Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Проблемы и пути решения взаимодействия производителей и переработчиков сельхозпродукции

Туржанов С.А.
Директор Департамента малого бизнеса
г.Алматы

24.05.2002г.

В своем недавнем послании народу Казахстана Президент РК Н.А.Назарбаев определил задачу возрождения села как приоритетную на ближайшие три года. Именно этой проблеме посвящено послание. Вместе с тем, “поддержка аула не будет заключаться в повальном государственном субсидировании и безвозвратном финансировании. Она должна быть селективно направлена только на те территории, которые перспективны с позиции жизнедеятельности человека и функционирования рынка”.

Как предпринимательство города Алматы понимает и решает поставленные Президентом задачи в сфере развития сельского хозяйства?

В Алматы за последние годы заметно нарастили свои мощности предприятия, перерабатывающие сельхозпродукцию. В городе действуют пять крупных молочных комбината, 56 колбасных цехов, предприятия по переработке плодоовощной продукции, значительное количество линий по выпуску соков. Только за минувший 2001 год общий объем производства пищевых продуктов по г.Алматы достиг 33081,4 млн.тенге. Возросло производство большинства из учитываемых продуктов питания, а выпуск некоторых из них увеличился более чем в полтора раза, это: консервы мясорастительные – 216,7%, масло подсолнечное рафинированное – 247,3%, молоко обработанное жидкое и сливки – 186,5%, кетчуп и соусы томатные – 229,3%, майонез –155,2%. Но сырье для этих предприятий – молоко, мясо, рыбу, овощи, фрукты – до 80% завозят из Узбекистана и Киргизии. Сегодня эти Республики развиваются за счет нас, в то время как свои хозяйства чахнут, приходят в запустение. Очень много заброшенных ферм. В каждом из прилегающих к Алматы районе от 10 до 20 тыс. га незадействованных поливных, пахотных земель. У фермеров нет средств на развитие, к ним не идут инвесторы. Приведу один пример в масштабах республики: из 8 заводов по производству сахара сохранились 4, которые обеспечиваются местным сырьем не более чем на 10%. Из местного сырья вырабатывается 5% потребности республики в сахаре, а остальное завозится извне по цене 1,5-2 раза дороже. Надо отметить, что и финансовые средства, выплачиваемые за импортируемое сырье, уходят за пределы страны, не принимая участия в её экономике. Хотя в лучшие годы Казахстан мог удовлетворить до 25-30% потребности внутреннего рынка за счет собственного сырья.

Все это побудило нас вернуться к старой концепции советских времен – создания вокруг Алматы сельскохозяйственного кольца по различным направлениям: мясного, молочного, прудового, овощного в радиусе 70 км., объединяющего в единую технологическую цепь фермерские хозяйства Алматинской области, входящие в эту зону, и перерабатывающие предприятия пищевой промышленности города.

Алматы – это большой рынок. Город переполнен деньгами и своими потенциальными отечественными инвесторами. Естественно перед городским и областным акиматами встал вопрос, чем и как привлечь своих инвесторов, их средства к развитию сельхозпроизводства пригородных районов.

Именно эту проблему мы хотим всесторонне обсудить вместе с Вами.

Наша цель: объединить усилия сельхозпроизводителей Алматинской области и перерабатывающих предприятий пищевой промышленности г.Алматы для создания мощной сырьевой базы в сельском кольце города.

В настоящее время производители сельскохозяйственной продукции не имеют информации о потребностях рынка, у них нет необходимого стартового капитала для организации своей деятельности, залогового имущества, оборудования, транспорта и т.п. Для активизации работы в сфере сельского хозяйства предлагаем создать торгово-закупочные кооперативы, которые будут заниматься организацией деятельности сельхозпроизводителей, т.е. необходимо достаточно четко определить механизмы взаимодействия города и села через торгово-закупочные кооперативы. Все функции – по финансированию производителей посредством получения кредитных ресурсов из банков второго уровня, налаживанию связей с потребителями сельхозпродукции, заказом и реализацией произведенной продукции, обеспечением производителей сырьем (оборудованием, машинами, семенами и т.п.), транспортные услуги (перевозка и доставка продукции) должны взять на себя торгово-закупочные кооперативы. А сельчанин, в свою очередь, должен заниматься только производством сельхозпродукции – выращивать овощи и фрукты, увеличивать поголовье скота, надои, привесы и т.п.

Кроме того, в схеме работы торгово-закупочных кооперативов должна быть предусмотрена гарантия оплаты со стороны переработчиков сельхозпроизводителям. Очень важно, чтобы посредством кооперативов работали финансовые схемы, предусматривающие доступные процентные ставки, хотя бы 11% годовых. Торгово-закупочным кооперативам необходимо искать пути решения вопроса залогов. Ведь уже была практика предоставления кредитов непосредственно фермерам. Но, как правило, кредиты, отданные сельхозпроизводителям, не возвращались. Поэтому и вопросы кредитования также должны взять на себя кооперативы.

В работе нашей конференции принимают участие представители банков южной столицы. Сегодня именно финансовые учреждения испытывают большие трудности при оценке бизнес-проектов. Из-за отсутствия необходимой информации банки не могут без риска для себя решить, какие именно направления выгодно прокредитовать.

Я хочу обратиться к присутствующим здесь акимам сельских районов. Никто лучше Вас не ответит на вопрос: куда инвестировать деньги из города на развитие села? Какие хозяйства способны принять активное участие в нашем общем процессе, стать составляющей частью технологической цепочки.

Только, объединив усилия всех присутствующих сторон мы можем рассчитывать на успех.

Таким образом, состыковав город с селом, мы решим следующие задачи:

  • Привлечение инвесторов (городских предпринимателей, акционеров крупных перерабатывающих предприятий пищевой промышленности) для реконструкции сельскохозяйственных ферм пригорода, наращивания их мощности, внедрения новых технологий с целью организации работы предприятий, производящих продукты питания исключительно на местном сырье.


  • Создание благоприятных условий для притока инвестиций в экономику города (вложение свободных средств состоятельных городских предпринимателей в развитие пищевой отрасли).


  • Широкое развитие в зоне создаваемого кольца малого предпринимательства, увеличение занятости сельских тружеников, улучшение инфраструктуры прилегающих к городу поселков.


  • Значительное удешевление продуктов питания первой необходимости (мясных, молочных, рыбных изделий).


  • Содействие в насыщении внутреннего рынка г.Алматы продуктами питания с учетом спроса населения.


  • Увеличение объемов производства пищевой промышленности, создание новых рабочих мест в г.Алматы.

Задачи, как видите, не из легких. Но они требуют своего безотлагательного решения и я на 100% солидарен с выбранным курсом нашего Президента, направленного на подъем сельского хозяйства.

Если вы помните, в прошлом году в хозяйствах Алматинской области был выращен не плохой урожай картофеля, огурцов, помидоров. Но какое колоссальное количество этой продукции пропало, не нашло своего применения. Можно возразить, что всё определяет рынок. И если производитель не нашел сбыта для своей продукции, то это его проблемы. Я думаю, что это не правильный подход. Здесь необходимо государственное регулирование, организация маркетинговых исследований. На совещании у Президента РК, состоявшегося 10 апреля текущего года, было дано поручение по созданию региональных центров содействия предпринимателям по оказанию маркетинговых услуг.

В этом направлении Департаментом малого бизнеса предприняты некоторые шаги по организации консалтинго-маркетингового центра в Алматы. Создана и успешно начала свою деятельность Казахстанская Ассоциация маркетинга. Мы рассчитываем именно на помощь этой Ассоциации в части исследования объемов предложения и сбыта пищевых продуктов, потребностей перерабатывающих предприятий в сельхозсырье. Какого конкретного направления хозяйства нужно поднимать, чтобы их продукция была востребована? Уже сегодня открыт специализированный маркетинговый WEB-сайт, издается журнал “Маркетинг товаров и услуг”. Но малый и средний бизнес не в состоянии вкладывать свои средства в маркетинговые исследования, поэтому основными заказчиками здесь должны выступить бизнес-ассоциации, финансовые учреждения.

В целях координации деятельности предприятий перерабатывающей промышленности по инициативе Департамента малого бизнеса г.Алматы создана: Ассоциация производителей молока и молочной продукции, Ассоциация рестораторов г.Алматы, которые объединяет ___ ресторанов, кафе и других точек общественного питания. Они являются потенциальными потребителями продукции как сельхозпроизводителей, так и перерабатывающих предприятий пищевой промышленности города. Нужно расширить круг отраслевых ассоциаций, создать союзы предприятий по переработке мяса, рыбы, растениеводческой продукции и т.д.

Совсем недавно создана ассоциация “Казахстанский лизинг”, которая активно готовит предложения по созданию благоприятных законодательных, инвестиционных условий для развития лизинга, в том числе и при покупке сельскохозяйственной техники. Это – новая и эффективная альтернатива приобретения имущества в собственность и возможность получения прибыли быстро. К сожалению, сегодня нет государственных гарантий лизингодателю, и дает он новую дорогостоящую технику клиентам с огромным риском. Новый Налоговый кодекс также игнорирует лизинг. Все это сдерживает развитие новой формы предпринимательства. Поэтому много предстоит сделать в разработке правовой и экономической политики лизинга.

Хочу остановиться еще на одной проблеме, связанной с производством пищевых продуктов. Ведь все мы, прежде всего потребители. Сегодня оставляет желать лучшего качество выпускаемых продуктов питания. Никто из нас не уверен, что мясо, из которого производится колбаса – качественное, а не завезено по бросовой цене из ближнего или дальнего зарубежья. В то время как у наших сельчан есть все возможности поставлять в город свою собственную натуральную свежую продукцию. Безусловно, здесь должны создать прочный барьер наши санитарные, таможенные, ветеринарные службы.

Особую тревогу вызывает детское питание, которое практически не производится на местах. Здоровье наших детей полностью отдано на откуп зарубежных производителей. Остается открытым и вопрос организации полноценного школьного питания. Пришло время разработать систему здорового питания не только для детей, но и всего населения Республики. Хочу надеяться, что сегодняшняя наша встреча положит начало большой работе по реализации поставленных задач.

Еще одна немаловажная проблема – это подготовка квалифицированных кадров. У нас есть ВУЗы, которые в достаточном количестве выпускают специалистов – технологов перерабатывающих отраслей пищевой промышленности. Но сегодня дипломированный специалист не востребован на рынке труда. То есть их обучают теории, которая оторвана от реального производственного процесса. Или же готовят специалистов таких профилей, которыми рынок насыщен. И мы опять возвращаемся к необходимости маркетинговых исследований и в этом направлении.

Уважаемые дамы и господа!

Я сегодня остановился лишь на некоторых наиболее злободневных проблемах и попытался изложить мое видение путей их решения. Хочу надеяться, что сегодняшняя наша встреча положит начало большой работе по реализации поставленных задач.


Информация представлена интернет-порталом Департамента малого бизнеса Аппарата Акима г.Алматы

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости