Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бизнес по-русски: можно ли по-честному?

А. Сухаренко,
директор Центра изучения новых вызовов
и угроз национальной безопасности РФ при ПИГМУ

Многочисленные исследования показывают, что коррупция остается одной из главных проблем отечественного бизнеса. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, 56% предпринимателей оценивают уровень коррумпированности отношений бизнеса и власти как высокий. В свою очередь 33% респондентов считают, что она является одним из основных препятствий на пути вхождения России в число мировых лидеров.

Основными причинами широкой распространенности коррупции, по их мнению, являются: принуждение бизнеса к коррупционным действиям чиновниками (50% респондентов), высокая эффективность коррупционных действий по сравнению с законными путями решения проблем (39%), укоренённость коррупции как «нормы жизни» в сознании как предпринимателей, так и населения в целом (32%), а также убеждённость части предпринимателей в том, что нормы закона не позволяют вести нормальную предпринимательскую деятельность, и чтобы выжить, бизнес вынужден вступать в коррупционные связи с чиновниками (28%).

Сходные выводы содержатся и в исследовании компании «PricewaterhouseCoopers» (PwC). Согласно ее опросу, 63% топ-менеджеров сталкивались с попытками взяточничества, а то, что давление властей за последние пять лет выросло, отмечают 56%. Еще 71% респондентов ожидает, что в последующие пять лет это давление будет только усиливаться. Кроме того, 45% респондентов признались, что отказывались от выхода на рынки из-за коррупционных рисков, а 42% предположили, что их конкуренты платили взятки.

Как показало исследование аудиторской компании «Ernst&Young», самым действенным способом получения контрактов и сохранения бизнеса в условиях кризиса является взятка (25% из 2246 менеджеров крупных компаний допускают это). В России этот показатель ещё выше – 43% из 102 респондентов. По толерантному отношению к взяткам Россия стоит в одном ряду с Турцией (53%), Чехией (43%) и Испанией (38%).

Примечательно, что если в развитых странах одним из главных рисков, связанных с коррупцией, является репутационный, то в России к репутации компании относятся с меньшим пиететом. У нас обвинения в коррупции более персонифицированы, тогда как за рубежом это в первую очередь риск для самой компании.

Согласно опросу международной организации «Transparency International» (TI), среди 22 ведущих стран-экспортеров (на них приходится 75% мирового экспорта и прямых инвестиций) Россия занимает последнее место с рейтингом в 5,9 балла по шкале от 0 до 10, где 10 баллов - наименьшая вероятность использования взяток для продвижения своего бизнеса за рубежом. Российские бизнесмены оказались более склонными давать взятки, чем их коллеги из стран группы БРИК (крупнейших стран с развивающейся экономикой) - Бразилии (7,4 балла), Индии (6,8 балла) и Китая (6,5 балла). В предыдущих исследованиях «TI» российский бизнес также получал не самые высокие оценки: в 2002 г. - 3,2 балла (21 место) и 2006 г. - 5,16 балла (28 место).

В этой связи неудивительно, что отечественные бизнесмены активно используют различные коррупционные схемы для продвижения за рубежом. Так, в августе 2005 г. А. Яковлев, бывший сотрудник закупочный службы ООН, признался в получении «откатов» от иностранных фирм за содействие в получении выгодных контрактов в рамках гуманитарной программы ООН в Ираке «Нефть в обмен на продовольствие». Среди его клиентов было несколько российских компаний. В октябре 2007 г. окружной суд Нью-Йорка приговорил к 4 годам тюрьмы и штрафу в 73 тыс. долларов бывшего главу административно-бюджетного комитета Генассамблеи ООН В. Кузнецова, отмывшего для А. Яковлева более 300 тыс. долларов.

А. ЯКОВЛЕВВ. КУЗНЕЦОВ

По заключению Комиссии по расследованию злоупотреблений при реализации программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», за период с марта 2001 г. по декабрь 2002 г. российские компании через Посольство Ирака в Москве выплатили режиму С. Хусейна в виде «откатов» за участие в данной программе более 52 млн. долларов. В результате они закупили нефти на сумму в 19,2 млрд. долларов.

Продолжается расследование незаконной деятельности бывшего конгрессмена-республиканца К. Уэлдона, который, в частности, подозревается в лоббировании интересов газовой компании «Итера». По данным следствия, консалтинговая фирма его дочери заключила с «Итерой» контракт на раскрутку стоимостью в 500 тыс. долларов. Любопытно, что в июле 2009 г. окружной суд Вашингтона приговорил его помощника Р. Кэсо к 3 годам тюрьмы условно за сокрытие информации о получении его женой 19 тыс. долларов от «International Exchange Group» (IEG). Эта ныне несуществующая некоммерческая организация занималась развитием российско-американского делового обмена, включая нераспространение оружия массового уничтожения. Между тем, по мнению следствия, IEG действовала в интересах российских компаний, собирая для них информацию и работая над созданием благоприятного имиджа.

К. УЭЛДОН Р. КЭСО

Отечественные сырьевики оказались связаны с бывшим влиятельным лоббистом Дж. Абрамоффым, который был осужден в сентябре 2008 г на 4 года тюрьмы за мошенничество, уклонение от уплаты налогов и дачу взяток. По данным следствия, он также подозревается в незаконном лоббировании интересов нефтяной компании «НафтаСиб» с помощью бывшего конгрессмена-республиканца Т. Дилэя.

Дж. АБРАМОФФТ. ДИЛЭЙ

Сразу в ряде стран отметился российский миллиардер О. Дерипаска, являющийся фигурантом нескольких расследований и судебных исков. То он катал на яхте двух высокопоставленных британских чиновников, то обращался за содействием к американским политикам.

К сожалению, несмотря на принятие Федерального закона об имплементации положений антикоррупционных Конвенций ООН (2003 г.) и СЕ (1999 г.), Уголовный кодекс РФ не претерпел существенных изменений в части криминализации коррупционных деяний и усиления ответственности за их совершение. До сих пор не отработан механизм привлечения к ответственности российских бизнесменов за подкуп иностранных должностных лиц. Отсутствует и федеральный закон о лоббистской деятельности в органах власти. По вполне понятным соображениям руководство страны не торопится подписывать Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (1997 г.) и СЕ «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (1999 г.), а также вводить уголовную ответственность юридических лиц за экономические преступления. Все это в немалой степени могло бы способствовать нормализации сложившейся ситуации.

Источник - Саратовский Центр по изучению проблем организованной преступности и коррупции

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости