Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Предложения по совершенствованию налогового законодательства в сфере ИКТ

Злыгостев Николай Николаевич
Эксперт в области налогообложения

Установление прогрессивной шкалы налогообложения

Мировой опыт в области налогообложения показывает, что доходы индивидуальных предпринимателей облагаются налогом по прогрессивной шкале налогообложения. Таким образом обеспечивается:

  • поступление доходов в бюджет в размере не менее, чем в случае применения линейной шкалы налогообложения;
  • облегчение налогового бремени для субъектов малого предпринимательства.

При этом минимальная налоговая ставка может составлять 10 или менее процентов. В некоторых странах минимальная налоговая ставка установлена в размере 0 процентов.

Возложение обязанности уплачивать единый социальный налог на работника

Налоговое бремя субъектов малого предпринимательства может быть снижено за счет возложения на работников обязанности по уплате единого социального налога.

В соответствии с мировым опытом распределение налоговой нагрузки может быть различным - от соотношения 1:1 до соотношения 1:3. При этом в Ирландии доля работника на социальное обеспечение возрастает при увеличении уровня доходов.

Установление предельного размера уплачиваемого единого социального налога

Единый социальный налог представляет собой страховые взносы за работника, вносимые непосредственно самим застрахованным лицом либо иным страхователем (работодателем). В то же время расходы на социальное обеспечение ограничены, а это означает и ограниченность страховых взносов.

Согласно мировому опыту предлагается установить предельный размер страховых взносов, уплачиваемых работником и (или) работодателем.

Применение упрощенной системы налогообложения при введении субъектом Российской Федерации единого налога на вмененный доход

Субъект малого предпринимательства не вправе перейти на упрощенный режим налогообложения в случае, если законодательным актом субъекта Российской Федерации введен единый налог на вмененный доход. В то же время предлагается разрешить субъектам малого предпринимательства переходить на упрощенную систему налогообложения с любой системы налогообложения.

Упрощения процедуры выбора нормы амортизации и применение субъектами малого предпринимательства ускоренной амортизации

Подразделение амортизируемого имущества на десять групп, а также установление срока использования такого имущества в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, существенно осложняет исчисление нормы амортизации.

С учетом мирового опыта разумно разбить амортизируемое имущество максимум на пять групп, а также предоставить налогоплательщикам право устанавливать срок использования имущества в соответствии с документами по его эксплуатации.

Кроме того, необходимо в Налоговом кодексе закрепить норму о праве субъектов малого предпринимательства применять ускоренную амортизацию.

Исключение из налогообложения курсовых разниц

В условиях нестабильности рубля, а также учитывая значительные объемы внешнеторговых сделок в сфере ИКТ расчеты между субъектами предпринимательства осуществляются, как правило, в рублях по курсу иностранных валют либо в иностранной валюте.

Российское законодательство, как и законодательство Израиля, предусматривает учет для целей налогообложения сумм переоценки прав, обязательств и имущества налогоплательщика, выраженных в иностранной валюте.

Вместе с тем переоценка по ценным бумагам, амортизируемому имуществу не принимается для целей налогообложения. Поскольку в мировой практике курсовые разницы, как правило, не учитываются для целей налогообложения, предлагается исключить такие доходы (расходы) при исчислении налогов.

Установление особого порядка при реализации имущества

Основным признаком развития сферы ИКТ является краткосрочное обновление основных средств, используемых в предпринимательской деятельности. В таком случае российское законодательство предусматривает налоговые изъятия в случае реализации устаревших основных средств и приобретения новых.

При исчислении налоговой базы при реализации имущества целесообразно предусмотреть:

  • увеличение остаточной стоимости на индекс инфляции;
  • исключение из доходов сумм, полученных при продаже имущества, находящегося на налоговом учете у организации в течение более 5 лет, и направленных на приобретение имущества той же амортизационной группы.

Перенос убытков на будущее без ограничений

В случае образования малый бизнес первоначально терпит убытки, которые могут быть покрыты, как правило, только за счет собственных источников (в отличие от крупных организаций, которые используют привлеченные средства).

Российское право предусматривает при переносе убытков на будущее не только ограничение по срокам такого переноса (10 лет), но и размера переносимых убытков (не более 30% от налоговой базы).

Предлагается исключить норму, ограничивающую размер переносимых убытков как необоснованно ограничивающую принятие в расходы потерь субъектов малого предпринимательства.

Принятие убытков от реализации амортизируемого имущества в полном объеме

Поскольку налог на прибыль исчисляется как сумма доходов, уменьшенных на сумму расходов, а также принимая во внимание, что убытки в целом по организации принимаются в уменьшение налоговой базы, целесообразно отменить норму о нормировании убытков от реализации амортизируемого имущества.

Данное нововведение послужит хорошим стимулом в части обновления основных средств, используемых в предпринимательской деятельсности.

Принятие в расходы процентов по долговым обязательствам

Субъекты малого предпринимательства испытывают острую потребность в привлеченных средствах. Заимствование осуществляется, как правило, под высокие проценты.

Непринятие в расходы высоких процентов по долговым обязательствам для целей налогообложения является экономически необоснованным, поскольку оно еще в большей степени ухудшает финансовое положение налогоплательщика. В данной ситуации логично исключить норму, ограничивающую принятие в расходы части процентов по долговым обязательствам.

Принятие в расходы затрат на НИОКР по полном объеме

Сфера ИКТ является наукоемкой областью предпринимательства. Расходы на НИОКР отвечают всем признакам расходов, принимаемых для целей налогообложения. В это связи предлагается исключить норму, предусматривающую нормирование данных затрат.

Введение свободных экономических зон

Как показывает мировая практика, зачастую льготное налогообложение применяется в свободных экономических зонах. В целях стимулирования развития сферы ИКТ возможно предоставление налоговых преференций в отношении субъектов малого предпринимательства, действующих на территориях свободных экономических зон.

Освобождение от налогов должно предоставляться на конкретный срок и зависеть от выполнения следующих условий

  • сумма реализации в год должна быть более определенной доли от суммы инвестиций;
  • инвестиции должны быть осуществлены в сумме не ниже, определенной законом;
  • заявитель должен дополнительно принять на работу работников в количестве не менее определенного законом.

Определение налогового органа, в котором индивидуальный предприниматель состоит на налоговом учете

Поскольку законодательством не определен конкретный налоговый орган, который индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять об изменении своего места жительства необходимо уточнить данную норму закона.

Уточнения требуют и иные нормы, согласно которым индивидуальные предприниматели (организации) должны сообщать определенные законом сведения по месту своего налогового учета.

Данное нововведение позволит исключить необоснованное применение штрафных санкций к индивидуальным предпринимателям при несоблюдении порядка уведомления налоговых органов.

Исключение нормы о постановке налогоплательщиков единого налога по месту осуществления деятельности

Поскольку вменение обязанности по постановке на учет налогоплательщиков по единому налогу по месту осуществления деятельности противоречит общим началам законодательства о налогах и сборах, целесообразно данную норму исключить. Это позволит исключить в свою очередь дополнительные издержки предпринимателя.

Уточнение порядка применения упрощенной системы налогообложения

Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, применения данного налогового режима ставится в зависимость от установление новых налогов и сборов.

В целях избежания налоговых рисков предлагается изменить норму, определяющую перечень налогов, которые не уплачиваются налогоплательщиком, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, нормой, согласно которой определяется перечень налогов, которые должен уплачивать субъект, перешедший на специальный налоговый режим.

Предлагается также отменить нормы, в соответствии с которыми

  • с 1 января 2005 года налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения являются только доходы, не уменьшаемые на сумму расходов;
  • уплачивается минимальный налог.

Изменение определения отчетного (налогового) периода по единому налогу на вмененный доход

В настоящее время активность субъектов Российской Федерации не ограничена законодательно, что позволяет им устанавливать небольшие по срокам отчетные периоды, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Предлагается законодательно установить отчетный период. При этом отчетным периодом считать квартал, а налоговым периодом - год.

Введение рекомендательных форм налогового учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей

Поскольку порядок, разработанный государственными органами, является не упрощением, а напротив - усложнением действовавшей системы учета, необходимо для индивидуальных предпринимателей (по аналогии с организациями) выработать рекомендации и основные требования по ведению налогового учета.

Освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость на основании показателей за предыдущий год

Освобождения от налога на основании показателей за три предшествующих последовательных календарных месяца, не отвечают принципу стабильности хозяйственной деятельности и не учитывают неравномерность (сезонность) получения доходов.

В этой связи целесообразно применять освобождения на основании данных за предыдущий год (сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не должна превышать в совокупности 12 миллионов рублей).

Исключение требований о представлении документов, подтверждающих право на освобождение от налога на добавленную стоимость

Поскольку на основании имеющейся у налогового органа бухгалтерской и налоговой отчетности, возможно сделать вывод о выполнении заявителем иных требований, выполнение которых является необходимых для освобождения от налога, предлагается исключить данную норму закона.

Разрешение на отказ от освобождения по налогу на добавленную стоимость в любой момент

Ограничение права на отказ от льготы противоречит общим принципам предоставления налоговых льгот. В этой связи данную норму предлагается исключить.

Уведомление налогового органа только в случае отказа от освобождения по налогу на добавленную стоимость

Представляется, что налоговый орган должен уведомляться в случае изменения применяемого порядка (отказа от льготы либо напротив, заявления о ее применении), а в иных случаях уведомления является излишним.

Лишение налогоплательщика права на освобождение только в случае недостоверного указания сведений, явившихся основанием для предоставления права на такое освобождение

Лишение налогоплательщика права на освобождение по той причине, что он представил документы, содержащие недостоверные сведения, по меньшей мере, нелогично, поскольку в документах содержится излишняя информация, которая может и не повлиять на правомерность применения льготы. Предлагается норму уточнить.

Исключение нормы о налоговой ответственности налогоплательщика, заявившего недостоверные сведения в целях применения освобождения по налогу на добавленную стоимость

Норма о взыскании санкций противоречит общим началам законодательства о налогах и сборах, поскольку санкции взыскиваются в судебном порядке и при наличии вины налогоплательщика. Кроме того, не урегулирован вопрос о взыскании санкций с налогоплательщика, выявившего самостоятельно ошибку. Предлагается данную норму исключить, что позволит осуществлять привлечение к ответственности в общеустановленном порядке.

Принятие к вычету налога на добавленную стоимость вне зависимости от момента направления уведомления об использовании права на освобождение

Запрет на принятие к вычету уплаченного налога по облагаемым налогом операциями противоречит общим принципам исчисления налога. Предлагается данную норму исключить.

Применение единого способа определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость

При применении продавцом метода определения налоговой базы по отгрузке в бюджет поступает налог, который еще не уплачен покупателем. При принятии в вычету уплаченного налога экономически целесообразно исключить возможность применения метода определения налоговой базы по отгрузке. И, наоборот, при применении метода определения налоговой базы по отгрузке необходимо исключить возможность применения второго метода (по оплате) и ввести норму, предусматривающую вычет налога в момент принятия товаров (работ, услуг).

Выполнение продавцом требований по выставлению счетов-фактур при реализации товаров в розницу

В целях принятия налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным в розничной сети, по целесообразно предусмотреть в качестве обязательного реквизита чека ККМ - сумму НДС, а в Налоговом кодексе - принятие к вычету сумм НДС, выделенных в чеках ККМ и бланках строгой отчетности.

Применение имущественных и профессиональных налоговых вычетов индивидуальными предпринимателями, незарегистрированными в установленном законом порядке

Права налогоплательщика же не должны ставится в зависимость от выполнения им предписаний гражданского права, если только невыполнение обязанностей, предусмотренных гражданским законодательством, не является безусловным препятствием применения законодательства о налогах и сборах. Указанная выше норма является непоследовательной, поскольку физические лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, исполняют обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в то же время они не имеют права на вычеты. Предлагается исключить норму, ограничивающие права налогоплательщика.

Принятие в расходы индивидуального предпринимателя суммы в размере 20% от заявленных доходов по определенным видам деятельности в случае отсутствия документов, подтверждающих осуществление таких расходов

Таблица принимаемых к вычету документально неподтвержденных расходов отражает во многом пересекающиеся области и не охватывает многие сферы предпринимательской деятельности. В этой связи целесообразно установить единую норму расходов, принимаемых при отсутствии документов (20% от суммы доходов).

Предоставление профессиональных налоговых вычетов на основании налоговой декларации

Поскольку указание вычета в самой налоговой декларации означает уже такое заявление, предлагается исключить норму, предусматривающую предоставление вычетов только на основании заявления налогоплательщика.

Принятие к вычету убытков прошлых лет индивидуальными предпринимателями

Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу, что ставит индивидуальных предпринимателей в неравные условия с организациями. Предлагается предусмотреть для индивидуальных предпринимателей порядок, аналогичный порядку, установленному для организаций.

Изменение порядка исчисления авансовых платежей

Целесообразно установить исчисление сумм авансовых платежей на основании прогнозов предпринимателя, а при отсутствии таких оценок - на основании фактических сумм налога за предыдущий год, но в размере не более 90 процентов.

Разумно также установить следующий равномерный порядок уплаты авансовых платежей:

1) за январь - март - не позднее 15 марта текущего года в размере 25% годовой суммы авансовых платежей;

2) за апрель - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 15% годовой суммы авансовых платежей (в этот срок уплачивается также налог за предыдущий период);

3) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 30% годовой суммы авансовых платежей;

4) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 30% годовой суммы авансовых платежей.

Требование о представлении новой налоговой декларации в случае увеличения получаемых доходов является излишним, поскольку декларация содержит информацию об исчисляемой сумме налога за предыдущий налоговый период. В то же время сумма авансовых платежей может быть уточнена посредством направления уведомления установленной формы.

Введение нормы о непредставлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями в случае отсутствия у них объекта налогообложения

Налоговый учет расходов на оплату труда в пользу индивидуальных предпринимателей в целях исчисления налога на прибыль организаций

Поскольку размер представительских расходов, признаваемых для целей налогообложения, исчисляется исходя из суммы расходов на оплату труда, представляется, что оплата труда индивидуальных предпринимателей должна учитываться в составе расходов на оплату труда. Это позволит в свою очередь исключить фиктивное заключение индивидуальных предпринимателей в штат.

Признание электронных данных, в частности, программ для ЭВМ, в качестве товаров или услуг

Целесообразно признавать для целей налогообложения электронные данные товаром (но не материальным объектом), если невозможно разделить стоимость данных и стоимость материального объекта (носителя), в котором они заключены. В иных случаях признавать передачу данных (в том числе передачу посредством интернета цифровых продуктов, таких как фильмов, звукозаписей), не передачей товаров, а оказанием услуг.

Понятие постоянного представительства при применении соглашений об устранении двойного налогообложения

Логично установить, что клиентский компьютер, телефонная линия, оборудование провайдера, интернет, а также web-страница не образуют постоянного представительства.

Сервер, зеркальный сервер и (или) интернет-магазин образуют постоянное представительство только в случае, если в Российской Федерации находится оборудование, которым налогоплательщик вправе распоряжаться и которое используется им для предпринимательской деятельности. При этом не имеет значения, участвует или не участвует при осуществлении такой деятельности персонал.

В любом случае сервер, зеркальный сервер и (или) интернет-магазин не образуют постоянное представительство в случае, если посредством них осуществляются только вспомогательные функции, в частности, отправка электронной почты.

Обложение налогом на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации

Предлагается обложение налогом на добавленную стоимость цифровых продуктов, передаваемых посредством интернета иностранными организациями. При этом необходимым условием исчисления налога должно являться нахождение материальных объектов (носителей), в которых заключены передаваемые цифровые продукты, вне территории Российской Федерации.

Идентичность налогообложения сделок, совершаемых в электронном виде и в иных формах

Данный принцип должен затрагивать, в частности, применение пониженных ставок налогообложения. Это касается, в том числе, обложения налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов цифровых продуктов, идентичных печатным изданиям и книжной продукции.

Реализация на практике указанного принципа возможна в случае внесения соответствующих дополнений в начала законодательства о налогах и сборах.

Электронный документооборот при ведении налогового учета

Дополнение начал законодательства о налогах и сборах нормой, предусматривающей признание электронных документов в качестве документов налогового учета, в том числе подписанных электронной цифровой подписью.

Налоговый контроль и иной контроль со стороны налоговых органов

Предлагается ввести законодательный запрет на проведение тематических проверок и ограничить количество проверок по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Необходимо также уточнение законодательства в части истребования налоговыми органами документов. Так, возможно установление предельного числа листов или документов, запрашиваемых налоговым органом. Кроме того, необходимо внести уточнение, что документы должны быть связаны непосредственно с исчислением и уплатой налогов, а также такие документы должны отсутствовать у налогового органа.

Предлагается также исключить презумпцию рыночных цен для электронных сделок в случае, если одна из сторон по сделке является иностранной организацией и ввести норму, предусматривающую признание момента отгрузки товара (оказания услуги) в момент передачи электронных данных.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости