Опубликовано в Бюллетене "Деловая мысль" (Центр предпринимательства США-РОССИЯ)
Автор: Владимир Маркин, Председатель совета директоров ГК «Энергоэффективные технологии»
Снижение издержек является приоритетной задачей для большинства компаний, перешедших из состояния планового развития в состояние борьбы за выживание в условиях кризиса. Первыми антикризисными мерами у многих были массовые сокращения работников и отказ от комфорта и непроизводственных затрат. Эти мероприятия не дали ожидаемого результата, а скорее привели к снижению объема выпуска при сохранении, а порой и увеличении ее себестоимости и сохранении неизменного качества. Поэтому «антикризисные» меры не привели к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Возникает осознание того, что нужен анализ структуры себестоимости и определение наиболее значимых направлений, которые помогут не только остаться «на плаву» после рецессии, но и вывести компанию в лидеры.
Удельный вес энергетических затрат в общих инфраструктурных издержках предприятий и организаций зависит от специфики, характера деятельности, уровня реализации энергоэффективных проектов и т.д., но все-таки можно выделить и общие закономерности, характерные для большинства промышленных предприятий и организаций сферы услуг.
Общие инфраструктурные издержки на тепло- и энергоснабжение складываются из затрат, обусловленных реализованными проектными решениями объекта, и затрат на его техническое обслуживание и эксплуатацию. Поэтому борьбу с инфраструктурными издержками целесообразно вести, повышая качество и эффективность, как заложенных проектных решений, так и технического обслуживания и эксплуатации.
Какие издержки обусловливаются проектным решением в области инженерных и энергетических систем предприятия?
На этапе проектного решения производится выбор:
- основного и резервного видов топлива;
- схемы энергоснабжения, которая включает в себя подбор оборудования, схемы генерации (когенерация, тригенерация), организацию системы теплоснабжения (оптимизация гидравлических и температурных параметров и пр.) и электроснабжения (выбор и размещение оборудования);
- уровня автоматизации;
- энергосберегающих приборов и материалов (установка радиаторных термостатов дает 6-7% экономии, контроллеров – 10-15% экономии, теплосчетчиков – 10-40% экономии, создание систем лучистого и/или воздушного отопления – 10-25%, конвекторы с механическим побудителем – 7%).
Из чего складываются издержки по техническому обслуживанию и эксплуатации?
Из необходимого документарного сопровождения выполняемых работ, общения с контрольными и надзорными органами, выполнения текущих работ, выполнения профилактических работ, организации учета, организационно-дисциплинарных воздействий на персонал (режимы работы предприятия) и т.д. При этом известно, что автоматизация, учет и мониторинг (программный отпуск тепла) приносят 3% экономии. Также важно стимулирование персонала (регламент работы, пропаганда экономии энергии).
Из всего вышеизложенного очевидно, что существует два принципиально разных направления:
- повышение эффективности инженерного комплекса;
- повышение эффективности его обслуживания и эксплуатации.
Если с первым практически все согласны, и уровень реализации энергоэффективных решений зависит только от воли руководства и возможности предприятия, то по второму направлению ведутся жаркие споры о том, как целесообразнее организовать обслуживание и эксплуатацию? Как лучше поступить? Пытаться повышать эффективность и качество обслуживания через собственные службы или отдать все инженерные системы на аутсорсинг специализированной организации?
...