№ 4, Август-сентябрь 2002 г.
Ситуация в экономике остается нестабильной
В центре внимания в сентябре 2002 г. находилось осуждение проекта бюджета на 2003 год и связанного с ним прогноза социально-экономического развития России.
В этой связи Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству провел 19 сентября 2002 г. парламентские слушания на тему “Источники экономического роста России и их правовое обеспечение”. Были заслужены и обсуждены доклады представителей Минэкономразвития России (заместитель министра А.В.Дворкович) и Минпромнауки России (заместитель министра В.Н.Фридлянов).
По мнению Минэкономразвития России, в стране наблюдается определенный экономический рост. Увеличиваются, хотя и медленно, инвестиции. При этом инвестиции в машиностроение осуществляются медленно в связи с преимущественной закупкой по импорту машин и оборудования. Экспорт растет медленно, а импорт быстро. Отчасти это обусловлено тем, что происходит удорожание рубля по отношению к доллару США и евро.
Минэкономразвития считает, что государственный сектор (в нем сосредоточено до 60 % ресурсов страны) работает неэффективно, поэтому нужна приватизация государственных унитарных предприятий. Развитие бюджетной сферы следует сокращать. Уже сейчас сектор услуг превышает товарный сектор. Российские банки медленно, но все же начинают помещать кредитные средства в инвестиционные проекты, но отбор проектов проходит не по их значимости и приоритетности, а по надежности возврата кредитов. Минэкономразвития полагает, что для обеспечения роста экономики необходимо принять федеральный закон об особых экономических зонах.
В противоположность настрою руководителей федеральных министерств тональность выступлений представителей промышленности, банков и науки была достаточно критической.
Можно выделить следующие высказывания и предложения.
“Рост” экономики к 2003 г. означает достижение уровня 1985 г.
Необходимо применять формирование госзаказов на всех уровнях: и федеральном, и субфедеральном.
Неправильно, что амортизационные отчисления заменят отмененную налоговую льготу с налога на прибыль в размере 50 % в случае осуществления предприятиями инвестиций за свой счет, т. к. в этом случае эффективная налоговая ставка равнялась 17 % вместо нынешних 24 %. Выиграли предприятия, которые “проедают” прибыль, проиграли те, которые инвестируют ее в производство.
Необходимо, чтобы Правительство России решило вопрос о взимании природной ренты.
Борьба вокруг проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год”
Проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год” был внесен в Государственную Думу 25 августа с.г. На данный законопроект было дано положительное заключение Счетной Палаты Российской Федерации, Центрального Банка Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, ряда других профильных комитетов Государственной Думы. В поддержку законопроекта выступило большинство депутатских фракций Государственной Думы (за исключением КПРФ и АПГ). 25 сентября законопроект был рассмотрен Государственной Думой и одобрен в первом чтении.
Проект бюджета на 2003 год рассчитан исходя из объема ВВП 13,05 трлн. руб., инфляции 10-12% (декабрь к декабрю), среднегодового курса рубля 33,7 руб. за доллар и цены на нефть сорта URALS - $21,5 за баррель.
В данном проекте бюджета доходы определены в размере 2 трлн. 400 млрд. 664,1 млн. руб. или 18,5 проц. ВВП, расходы - 2 трлн. 328 млрд. 599,2 млн. руб. или 17,9 проц. ВВП. Таким образом, профицит должен составить 72,065 млрд. руб. или 0,6 проц. ВВП.
Предполагается, что основными источниками формирования профицита в следующем году станут поступления от приватизации в размере 51 млрд. рублей и от продажи госзапасов в сумме 20 млрд. рублей. Доля налогов в ВВП снижается с 15,4% до 14,5% ВВП, доля непроцентных расходов - с 13,7% до 13% ВВП.
Согласно проекту бюджета на 2003 г., внешний долг России (с учетом предельного размера гарантий) должен сократиться к концу 2003 г. до 123,4 млрд. долл. (включая долг бывшего СССР), а государственный внутренний долг - до 815,1 млрд. руб., что в совокупности составляет 39,6 процентов ВВП против 44,8 процентов по ожидаемой оценке на конец 2002 г.
Объем привлечения на рынке государственных ценных бумаг в 2003 г. планируется в размере 162,6 млрд. руб., объем погашения - 112,9 млрд. руб. Чистое привлечение составит 49,7 млрд. руб. Сальдо операций по государственному внутреннему долгу составит 24.2 млрд. руб. Доходность по краткосрочным облигациям оценивается в размере 13-14,5 проц., по среднесрочным и долгосрочным инструментам - 15-17 проц. годовых.
Платежи по погашению государственного внешнего долга составят 10,8 млрд. долл., что на 4 млрд. долл. превышает сумму погашения основного долга в 2002 г. Привлечение внешних источников в 2003 г., согласно документу, составит всего 680 млн. долл. В проекте закона прирост денежной массы в стране запланирован на 2003 год в пределах 25 процентов.
В соответствии с проектом федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год” приоритетами бюджета на следующий год должны стать статьи “социальная политика”, финансирование которой возрастет на 54,2%, или на 53,2 млрд. рублей, а также “правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства”, ассигнования которой увеличатся на 45,9%, или на 77 млрд. рублей. В то же время в будущем году предполагается существенно увеличить расходы на судебную систему (на 33%), национальную оборону (на 26%), образование (на 21,5%), фундаментальную науку (на 21,3%), здравоохранение (на 21,1%), финансовую помощь бюджетам других уровней (на 17%). Кроме того, в статье 75 законопроекта предусматривается увеличение в 5 раз финансирования мероприятий по созданию инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства - на эти цели в 2003 году планируется выделить 100 млн. руб. (в 2002 году предусматривалось 20 млн.руб.).
В своем заключении на проект федерального закона, направленном в Комитет Госдумы по бюджету и налогам, ТПП РФ отметила, что данный законопроект впервые предусматривает значительное снижение долговой нагрузки на государство без существенных внешних заимствований. С другой стороны, это обуславливает уменьшение в 2003 году расходов федерального бюджета, в том числе доли расходов на поддержку и развитие реального сектора экономики, а также на решение перспективных задач экономического роста.
Как положительный момент следует отметить, что в проекте бюджета на 2003 год уточнены приоритеты государственного инвестирования. В число таких приоритетов включены, в частности, стратегически важные объекты транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, объекты, применяющие высокотехнологичное и наукоемкое производство, объекты прямой ответственности государства (оборонно-промышленного комплекса). Положительным является также то, что в проекте бюджета заложено существенное увеличение (в 5 раз) финансирования мероприятий по созданию инфраструктуры государственной поддержи малого предпринимательства.
В качестве недостатков законопроекта было отмечено, что проект бюджета предусматривает перераспределение налогового потенциала в пользу федерального бюджета, что в свою очередь неизбежно повлечет снижение финансово-экономической самостоятельности регионов. Одновременно с этим законопроект предполагает увеличение нагрузки по исполнению расходных полномочий субъектов Российской Федерации, в частности по предусмотренной проектом бюджета индексации заработной платы врачам, учителям и другим работникам бюджетной сферы. Кроме того, неминуемо увеличатся расходы региональных бюджетов на содержание жилищно-коммунального хозяйства в связи с ростом в 2003 году тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. При этом доходные составляющие региональных бюджетов в 2003 году будут сокращаться, в первую очередь в связи с некоторым снижением в 2003 году налогового бремени на предприятия и организации, в том числе на субъекты малого предпринимательства.
В связи с изложенным ТПП РФ предложила рассмотреть вопрос о дополнительных мерах по повышению бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в целях обеспечения устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы было предложено включить в законопроект нормы, устанавливающие на 2003 год пределы роста тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. В статье 1 законопроекта ТПП РФ предложила дополнительно отобразить прогнозируемый на 2003 год объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, как это было сделано ранее в Федеральным законе “О федеральном бюджете на 2002 год”.
Рассмотрение проекта федерального бюджета во втором чтении запланировано Государственной Думой на 18 октября с.г., а представление поправок по нему в Комитет по бюджету и налогам – до 4 октября.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства
Правительством Российской Федерации подготавливается для внесения в Государственную Думу проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в главы 24, 26-2, 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”.
Необходимость его разработки обусловлена следующим.
В соответствии с действующим в настоящее время законодательством субъекты малого предпринимательства в общеустановленном порядке уплачивают таможенные платежи (в том числе и налог на добавленную стоимость) при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Однако в недавно принятом Федеральном законе от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ, который вводит в часть вторую Налогового кодекса РФ две новые главы, 26-2 и 26-3, не содержится подобных норм. В этой связи получается, что с 1 января 2003 года субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения или являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, будут полностью освобождены от уплаты НДС при импорте в Россию товаров. Данное положение, по мнению Правительства, является необоснованным и неизбежно повлечет потери в доходах федерального бюджета.
Направленный на устранение возникших в законодательстве противоречий, данный законопроект одновременно предусматривает возможность для субъектов малого предпринимательства при определении объекта налогообложения уменьшать полученные доходы на сумму таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Кроме того, рассматриваемый законопроект предусматривает внесение в главы 24, 26-2, 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации отдельных уточнений. Наиболее важным из них является исключение из понятия “розничная торговля” (глава 26-3) торговли автомобилями и мотоциклами с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт и нефтепродуктами, а из понятия “бытовые услуги” - исключение услуг ломбардов. Причиной данных изменений является то, что, как выяснилось, месячный доход по этим видам товаров и услуг значительно превышает базовую доходность, установленную Кодексом для розничной торговли и оказания бытовых услуг.
Помимо этого, законопроект предусматривает исключение из главы 24 “Единый социальный налог”, нормы касающиеся уплаты этого налога при применении упрощенной системы налогообложения субъектами малого предпринимательства, поскольку они с 1 января 2003 г. не будут являться плательщиками ЕСН.
В связи с подготовкой этого законопроекта Торгово-промышленная палата Российской Федерации направила в Правительство РФ письмом № ПР/454 от 20.09.02 г. свои предложения по главе 26-2 “Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства” и главе 26-3 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”. ТПП РФ считает необходимым дополнительно учесть эти предложения в данном законопроекте.
Предложения ТПП РФ, в частности, предусматривают:
- Обеспечение субъектам малого предпринимательства права выбора схемы налогообложения между упрощенной системой, единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности и общей системой налогообложения.
- Установление права перехода субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения при валовом доходе от реализации в течение 9 месяцев не превышающем 30 млн. руб. (т.е. 40 млн. руб. в год.
- Решение проблемы начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, возникающей у организаций, приобретающих для дальнейшей реализации товары (работы, услуги) у субъектов малого предпринимательства.
- Возможность для индивидуальных предпринимателей замены уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения оплатой стоимости патента на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности.
- Создание для субъектов малого предпринимательства более гибких условий для перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему или уплату единого налога на вмененный доход и обратно, а также снятие имеющихся ограничений по выбору объекта налогообложения.
В законопроекты о реформе электроэнергетики внесены существенные коррективы
12 сентября 2002 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос об изменениях в проектах ранее внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу федеральных законов “Об электроэнергетике”, “О введении в действие Федерального закона “Об электроэнергетике”, “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”. Принципиальные поправки сгруппированы в 17 разделов, в числе которых рабочей группой были учтены вопросы юридико-технического характера и предложения по сокращению отсылочных норм в текстах законопроектов. При этом указанный перечень содержал ряд наиболее спорных положений законопроектов, касающихся: условий деятельности вертикально-интегрированных компаний; сохранения регулятивных полномочий за субъектами Российской Федерации; отключения потребителей за невыполнение обязательств по оплате электроэнергии; вопросов реорганизации РАО "ЕЭС России"; вопросов регулирования предельных уровней тарифов.
В результате обсуждения принципиальных поправок рабочая группа рекомендовала Правительству Российской Федерации включить следующие положения.
Условия деятельности вертикально-интегрированных компаний (ст. 7 законопроекта "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике") допускают:
- объединение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в рамках одного юридического лица в изолированных зонах, в которых невозможно развитие конкуренции по технологическим причинам, но при условии обязательного ведения раздельного учета по видам деятельности;
- совмещение деятельности по передаче электрической энергии и конкурентных видов деятельности в рамках одного юридического лица, производящего электрическую энергию для собственных нужд и не осуществляющего деятельность по поставке или передаче электроэнергии иным лицам;
- в переходный период (до 2004 г.) возможность существования холдингов, владеющих пакетами акций обществ, осуществляющих деятельность по производству, передаче или сбыту электроэнергии.
При этом структура хозяйствующих субъектов приводится в соответствие с требованием об обязательном организационном разделении конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности.
За органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 20 законопроекта "Об электроэнергетике") закрепляются полномочия по:
- установлению сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков;
- установлению тарифов на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям;
- установлению тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой энергии), на основании единой методики, утверждаемой на федеральном уровне;
- согласованию использования водных ресурсов гидроэлектростанций, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
- согласованию размещения объектов электроэнергетики на территории субъектов Российской Федерации;
- участию в установленном порядке в принятии решения о наделении субъектов электроэнергетики статусом гарантирующего поставщика;
- контролю за применением регулируемых субъектами Российской Федерации цен (тарифов) на тепловую энергию.
При этом установлена обязательность согласования назначения руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с федеральным органом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены правом на передачу полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой энергии) органам местного самоуправления.
Закреплена возможность участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся объекты Единой национальной электрической сети, в процессе утверждения инвестиционной программы федеральной сетевой компании (ст.20 законопроекта "Об электроэнергетике").
Дополнительно установлены меры ответственности за незаконной отключение и порядок возмещения убытков, возникших в результате незаконного отключения (ст. 36 законопроекта "Об электроэнергетике").
Законодательно закреплены доли государства в федеральной сетевой компании и системном операторе не менее 51% и тенденция к увеличению доли государства в уставных капиталах этих обществ, а также закреплена особенность реорганизации РАО "ЕЭС России" путем принятия решения о реорганизации простым большинством голосов общего собрания акционеров с пропорциональным распределением акций в создаваемых обществах (ст. 8 законопроекта "Об электроэнергетике", ст. 5 законопроекта "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике").
Закреплено сохранение регулирования предельного уровня тарифов на переходный период, а также существующая система регулирования цен как инструмент переходного периода. При этом установлено, что доля сегмента рынка, ценообразование на котором осуществляется в соответствии с указанной системой, определяется Правительством РФ с использованием механизмов антимонопольного законодательства (ст. 7 законопроекта "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике").
В части ограничения прав собственников электросетевых объектов уточнены условия договоров между собственниками магистральных сетей и организацией по управлению единой национальной электрической сетью.
В части организации оптового рынка в ст. 29 законопроекта "Об электроэнергетике" прописаны основные принципы его организации, а также определены основные функции (в том числе в части обеспечения равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии), принципы деятельности, методы государственного регулирования и способы усиления контроля за деятельностью Администратора торговой системы (ст. 5 законопроекта "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике"), имея в виду, что Администратор торговой системы оказывает субъектам оптового рынка на возмездной основе услуги в качестве коммерческого оператора на основании договоров, заключаемых в соответствии с правилами оптового рынка. Также дополнены особенности антимонопольного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики.
В части регулирования теплоснабжения дополнительно введено понятие комбинированной выработки (ст. 3 законопроекта "Об электроэнергетике") и установлен приоритет теплофикационных режимов при диспетчировании.
В части регулирования экспорта электроэнергии исключено положение о единой организации-экспортере, а также установлено, что экспорт электроэнергии осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 29 законопроекта "Об электроэнергетике").
Предусмотрена возможность установления тарифов по ценовым зонам оптового рынка (ст. 3,12, 20, 26 законопроекта "Об электроэнергетике").
Закреплены меры по воспроизводству генерирующих мощностей, имея в виду:
- определение условий и порядка поддержания резервов мощностей Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 20, 27 законопроекта "Об электроэнергетике");
- закрепление за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти функции по прогнозированию возможного энергодефицита и формированию при необходимости благоприятных условий для капиталовложений либо осуществлению государственных инвестиций в энергодефицитные зоны (ст. 28 законопроекта "Об электроэнергетике").
Определено понятие гарантирующего поставщика (ст. 3 законопроекта "Об электроэнергетике"), предусмотрено принятие правил его деятельности (ст. 19 законопроекта "Об электроэнергетике"), а также установлено, что основным отличием гарантирующего поставщика от энергосбытовой организации является обязанность гарантирующего поставщика заключить договор на поставку энергии с любым обратившимся к ней лицом (ст. 37 законопроекта "Об электроэнергетике").
В отношении гарантирующего поставщика предусмотрена его обязанность по урегулированию всего комплекса правоотношений, возникающих в связи с осуществлением поставки электроэнергии его потребителям, в том числе самостоятельное (без участия потребителя) согласование вопросов производства, передачи электроэнергии, оперативно-диспетчерского управления (ст. 36 законопроекта "Об электроэнергетике").
В законопроекте (ст. 36 законопроекта "Об электроэнергетике") предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации особого порядка гарантирования оплаты потребления электроэнергии в отношении отдельных категорий потребителей, включающего:
-перечень потребителей, в отношении которых применяются гарантии;
- способы гарантирования обязательство по оплате электроэнергии;
- сроки, на которые предусматривается введение гарантий по оплате потребленной энергии.
Введено правило, согласно которому не допускается ограничение потребления потребителей, обслуживаемых гарантирующим поставщиком, в случае наличия действующей бюджетной гарантии в отношении обязательств по оплате электроэнергии (ст. 36 законопроекта "Об электроэнергетике").
Таким образом, рекомендации рабочей группы дополняют законопроекты необходимыми положениями и отражают согласованную позицию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Торгово-промышленная палата Российской Федерации также поддерживает указанные изменения и дополнения.
На заседании Правительства Российской Федерации были одобрены подготовленные материалы на основании предложений совместной трехсторонней рабочей группы по выработке согласованных вариантов проектов федеральных законов, касающихся государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и реформирования электроэнергетики. Принято решение с учетом высказанных на заседании Правительства России замечаний и уточнений направить указанные документы в Государственную Думу.
Проблема налогообложения недропользования
К числу актуальных проблем экономического развития страны, обсуждавшихся, в частности, на конференциях в г.Тюмени и Ханты-Мансийске 24-25 сентября с.г., относится проблема налогообложения недропользования.
Дело в том, что новая система налогообложения отраслей по добыче полезных ископаемых основывается на налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который заменил ранее действующие роялти (посредством которых частично изымалась природная рента), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и акциз на минеральное сырье (кроме акциза на природный газ). НДПИ не связан с изъятием природной ренты. Налоговые ставки по отдельным видам полезных ископаемых установлены единообразными, не дифференцированными ни по отдельным месторождениям (богатым или бедным), ни по этапам разработки месторождения (начальная, зрелая, завершающая). Введение фиксированной ставки указанного оборотного налога, без такой дифференциации, существенно ухудшает общую инвестиционную привлекательность недропользования, повышая пороговое значение рентабельных для разработки запасов (доказанных извлекаемых запасов месторождения). Это приведет к недобору налогов с высокорентабельных инвестиционных проектов в сфере недропользования и к их “перебору”, вплоть до невозможности реализации проектов освоения месторождений, расположенных в тяжелых условиях, особенно для мелких и средних месторождений. Доля таких проектов в России устойчиво возрастает (уже не менее 55% запасов разрабатываемых месторождений относятся к категории трудноизвлекаемых; 80% всех состоящих на государственном балансе месторождений относятся к категории мелких).
Между тем, эффективное налогообложение проектов по добыче полезных ископаемых должно предусматривать “двойную дифференциацию” ставок налогообложения:
- “межпроектную” - учитывающую природные условия (геологические, географические и т.п.) каждого проекта для максимально эффективного учета дифференциальной ренты, образующейся в каждом проекте,
- “внутрипроектную” - учитывающую различные стадии естественной динамики, через которые проходит каждый инвестиционный проект (раннюю, зрелую, позднюю, затухающую), для максимально эффективного учета изменения доли ренты в цене по мере переходя от одной стадии инвестиционного проекта к другой.
Эффективного налогообложения не достигнуто. Принятые по инициативе Правительства РФ положения Налогового кодекса РФ о НДПИ фактически означают отказ от введения пониженного налогового бремени на ранней стадии осуществления инвестиционных проектов, где доля ренты в цене поначалу минимальна по сравнению с периодом максимальной добычи. Это означает также отказ от введения и на поздней стадии добычи пониженного налогового бремени по сравнению с периодом максимальной добычи (то есть с периодом, когда доля ренты в цене максимальна).
Рентная составляющая (“горная” или природная рента) никак не учитывается в российском налоговом законодательстве. В недропользовании, где каждое месторождение отличается по качеству, удаленности и другим условиям добычи полезных ископаемых, необходимо определить индивидуальную цену предоставляемого государством права пользования участком недр (ренту). Особенностью рентных платежей является то, что в отличие от единообразных, универсализированных налоговых платежей они являются идивидуализированными, дифференцированными по месторождениям и стадиям разработки месторождения. Применение налоговой системы, рассчитанной на отсутствующие в природе “средние” условия, приводит к тому, ряд месторождений “недооблагается”, а ряд - “переоблагается”. Инвестор в сфере недропользования, производя рентные платежи, отдает государству как собственнику часть горной ренты, отсутствующей в других отраслях экономики. При этом инвестору в сфере недропользования должна обеспечиваться приемлемая норма прибыли, а сверхприбыль должна изыматься с помощью дифференцированных рентных платежей.
В статье академика Д. С. Львова по этому поводу в “Парламентской газета” от 16 февраля 2002 г. приводились такие данные: “В отличие от многих стран в России основной вклад в прирост нераспределенной (чистой) народнохозяйственной прибыли вносит не доход от труда и даже не капитал, а рента. На ее долю приходится не менее 75 процентов чистой прибыли. Вклад труда в 15 раз, а капитала примерно в 4 раза меньше... Если нераспределенный доход составляет 60-80 млрд. долларов, то на долю рентной составляющей приходится 40-60 млрд. долларов. Как раз на эту величину и не стыкуются бюджетные доходы и те, которые реально функционируют в экономике и не отражаются в системе общественного счетоводства”.
Необходимо в этой связи разработать и принять федеральный закон “О природной ренте”. Его концепция должна основываться на следующих положениях.
При изъятии государством горной ренты должна приниматься во внимание как дифференциация месторождений, учитывающая природные условия разных месторождений, так и дифференциация, учитывающая различные стадии разработки каждого инвестиционного проекта (раннюю, зрелую, позднюю, затухающую) для максимально эффективного учета изменения доли ренты в цене по мере переходя от одной стадии инвестиционного проекта к другой.
Это диктует применение трехзвенной системы налогообложения с целью эффективного изъятия горной ренты:
1) общего налога на прибыль организаций, который взимается с любой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, будь то коммерческая организация в обрабатывающей или добывающей промышленности;
2) специального налога на прибыль (т. е. являющегося прямым, а не косвенным, как нынешний НДПИ) для изъятия горной ренты, который выполняет функцию межотраслевого выравнивания нормы прибыли и благодаря которому изымается часть повышенной прибыли, образовавшейся за счет эффективного воздействия природного фактора (т. е. того фактора, который отсутствует в других отраслях промышленности), а не за счет эффективного использования труда и капитала;
3) дополнительного налога на сверхприбыль, который выполняет функцию внутриотраслевого выравнивания нормы прибыли и благодаря которому изымается дифференциальная рента за счет богатого месторождения или в период максимальной добычи на конкретном месторождении.
Изъятие горной ренты возможно при условии ведения подробного и объективного Кадастра месторождений полезных ископаемых Российской Федерации.
Такой законопроект находился бы в интересах малых и средних предпринимателей в области недропользования, которые, как правило, ведут разработку обедненных или труднодоступных месторождений полезных ископаемых.
Законопроект “О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду”
Министерством природных ресурсов Российской Федерации подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона “О плате за негативное воздействие на окружающую среду”, вызвавший серьезную обеспокоенность предприятий и организаций – членов Торгово-промышленной палаты РФ.
Выборочные расчеты Центра геоэкологических проблем РАЕН показали, что в соответствии с новыми ставками, предусмотренными в законопроекте, финансовая нагрузка на предприятия существенно (в 5 и более раз) возрастает, что противоречит декларируемой Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации стратегической цели – уменьшению налоговой нагрузки на предприятия. Столь значительное увеличение платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется экономически необоснованным и неприемлемым для подавляющего большинства российских промышленных предприятий, в первую очередь тех, чья деятельность связана с природопользованием и которые обеспечивают значительные поступления в российские бюджеты всех уровней.
В законопроекте Министерства природных ресурсов Российской Федерации, в частности, предусматривается, что плата за негативное воздействие на окружающую среду может быть понижена за счет уменьшения доли платы, перечисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации и в местный бюджет, путем проведения корректировок платы для выполнения природоохранных мероприятий. Эффективность такого механизма экономического стимулирования предприятий к проведению природоохранных мероприятий вызывает сомнения, поскольку существующий порядок получения бюджетных средств на реализацию тех или иных мероприятий требует от заинтересованных лиц значительных усилий. Предусматриваемое проектом закона “выпрашивание средств” на природоохранные мероприятия может стать еще одной предпосылкой для коррупции в органах исполнительной власти. Как представляется, плата за негативное воздействие на окружающую среду должна направляться непосредственно на решение экологических задач, в первую очередь, на тех предприятиях, которые вносят эту плату.
Комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по устойчивому развитию и экологии провел в июле-сентябре 2002 года серию “круглых столов” и общественных слушаний, в которых приняли участие ученые, специалисты, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, представители министерств и ведомств РФ, руководители соответствующих подразделений ОАО “Газпром”, ОАО “НК “Юкос”, ОАО “Северсталь”, ОАО “Новолипецкий металлургический комбинат”, ОАО “НК “Лукойл”, других ведущих российских предприятий. Итогом данных дискуссий стал альтернативный законопроект “О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду”, представленный журналистам и предпринимательской общественности 19 сентября 2002 года и направленный после этого в Правительство Российской Федерации.
Альтернативный законопроект предусматривает экономически обоснованное (в среднем, в 2-2,5 раза) повышение ставок за негативное воздействие на окружающую природную среду. При этом механизм аккумулирования средств на природоохранные мероприятия предельно прост и понятен: предприятие освобождается от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, если оно документально докажет, что осуществляет природоохранные мероприятия, которые приводят к уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.
Участники “круглых столов” в Торгово-промышленной палате Российской Федерации надеются на позитивную реакцию Правительства Российской Федерации, Министерства финансов и Министерства природных ресурсов Российской Федерации на данный законопроект. Замена фискального подхода в законопроекте на компенсационно-стимулирующий будет способствовать решению стратегических задач технического перевооружения производства, перевода его на новый технологический уровень, отвечающий современным мировым требованиям экологической безопасности.
Директор
Департамента по законодательству
ТПП РФ
Приложение 1.
В Правительстве РФ, министерствах и ведомствах
2 сентября 2002 года – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко в ходе посещения одной из новых московских школ заявила, что переход от единой тарифной сетки к отраслевым системам оплаты труда сможет заметно улучшить степень благосостояния работников бюджетной сферы. Ныне действующая единая тарифная сетка уравнивает всех работников бюджетной сферы вне зависимости от востребованности их профессий, их знаний и квалификации. Отраслевые системы оплаты труда позволят учитывать квалификацию, опыт, стаж работников и дадут больше возможностей для маневра руководителям в поощрении сотрудников.
3 сентября 2002 года – Председатель Правительства Российской Федерации М.М. Касьянов, в своем выступлении на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге указал, что Россия в ближайшее время намерена ратифицировать Киотский протокол, подразумевающий ограничение выброса в атмосферу вредных химических веществ. Глава российского Правительства подчеркнул, что определяющим фактором в осуществлении экологической политики является обеспечение экономических основ самостоятельного, устойчивого развития каждого государства.
6 сентября 2002 года – на заседании Правительства Российской Федерации рассмотрен в том числе вопрос о ходе проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте. Принят к сведению доклад МПС России по данному вопросу.
МПС России, Минэкономразвития России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено принять необходимые меры по выполнению Плана первоочередных мероприятий по реализации Программы структурных реформ на железнодорожном транспорте на 2001-2002 годы. В срок до 5 января 2003 г. поручено доложить в Правительство Российской Федерации об итогах реализации первого этапа реформирования железнодорожного транспорта и внести в установленном порядке проект постановления Правительства с планом мероприятий по реализации второго этапа реформирования железнодорожного транспорта на 2003-2005 годы.
На этом же заседании рассмотрен вопрос о мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования. Отмечалось, что ипотечное жилищное кредитование до сих пор не получило должного развития из-за остающихся пробелов в нормативно-правовой базе, недостаточно скоординированной и целенаправленной деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Госстрою России, Минэкономразвития России, Минфину России, ФКЦБ России, Минимуществу России с участием Банка России дано поручение доработать представленные предложения о мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования, имея в виду:
- Разработать план подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для развития системы ипотечного жилищного кредитования, в том числе в области налогового законодательства;
- Дополнительно проработать с участием Пенсионного фонда Российской Федерации и открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" вопрос о рефинансировании ипотечных кредитов путем выпуска и размещения ипотечных ценных бумаг с привлечением на долгосрочной основе средств пенсионной системы с учетом требований, установленных Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";
- Обосновать прогнозные расчеты возможности существенного снижения процентных ставок по долгосрочным ипотечным кредитам для населения;
- Предусмотреть меры, направленные на создание условий для увеличения количества независимых операторов на рынке рефинансирования ипотечных кредитов, а также на развитие системы коллективных инвестиций.
Согласованные предложения необходимо представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации до 1 октября 2002 года.
Минфину России, Минэкономразвития России, Госстрою России совместно с открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" поручено проработать вопрос о применении при ипотечном кредитовании механизмов предоставления государственных гарантий, с учетом пункта 7 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и до 20 сентября текущего года внести соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
11 сентября 2002 года – Заместитель Председателя Правительства - Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев на пресс-конференции по итогам переговоров с Министром сельского хозяйства и продовольствия Канады Л. Ванклифом заявил, что экспорт российского зерна в ближайшем году увеличится на 40-50% и составит 8 млн. тонн. Он отметил, что в нынешнем году в Канаде, которая является одним из основных поставщиков зерна на мировой рынок, собран не очень хороший урожай. "В связи с этим у нас есть возможность попытаться занять те доли рынка продовольственной пшеницы, которые ранее занимала Канада", - сказал А.В.Гордеев. Он добавил, что себестоимость российского зерна в полтора-два раза ниже, чем в Канаде, в связи с чем у России есть неплохие шансы для экспорта зерна, в частности, в страны Северной Африки.
Кроме того, по его словам, Россия намерена экспортировать зерно в страны Ближнего Востока. В частности, наша страна сможет полностью заполнить свою квоту по поставкам зерна в Ирак в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие". Сейчас рассматриваются также возможности экспорта зерна в Западную Европу, где в этом году урожай был собран на 10-15% меньше обычного.
В тот же день по окончании заседания первый заместитель Министра имущественных отношений Российской Федерации Д.Б. Аратский сообщил, что Правительство России приняло решение подготовить и рассмотреть в ближайшее время Концепцию управления недвижимостью и землей. Говоря о ходе обсуждения на заседании Правительства вопроса, посвященного подготовке нормативно правовых актов по реализации земельной реформы, он сообщил, что уже принято десять нормативных актов, и в ближайшее время в Правительство будет внесено еще 20 актов, направленных на упорядочение внутренних взаимоотношений и решение вопроса управления земельной недвижимости. В рамках реформы предполагается исключить из государственного ведения ряд задач в области землевладения, передав их в частный сектор экономики. В частности, речь идет о землеустройстве, сокращении государственных предприятий, работающих в этой сфере, вопросах технической инвентаризации. В ближайшее время предполагается поставить также вопрос о порядке проведения аукционных конкурсов на продажу земельных участков. Д.Б. Аратский также отметил, что оперативно будет доработан вопрос по определению арендной платы за пользование землей. При этом арендная плата должна устанавливаться по всей стране единообразно и в соответствии с рыночными нормами.
12 сентября 2002 года - ФЭК России обратился в Правительство Российской Федерации с законодательной инициативой разработки Федерального закона “Об основах ценовой политики в Российской Федерации”, который бы систематизировал все многочисленные акты в области ценового регулирования, и предусмотрел наряду с традиционными также новые формы и методы воздействия государства на экономические процессы в социально значимых сферах экономики. Данная инициатива связана с процессами реформирования субъектов естественных монополий и распространением рыночных отношений на сферы, подлежащие в настоящее время государственному регулированию. ФЭК России как разработчик законопроекта считает, что в настоящее время возникла необходимость формирования новых подходов к определению ценовой политики государства. Такая политика должна обеспечить с одной стороны развитие рыночных отношений в дерегулируемых секторах экономики, а с другой – защиту интересов государства и потребителей товаров (услуг) от ценовых манипуляций и других негативных явлений в условиях зарождающихся новых товарных рынков.
16 сентября 2002 года - Минфин РФ считает новую редакцию закона о банкротстве кредитных организаций не соответствующей стратегии развития банковской системы. Такое мнение высказал заместитель департамента макроэкономической политики Минфина РФ Владимир Луков. Законопроект, разработанный депутатами, по мнению В. Лукова, не соответствует принятой концепции развития банковского сектора, в соответствии с которой предполагается, что процедуру банкротства будут осуществлять несколько корпоративных ликвидаторов. По мнению представителя Минфина РФ, Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) не может осуществлять функции корпоративного ликвидатора. В. Луков сообщил, что правительственный вариант законопроекта о банкротстве кредитных организаций предполагается внести на рассмотрение в Госдуму в октябре 2002 года.
16 сентября 2002 года – Председатель Правительства Российской Федерации М.М. Касьянов заявил на брифинге для журналистов, что одной из главных целей Правительства в четвертом квартале текущего года является снижение инфляции по итогам года до прогнозных показателей – не выше 14%. Кроме того, в четвертом квартале должны быть созданы предпосылки для того, чтобы инфляция в 2003 году не превысила 12%. Рост экономики по итогам года будет не 3,6% ВВП, как ранее прогнозировалось, а 3,9% ВВП. Вместе с тем, по словам М.М. Касьянова, в экономике имеются беспокоящие Правительство тенденции. В частности, экономический рост в промышленности носит неустойчивый характер. Кроме того, ниже прогнозного уровня находятся объемы инвестиций. Одним из препятствий инвестиционного роста М.М. Касьянов назвал слабость банковского сектора, не обеспечивающего переток капиталов. В этой связи Правительство планирует в четвертом квартале рассмотреть вопросы развития банковского сектора.
19 сентября 2002 года – М.М. Касьянов, открывая заседание Правительства Российской Федерации, посвященное итогам развития агропромышленного комплекса Российской Федерации в 2000-2002 года и мерам по развитию зернового рынка страны, отметил, что за последние три года в сельском хозяйстве России удалось преодолеть кризис и теперь главной задачей является формирование условий для его дальнейшего устойчивого развития.
По итогам заседания приняты следующие решения:
- Принять меры по актуализации и корректировке Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации до 2010 года и внести их в Правительство Российской Федерации в I квартале 2003 г.
- Разработать и принять меры по совершенствованию таможенно-тарифной политики в целях стабилизации функционирования внутреннего продовольственного рынка и обеспечения приоритета товаров отечественного производства, и внести в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения в установленном порядке в ноябре 2002 г.
- Подготовить и внести до 1 ноября 2002 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
- Разработать и до 1 марта 2003 г. внести в Правительство Российской Федерации предложения по развитию системы страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой и повышению эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
- Разработать основные направления развития зернового рынка на период до 2010 года, включающие меры по развитию производства, биржевой торговли и экспорта зерна, совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам регулирования зернового рынка, и внести их до 1 апреля 2003 г. в Правительство Российской Федерации.
- Рассмотреть предложение о возможности привлечения кредита Всемирного банка на развитие инфраструктуры зернового рынка, в том числе на строительство новых зерновых терминалов в российских портах.
- Для поддержания приемлемого уровня цен на зерно провести осенью текущего года закупочные интервенции зерна с привлечением для их финансирования кредитных ресурсов в размере до 6 млрд. рублей.
- Ввести сезонные понижающие коэффициенты к ставкам тарифной политики российских железных дорог на дальние перевозки зерна внутри России и на экспорт.
- МНС, Минфин России рассмотрят до 1 ноября 2002 г. возможность ускорения возврата экспортерам российского зерна НДС в рамках сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
- Также принято решение не позднее марта 2003 г. разработать и представить на рассмотрение Правительства России долгосрочную модель стабильного удержания зернового рынка, включая проведение закупочных интервенций в зависимости от колебания цен.
26 сентября 2002 года – на заседании Правительства обсуждалась система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции. М.М. Касьянов подчеркнул исключительную важность изменения структуры российского экспорта для закрепления положительных тенденций в экономике. В этой связи он напомнил, что экономический рост в 4 процента, достигнутый за восемь месяцев текущего года, на 60 процентов обеспечен за счет экспорта российских товаров. Но основа его - сырьевая, и не будь у России сырья, объем импортируемых товаров намного превысил бы экспорт, что могло привести страну к тяжелым экономическим последствиям. Глава Правительства подчеркнул, что в течение трех-четырех лет надо кардинально изменить структуру экспорта за счет поставок промышленных товаров. Только это может обеспечивать устойчивый рост и независимость экономики от внешних факторов. По мнению М.М. Касьянова, решению этой задачи будет способствовать поддержка среднего и малого бизнеса, разрабатывающего новейшие технологии.
29 сентября 2002 года - Председатель Правительства Российской Федерации М.М. Касьянов выступил перед депутатами Государственной Думы с докладом об основных принципах финансово-экономической политики на 2003 год. Он заявил, что главной задачей Правительства является повышение качества жизни россиян и на ее достижения должны быть направлены все усилия. В своем выступлении М.М. Касьянов указал на ряд экономических проблем, вызывающих обеспокоенность Правительства. Прежде всего это медленные темпы роста инвестиций в основные фонды. Подчеркнув, что в России крайне изношены производственные мощности, многие предприятия выработали свой ресурс, М.М. Касьянов привел данные, в соответствии с которыми за последние 8 месяцев инвестиции в промышленность выросли только на 2,5 процента.
Председатель Правительства также выразил надежду, что в 2003 году продолжится рост уровня собираемости налоговых платежей, а объем государственного долга снизится до уровня менее 40 процентов ВВП, что будет существенно меньше, чем у развитых стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития. По его словам, к концу нынешнего года объем государственного долга снизится до уровня менее 45 процентов. В связи с этим глава Правительства напомнил, что еще совсем недавно - в 1998 году- государственный долг России составлял около 150 процентов ВВП.
Особо в своем выступлении М.М. Касьянов остановился на межбюджетных отношениях Центра и субъектов Федерации. В частности, глава Правительства считает неприемлемым тот факт, когда регионы, получая финансовую помощь из федерального бюджета, в то же время располагают огромным чиновничьим аппаратом, а зарплата одного регионального чиновника порой гораздо выше оплаты труда федерального чиновника. При этом он отметил, что целью Правительства является не сокращение управленческого аппарата, но переход на новый уровень межбюджетных отношений. В этой связи он указал, что новая политика будет адекватно отражать уровни полномочий различных ведомств, структур, и регионов страны.
В Счетной палате РФ
25 сентября 2002 года – председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин выступил в Государственной Думе по проекту федерального бюджета на 2003 год. Он отметил, что проект бюджета на 2003 год отличается большей степенью проработанности по сравнению с аналогичными документами прошлых лет. Впервые базовые макроэкономические параметры бюджета рассчитаны с учетом планируемых изменений тарифов на продукцию естественных монополий. В то же время он высказал ряд замечаний по проекту:
- В отличие от прошлых лет в проекте федерального бюджета не в полной мере учтены макроэкономические риски внешнеэкономического характера. Так, Правительством России не предложен план действий по обеспечению исполнения федерального бюджета в 2003 году в случае снижения цен на нефть ниже прогнозируемого уровня в 21,5 долларов США за баррель.
- Почти 90% выделяемых на цели военной реформы ассигнований по-прежнему направляется на реализацию мер по сокращению численности военнослужащих. Другие меры по структурному преобразованию военной организации остаются без должного обеспечения. Необходимо изменить существующий порядок разработки и утверждения государственного оборонного заказа. Было бы также целесообразно рассмотреть возможность направления части доходов от экспорта вооружений на разработку новых образцов военной техники.
- Следует отметить и расширение секретной части бюджета. Так, засекречены статьи законопроекта, касающиеся доходов от деятельности загранучреждений, а также перечня объектов федерального имущества, подлежащих строительству и реконструкции за рубежом. Счетная палата считает, что в Бюджетном кодексе необходимо зафиксировать нормы, определяющие статьи федерального бюджета, подлежащие засекречиванию.
- Одной из наиболее актуальных проблем является необходимость обеспечения прозрачности финансового резерва.
- Исполнение федерального бюджета в последние годы сопровождается неуклонным ростом остатков по учету средств федерального бюджета. Назрела необходимость внести изменения в Бюджетный кодекс в части увеличения сроков заблаговременного доведения лимитов бюджетных обязательств.
- Счетная палата вынуждена констатировать, что Правительство России не завершило создание единой системы управления и учета государственного долга, как это требовал Президент России в своих бюджетных посланиях. В результате возникают сомнения по поводу точности оценок общих объемов государственного внешнего долга, а также адекватности прогноза динамики курса доллара по отношению к евро.
- Законопроект не решает задачу стабильного разграничения налогово-бюджетных полномочий и закрепления доходных источников за бюджетами разных уровней. В ходе рассмотрения законопроекта необходимо решить вопросы компенсации выпадающих доходов субъектов федерации и прежде всего акцизов на табак, а также финансирования федеральных программ развития ряда наиболее значимых с геополитической точки зрения регионов.
В целом Счетная палата полагает, что обсуждаемый законопроект может быть рассмотрен Государственной Думой в первом чтении с учетом представленных в ее заключении предложений и замечаний.
В Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
27 сентября 2002 года - на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК) рассматривались следующие вопросы:
О проектах Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, федерального закона “О системах заработной платы работников организаций бюджетной сферы”, постановления правительства Российской Федерации “О тарифных ставках (окладах) и других условиях оплаты труда рабочих отдельных должностей служащих организаций бюджетной сферы”.
В ходе обсуждения представители сторон работодателей и профсоюзов высказали следующие замечания и предложения: Концепция не дает ответа на вопрос, будет ли новая система оплаты труда более эффективна, зато значительно ее усложняет, делает непрозрачной; отсутствуют специалисты, которые могли бы заниматься нормированием труда, начислением заработной платы при переходе на новую систему, что приведет к расходам на их обучение и увеличению штатов; проведение реформы усложнит функционирование организаций бюджетной сферы и в целом скажется на ситуации в стране; минимальный размер ставок будет устанавливаться муниципалитетами дотационных субъектов РФ исходя из имеющихся средств, что повлечет разброс в оплате труда в разных регионах.
Как положительный момент отмечено поручение Матвиенко В.И. определить единый уровень оплаты труда (тарифные ставки), который был бы общим и гарантированным для всех субъектов РФ. Одновременно Матвиенко В.И. заверила, что реализация концепции не повлечет увеличения численности специалистов, занимающихся вопросами оплаты труда, и дополнительного расходования бюджетных средств на эти цели.
Комиссия решила:
- Принять к сведению информацию о ходе подготовки Концепции и перечисленных выше проектов нормативных правовых документов.
- Расширить численность рабочей группы, занимающейся разработкой Концепции путем включения в ее состав представителей Федерального Собрания Российской Федерации, представителей сторон работодателей и профсоюзов. Учесть прозвучавшие на заседании РТК замечания и предложения.
- Повторно обсудить Концепцию на рабочей группе РТК с предоставлением необходимых расчетов и докладами представителей отраслевых министерств.
- После доработки Концепции еще раз обсудить ее на заседании РТК.
На заседании были также рассмотрены вопросы о проблеме ВИЧ/СПИД в применении к трудовым отношениям в Российской Федерации, предложения по внесению изменений и дополнений в Регламент РТК и информация о проекте постановления Правительства Российской Федерации “О переносе выходных дней в 2003 году”.
В ФНПР
28 августа 2002 года – Исполнительный комитет Федерации независимых профсоюзов постановил провести 17 октября 2002 года общероссийскую акцию профсоюзов “За достойную заработную плату и социальные гарантии” в форме шествий, митингов, забастовок и приостановок работы.
Приложение 2
Парламентская хроника
11 сентября - к рассмотрению Госдумой в первом чтении подготовлены изменения в закон о профсоюзах. В соответствии с новым Трудовым Кодексом России депутаты предлагают изложить пункт 3 статьи 25 закона в следующей редакции: "Увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа". Без предварительного согласования с профорганизацией вышеперечисленные лица могут быть уволены на общих основаниях за прогулы и пьянство на рабочем месте.
Думский комитет по энергетике, транспорту и связи принял к рассмотрению новый вариант Федерального закона "О связи". Данный проект закона был рассмотрен и одобрен Правительством РФ 16 мая 2002 года. Новый законопроект направлен на развитие гарантий прав граждан РФ на доступ к сети связи общего пользования и получение универсальной услуги связи (институт универсального обслуживания). Также законопроект решает проблемы, возникающие в связи с правовым регулированием взаимосвязанности сетей электросвязи, оказанием услуг присоединения и пропуска трафика. Кроме того, новая редакция закона исключает возможность создания неравных условий на рынке телекоммуникационных услуг для традиционных и новых операторов связи. Профильный комитет Госдумы планирует рассмотреть данный законопроект и направить свои замечания и предложения до 17 октября 2002 года. Кроме того, комитет рекомендует Госдуме рассмотреть этот закон в период осенней сессии.
12 сентября - новый законопроект о банкротстве кредитных организаций может быть рассмотрен Думой до конца 2002 года. Такое мнение высказал 12 сентября председатель Комиссии Госдумы по банкротству, реструктуризации и ликвидации кредитных организаций Владимир Тарачев. По его словам, думский вариант законопроекта содержит несколько ключевых новаций. Предлагается отказаться от услуг арбитражных управляющих, которые являются индивидуальными предпринимателями. Конкурсным производством будет заниматься специализированная государственная организация - корпоративный ликвидатор. По мнению В.Тарачева, лучше всего на эту роль подходит Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Кроме того, из процедур банкротства исключается стадия наблюдения. Процесс ликвидации начинается сразу вслед за отзывом лицензии, а не с момента принятия судом решения о конкурсном производстве. Более четко определен порядок продажи активов, включенных в конкурсную массу, и процедура открытых торгов. Также в закон включены нормы раскрытия информации, направленные на повышение прозрачности всего процесса. Как отметил председатель думской комиссии, новая редакция законопроекта будет дополнительно согласована с новым базовым Законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Госдума приняла во втором чтении изменения в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". По словам председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Григория Томчина, ко второму чтению поступило более 100 поправок, из которых 60 было принято во внимание. Среди поправок, которые сегодня были учтены депутатами, содержится следующая: запрет на заключение соглашений между неконкурирующими на рынке субъектами не применяется к субъектам, совокупная доля которых не превышает 35%. Кроме того, в соответствии с поправками, антимонопольный орган должен быть уведомлен участниками в течение 45 дней со дня государственной регистрации о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ, а также о слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ.
13 сентября - состоялось пленарное заседание Госдумы. Приняты во втором и в третьем чтении проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О гражданской обороне", закрепляющий сложившуюся практику организации и осуществления в России мероприятий гражданской обороны, уточняющий полномочия Президента, Правительства и местных органов исполнительной власти, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", уточняющий основания для предоставления государственной защиты. Во втором чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях", регулирующий процедуру регистрации облигаций, эмиссии ценных бумаг и деятельность финансовых консультантов на рынке ценных бумаг. Во втором чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 18 и 20 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", восстанавливающий прежние размеры пенсий. Во втором чтении принят проект федерального закона "О внесении дополнения и изменений в статью 16 Федерального закона "О рекламе", вводящий ограничения на рекламу пива и алкогольных напитков.
Госдума приняла в третьем чтении законопроект, вносящий изменения в законы "О рынке ценных бумаг" и "О некоммерческих организациях". Госдума 13 сентября 2002 года приняла в третьем чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении изменений в закон "О некоммерческих организациях". Изменения в законодательство коснулись регистрации облигаций, регулирования эмиссий ценных бумаг и деятельности финансовых институтов на рынке ценных бумаг.
Одним из важных положений законопроекта является введение понятия "манипулирование ценами", что позволит обеспечить реальную защиту рынка от подобных операций. Документ определяет признаки манипулирования ценами и дает федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг право применять соответствующие меры к лицам, занимающимся такой деятельностью. Поправки в Закон "О рынке ценных бумаг" направлены также на совершенствование регулирования эмиссии и обращения облигаций с обеспечением. Законопроект создает правовую основу для выпуска облигаций, возврат средств по которым обеспечивается одним из способов, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (поручительством, банковской гарантией и др.). Документ предусматривает совершенствование требований, предъявляемых к содержанию проспекта эмиссии ценных бумаг и ежеквартальному отчету эмитента.
16 сентября - Госдума отклонила законопроект, обязывающий госорганы обращаться в суд о признании недействительными ничтожных сделок приватизации. Данный законопроект обязывал госорганы предъявлять в судебном порядке иски о признании недействительности сделок приватизации государственного и муниципального имущества, имеющих признаки ничтожных сделок. Также проект обязывал госорганы принимать меры по расторжению сделок отчуждения имущества акционерных обществ, приватизация которых признана в судебном порядке недействительной. По мнению думского комитета по собственности, данный законопроект противоречит действующему законодательству и нецелесообразен к рассмотрению.
Госдума приняла в третьем чтении проект федерального закона, определяющий новый порядок работы фондовой биржи. Согласно документу, юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом. Деятельность фондовой биржи может быть совмещена только со следующими видами деятельности: деятельность валютной биржи, товарной биржи, клиринговая деятельность, связанная с операциями с ценными бумагами и инвестиционными паями, деятельность по распространению информации, издательская деятельность, а также деятельность по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения юридическим лицом вышеуказанной деятельности должно быть создано структурное подразделение, которое будет заниматься этими видами деятельности. За данный законопроект проголосовали 356 депутатов, один воздержался, против нет.
Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Законопроект предусматривает ряд новаций, обусловленных требованиями федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О политических партиях". Так, гражданин России может быть выдвинут кандидатом на должность Президента РФ в порядке самовыдвижения (при условии его поддержки инициативной группой избирателей в количестве не менее 500 человек) либо политическими партиями и избирательными блоками. Выдвижение кандидата избирателями (инициативной группой избирателей) не предусматривается. В составе избирательного блока в обязательном порядке должна быть хотя бы одна политическая партия, наряду с которой в него могут входить и иные общероссийские общественные объединения, созданные в форме общественной организации и общественного движения. Самостоятельно участвовать в выборах Президента Российской Федерации указанные общественные объединения не вправе. Избирательный блок может состоять не более чем из трех участников. Не может быть выдвинут кандидатом на должность Президента РФ гражданин России, занимавший указанную должность и досрочно прекративший исполнение полномочий главы государства вследствие отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, если выборы Президента РФ назначены в связи с указанными обстоятельствами.
17 сентября - Думский комитет по законодательству подготовил законопроект, согласно которому ФГУПы не вправе сдавать в аренду на срок более пяти лет принадлежащее им недвижимое имущество. Автор законопроекта депутат Константин Севенард предлагает изложить статью 295 Гражданского кодекса Российской Федерации в следующей редакции: "Предприятие не в праве сдавать в аренду на срок более пяти лет принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество. Порядок дачи согласия на аренду недвижимого имущества на срок до пяти лет, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, устанавливается Правительством РФ. Продажа имущества, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения, передача его в залог, внесение в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также иной способ распоряжения этим имуществом производится в порядке, установленном федеральными законами о приватизации государственного и муниципального имущества, иными законами Российской Федерации". По мнению депутата, принятие данного законопроекта позволит устранить бесконтрольное отчуждение государственного имущества. Правительство РФ данный законопроект не поддерживает.
Госдума приняла во втором чтении законопроект "О внесении дополнений и изменений в ст.16 ФЗ "О рекламе". В частности, во втором чтении документ был дополнен следующей поправкой: "реклама пива, распространяемая любыми способами, не должна дискредитировать лиц, не употребляющих пиво, обращаться непосредственно к несовершеннолетним, содержать информацию о безвредности пива, распространяться в средствах массовой информации, специализация или тематика которых включает в себя вопросы охраны здоровья, охраны окружающей среды, образования, физической культуры; распространяться на первой и последней полосах газет, а также на обложках журналов".
Госдума приняла в третьем чтении проект федерального закона, определяющий новый порядок работы фондовой биржи. Согласно документу, юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом. Деятельность фондовой биржи может быть совмещена только со следующими видами деятельности: деятельность валютной биржи, товарной биржи, клиринговая деятельность, связанная с операциями с ценными бумагами и инвестиционными паями, деятельность по распространению информации, издательская деятельность, а также деятельность по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения юридическим лицом вышеуказанной деятельности должно быть создано структурное подразделение, которое будет заниматься этими видами деятельности. За данный законопроект проголосовали 356 депутатов, один воздержался, против нет.
18 сентября - состоялось утреннее пленарное заседание Госдумы. На заседании принят в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР № 948-1 от 22.03.1991г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Предполагается, что антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями в течение 45 дней со дня государственной регистрации создания, слияния или присоединения некоммерческих организаций, если в состав участников этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций. Также антимонопольный орган должен быть уведомлен об изменении состава участников некоммерческих организаций, если в их состав входит не менее двух коммерческих организаций. Аналогично госорган уведомляется о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ, а также о слиянии или присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ. В соответствии с законопроектом хозяйствующие субъекты, суммарная стоимость активов которых по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ, или субъекты, внесенные в реестр организаций, имеющих долю на рынке более 35%, обязаны уведомить антимонопольный орган об избрании физических лиц в исполнительные органы, Советы директоров в течение 45 дней с момента избрания.
В Госдуме создан экспертный совет по негосударственным пенсионным фондам. По словам председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрея Селиванова, хотя при комитете существует большой экспертный совет, через который проходят все законопроекты, члены комитета сочли необходимым создание профильного совета, который занялся бы исключительно вопросами развития негосударственного пенсионного обеспечения. А.Селиванов также отметил, что в состав экспертного совета вошли депутаты Думы и руководители ряда негосударственных пенсионных фондов. В ближайших планах совета обсуждение поправок, поступивших в комитет ко второму чтению, к законопроекту "О внесении изменений в Закон "О негосударственных пенсионных фондах". Следующим шагом после принятия этого законопроекта будет работа над проектом о добровольном пенсионном обеспечении.
Думский комитет по собственности одобрил ряд законопроектов. 18 сентября Комитет рекомендовал принять в первом чтении законопроект “О внесении изменений и дополнений в ст.66 Федерального закона “Об акционерных обществах”. В случае принятия законопроекта миноритарные акционеры, владеющие в совокупности 20-ю и более процентами голосующих акций, смогут избирать в совет директоров, по крайней мере, одного представителя. Рекомендуется также принять в первом чтении законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Данным законопроектом предусматривается исключить из числа лицензируемых деятельность по реализации нефти, газа и продуктов их переработки. В настоящее время в соответствии со ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” лицензированию подлежит деятельность бензозаправочных станций. В связи с этим предприятие вынуждено получать две лицензии на один и тот же вид деятельности. Кроме того, Комитет принял решение рекомендовать депутатам Госдумы принять в первом чтении законопроект “О несостоятельности (банкротстве)” с учетом президентских поправок.
20 сентября - Госдума приняла в первом чтении законопроект, ограничивающий возможности проведения референдума в РФ. Законопроектом вносятся дополнения, предусматривающие установление запрета инициирования федеральных референдумов в период проведения федеральных избирательных кампаний, а также в случаях, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ, Госдумы, Федерального Собрания РФ, в военное время или в случае объявления чрезвычайного положения. Председатель Комитета по государственному строительству Валерий Гребенников, остановившись на правовых проблемах законопроекта, рекомендовал поддержать проект и сказал, что проект имеет цель предотвратить столкновение интересов двух кампаний: референдума и выборов в Госдуму.
Комитет по энергетике, транспорту и связи рассмотрел законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О связи”, внесенный Правительством. В нем регулируются отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей и сооружений электрической и почтовой связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электрической и почтовой связи.
В документе отмечается, что работы по прокладке линий связи в приграничной зоне и территориальном море РФ должны осуществляться при участии специалистов федерального органа исполнительной власти в области связи, которым должен быть обеспечен свободный доступ к проводимым работам. Надзор за деятельностью в этой области возлагается на создаваемое при соответствующем федеральном органе специализированное учреждение - орган государственного надзора за связью.
Согласно законопроекту, базы данных, созданные операторами и содержащие сведения об абонентах и оказываемых им услугах, подлежат защите как документы конфиденциального характера. Присвоение радиочастоты для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется радиочастотной службой по заявлениям граждан РФ и юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ.
Комитет по бюджету и налогу подготовил к первому чтению законопроект “О признании утратившими силу некоторых актов РФ по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте”, внесенный Правительством.
В документе предлагается с 1 января 2003 года отменить налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
Принятие законопроекта, по мнению Правительства, будет способствовать дальнейшему сокращению теневого сектора купли-продажи валюты.
В Комитете по бюджету и налогам рассматривается законопроект "О внесении дополнения в статью 73 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", разработанный депутатами Игорем Анненским, Александром Бездольным, Николаем Гончаром, Александром Жуковым, Михаилом Задорновым, Валерием Зубовым, Павлом Медведевым, Владиславом Резником, Владимиром Тарачевым, Александром Шохиным.
Депутаты предлагают предоставить право Банку России проводить повторную проверку деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период на основании решения Совета директоров Банка России, принятого в соответствии с мотивированным ходатайством территориального учреждения Банка России в целях оценки финансового состояния кредитной организации. Это право, по мнению разработчиков, необходимо Банку для совершенствования его ключевой функции - банковского регулирования и банковского надзора за исполнением законодательства кредитными организациями и банковскими группами.
С принятием законопроекта, отмечают его инициаторы, у Банка России существенно расширятся возможности оперативного реагирования на изменения ситуации в банковской системе, поддержания стабильности и защиты интересов их вкладчиков и кредиторов.
Комитет по аграрным вопросам подготовил к рассмотрению законопроект “О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей”, внесенный депутатом Геннадием Куликом. Он предлагает распространить действие указанного закона на рыболовецкие артели (колхозы), являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, через дополнение третьего абзаца статьи 2 закона следующими словами: "в том числе рыболовецкие артели (колхозы), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которых составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции”.
Комитет по собственности рассмотрел Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", отклоненный Президентом, и принял решение рекомендовать Госдуме одобрить текст документа с учетом поправок главы государства.
По мнению председателя Комитета Виктора Плескачевского, предложения Президента существенно уточняют отдельные положения закона, что приведет к его более единообразному применению как арбитражными судами, так и заинтересованными сторонами в деле о банкротстве.
Как отмечалось на заседании Комитета, поправки носят главным образом технический характер и не меняют основного содержания текста закона. Так, введение новой статьи 1151 об особенностях завершения банкротства при исполнении обязательств должника другими кроме должника сторонами или третьими лицами, потребует внести изменения только в нумерацию статей с корректировкой перекрестных ссылок на статьи, пункты и абзацы, содержащихся в законе.
23 сентября - Думский Комитет по энергетике, транспорту и связи подготовил законопроект, предусматривающий определение правовых рамок деятельности транспортных экспедиторов. Цели законопроекта: создание условий для обеспечения предоставления качественных услуг, связанных с перевозкой груза, установление единообразных требований к экспедиторам и клиентам при выполнении договора транспортной экспедиции, определение прав, обязанностей и ответственности грузовладельцев и экспедиторов в процессе экспедирования груза, повышение экономической эффективности перевозок грузов. Законопроект предусматривает, в частности, определение правовых рамок деятельности транспортных экспедиторов в сочетании с законодательством РФ в области транспорта и соответствующими международными правовыми стандартами, а также обеспечение защиты интересов транспортных экспедиторов-предпринимателей и пользователей транспортно-экспедиционных услуг. Кроме того, законопроект определяет обязанность предъявления экспедитору претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, а также круг лиц, имеющих право на предъявление претензии. В законопроекте устанавливается сокращенный по отношению к сроку предъявления претензии перевозчику срок - 5 месяцев. Также установлен сокращенный срок исковой давности в 1 год.
Думский Комитет по энергетике, транспорту и связи на своем заседании одобрил пакет правительственных законопроектов по реформированию электроэнергетики. В соответствии с правительственным пакетом законопроектов, включающим законопроекты "Об электроэнергетике", "О введении в действие закона об электроэнергетике" и "О государственном регулировании тарифов на тепловую электроэнергию", доля государственного участия в собственности Системного оператора будет наращиваться (сейчас в законе она определена не менее 52%). Также документами предусматривается, что до 2005 года сохранится действующий порядок государственного регулирования цен и тарифов. В 2005 году государство будет устанавливать предельный уровень цен только в дефицитных и изолированных секторах экономики. Кроме того, государство будет иметь право вето на любые решение Администратора торговой системы.
24 сентября - Комитет по бюджету и налогам подготовил к первому чтению законопроекты “О внесении изменений и дополнений в статью 229 части второй Налогового кодекса РФ” и “О внесении изменений и дополнений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ”, внесенные Сергеем Широковым.
В статью 229 части второй НК депутат предлагает уточнить сроки подачи налоговой декларации, если декларирование не является обязанностью, а осуществляется с целью получения вычетов.
Дело в том, что НК определяет срок подачи декларации до 30 апреля каждого года для тех, кто обязан это делать. Одновременно он напрямую не устанавливает крайний срок подачи декларации для лиц, не обязанных подавать декларацию, но реализующих свое право на налоговые вычеты. Этим пользуются сотрудники налоговых органов, считающие, что в случае подачи декларации после 30 апреля налогоплательщики, добивающиеся налоговых вычетов, например, за перечисление денег на обучение или строительство жилья, должны подвергаться крупным денежным штрафам по статье НК “За непредоставление налоговой декларации”. Поправка призвана устранить несправедливость, разрешая лицам, добивающимся права на налоговые вычеты, подавать декларацию после 30 апреля.
В связи с тем, что глава 23 НК содержит большое количество абсолютных величин, выраженных в российских рублях, С.Широков предлагает исчислять уровень налогообложения с учетом инфляции и законодательно закрепить проведение ежегодной индексации этих налоговых величин в соответствии с ростом потребительских цен. Проведение такой индексации, начиная с 2003 года, следует закрепить за Правительством, которое в начале каждого года будет выпускать постановление и в нем доводить новые проиндексированные величины на год.
При этом следует иметь ввиду, что в главе НК “Акцизы” на большинство подакцизных товаров установлены твердые ставки налога. Однако Правительство как субъект законодательной инициативы периодически вносит проекты законов, направленных на увеличение акцизных ставок с учетом инфляции. То же самое делается при индексации уплаты земельного налога.
25 сентября - Совет Федерации одобрил проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Одним из важных положений законопроекта является введение понятия "манипулирование ценами", что позволит обеспечить реальную защиту рынка от подобных операций. Документ определяет признаки манипулирования ценами и дает федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг право применять соответствующие меры к лицам, занимающимся такой деятельностью. Поправки в Закон "О рынке ценных бумаг" направлены также на совершенствование регулирования эмиссии и обращения облигаций с обеспечением. Законопроект создает правовую основу для выпуска облигаций, возврат средств по которым обеспечивается одним из способов, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (поручительством, банковской гарантией и др.). Документ предусматривает совершенствование требований, предъявляемых к содержанию проспекта эмиссии ценных бумаг и ежеквартальному отчету эмитента.
26 сентября - профильный комитет Госдумы рекомендовал депутатам отклонить законопроект, резко ограничивающий в правах оффшорные компании. Данный законопроект запрещал оффшорным компаниям осуществлять экспортно-импортные операции, валютные операции, участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества, а также иметь в собственности акции открытых акционерных обществ. По мнению Комитета, принятие данного законопроекта нецелесообразно, поскольку, как показывает международная практика, меры запретительного характера в отношении деятельности оффшорных компаний не дают желаемого результата.
Думский комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять во втором чтении законопроект, препятствующий "отмыванию" преступных доходов. Комитет рассмотрел более 15 поправок к данному законопроекту. В частности, было уточнено понятие "операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю". В эту категорию включены операции с наличными денежными средствами на сумму свыше 600 тыс. руб., зачисление или перевод на счет денежных средств, получение кредита или займа, а также операции по банковским вкладам. Операции с денежными средствами подлежат контролю также в случае, если одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которого имеются сведения о его причастности к экстремистской деятельности.
ТПП РФ направила в Минфин и Минэкономразвития альтернативный законопроект "О плате за негативное воздействие на окружающую среду". Данный законопроект был разработан по инициативе Комитета по устойчивому развитию и экологии и Департамента по законодательству ТПП РФ и является альтернативным проекту аналогичного закона, подготовленному Министерством природных ресурсов и внесенному в Правительство РФ 24 июля 2002 года. В частности, в сопроводительном письме Президента ТПП РФ говорится, что "данный законопроект существенно затрагивает интересы сотен российских предприятий. Экономически необоснованное завышение платы за негативное воздействие на окружающую среду способно заметно ухудшить условия деятельности российских предприятий, снизить конкурентоспособность отечественных товаров и продукции на мировых рынках". Для выработки в кратчайшие сроки согласованного варианта законопроекта "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" Президент ТПП предложил создать рабочую группу при Правительстве РФ.
Информация представлена интернет-порталом "Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса"