции РФ только ей принадлежат суверенные права на осуществление юрисдикции на континентальном шельфе России и в исключительной экономической зоне России с находящимися там участками недр. Однако непонятно, о каких участках недр, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, идет речь. В п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации говорится о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования (т. е. в том числе недропользовании) и в вопросах владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, в том числе недрами, на территории Российской Федерации. К вопросам ведения субъектов Российской Федерации согласно ст. 73 Конституции РФ отнесено то, что находится вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Таким образом, участки недр, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, не предусмотрены.
В п. 15 ст. 15 проекта говорится о полномочиях субъектов РФ самостоятельно заключать договоры аренды участков недра, в то время как в пп. 17 и 18 ст. 14 проекта подтверждается принцип “двух ключей” - совместное (РФ и субъекта РФ) подписание с пользователем участка недр соглашения о разделе продукции или договора концессии. Необходимо положение п. 15 ст. 15 проекта перенести в ст. 14 проекта, т. е. соблюдать принцип совместного подписания договора аренды участка недр.
В ст. ст. 19 – 24 проекта определены порядок, сроки и основания пользования участками недр. Однако возникает серьезная концептуальная проблема, связанная с одновременным применением Земельного кодекса РФ и Федерального закона “О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним”. Участок недр неразрывно связан с земельным участком. Следовательно, необходимо указать о получении согласия органа управления земельными участками на выделение земельного участка при выделении находящимся под ним участка недр для пользования. Возникают нерешенные в проекте вопросы: что первично – выделение земельного участка или участка недр? Подлежат ли государственной регистрации оба участка – земельный и недр?
Серьезная концептуальная проблема возникает в связи с договором концессии и договором аренды как основаниями предоставления участка недр в пользование.
В п. 1 ст. 59 проекта сказано, что “в соответствии с договором концессии государство предоставляет пользователю недр на определенный период исключительное право пользования участком недр при условии уплаты концессионного сбора, а пользователь недр обязуется осуществлять работы на соответствующем участке недр за свой счет и на свой риск”.
В п. 1 ст. 60 проекта говорится, что “в соответствии с договором аренды государство предоставляет пользователю недр на определенный срок участок недр за арендную плату. Продукция и доходы, полученные пользователем участка недр, являются его собственностью”.
Таким образом, сущность договора концессии не отражена и разница его с договором аренды не установлена.
Во-первых, в силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды имущество предоставляется арендатору во временное владение и пользование или во временное пользование. Поэтому, чтобы быть точным, следует сказать, что по договору аренды пользователю недр государством предоставляется на определенный срок исключительное право пользования участком недр, причем за счет и на риск пользователя.
Во-вторых, из формулировки п. 1 ст. 59 проекта не ясно, что же происходит с продукцией и доходами, полученные концессионером как пользователем участка недр. Вполне очевидно, что ни один инвестор не будет пользоваться участком недр без извлечения продукции и доходов от него на условиях, согласованных с государством.
В-третьих, вместо арендной платы в п.1 ст. 59 применен для договора концессии термин “концессионный сбор”. Между тем, в статьях 13 –15 Налогового кодекса о налогах и сборах “концессионный сбор” не упомянут.
В заключение можно констатировать, что проект не содержит характерного для кодифицирующих правовых актов деления на общую и особенную части. В целом он носит характер внесения дополнений и изменений в действующий Закон РФ “О недрах”. Поэтому он и мог бы быть внесен в качестве проекта федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах”. Для того, чтобы быть внесенным как Кодекс, данный законопроект, на наш взгляд, потребует серьезной доработки.
Важность проблемы недропользования для России делает целесообразным создание в ТПП РФ комитета по недрам и недропользованию.
Ситуация по законопроекту “О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду”
На заседании Комитета ТПП РФ по устойчивому развитию и экологии 24 октября 2002 года среди прочих вопросов обсуждалась ситуация, складывающаяся с проектом федерального закона “О плате за негативное воздействие на окружающую среду”.
В настоящее время в Государственную Думу внесен только один вариант данного законопроекта, подготовленный на базе Комитета Государственной Думы по экологии и внесенный его Председателем Грачевым В.А. Его рассмотрение в первом чтении запланировано на 27 ноября 2002 г. Законопроект переработан с учетом предложений альтернативного проекта закона, разработанного Комитетом ТПП РФ по устойчивому развитию и экологии и представленного общественности в ТПП РФ 19 сентября 2002 года.
В законопроекте депутата В.А.Грачева объектами платы являются воздействия на окружающую среду, превышающие допустимые нормативы; предусмотрены меры стимулирования плательщиков к снижению негативного воздействия на окружающую среду; предполагается взимание платы за виды негативного воздействия, имеющие наибольшее распространение и поддающиеся инструментальному контролю и измерению; объекты взимания платы сгруппированы по критерию их относительной опасности для окружающей среды; средства, получаемые от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, имеют целевое назначение и используются исключительно на предотвращение и ликвидацию негативных последствий такого воздействия, при этом большая часть платы перечисляется в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации – 81 %.
К недостаткам законопроекта можно отнести его отсылочный характер и отсутствие заявительного принципа по применению освобождения от платы: освобождение от платы производится с разрешения территориального органа, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды, на основании заявления плательщика и прилагаемых к нему подтверждающих документов.
В связи с отсутствием согласованной позиции Министерством природных ресурсов и Министерством экономического развития и торговли РФ было подготовлено два альтернативных варианта данного законопроекта. На заседании Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности 22 октября 2002 года Минприроды России поручено провести дополнительное согласование законопроекта с Минэкономразвития России, в месячный срок доработать его и внести в Правительство РФ. В течение этого периода предполагается получить разъяснения высших судебных инстанций, носят ли платежи за негативное воздействие на окружающую среду налоговый характер.
Недостатки законопроектов “Об электроэнергетике” и “О введение в действие Федерального закона “Об электроэнергетике”, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу
Положения проекта федерального закона “Об электроэнергетике” содержат некоторые механизмы реализации концептуальной установки на введение конкурентных рыночных механизмов хозяйствования в электроэнергетической отрасли на уровне производители-потребители электроэнергии при сохранении многих элементов административного управления и государственного контроля на уровне технологической инфраструктуры единой национальной электрической сети.
Такое сочетание механизмов хозяйствования, управления и контроля обусловлено особенностями электроэнергетической отрасли.
Как значится в статье 1 рассматриваемого законопроекта, предметом регулирования проекта федерального закона “Об электроэнергетике” является установление правовых основ экономических и производственных отношений в сфере электроэнергетики, определение полномочий органов государственной власти по регулированию этих отношений, установление основных прав и обязанностей лиц, участвующих в процессе производства, передачи и потребления электрической энергии. Однако, содержание некоторых статей главы 3 “Единая национальная электрическая сеть”, главы 4 “Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике” и др. не соответствует предмету регулирования данного законопроекта. Типичным является содержание статей 27 и 40, в которых воспроизводятся положения действующих Федеральных законов “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, “Об экологической экспертизе” и др.
В законопроектах содержится большое число норм уполномачивающих не только Правительство Российской Федерации, но и органы исполнительной власти принимать нормативные правовые акты. К таким нормам относятся, например, положения абз. 2 части 1 статьи 10 о регулировании инвестиционной деятельности организации по управлению национальной электрической сетью, статей 14, 29 и др. об установлении Правительством Российской Федерации правил функционирования оптового рынка. Подобные нормы содержатся, по меньшей мере, в 20 статьях законопроекта (абз. 2 части 1 статьи 7, абз. 7 части 2 статьи 7 и др.).
Статья 2 законопроекта содержит положения о допустимости регулирования отношений в сфере электроэнергетики нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями федерального закона. Однако в статьях 4 и 20 устанавливается, что нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с настоящим Федеральным законом также и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Подобная техника реализации положений концепции на федеральном законодательном уровне существенно затрудняет составление целостного представления о нормативной правовой среде, обеспечивающей создание заданных экономических условий функционирования новой модели хозяйствования в электроэнергетической отрасли. Поэтому не удается в полной мере соотнести положения, содержащиеся в Основных направлениях реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 526 от 11 июля 2001 года, и декларируемых в Концепции проекта федерального закона “Об электроэнергетике”, имеющейся в пакете документов о реформировании электроэнергетики, представленном в Государственную Думу, а также механизмы их реализации, заложенные в законопроекте.
В частности, это относится к одному из основных принципов государственного регулирования в электроэнергетике, содержащегося как в концепции, так и в статье 19 законопроекта: создание необходимых условий для привлечения инвестиций для развития и функционирования электроэнергетической системы Российской Федерации. В тексте законопроекта отсутствую правовые нормы, обеспечивающие реализацию этого принципа.
Абз. 12 части 4 статьи 20 о праве “органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации передавать органу местного самоуправления по согласованию с ним полномочия по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, отпускаемую от источника тепловой энергии, обеспечивающего снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования” противоречит Конституции Российской Федерации. Частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом. Поэтому целесообразно в законопроекте ввести специальную статью о полномочиях органов местного самоуправления в сфере регулирования вопросов электроэнергетики. Спорным так же является наделение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации правом отмены решения органа местного самоуправления.
Директор
Департамента по законодательству
ТПП РФ
В.Б.Исаков
Приложение 1.
В палатах Федерального Собрания РФ
2 октября 2002 - Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству подготовил к первому чтению законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, внесенный Светланой Гвоздевой.
По ее мнению, практика применения этого закона выявила его несоответствие Бюджетному кодексу. Более того, многие положения закона носят декларативный характер и не содержат прямых норм государственной поддержки малого бизнеса.
В целях приведения закона в соответствие с Бюджетным кодексом и придания ему дееспособности депутат предлагает придать Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства целевой статус, а ответственным за реализацию программы назначить уполномоченный Правительством Российской Федерации исполнительный орган государственной власти. На него возлагается также финансовое обеспечение как федеральной политики в области малого бизнеса, так и Федеральной целевой программы, финансируемой из госбюджета.
Согласно предлагаемым поправкам, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства будет аккумулировать добровольные взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных, а также выпускать и размещать ценные бумаги.
7 октября 2002 - Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам подготовил законопроект "О взаимном страховании", внесенный депутатами Игорем Артемьевым, Николаем Брусникиным, Михаилом Емельяновым, Михаилом Задорновым, Сергеем Иваненко, Виктором Плескачевским.
Согласно законопроекту общества взаимного страхования (ОВС) смогут осуществлять все виды добровольного имущественного, а также некоторые виды обязательного страхования. Минимальный вступительный взнос для членства в ОВС - 1 тыс. руб. Минимальное число членов для ОВС, в которое не входят физические лица, - 10, а для ОВС с участием физических лиц - 100. ОВС с участием физических лиц может быть создано и меньшим количеством граждан, однако для этих случаев предусмотрен повышенный вступительный взнос. Законопроект предусматривает отмену обязательного лицензирования ОВС и введение порядка аккредитации, причем для ОВС с участием только физических лиц численностью менее 500 членов она будет уведомительной. Документ также содержит положение, на основании которого ОВС, состоящие только из физических лиц, не вправе страховать предпринимательские риски своих членов. Для снижения риска неисполнения обязательств перед страхователями ОВС могут заключать договоры перестрахования.
В этот же день - Комитет Государственной Думы по собственности подготовил к первому чтению законопроект “О внесении изменения в статью 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, внесенный депутатами Иваном Никитчуком, Светланой Гвоздевой и Валерием Язевым.
В документе предлагается исключить из числа лицензируемых видов деятельности реализацию нефти, газа и продуктов их переработки.
Авторы законопроекта считают, что заключение и исполнение договоров реализации газа, нефти и продуктов ее переработки потребителям ничем не отличается от таких же договоров на реализацию электрической и тепловой энергии, угля и других видов продукции. Появление обязанности такого лицензирования только приведет к росту непроизводственных затрат у субъектов, осуществляющих эту деятельность, а также к дополнительным расходам бюджетных средств лицензирующими органами.
Правительство поддерживает данный законопроект.
8 октября 2002 - Позиция фракции Государственной Думы "Единство" по правительственному блоку законопроектов о реформе электроэнергетики не изменилась - она выступит в их поддержку, заявил руководитель фракции Владимир Пехтин.
По его словам, в ходе работы трехсторонней комиссии "практически все позиции были согласованы", хотя "некоторые замечания и поправки остались". Законопроект "Об электроэнергетике" стал лучше. Это дает надежду, что после принятия его Государственной Думой, он будет поддержан и Советом Федерации". Однако документ “постоянно совершенствуется в процессе постоянных консультаций и обсуждений”.
Фракция КПРФ выступает "категорически против" принятия предложенных законопроектов по реформе электроэнергетики в России. Геннадий Зюганов подчеркнул, что депутаты-коммунисты не поддержат ключевой законопроект. По его словам, в случае принятия данного блока законопроектов "страна останется без тепла и света, и будет полностью зависеть от РАО "ЕЭС".
Фракция СПС поддерживает указанный пакет законопроектов, обосновывая это необходимостью скорейшего решения проблемы реструктуризации электроэнергетики.
Фракция ОВР пока не поддерживает пакет правительственных законопроектов по реформе электроэнергетики, заявил первый заместитель руководителя фракции Константин Косачев.
По словам первого заместителя руководителя фракции Константина Косачева в позиции Правительства "происходят позитивные подвижки, которые могут служить продолжению диалога". Так, были учтены две принципиальные позиции фракции: запрет на веерное отключение и 100% государственная собственность в атомной энергетике.
В то же время фракция будет "очень жестко настаивать на рассмотрении ко второму чтению ее замечаний, оставшихся нереализованными". Среди них установление решением Правительства Российской Федерации предельных тарифов для населения, повышение до 75% доли государства в федеральной сетевой компании. Кроме этого, фракция предлагает законодательно закрепить запрет на взимание с населения платы за употребление электроэнергии авансом.
С резкой критикой экономической политики, проводимой руководством РАО "ЕЭС России", выступил и советник Президента РФ Андрей Илларионов. Он заявил, что предлагаемые РАО подходы к выработке энергетической стратегии России до 2020 года есть ни что иное, как разрушение вертикально интегрированных компаний. Это смертельно для России и этого нельзя допустить.
По его А.Илларионова, "разрушение таких компаний привело в Приморье к известному кризису, и теперь команда Чубайса пытается перенести этот печальный опыт на всю страну. Если проект Чубайса пройдет и будет оформлен законодательно, никаких разговоров о росте экономики России в ближайшие 20 лет можно больше не вести".
Экономическая политика РАО "ЕЭС России" потерпела полный провал и привела к тому, что "в России в ряде регионов сейчас цена на электроэнергию уже выше, чем в некоторых европейских странах". Инвестиций в энергетический комплекс "сейчас меньше, чем тогда, когда к руководству комплекса пришла безграмотная команда Чубайса".
Руководство РАО, подчеркнул А.Илларионов, "пытается закамуфлировать провал своей политики и при этом не открывает и не делает прозрачным финансовое положение компании". Куда идут деньги, поступающие на счета РАО "ЕЭС России", никому не известно, "но при этом известно, что бюджет РАО больше, чем ассигнования страны на здравоохранение, образование и содержание силовых структур".
9 октября 2002 - Законопроект "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике" прошел первое чтение ("за" - 256).
При обсуждении законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" отклонены поправки депутата Ярослава Швыряева и приняты поправки депутатов Георгия Бооса, Геннадия Райкова, Олега Морозова и Вячеслава Володина.
Документ утвержден в первом чтении ("за" - 259).
Также, одобрены в первом чтении законопроекты:
- "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях" ("за" - 258),
- "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса РФ" ("за" - 253),
- "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении" ("за" - 259).
Комитет Государственной Думы по законодательству подготовил к первому чтению законопроект “О внесении дополнений в статью 23 Части первой Гражданского кодекса РФ и дополнение Части первой Гражданского кодекса РФ статьей 231” (в части правового регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой гражданами при участии членов семьи и близких родственников), внесенный депутатами Игорем Артемьевым и Сергеем Иваненко.
Авторы документа считают, что нынешний разрешительный порядок регистрации мелких индивидуальных предприятий нарушает Конституцию Российской Федерации, провозглашающую право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Поэтому необходимо упростить порядок регистрации и легализовать семейное и мелкое частное предпринимательство.
Согласно законопроекту, гражданин сможет заниматься предпринимательской деятельностью в заявительном порядке, без предварительной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, если его деятельность не связана с получением лицензии и оборотом подакцизных товаров. Введение заявительного характера регистрации поможет оживить семейное предпринимательство, в котором заняты только ближайшие родственники. Предприниматели, работающие по такой упрощенной схеме, будут платить подоходный налог в размере 13% с доходов, которые они заявят в налоговой декларации. За органами налогового контроля сохранится право проверки налоговых деклараций, поданных семейными фирмами.
Предлагается также внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации с тем, чтобы упростить порядок подачи налоговой декларации: гражданин должен указать в ней только сумму и источник дохода, и исключить из перечня доходов, подлежащих налогообложению, средства, которые гражданин получает от продажи своего имущества.
По словам депутата И.Артемьева, реализация предложений фракции “Яблоко”, заложенных в законопроекте, позволит семье без предварительной регистрации открыть свой ресторан, курсы по подготовке детей к школе и в ВУЗы, на законном основании ремонтировать квартиры, машины, заниматься народными промыслами, кустарным производством.
10 октября 2002 - Президент Российской Федерации – В.В. Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", принятый Государственной Думой 18 сентября 2002 года и одобренный Советом Федерации 25 сентября 2002 года.
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике провел слушания “Проблемы совершенствования законодательства о страховании профессиональных рисков и практики его применения”. В дискуссии был выявлен ряд вопросов, требующих незамедлительного решения, прежде всего, - установление размера и дифференциации страховых тарифов, совершенствование механизма исчисления и индексации страховых выплат.
По мнению участников слушаний, недостаточно четко определен порядок направления средств на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе на улучшение условий и охраны труда. Был, также, затронут вопрос об осуществлении полноценной медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.
Комитет в целях совершенствования правового регулирования указанных вопросов подготовил несколько законопроектов: "О страховых тарифах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год", "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам, связанным с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Участники слушаний рекомендовали Правительству Российской Федерации: создать межведомственную комиссию по совершенствованию законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с участием представителей Государственной Думы, общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей; не приступать к широкомасштабному привлечению в сферу обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщиков – негосударственных организаций без предварительной апробации в течение 2-3 лет на территории не более 10-15% субъектов Российской Федерации.
Органам социального партнерства на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях совместно с органами Фонда социального страхования РФ предложено изучить практику осуществления обязательного социального страхования с целью повышения эффективности использования средств, направляемых на улучшение условий и охраны труда, сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Комитет по вопросам местного самоуправления провел парламентские слушания "Развитие местного самоуправления в РФ. Вопросы территориальной организации", в ходе которых был обсужден проект новой редакции закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разрабатываемого Комиссией при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
11 октября 2002 - В третьем чтении принят представленный депутатом Николаем Арефьевым Федеральный закон “О государственных муниципальных и унитарных предприятиях” (“за” - 307).
Депутат Григорий Томчин представил в первом чтении законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” (в части выплаты промежуточных дивидендов).
Проект принят в первом (“за” - 360), втором и в третьем чтениях (“за” - 382).
Евгений Ищенко представил в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об акционерных обществах", касающегося вопросов использования кумулятивного голосования при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. По словам выступавшего, законопроект - технический, он решает проблемы миноритарных (мелких) акционерных обществ в их взаимоотношениях с советом директоров, позволяет защитить права мелких акционеров. Документ одобрен Правительством.
От Комитета по собственности Анатолий Артемьев рекомендовал принять законопроект. Действие будущего закона, подчеркнул он, позволит повысить инвестиционную привлекательность предприятий, на базе которых сформированы АО, устранить возникающие противоречия в ряде АО между владельцами акций, предоставит возможность миноритарным акционерам, обладающим в совокупности 25% акций, ввести в совет директоров АО своего представителя. Ко второму чтению в статьи 53, 55 и 60 законопроекта необходимо внести дополнения.
Законопроект принят ("за" - 280) в первом чтении.
Комитет по государственному строительству подготовил законопроект "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Александром Баранниковым, Валерием Воротниковым, Павлом Крашенинниковым, Еленой Мизулиной.
Депутаты предлагают дополнить Кодекс статьей, предусматривающей ответственность за уклонение физического лица или лица, ответственного за организацию и (или) ведение бухгалтерского учета, от уплаты или перечисления налогов и (или) сборов с целью обмана налоговых органов.
По новой трактовке, обман происходит путем непредставления налоговой декларации в налоговые органы в случаях, когда подача налоговой декларации является обязательной, либо путем включения в налоговую декларацию недостоверных сведений, а равно непредставление налоговым органам уплаты или перечисления налогов и (или) сборов, если это не влечет за собой уголовной ответственности.
Комитет Государственной Думы по собственности подготовил к первому чтению законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", внесенный Виктором Плескачевским, Григорием Томчиным, Владимиром Дубовым и членом Совета Федерации Ефимом Малкиным.
В документе закрепляется право акционерного общества на выплату дивидендов по результатам деятельности общества за первый квартал, полугодие, финансовый год.
Правительство поддерживает данный законопроект, поскольку предоставление указанного права позволит совершенствовать дивидендную политику акционерного общества и обеспечит акциям дополнительные инвестиционные преимущества.
14 октября 2002 - Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 24, 262 и 263 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые акты законодательства Российской Федерации".
Статс-секретарь – первый заместитель Минфина России Сергей Шаталов назначен официальным представителем Правительства РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания РФ данного законопроекта.
15 октября 2002 - Комитет Государственной Думы по экологии провел парламентские слушания “Об обеспечении экологической безопасности и охраны окружающей среды в отраслях черной и цветной металлургии”.
16 октября 2002 - От Комитета Государственной Думы по законодательству Павел Крашенинников представил во втором чтении законопроект “О внесении дополнения в Закон РФ “О приватизации жилищного фонда РФ” (по вопросу порядка определения долей участников общей собственности в случае смерти одного из участников).
Законопроект прошел второе чтение (“за” - 380).
17 октября 2002 - Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике подготовил законопроект "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год", внесенный Правительством. Законопроект предусматривает продление на 2003 год порядка уплаты и размеров страховых тарифов, действовавших в 2001 году. В основу расчетов положены основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ на 2003 год и на период до 2005 года.
Сохраняется 22 страховых тарифа, дифференцированных по группам отраслей (подотраслей) в зависимости от класса профессионального риска (от 0,2 до 8,5%). Также сохраняется льгота по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая включает в себя уплату страховых взносов в размере 60% от размеров страховых тарифов.
Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год включены в проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год".
Согласно финансово-экономическому обоснованию в 2003 году не учитывается индексация страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, несмотря на ожидаемый рост инфляции. Предусмотрен рост среднеотраслевого тарифа с 0,95 до 0,99% к начисленной оплате труда по всем основаниям.
18 октября 2002 - нижняя палата одобрила ("за" - 343) в третьем чтении закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" (в части приведения указанного закона в соответствие с иными нормами законодательства РФ), представленный от Комитета по собственности Иваном Грачевым.
22 октября 2002 - Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам подготовил к первому чтению законопроекты "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", которые были внесены депутатами Государственной Думы.
Они направлены на корректировку законодательства о банкротстве банков с целью совершенствования государственной политики в сфере несостоятельности банков и повышения защиты интересов их клиентов. Для достижения этих целей в первый из указанных законопроектов включены законодательные новеллы, направленные на повышение ответственности руководителей банков за своевременное принятие мер по предупреждению банкротства, предоставление Банку России дополнительных полномочий, необходимых для контроля ситуации в проблемных банках, а также на повышение эффективности, скорости и прозрачности процедур банкротства банков.
В целях снижения риска "увода" активов кредитной организации при возникновении угрозы ее несостоятельности предусматривается обязанность такой организации уведомлять Банк России о совершении крупных сделок с имуществом, которые могут повлечь негативные для кредиторов последствия.
Законопроект содержит более жесткие условия для определения наличия признаков несостоятельности кредитной организации и отзыва банковской лицензии: с 1 месяца до 14 дней сокращен период просрочки исполнения обязательств банков перед кредиторами. Предлагается также возложить функции ликвидации банков, привлекавших вклады населения, на Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Ликвидация иных кредитных организаций будет осуществляться специализированными организациями, аккредитованными в Банке России.
Принятие законопроекта потребует внесения поправок в законы "О банках и банковской деятельности", "О реструктуризации кредитных организаций" и "О Центральном банке РФ (Банке России)".
Комитет отмечает, что документы подготовлены с учетом предложений и замечаний Правительства и Банка России, и предлагает принять их в первом чтении.
Комитет Государственной Думы по собственности провел парламентские слушания "Законодательное регулирование проблем национализации".
Первый заместитель министра имущественных отношений Российской Федерации Александр Браверман обозначил основные положения предлагаемого Правительством Российской Федерации законодательного регулирования процедуры национализации имущества. Ее цель – обеспечить потребности РФ в стратегической продукции для решения задач обороны и безопасности государства. Национализация, по мнению Правительства Российской Федерации, должна осуществляться исключительно в собственность РФ. Она не является мерой наказания и способом обеспечения исполнения обязательств. Национализация должна осуществляться исключительно на возмездной основе с предварительным и равноценным возмещением собственнику имущества и других убытков, причиняемых в результате этой процедуры. Для этого в федеральный бюджет закладывается секретная статья с наименованием стратегической продукции, для производства которой требуется национализация, и с указанием объема ассигнований.
22 октября 2002 - Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам подготовил законопроект “О внесении дополнений в статью 154 части второй Налогового кодекса РФ”, внесенный депутатом Павлом Медведевым.
В документе предлагается установить порядок, согласно которому при реализации невостребованных залогов залогодержателем (ломбардом) налогом на добавленную стоимость облагается только доход, полученный ломбардами в виде вознаграждения. В настоящее время на указанную операцию распространяется общий порядок определения налогооблагаемой базы. При этом НДС начисляется на всю сумму, полученную от реализации заложенного имущества.
Пунктом 4 статьи 154 части второй Налогового кодекса РФ установлены особенности исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость для налогоплательщиков, реализующих сельскохозяйственную продукцию, закупленную у физических лиц. Налогооблагаемая база определяется как разница между ценой с учетом налога и без включения в нее налога с продаж и ценой приобретения указанной продукции.
Законопроект предлагает распространить действие данной нормы на ломбарды, установив аналогичный режим исчисления налоговой базы при реализации предметов невостребованного залога.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
24 октября 2002 - От Комитета Государственной Думы по законодательству депутат Владимир Калягин представил в третьем чтении проекты Гражданского процессуального кодекса РФ и закона "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса РФ".
Документы приняты в третьем чтении ("за" - 302 и 284).
Комитет по природным ресурсам и природопользованию совместно с Российской Академией наук провел научно-практическую конференцию: “Законодательство РФ о недрах: проблемы разграничения полномочий в сфере управления государственным фондом недр”, на которой состоится обсуждение законопроекта “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О недрах”.
25 октября 2002 - Депутат Государственной Думы Павел Медведев представил в первом чтении проект федерального закона “О внесении дополнений в статью 154 части второй Налогового кодекса РФ” (в части определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации ломбардами предметов невостребованных залогов). В документе устанавливается порядок, согласно которому при реализации невостребованных залогов залогодержателем (ломбардом) налогом на добавленную стоимость облагается только доход, полученный ломбардами в виде вознаграждения. В настоящее время НДС начисляется на всю сумму, полученную от реализации заложенного имущества.
От Комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин предложил поддержать законопроект.
Законопроект утвержден в первом чтении (“за” - 265).
25 октября 2002 - Комитет по бюджету и налогам подготовил к первому чтению законопроект "О внесении изменений и дополнений в главы 24, 26-2 и 26-3 Налогового кодекса РФ и некоторые акты законодательства РФ" (в части уточнения норм, касающихся упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), внесенный Правительством.
В соответствии с вводимыми в действие с 1 января 2003 года главами 262 ."Упрощенная система налогообложения" и 263 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели должны освобождаться от уплаты налога на добавленную стоимость. Исключение для товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не предусмотрено.
Правительство Российской Федерации, принимая во внимание то, что согласно статье 3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения, предлагает предусмотреть уплату налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, когда используются упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, разрешается при определении объекта налогообложения уменьшать полученные доходы на суммы таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров.
Законопроект предусматривает исключение услуг ломбардов из бытовых услуг и из розничной торговли автомобилей и мотоциклов, имеющих двигатели мощностью выше 112,5 кВт. Таким образом, исключается возможность перевода этих видов деятельности на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Предлагается также отложить на один год применение в рамках единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности корректирующего коэффициента К1, учитывающего кадастровую стоимость земли по месту осуществления предпринимательской деятельности, и расширить возможности субъектов РФ по применению понижающего коэффициента К2, снизив его предельную минимальную величину с 0,1 до 0,005.
Из главы "Единый социальный налог" исключаются нормы, касающиеся уплаты этого налога при упрощенной системе налогообложения, поскольку плательщики единого налога при упрощенной системе с 1 января 2003 года не будут являться плательщиками единого социального налога.
Термин "амортизируемое имущество", используемый в налоговом учете при налогообложении прибыли организаций, заменен на термин "остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов". Уточнены нормы, связанные с учетом процента за пользование кредитами и порядком определения доходов и расходов при расчете налоговой базы при упрощенной системе налогообложения. Предусматривается освобождение налогоплательщиков, перешедших на общий режим налогообложения, от уплаты пени и штрафов в течение того квартала, в котором налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения. Установлен срок подачи деклараций для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход.
В федеральный закон "О бухгалтерском учете" предлагается дополнение, касающееся освобождения организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.
30 октября 2002 - Государственная Дума на пленарном заседании приняла в третьем чтении Закон "О внесении дополнения в Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Закон регулирует отношения по передаче по наследству приватизированных жилых помещений, которые находятся в общей совместной собственности граждан. Согласно документу, в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 г., происходит определение долей участников общей собственности, включая и долю умершего, на данное помещение. В результате эти доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными. Эти правила применяются в том случае, если для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.
1 ноября 2002 - Государственная Дума на своем заседании приняла сразу в трех чтениях поправки в ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". В законопроекте определение сборов на нужды образовательных учреждений, целевых сборов на содержание милиции, сборов на благоустройство территорий приводятся в соответствие с их правовой природой. Кроме того, устанавливаются следующие размеры налога на уборку территорий населенных пунктов: для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - не выше 3% от расходов на оплату труда наемных работников, для физических лиц - не выше 50% от МРОТ
Приложение 2.
В Правительстве РФ, министерствах и ведомствах
1 октября 2002 – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко провела селекторное совещание с руководителями регионов по вопросам финансирования детских и юношеских спортивных школ. На совещании поставлена задача сохранить финансирование всех этих школ в 2003 году. Сохранение финансирования детских и юношеских спортивных школ являлось одним из требований общероссийской акции профсоюзов “За достойную заработную плату и социальные гарантии”, прошедшей 17 октября 2002 года.
3 октября 2002 – на заседании Правительства России принято решение о создании комиссии по защите интеллектуальной собственности. Министр по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций М.Ю. Лесин сообщил, что комиссия, которую возглавит М.М. Касьянов, займется выработкой мер по переводу торговли аудио- и видеопродукцией в специализированные магазины, совершенствованием законодательства в сфере защиты авторских прав и созданием системы идентификационных знаков. Решено отказаться от наклейки на аудио- и видеопродукцию голограмм или специальных марок, поскольку их научились хорошо подделывать. Министр отметил, что будут приняты современные меры и способы защиты легально произведенной продукции.
9 октября 2002 – Председатель Правительства Российской Федерации М.М. Касьянов провел совещание по вопросам финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий. По результатам совещания заместитель Председателя Правительства - министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев сообщил, что в течение 2003 будет проходить процесс реструктуризации задолженности сельхозпредприятий перед естественными монополиями и внебюджетными государственными фондами, которая составляет 280 млрд. рублей.
10 октября 2002 – на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о совершенствовании системы государственного контроля и надзора. Одобрены предложения Госстандарта России по данному вопросу:
- о необходимости разделения контрольно-надзорных и хозяйственных функций в федеральных органах исполнительной власти и организациях при осуществлении государственного надзора и контроля;
- о целесообразности сокращения контрольных и надзорных функций, осуществляемых органами государственной власти, за исключением вопросов обеспечения государственной безопасности и обороноспособности страны, защиты окружающей среды, здоровья и жизни человека, - исходя из возможностей использования развивающихся институтов гражданского общества, рыночных механизмов и судебной защиты прав и интересов граждан;
- о необходимости уточнения компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере государственного контроля и надзора и совершенствования координации их деятельности, а также разработки единых подходов к регламентации исполнения ими функций контроля и надзора;
- о привлечении негосударственных организаций к реализации части функций в сфере контроля, стандартизации и аккредитации;
- об обеспечении необходимого уровня организации контроля и надзора за соответствием продукции, процессов (методов) производства и услуг обязательным требованиям;
- о проработке вопросов организации государственного контроля и надзора на стадиях производства и реализации продукции и услуг на рынке с учетом их особенностей.
Правительство поручило федеральным органам исполнительной власти представить в Минэкономразвития России материалы, содержащие полное описание структуры органов государственного контроля, с указанием численности, объемов и источников их финансирования, с перечнем оказываемых платных услуг. При этом необходимо внести предложения по устранению дублирования этих органов как на федеральном, так и на региональном уровне с возможной передачей отдельных функций субъектам Российской Федерации.
На заседании Правительства Российской Федерации были поддержаны предложения Госстандарта России о целесообразности уточнения функций государственного контроля и надзора, в том числе осуществления функции сертификации продукции и услуг, а также упорядочения финансирования этих функций в системе Госстандарта России.
Госстандарту России с учетом состоявшегося обсуждения и данных указаний поручено осуществить в 2003 году мероприятия по совершенствованию системы государственного контроля и надзора Госстандарта России. По вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, представить до 1 июня 2003 г. в установленном порядке предложения по реализации названных мероприятий.
Рассмотренные на заседании Правительства Российской Федерации вопросы должны найти отражение в проекте федерального закона “Об основах технического регулирования в Российской Федерации”, принятом 27 июня 2002 г. Государственной Думой в первом чтении.
11 октября 2002 - Заместитель Председателя Правительства - Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев заявил, что закупочные интервенции на отечественном рынке зерна начнутся 5 ноября текущего года. Минимальная цена закупок составит 2,3 тыс. рублей за тонну продовольственной пшеницы третьего класса.
В этот же день заместитель Председателя Правительства - министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин объявил, что Россия исключена из "черного списка" Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями /FATF/, включающего государства, которые в недостаточной степени борются с отмыванием незаконно полученных доходов.
17 октября 2002 – на заседании Правительства Российской Федерации среди прочих был рассмотрен вопрос о ходе проводимой в стране пенсионной реформы. Реализации реформы в целом дана позитивная оценка. Отмечалась, что до 1 декабря этого года в Правительство Российской Федерации необходимо представить проекты нормативных правовых актов по вопросам:
- реализации Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";
- создания Наблюдательного совета Пенсионного фонда Российской Федерации;
- назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим.
24 октября 2002 - Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову в ходе рабочей встречи с руководством Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли, а также Банка России доложено о ходе подготовки законопроектов "О валютном регулировании и валютном контроле" и "О гарантировании вкладов граждан в банках России". По итогам встречи М.М. Касьянов поручил в недельный срок внести на рассмотрение в Правительство доработанный законопроект "О гарантировании вкладов граждан в банках России". Кроме того, было принято решение о продлении времени доработки законопроекта "О валютном регулировании и валютном контроле" еще на две недели.
29 октября 2002 - Председатель Правительства Российской Федерации М.М. Касьянов на открытии заседания Совета по предпринимательству при Правительстве России сказал, что считает снижение темпов роста инвестиций главным препятствием роста экономики. По его словам, уровень инвестиций в российскую экономику в 2002 году вырос примерно на 2,5 процента, что значительно ниже предыдущих лет. Экономика в текущем году развивается достаточно хорошими темпами, но проблемы, мешающие еще более успешному развитию, требуют незамедлительного решения. Из 4 процентов роста экономики более половины приходится на сырьевые отрасли, а "узким местом" по-прежнему остается фондовый рынок, финансовый и банковский сектора. В этой связи М.М. Касьянов считает необходимым в ближайшем будущем решить проблемы, которые мешают обеспечить привлечение инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности, а также принять меры для изменения ситуации в финансовом секторе.
По итогам заседания глава ФКЦБ И.В. Костиков сообщил, что Председателем Правительства Российской Федерации поддержана инициатива представителей деловых кругов о создании Общественного совета по корпоративному управлению. Он отметил, что РСПП, ТПП РФ и ФКЦБ будут готовить соответствующие документы по созданию этого органа, который позволит предпринимателям играть более активную роль в корпоративном управлении. Через 2-3 месяца члены Совета по предпринимательству намерены обсудить итоги реализации уже принятого Кодекса корпоративного поведения, чтобы определиться, необходимо ли к нему что-либо добавить.
В Счетной палате РФ
22 октября 2002 - Председатель Счетной палаты С.В. Степашин, выступая перед членами Канадской деловой ассоциации в России, заявил, что одна из главных задач Счетной палаты Российской Федерации - содействовать увеличению прозрачности финансовой системы страны в целях повышения ее кредитного рейтинга и создания более благоприятных условий для зарубежных инвестиций.
25 октября 2002 - Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством С.В. Степашина рассмотрела результаты проверки полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а также федеральной собственности в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В ходе проверки установлено, что Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере не определен как государственный заказчик и исполнитель федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы, что противоречит Положению о Фонде, утвержденному постановлением Правительства России.
Выявлены факты неэффективного использования Фондом государственной собственности. Так, в 1999-2001 годах Фонд оплатил аренду 480,3 кв. м снимаемой им площади в сумме 3,2 млн. рублей при наличии у него 430,7 кв. м собственных площадей, из которых 70,9 процента Фонд сдает в аренду. При этом сумма арендной платы от сдачи внаем собственных помещений Фонда составила в 1999-2001 годах 342,4 тыс. рублей. Права Фонда на объекты интеллектуальной собственности в бухгалтерской отчетности не учтены. Выборочная проверка показала, что за период с 1999 года только 128 профинансированными предприятиями получено около 400 патентов.
Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Минфину России.
В ФНПР
29 октября 2002 - Федерация Независимых Профсоюзов России направила официальные письма в адрес Президента РФ, Председателя Правительства РФ и руководителей палат Федерального Собрания РФ с информацией о прошедшей 17 октября 2002 года общероссийской акции профсоюзов “За достойную заработную плату и социальные гарантии” и выдвинутых в ходе нее требованиях. Это – погашение долгов по заработной плате и реализация права работников на оплату труда, обеспечивающую достойное существование; недопущение увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги без опережающего роста доходов населения; восстановление системы обязательного социального страхования и отмена единого социального налога, а также целый ряд конкретных требований, направленных на решение социально-экономических проблем в регионах. По данным профсоюзной стороны в акции приняло участие более 9,3 млн. человек.
В своих обращениях ФНПР предлагает властным структурам внимательно изучить требования профсоюзов и принять необходимые меры по их обсуждению на принципах социального партнерства и реализации.
Информация представлена интернет-порталом "Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса"