Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Международные организации и программы в области развития ИКТ

Материал предоставлен Фондом эконочических исследований "Новая экономика"

Поддержка данного проекта была осуществлена Московским общественным научным фондом за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (USAID). Точка зрения, отраженная в данном документе и самим автором, может не совпадать с точкой зрения Агентства по Международному Развитию или Московского Общественного Научного Фонда

Оглавление

Часть 1. Международное сотрудничество в области социально-экономических приложений ИКТ

1.1.Задачи интенсификации международного сотрудничества

2.1. Концепция организации работ по сопровождению участия России в работе международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ

2.2.1. Проведение анализа деятельности международных организаций в области ИКТ и разработка рекомендаций для России:

2.2.2. Организационная поддержка:

2.2.3. Информационная поддержка:

Часть 2. Международное сотрудничество в ИТ-отрасли

2.1.Сотрудничество в области стандартизации

2.2.Сотрудничество в сфере научно-технической политики

2.3.Инвестиционные аспекты сотрудничества

2.4.Заключение

Приложение 1 . Обзор деятельности международных организаций

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Группа Всемирного Банка

IBRD -The International Bank for Reconstruction and Development

IFC – The International Finance Corporation

MIGA – The Multilateral Investment Guarantee Agency

GICT – Global Information & Communication Technologies Department

ОЭСР. Организация экономического сотрудничества и развития

МВФ. Международный валютный фонд

ВТО. Всемирная торговая ассоциация

ООН. Организация объединенных наций

Международный экспертный совет по ИКТ ООН

ЮНЕСКО

ПРО ООН. Программа развития ООН

Международный экспертный совет по ИКТ G8.

Всемирный альянс информационных технологий и услуг

Международный телекоммуникационный союз

Приложение 2. Программа ЕС “Технологии информационного общества”.

Приложение 3. План действий Международного Экспертного Совета по преодолению информационного неравенства (DOT Force)

Часть 1. Международное сотрудничество в области социально-экономических приложений ИКТ

1.1.Задачи интенсификации международного сотрудничества

Потребность в международном сотрудничестве в области повышения эффективности использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-экономической сфере, необходимость максимально расширения кооперационных контактов в этой сфере привела в последние два десятилетия к резкому расширению программ ИКТ со стороны крупнейших организаций общемирового и регионального экономического сотрудничества, а также к возникновению значительного числа новых профильных международных организаций.

К настоящему времени Россия принимает участие в программах развития социально-экономических приложений ИКТ таких важнейших международных организаций, как ООН и G8, что обеспечивает серьезную аналитическую поддержку при выработке стратегии в области развития информационных технологий в России. Ряд проектов реализуется в рамках подпрограммы “Технологии информационного общества” 5-й Рамочной программы Европейского Союза и программы ЕС “Северное электронное измерение”. Постепенно активизируется участие России в деятельности соответствующих комитетов ОЭСР, реализуются проект “портала развития” в рамках сотрудничества с Всемирным Банком.

Вместе с тем, в работе крупнейших профильных международных организаций сектора ИКТ, за исключением Международного союза электросвязи практически не представлен российский бизнес, отечественные деловые ассоциации и исследовательские сообщества. К таким организациям, относятся в частности Всемирный альянс информационных технологий и услуг (WITSA), Европейская организация информационных технологий и услуг (EITSA), Европейская ассоциация индустрии ИКТ (EICTA), Азиатско-Тихоокеанская организация компьютерной индустрии (ASOCIO), Международный совет по информационным технологиям в государственном управлении (ICA) и д.р.

Практически не используется потенциал расширения кооперационных связей в области ИКТ в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), полноправным участником которого является Российская Федерация. Необходимо активизировать участие России в Рабочей группе по ИКТ ООН (UN ICT Task Force), в частности, в рамках создания Европейской/Центрально-Азиатской региональной сети UN ICT TF, которая, в соответствии с решениями конференции в апреле 2002 года, должна иметь центры в Женеве и в Москве. Особого внимания требует подготовка участия России во Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (World Summit on the Information Society), поддержанной ООН и реализуемой ITU. Саммит планируется провести в две фазы - в 2003 году в Женеве и в 2005 году в Тунисе.

Целенаправленных усилий требует использование возможностей, связанных с расширением участия России в работе организаций и программ ЕС в области ИКТ, открывающихся в связи с поэтапным формированием Единого Российско-Европейского экономического пространства. Первоочередной задачей здесь является максимизация участия российских организаций в кооперационных проектах в рамках подпрограммы “Технологии информационного общества” новой 6-й Рамочной программы ЕС на период 2002-2006 гг., что может потребовать частичного софинансирования проектов из российского бюджета.

Основными целями участия в работе международных организаций в сфере ИКТ должны стать:

- активизация использования мирового опыта развития социально-экономических приложений ИКТ, государственной политики стимулирования использования ИКТ на общенациональном, региональном и муниципальных уровнях;

- реализация кооперационных проектов, активного информационного и научно-технического обмена в области использования ИКТ в образовании, науке, культуре, здравоохранении, транспорте, государственном управлении;

- расширение участия российских организаций в профильных международных программах и проектах в области бизнеса, образования, науки;

- участие в разработке международных стандартов;

- продвижение товаров и услуг российского сектора ИКТ на мировые рынки;

- привлечение иностранных инвестиций.

В этих условиях решающее значение приобретает всемерная поддержка участия России в международном сотрудничестве в сфере ИКТ, создания эффективных инструментов, способствующих участию России в международных форумах, программах и проектах, в деятельности профильных комитетов и рабочих групп в рамках международных организаций. При этом первостепенное значение имеет информационная поддержка международного сотрудничества (содействие в поиске партнеров, подготовка и широкое распространение информационных и аналитических материалов, организация рабочих встреч, международных форумов и т.д.).

2.1. Концепция организации работ по сопровождению участия России в работе международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ

2.2.1. Проведение анализа деятельности международных организаций в области ИКТ и разработка рекомендаций для России:

  • Провести анализ целей, направлений и механизмов деятельности международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ, включая:

Международные политические организации и организации развития: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский Союз (ЕС), Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНКТАД, Большая восьмерка (G8), ВТО, Всемирный Банк, Европейский Банк реконструкции и развития и др.;

Профильные международные организации: Международный союз электросвязи, Всемирный альянс информационных технологий и услуг (WITSA), Европейская организаций информационных технологий и услуг (EITSA), Европейская ассоциация индустрии ИКТ (EICTA), Международный совет по информационным технологиям в государственном управлении (ICA), Международное общество по телемедицине (ISFT), Международный совет по открытому и дистанционному обучению (ICDE) и др.

При этом должны быть приняты во внимание история и официальный статус взаимоотношений России с указанными организациями, сложившиеся формы и масштабы сотрудничества, оценка потенциальных выгод и издержек вхождения России в состав тех организаций, где она еще не представлена;

  • определить и согласовать единый скоординированный подход к вопросу участия России в работе международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ с учетом существующих соглашений и обязательств, национальных интересов России, мнений заинтересованных государственных министерств и ведомств, позиций российских общественных организаций и бизнеса;
  • разработать рекомендации по организации и механизмам координации международного сотрудничества в сфере социально-экономических приложений ИКТ с целью достижения максимального эффекта такого сотрудничества для России. При разработке рекомендаций будут учтены подходы к организации международного сотрудничества, сложившиеся в российских министерствах и ведомствах, общественных и частных организациях, а также передовой зарубежный опыт координации международных программ;
  • подготовить концепцию продвижения на мировые рынки продуктов и технологий российского ИКТ-сектора с использованием возможностей участия в международных организациях;
  • подготовить предложения по возможным формам и масштабам участия России в работе отдельных международных организаций.

2.2.2. Организационная поддержка:

  • разработать механизмы организационной поддержки участия России в работе международных организаций, подготовить перечень мероприятий по активизации участия России в деятельности международных организаций (с указанием целесообразных дипломатических мер; оценкой требуемых финансовых средств – членских взносов, организационных расходов и др.; рекомендаций по возможному представительству российских официальных лиц и экспертов из правительственных органов и других организаций в соответствующих комитетах и рабочих группах);
  • подготовить проект годового плана участия России в работе международных организаций;
  • привлечь к регулярной работе над разработкой и реализацией программы на общественных началах группу ведущих российских и международных специалистов-экспертов в области ИКТ;
  • подготовить предложения по организации участия представителей России в работе профильных комитетов и рабочих групп международных организаций и оказывать им необходимое практическое содействие (подготовку необходимых информационных материалов, согласование рабочих вопросов, логистику, получение виз, заказ гостиниц и др.);
  • подготовить предложения о проведении регулярного мониторинга (аудита) и оценки эффективности участия России в международном сотрудничестве в сфере социально-экономических приложений ИКТ;
  • обеспечить организационную поддержку процесса вступления в организации, участие в работе которых признано целесообразным;
  • организовать подготовку и распространение аналитических материалов, посвященных целям и результатам деловых встреч и проектов, в которых принимают участие представители России;
  • подготовить рекомендации по проведению в г. Москве международного форума по проблемам использования ИКТ в социально-экономических программах, передовому опыту других стран мира и углублению взаимопонимания между представителями российского сектора ИКТ, потребителей услуг ИКТ и их зарубежными коллегами и партнерами; изучить возможность последующего преобразования форума в регулярное ежегодное мероприятие с целью поддержания сформированных деловых и личных связей и оперативного доступа к новейшим достижениям науки и технологий в области ИКТ;
  • организовать презентации международных программ в сфере ИКТ для российских ученых и специалистов (включая презентацию тематического приоритета Шестой Рамочной программы ЕС “Технологии информационного общества”);
  • проводить мероприятия по координации работы с представителями международных и национальных организаций, крупных компаний, атташе зарубежных посольств в Москве, отвечающих за сотрудничество в сфере ИКТ;
  • разработать программу периодических семинаров для потенциальных участников профильных международных программ (преподаватели, работники здравоохранения, ученые, сотрудники администраций и т.д.), посвященных информированию о содержании программ, их положительным аспектам и практическим методам участия в таких программах, и организовать регулярное проведение таких семинаров в г. Москве и центральных городах федеральных округов РФ с привлечением представителей профильных международных организаций, международных и отечественных корпораций сектора ИКТ, экспертов в области ИКТ, представителей Минэкономразвития России;
  • подготовить информационные материалы для встречи госзаказчиков ФЦП “Электронная Россия” с ответственными представителями международных и зарубежных организаций и компаний, предоставляющих техническое содействие Российской Федерации;
  • проводить рабочие встречи по вопросам обеспечения методологической согласованности и координации деятельности российских представителей в рамках международного сотрудничества с привлечением экспертов из федеральных и региональных органов управления, деловых ассоциаций, научных и образовательных организаций, представителей МИД, посольств и постпредств России в зарубежных странах.

2.2.3. Информационная поддержка:

  • инициировать ряд публикаций в СМИ (общеполитические газеты и журналы, центральное ТВ, научная и деловая пресса), по следующим темам:
      • деятельность российского правительства по международному сотрудничеству в области ИКТ;
      • пути и методы участия российских участников сектора ИКТ в международных программах, как под эгидой Правительства РФ, так и прямые;
      • успешная практика использования международного опыта применения ИКТ в российских условиях;

  • провести встречи с представителями зарубежной прессы с целью:
      • информирования о постоянном и активном интересе Правительства, деловой и гражданской общественности России в развитии ИКТ и в интенсивном сотрудничестве в этой области - как по правительственной линии, так и по неправительственным каналам;
      • создания образа России как передового государства 21 века, заинтересованного во внедрении ИКТ в повседневную жизнь и равноправном участии в международном секторе ИКТ;

  • разработать постоянно действующую информационную систему поддержки международного сотрудничества в области ИКТ, реализованной в виде общедоступного Интернет-сайта с широким набором информационных материалов и услуг на русском и английском языках;
  • сформировать русскоязычную часть сайта, адресованную российской аудитории, включая данные о деятельности международных организаций в области социально-экономических приложений ИКТ, международных программах и проектах, открытых для участия России, объявлениях о конкурсах, наиболее часто возникающих вопросах по участию в международных программах, полезные ссылки на ресурсы Интернета, связанные с деятельностью международных организаций и международным сотрудничеством в области ИКТ;
  • организовать проведение соответствующих консультаций для российских организаций и экспертов, подготовку и бесплатное распространение по электронным каналам связи регулярных информационных экспресс-информаций и аналитических материалов по международному сотрудничеству в области ИКТ;
  • сформировать англоязычную часть сайта, предназначенную для зарубежных пользователей и нацеленную на информирование мирового ИКТ-сообщества о потенциале России в этой сфере и обеспечение возможностей эффективного поиска партнеров в России для участия в международных проектах, в т.ч. разработать следующие базы данных:
      • программы и проекты в области содействия использованию социально-экономических приложений ИКТ, организуемые в России;
      • предложения российских федеральных и территориальных органов власти, предприятий, организаций по возможным направлениям международного сотрудничества в области ИКТ;
      • российские организации, ведущие исследования и разработки в области ИКТ;
      • российские эксперты в области ИКТ;
      • российские государственные, общественные и частные тематические и профессиональные объединения и ассоциации (сети), занимающиеся проблемами ИКТ, их возможности по организации международного сотрудничества и совместным проектам в этой области.

Часть 2. Международное сотрудничество в ИТ-отрасли

2.1.Сотрудничество в области стандартизации

В условиях, когда процессы гармонизация индикаторов состояния экономики и внешнеторговой сферы с международными системами статистической классификации идут крайне неравномерно, динамика развития ИТ-отрасли как субъекта экономики остается нерегистрируемой.

Сегодня известны лишь некоторые интегральные показатели российского ИТ-рынка, методика получения которых не раскрывается. При этом эксперты отмечают, что отсутствует даже общепризнанное определение нерегистрируемого сектора экономики (сектора, не охваченного системой государственной статистики).

В настоящее время в общероссийских классификаторах используются три международные классификации Управления статистики ООН и Международной организации по стандартизации (ИСО):

    • Международный классификатор основных продуктов (CPC, КОП)
    • Международная стандартная отраслевая классификация видов экономической деятельности (ISIC, МСОК).
    • Международный классификатор стандартов, (ISC, МКС).

Проводится также координация процессов развития ОКДП и Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском сообществе. Введение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) позволит российским экономическим ведомствам не только перейти на использование международных статистических стандартов, но и получить возможность более точно оценивать объем и динамику товарного производства отраслей российской экономики. В отличие от используемых классификаторов ОКВЭД унифицирован со Статистическим классификатором видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе NACE. До введения статистической отчетности по ОКВЭД в полном объеме получение адекватной картины состояния ИТ-отрасли невозможно.

Описывающий товарные потоки внутри РФ классификатор ОКП отражает структуру товарного рынка ИТ-отрасли на уровне 80-ых годов прошлого века. Его структура для ИТ-отрасли в целом абсолютно несопоставима со структурой таможенной статистики. Учитывая крайне высокий уровень импортных поставок в ИТ-отрасли РФ, можно утверждать, что такое положение дел также препятствует регистрации деловой активности.

Во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) используется классификатор Торговой номенклатуры ТН ВЭД, развиваемый как национальная компонента Гармонизованной системы описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System (HS)). Международная таможенная статистика работает с крупными (2-разрядными и 6-разрядными) товарными группами. Однако сегодня в ИТ-отрасли при 7- или 8-разрядной детальной кодировке ТН ВЭД/HS различаются всего только около 20 групп товаров в категории “Аппаратные средства”, немногим более 40 групп в категории “Микроэлектронные приборы” и не более 10 – в категории “Программные средства”. В последнем случае классификация ведется не по функциональному назначению товара, а по типу носителя, на котором записана программа), что исключает саму возможность мониторинга этого ключевого сегмента ИТ-рынка.

Состав товарных групп по сути регулируется экспертами ГТК РФ самостоятельно, без координации с Роскомстатом РФ.

Совершенствование классификаций этого уровня применительно к ИТ-отрасли – одна из задач ВТО, о чем свидетельствует недавнее обращение к этой организации ответственных представителей региональной (ЕС) и двух национальных (США и Япония) торгово-промышленных ассоциаций. Руководители этих ассоциаций - European Information Communications and Consumer Electronics Technology Industry Association (EICTA), American Electronics Association (AeA) и Japan Electronics & Information Technology Industries Association (JEITA) настоятельно требуют от руководства стран-членов ВТО начать новый раунд многосторонних торговых переговоров для стимулирования торговли в сфере ИТ. Предыдущие переговоры на эту тему (ITA, Information Technology Agreement) не принесли, по мнению авторов обращения, желаемых результатов.

Этот пример, наряду с другими подобными примерами, демонстрирует нарастающее напряжение в отношениях между бизнес-сообществом в мировой ИТ-отрасли и международными организациями – ООН, ВТО, ИСО, МЭК, – призванными осуществлять стратегическое планирование мероприятий в институциональной и внешнеэкономической сферах ИТ-политики.

По сути, констатируется, что использование устаревших и неполных классификаторов как в самой ИТ-отрасли, так и в отраслях, составляющих рынок потребления товаров и услуг этой отрасли, приводит к сушественным потерям и неэффективным системным решениям. ИТ-отрасль как в России, так и во всем мире, представляет собой первый реально существующий фрагмент “новой экономики”, и проблема информационного обеспечения для нее особенно актуальна.

Для этих целей разрабатываются проекты сотрудничества между международными и официальными национальными организациями, ответственными за ведение классификаторов (статистические службы ООН, терминологические рабочие группы ИСО и МЭК и т.п.), и частными компаниями (либо консорциумами таких компаний).

Примером такого подхода является проект UN SPSC (United Nations Standard Products and Services Code; Стандартный классификатор товаров и услуг), разработка которого ведется экспертной группой UNDO (United Nations Development Organization) и крупной компанией Dun & Bradstreet.

В настоящее время этот классификатор насчитывает более 13 тысяч категорий товаров и услуг (из них к ИТ-отрасли относятся более 500 категорий) и принят в качестве основы для проекта UDDI (Universal Description, Discovery and Integration; Универсальный [метод] описания, обнаружения и интеграции [товаров и услуг]) – единой основы для позиционирования товаров и услуг в системах электронной коммерции B2B и B2C.

В целом, в контексте взаимодействия государственных органов РФ с WTO, OECD, UNIDO, UNDO, ISO и другими международными организациями должна быть обеспечена межведомственная координация разработки институтов и процедур сбора, анализа и выработки макроэкономических прогнозов в сфере ИТ.

2.2.Сотрудничество в сфере научно-технической политики

В конце 90-ых годов начался процесс вовлечения специалистов российской ИТ-отрасли в работу по программе Information Society Technologies (IST) Workprogramme 2000 (координатор – Институт операционных систем). Предложенный со стороны ЕС спектр тем для совместных работ был крайне широк, однако процессы такого сотрудничества не получили развития. Анализируя причины такого исхода событий, эксперты ЕС отмечают прежде всего недостаточное осознание российскими государственными структурами роли процессов конвергенции. Эти процессы, развивающиеся по четырем направлениям (технологическая конвергенция, рыночная конвергенция, конвергенция в сфере регулирующих механизмов и политическая конвергенция), представляют собой в совокупности основную социально-экономическую базу для развития НИОКР по рамочным программам (Framework Programmes) в странах ЕС.

Объектами официальной стандартизации остаются только те технические решения, которые принято относить к сфере развития “открытых информационных систем” – интерфейсы периферийных устройств, форматы данных, протоколы передачи данных и т.п. Даже в такой ключевой области, как операционные системы для аппаратных платформ, работы по стандартизации, финансируемые государственными и межгосударственными структурами, практически свернуты.

В процессах технологической конвергенции страны ЕС уступают США по динамике развития НИОКР и нуждаются в сильном партнере. Сегодня перспективы ИТ-отрасли определяются в основном результатами деятельности 4 организаций, имеющих сеть региональных подразделений по всему миру:

    • Консорциум IEEE (Институт инженеров в сфере электроники и электротехники), в составе которого действует ассоциация по стандартизации (IEEE Standards Association, IEEE-SA);
    • Ассоциация по вычислительной технике (Association for Computing Machinery), координирующая перспективные исследования в сфере ИТ и процессы совершенствования профессиональной подготовки кадров;
    • Международный электротехнический союз (IEC), координирующий процессы стандартизации и процессы формирования программ НИОКР “на стыке” ИТ-отрасли и смежных высокотехнологичных отраслей (приборостроение, робототехника и т.п.);
    • Международный союз по электросвязи (ITU), развивающий в своей деятельности концепцию открытых информационных систем и стимулирующий процессы конвергенции информационных, коммуникационных, микроэлектронных и медиа-технологий.

Эксперты, работающие в ИТ-отрасли, отмечают, что процедура международной стандартизации стала весьма громоздкой. В такой организации, как IEC, работают эксперты более чем из 50 стран. В Международной организации по стандартизации (ISO) число стран-участниц – более ста.

Для повышения эффективности процессов стандартизации экспертам этих организаций было поручено создать общий технический комитет (JTC), который, однако, принял к разработке стандарты лишь по нескольким базовым направлениям (форматы носителей, компьютерная графика, кодирование данных и т.п.).

Эффективной альтернативой механизму официальной международной стандартизации являются ассоциации, ведущие разработку отраслевых стандартов.

Процесс конвергенции коммуникационной и компьютерной техники массового применения приводит к обострению конкурентной борьбы между компаниями, располагающими наиболее капиталоемкими технологиями. Одновременно наблюдается устойчивая тенденция к сокращению “времени жизни” технологических поколений компьютеров и коммуникационных устройств.

Следует отметить, что на этом рынке (т. наз. “рынок стандартов de-facto”) уверенно доминируют компании США. Свидетельством тому является даже состав Европейской ассоциации производителей вычислительной техники (ECMA) – из 48 компаний-участниц ассоциации лишь 11 имеют свои штаб-квартиры в Европе, остальные – в США и Японии.

В рассматриваемой области наиболее известным примером такой организации можно считать Ассоциацию по стандартизации (SA), входящую в состав IEEE. Эта ассоциация организована таким образом, что стандарты по ИТ разрабатываются в тесном сотрудничестве с экспертными группами из смежных отраслей (аэрокосмической, приборостроительной, энергетической и т.п.). Однако именно по этой причине отраслевые стандарты отличаются значительно большей трудоемкостью, и процедура их разработки занимает, по данным международных экспертных групп, не менее 2 лет. В этом их отличие от спецификаций, описывающих ядро аппаратных платформ (число компаний, формирующих ситуацию в этом сегменте рынка, невелико),

Индустриальными, эффективно действующими стандартами в этих условиях становятся лишь те системные решения, на продвижение которых компаниями-производителями затрачены значительные суммы.

В странах ЕС процессы технологической конвергенции в основном имеют “нишевый” характер (пример – успехи европейских компаний в развитии мобильной связи). Работы по всему спектру НИОКР для ИТ-отрасли силами исключительно европейских центров не представляются возможными. По ключевым направлениям создаются транснациональные консорциумы, в которых доминируют компании США. Для разработки и производства изделий микроэлектроники и других разновидностей “высокотехнологичного сырья” (ВОЛС, изделия с применением нанотехнологий) в мировой ИТ-отрасли применяется наиболее сложное и дорогостоящее оборудование; дефицит кадров преодолевается с привлечением самых радикальных протекционистских мер.

Следует, однако, учесть, что за последние годы цикл разработки и запуска в производство высокопроизводительных аппаратных платформ значительно сократился. Индустриальные стандарты в этой области ориентированы на возможность создания “крупноблочной” архитектуры суперкомпьютеров и создания распределенных вычислительных систем (так называемая концепция метакомпьютинга, активно развиваемая и реализуемая российским научным сообществом).

По этому и некоторым другим направлениям участие российских экспертов в процессах технологической конвергенции активизировалось. Действуют российские секции АСМ SIGMOD (http://www.acm.org/sigmod/) – сообщества, ведущего исследования в области управления базами данных. Российские научные коллективы участвуют в подготовке конференций ACM SIGIR (http://www.acm.org/sigir/) – сообщества, оказывающего существенное влияние на координацию работ в области цифровых библиотек в США. Аналогичное положение складывается и в таких капиталоемких сегментах рынка, как системы промышленной автоматизации, геоинформационные системы, системы электронной коммерции и др.

В то же время коллективы, ведущие фундаментальные НИР по ряду ключевых направлений (квантовые вычисления; технологии, основанные на нейронных сетях и генетических алгоритмах; методы цифровой обработки сигналов; технологии разработки программных средств и т.п.) либо лишены возможности регулярных контактов с зарубежными центрами, либо работают на территории РФ в “технологических анклавах” зарубежных компаний.

В этой связи можно утверждать, что инвестициям (как российским, так и зарубежным, см. далее) в инфраструктуру и производственные объекты ИТ-отрасли в РФ должна предшествовать реализация комплекса мер, свидетельствующих о целостной государственной политике инвестирования в процесс удержания и развития кадрового корпуса этой отрасли.

2.3.Инвестиционные аспекты сотрудничества

С учетом этого обстоятельства государственные инвестиции непосредственно в целевые программы развития базовых технологий XXI века в России могут получить развитие, только если такие технологии являются компонентами системы национальной безопасности либо если подтверждено существование значительного научно-технического задела по “нишевым” технологиям, обладающим значительным экспортным потенциалом.

При оценке всего спектра направлений научно-технической политики целесообразно провести “широтный” анализ и выделить группы товаров и услуг, для которых

    • (А) в России отсутствуют опытно-конструкторские и технологические заделы (хотя могут быть известны такие заделы на уровне поисковых работ);
    • (Б) известны комплексы НИОКР, результаты которых обладают ограниченной инвестиционной привлекательностью и могут стать основой для развития отечественных технологий;
    • (В) существует производственная база, опирающаяся на результаты собственных или выполняемых в кооперации с зарубежными компаниями НИОКР

Ориентировочно к группе (А) могут быть отнесены следующие категории товаров и услуг:

    • Интегральные схемы массового применения
    • Функциональные узлы компьютеров с высокой плотностью монтажа интегральных схем (печатные платы, сборки и т.п.)
    • Оборудование для производства компьютеров
    • Накопители (запоминающие устройства большой емкости)
    • Принтеры
    • Мультимедиа-проекторы
    • Устройства домашней электроники с компьютерными интерфейсами
    • Анализаторы протоколов
    • Сетевые тестеры
    • Мобильные телефоны
    • Радиотелефоны спутниковой связи
    • Мониторинговое оборудование для систем передачи данных
    • Диагностическая аппаратура для сетей передачи данных
    • Измерительная аппаратура для сетей передачи данных
    • Оборудование для систем виртуальной реальности

    • Системы управления базами данных (СУБД)
    • Системы управления сетями
    • Издательские системы
    • Средства компьютерной графики и анимации

К группе (Б) могут быть отнесены следующие категории товаров и услуг:

    • Интегральные схемы специализированного применения (в т.ч. с программируемой структурой)
    • Мониторы (в т.ч. с плоскими панелями)
    • Оборудование для защиты информации
    • Электронные ключи
    • Кабельные модемы
    • xDSL-модемы
    • Беспроводные модемы
    • Контрольно-диагностическое оборудование для сетей
    • Аппаратура оптических сетей передачи информации
    • Web-камеры
    • Терминалы
    • Сенсорные киоски (инфоматы)

    • ОС реального времени
    • ОС для носимых и портативных ПК
    • Офисные приложения
    • Системы программирования
    • Системы планирования ресурсов (ERP)
    • Системы управления производством
    • Системы поддержки принятия решений
    • Системы административного управления
    • Системы управления сбытом (CRM)
    • Системы управления документооборотом
    • Системы автоматизированного проектирования (САПР)
    • Системы для электронной коммерции
    • Средства разработки приложений
    • Средства и технологии локализации программ
    • Технологические средства (CASE,…)
    • Средства поддержки групповой работы (groupware)
    • Средства разработки мультимедиа-контента
    • Средства разработки Web-приложений

    • Программно-технические средства автоматизации
    • Сети офисной и домашней электроники

К группе (В) могут быть отнесены следующие категории товаров и услуг:

    • Компьютеры (сборка и тестирование на уровне функциональных узлов)
    • Аппаратура для контроля доступа
    • Модемы, факс-модемы
    • АТС
    • Аппараты для абонентов телефонной связи
    • Спутниковые модемы и наземные станции
    • Источники питания для коммуникационных устройств
    • Пассивное коммутационное оборудование
    • Кабельные системы (в т.ч. структурированные кабельные системы (СКС))
    • Оборудование и комплектующие для корпоративных сетей
    • Прикладные программы и базы данных (по областям применения)
    • Антивирусные программы
    • Системы бухгалтерского и складского учета
    • Системы управления персоналом
    • Геоинформационные системы (ГИС)
    • Поисковые системы для сети Интернет
    • Цифровые системы для мобильных клиентов
    • Средства для построения корпоративных систем
    • Средства защиты данных и программ
    • Средства диагностики и тестирования информационных систем
    • Лингвистические средства
    • Средства обработки и распознавания образов
    • Средства построения виртуальных сетей и каналов (VPN)
    • Средства защиты информации в глобальных сетях
    • Сети поискового радиовызова (пейджинговая связь)
    • Средства компьютерной телефонии (CTI)

    • Сервис-центры
    • Запись и тиражирование носителей (CD, DVD,…)
    • Услуги по подготовке данных
    • Услуги Hot-line
    • Модернизация компьютерной техники
    • Покупка/продажа подержанных компьютеров
    • Аренда и лизинг средств ИТ

    • Телематические услуги в глобальных сетях
    • Провайдерские услуги
    • Услуги по созданию и сопровождению Web-серверов
    • Услуги Интернет-телефонии
    • Услуги электронной почты
    • Услуги по аренде цифровых каналов связи
    • Услуги Web-хостинга
    • Услуги по аренде приложений в сети Интернет
    • Услуги по созданию сетей хранения (SAN, NAS)
    • Услуги спутникового доступа в сеть Интернет
    • Услуги спутниковой связи
    • Услуги доступа к магистральным сетям (в т.ч. ATM, Frame Relay, SONET/SDH)
    • Услуги в беспроводных сетях передачи данных
    • Аренда волоконно-оптических линий связи
    • Биллинговые системы
    • Услуги сотовой связи

    • Торговые услуги в сети Интернет
    • Маркетинговые услуги в сети Интернет
    • Услуги по мониторингу Web-сайтов
    • Маркетинговые коммуникации и СМИ
    • Клубы и ассоциации

    • Услуги в сфере системной интеграции
    • Услуги по разработке программ на заказ
    • Оффшорное программирование
    • Консалтинг
    • Услуги по реинжинирингу
    • Аутсорсинг
    • Услуги по разработке документации
    • Проектирование баз данных
    • Учебные центры
    • Дистанционное обучение
    • Подготовка руководителей в сфере ИТ

Полученный таким образом “профиль активности” российской ИТ-отрасли в сфере НИОКР свидетельствует о существовании широкой платформы для международного сотрудничества – комплекса сетевых ИТ, обладающих широким диапазоном характеристик (пропускная способность, территориальный охват и др.).

Состав подкомитетов и групп технического комитета по стандартизации IEEE 802 указывает на ключевые направления развития технологии локальных вычислительных сетей (ЛВС). Потенциал этой модели развития сетевых платформ иллюстрируется всего двумя фактами:

    • скорость передачи данных в ЛВС, охватываемых этой группой стандартов, составляет от 1Мбит/с до 1Гбит/с;
    • диапазон создаваемых на основе IEEE802 сетевых платформ включает как устройства класса “мобильный клиент” (портативные ПК и устройства бытовой электроники), так и группы (кластеры) высокопроизводительных серверов.

Сетевые платформы уровня ЛВС смыкаются с платформами для встраиваемых систем автоматизации IEEE 1355 HIC (Heterogeneous Interconnect - гетерогенные межсоединения) и IEEE 1394 (высокоскоростная последовательная шина со скоростями от 100 до 1600 Мбит/с).

Можно утверждать, что сетевые платформы уровня ЛВС составляют сегмент рынка ИТ, охваченный полноценной системой открытых стандартов. Эти стандарты создаются усилиями индустриальных форумов и консорциумов с последующей формальной стандартизацией на региональном и международном уровнях.

Одновременно проявляются новая тенденция – стандартизация “пограничных” функций, широко используемых в продукции передовых компаний-производителей. сетевых платформ для приложений типа “интранет/экстранет”. Среди таких функций – управление сетями и сетевой мониторинг, механизмы поддержки аренды приложений в сетях, средства централизованного распространения программных продуктов в крупных корпоративных сетях, средства поддержки обмена мультимедиа-информацией и др.

В России процесс стандартизации сетевых платформ класса ЛВС находится в поле деятельности технических комитетов Госстандарта РФ TK 22, ТК69, ТК 302, ТК 352, ТК 362 и ТК 439.

Сетевые платформы магистрального (backbone) уровня являются носителями процесса конвергенции “коммуникационных” ИТ, опирающихся на всю совокупность средств и каналов связи, и собственно “компьютерных” ИТ.

На многих телефонных сетях Взаимоувязанной сети связи России уже введены услуги, применительно к которым используется собирательное название “интеллектуальные сети”: телеголосование, телефонные карты, речевая почта и др. Эти решения базируются на работах ITU-T и ETSI по стандартизации интеллектуальных сетей, включая их архитектуру и интерфейсы.

Процесс разработки концепции интеллектуальной сети привел к появлению серии стандартов, которые уже сами по себе предполагают поэтапное внедрение оборудования предоставления услуг интеллектуальной сети в существующих телефонных сетях общего пользования (ТфОП).

Интеграция интеллектуальных сетей с магистральными сетями передачи данных представляет собой основную задачу при формировании спектра сетевых платформ для региональных, отраслевых и глобальных прикладных информационных систем.

В середине 80-х гг. было принято решение о скорейшем принятии спецификаций синхронной передачи информации по волоконно-оптическим магистральным сетям. В июле 1986 г. рабочая группа XVII МККТТ (сейчас – ITU-T) начала работу над новым стандартом синхронной цифровой иерархии (SDH). Высокий уровень стандартизации SDH-технологии позволяет использовать сетевые платформы различных компаний-производителей в одной сети. В России развитие сетей на базе SDH-технологии началось в 1993 году. В Москве появились сети SDH на основе сетевых платформ Lucent Technologies, ECI и Siemens. С участием компании NEC Экспериментальный завод РАН (Черноголовка) наладил производство SDH-оборудования.

Получают развитие и магистральные сети на базе спутниковых систем. Администрация связи России обеспечивает государственное регулирование использования радиочастотного спектра и позиций спутников на геостационарной орбите. В рамках Международного союза электросвязи Администрация связи России проводит работу по координации и регистрации на международном уровне всех российских спутниковых сетей связи.

Крупные отечественные “канальные” операторы, предоставляющие услуги преимущественно в корпоративном секторе, стремятся осваивать новые виды ИТ-услуг. С позиций таких компаний-операторов важным объектом стандартизации становятся сетевые платформы, позволяющие реализовать услугу передачи голоса по сети Интернет. Распространение таких платформ приведет к серьезным переменам на рынке ТфОП.

Легализация рынка IP-телефонии стала одним из самых заметных событий телекоммуникационной отрасли России в 1999 году. По мнению экспертов, самым прибыльным приложением технологии IP-телефонии остается услуга “телефон–телефон” при организации международной и междугородной связи. Несмотря на это, IP-телефония находит применение в других областях, например в корпоративных сетях класса “интранет”, использующих транспорт IP-каналов для передачи мультимедийного трафика.

Стандарты на телефонные платы и межсоединения устройств определяются такими организациями, как ISO, ITU, Форум корпоративной компьютерной телефонии (Enterprise Computer Telephony Forum, ECTF), Ассоциация производителей средств связи (Telecommunications Industry Association, TIA) и, Ассоциация мультимедийной связи (Multimedia Telecommunications Association, ММТА).

Стандартизация открытых систем и протоколов верхнего уровня сделала возможным создание глобального информационного пространства. В России систематизированные работы по проблеме развития и применения технологий открытых систем (ТОС) начаты в 1993 году. В 1998 году проект по созданию Центра открытых систем был включен в Федеральную Целевую Программу “Интеграция”.

Стандарты открытых систем разрабатываются в рамках Совместного технического комитета (СТК1, JTC1) ISO и IEC силами двух технических подкомитетов: ПК6 “Передача данных и обмен информацией между системами” и ПК21 “Управление данными и распределенная обработка данных”, а также Специальной группы по функциональной стандартизации (СГФС). Официальными участниками СТК1 являются национальные комитеты по стандартизации (Россию представляет Госстандарт РФ). В разработке этих наиболее сложных стандартов ISO тесно взаимодействует с ITU-T. Кроме того, вклады в ISO в виде своих стандартов вносят многие другие организации по стандартизации: (ECMA, IEEE, ANSI и др.), а также ведущие компании в сфере ИТ.

Процесс технологической конвергенции обладает здесь высокой динамикой, и формируемый на этой платформе спектр информационных услуг настолько широк, что требует создания крупных транснациональных консорциумов (пример – число компаний-участников консорциума по развитию беспроводной сетевой ИТ Bluetooth превышает тысячу).

По своему значению и масштабам процесс распространения и стандартизации сетевых платформ на рынке ИТ может быть сравним только с процессом распространения конвейерных, поточных и непрерывных технологий изготовления промышленной продукции в первой половине ХХ века. Применение сетевых платформ повлекло за собой развитие специфической разновидности бизнеса в сфере ИТ – сетевой и системной интеграции.

При реализации крупных сетевых проектов находят применение тысячи наименований аппаратных и программных средств ИТ, сопряжение которых сегодня всецело опирается на несколько иерархий стандартов. В организационном плане эти иерархии включают в себя тесно взаимодействующие технические комитеты (группы экспертов в глобальных организациях – ISO, IEC, ITU-T, IETF; региональных организациях – ANSI/США, CEN/ЕС, ETSI/ЕС; отраслевых ассоциациях – IEEE/США, ECMA/ЕС), а также корпоративные форумы.

В структурном аспекте иерархии стандартов для сетевых ИТ покрывают микроэлектронную элементную базу, отдельные устройства, конструктивные элементы, функциональные модули, подсистемы, а также прикладные системы различного назначения.

В странах Европейского сообщества с 1998г. координация индустриальных проектов стандартизации сетевых платформ осуществляется в рамках проекта ICT Standards Board (ICTSB), являющегося “мостом” между сферами действия индустриальных и формальных стандартов. Этот проект инициирован тремя межгосударственными организациями по стандартизации при ЕС:

  • European Committee for Standardisation (CEN)
  • European Committee for Electrotechnical Standardisation (CENELEC)
  • European Telecommunications Standards Institute (ETSI)

Проект ICTSB поддерживается группой индустриальных организаций:

  • European Broadcasting Union (EBU), Digital Video Broadcasting (DVB) Project и Digital Audio Visual Council (DAVIC) – координационныесоветы по цифровым мультимедийным технологиям в сетях;
  • European Association of Consumer Electronics Manufacturers (EACEM) – Европейская ассоциация производителей бытовой электроники;

  • ECMA – Европейская ассоциация производителей компьютеров;

  • European Committee for Banking Standards (ECBS), European Board for EDI Standardization (EBES) и ERTICO Intelligent Transport Systems – координационные советы по прикладным сетевым технологиям;
  • TeleManagement Forum, ATM Forum, The Open Group и Object Management Group (OMG) – корпоративные форумы производителей и провайдеров, разрабатывающих высокопроизводительные технологии передачи и обработки информации в сетях.

Таким образом, в США и странах ЕС создан механизм разработки стандартов для сетевых платформ, обеспечивающий взаимосвязь различных сетевых архитектур и технологий. Концентрация усилий государства на стимулировании НИОКР и процессов формирования сетевой инфраструктуры в России – от магистрального уровня (спутниковые каналы, ВОЛС) до уровня “последнего дюйма” (Bluetooth, IEEE 802.11) – найдет отклик на уровне G8 (именно эти процессы получили в документах ЕС название “конвергенции в сфере регулирующих механизмов” и “политической конвергенции”). Одновременно для выработки решений в сфере “рыночной конвергенции” необходима существенная активизация общероссийских, региональных и отраслевых негосударственных организаций – АПКИТ, АДЭ, РУССОФТ, СИРИУС, ГИС-Ассоциации и др.

2.4.Заключение

Тенденции развития мировой ИТ-отрасли указывают на то, что процессы конвергенции необратимы. Следует напомнить, что в течение десятилетия с 1975 по 1985 год был достигнут своеобразный рекорд “дивергенции” – количество разнообразных аппаратных компьютерных платформ превысило 800 (прежде всего благодаря обилию архитектур универсальных и специализированных миникомпьютеров). Свою роль в этом процессе сыграли и протекционистские национальные программы стимулирования “своих” архитектурных линий. Эти процессы порождали в ряде случаев неадекватную реакцию государственных структур, отвечающих за координацию НИОКР. Широко известны, например, японские проекты “Компьютера пятого поколения” и микропроцессорного ряда архитектур TRON, не принесшие стране ощутимых результатов и не повысившие конкурентоспособность японских компьютеров на мировом рынке.

Компьютерный парк с тех пор развивается путем функциональной (не архитектурной!) дивергенции, что находит отражение в постоянно растущем спектре комитетов и рабочих групп, ведущих стандартизацию программных платформ для различных областей применения ИТ. На усмотрение экспертов, действующих в рамках международной иерархии официальных организаций по стандартизации – от ISO, IEC и ITU до национальных комитетов в десятках стран мира – оставлены стратегические направления.

Приложение 1 . Обзор деятельности международных организаций

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

(European Bank of Research and development (EBRD) http://www.ebrd.com

Банк оперирует с 27 странами Центральной и Восточной Европы и СНГ. Основная задача ЕБРР – содействие переходу к открытой экономике ориентированной на рынок, а также развитие частной и предпринимательской инициативы в этих странах. Помогает осуществить структурные и отраслевые экономические реформы, развивая конкуренцию, приватизацию и предпринимательство, в странах, находящихся на разных этапах перехода.

Своими инвестициями ЕБРР призван содействовать развитию частного сектора, укреплению финансовых учреждений и правовых систем, а также развитию инфраструктуры, необходимой для поддержки частного сектора.

Основные задачи банка в секторе телекоммуникаций, информационных технологий и средств массовой информации это:

  • содействие расширения телекоммуникационной сети и повышение качества связи
  • поощрение к появлению новых и коммуникационных услуг
  • ускорение процесса приватизации
  • помощь в развитии секторов вне рамок традиционных телефонных услуг

Стратегия банка – содействовать модернизации и расширению IT методами:

  • приватизации государственных телекоммуникационных операторов (опыт банка в Венгрии, Румынии, начало работы в Польше и Литве);
  • мобилизации финансирования частного сектора;
  • стимулирования появлений новых гибких направлений;
  • взаимодействия с коммерческими кредиторами, институтами, занимающимися диверсификацией своего бизнеса, телекоммуникационными операторами и провайдерами.

Информационные источники:

Telecommunications, information and media

http://www.ebrd.com/opera/sector/telecoms/main.htm

Law in transition. Telecommunications. Building blocks for reform. 1998

http://www.ebrd.com/pubs/law/lit/english/aut98.pdf

Группа Всемирного Банка

World Bank http://www.worldbank.org

World Bank Group:

IBRD – The International Bank for Reconstruction and Development

IDA – The International Development Association

IFC – The International Finance Corporation

MIGA – The Multilateral Investment Guarantee Agency

ICSID – The International Center for Settlement of Investment Disputes

Мировой Банк фокусируется большей частью на обеспечении поддержки государствам в грамотной политике, регулировании сектора и расширении границ услуг. С помощью таких инструментов, как кредиты и займы, гранты, обучение и аналитическая работа, банк

    • cпособствует внедрению стратегии в области ИКТ;
    • поддерживает политику реформ, направленных на развитие конкуренции и участие частного капитала;
    • усиливает возможности институтов регулирования
    • финансирует, субсидирует частные инвестиции, направленные на расширение доступа к ИКТ услугам и гос.инвестиции в программы здравоохранения, и образования..

IBRD -The International Bank for Reconstruction and Development

http://www.worldbank.org/ibrd/

Выделяет кредиты странам, которые способны платить проценты по рыночной ставке, под гарантии национальных правительств

IFC – The International Finance Corporation

http://www.ifs.org/

Стимулирует приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран. Является крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим кредиты и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. Путем:

    • финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;
    • оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;
    • предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

Исследования, финансируемые IFC:

IFC Discussion Papers - http://www.ifc.org/economics/pubs/discuss.htm

Robert R. Miller. Leapfrogging? India's Information Technology Industry and the Internet. IFC Discussion Papers № 42, 2001 - http://www.ifc.org/economics/pubs/dp42/dp42.pdf  

John Daly and Robert R. Miller. Corporations’ Use of the Internet in Developing Countries. IFC Discussion Papers № 35, 1998 – http://www.ifc.org/economics/pubs/dp35/dp35.pdf

MIGA – The Multilateral Investment Guarantee Agency

http://www.miga.org/ Многостороннее агентство гарантий и инвестиций. Обеспечивает предоставление гарантий по инвестиционным рискам иностранных инвесторов по проектам в развивающихся странах.

GICT – Global Information & Communication Technologies Department

http://info.worldbank.org/ict/

Профильное подразделение Всемирного Банка по инвестициям в сферу ИКТ. Задачи:

    • ускорение участия стран-клиентов в глобальной информационной экономике;
    • продвижение частных инвестиций в информационную инфраструктуру для расширения доступа информационных и коммуникационных технологий в развивающихся странах;
    • поддержка инновационных продуктов, которые ускорят использование ICT технологий для экономического и социального развития

Основные подразделения:

Избранные статьи и публикации на сайтах World Bank Group:

E-Readiness as a Tool for ICT Development

http://www.infodev.org/library/working.htm

Eduardo Talero and Philip Gaudette. Harnessing Information for Development. A Proposal for a World Bank Group Strategy http://www.worldbank.org/html/fpd/harnessing/

Information Infrastructure Indicators, 1990-2010

http://www.infodev.org/projects/internet/375pyramid/

Основные направления исследований всемирного Банка - влияние IT и Internet на темпы экономического роста и развитие. Проблемы бедности. E-commerce и e-education. Основной упор в исследованиях делается на проблематике развивающихся стран

ОЭСР. Организация экономического сотрудничества и развития

OECD. Organization of Economic Co-operation and Development. OECD помогает странам осуществлять экономические, социальные и политические шаги в сторону глобализации.

Департамент сферы ИКТ:

http://www.oecd.org/EN/about/0,,EN-about-13-nodirectorate-no-no-no-13,00.html

Основные направления исследований: реформы в сфере телекоммуникаций, влияние ИКТ на экономический рост, е-правительство, дистанционное образование, электронная коммерция. Основное внимание уделяется проблематике развитие ИКТ в развитых странах мира – членам ОЭСР.

МВФ. Международный валютный фонд

IMF. International Monetary Found – http://www.imf.org

Крупнейшая международная финансовая организация. В сфере ИКТ исследует проблемы влияния информационных технологий на экономический рост

Наиболее содержательное профильное исследование:

The information technology revolution. World Economic Outlook, 2001 http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2001/02/index.htm

ВТО. Всемирная торговая ассоциация

WTO. World Trade Organization - http://www.wto.org/ Крупнейшая международная организация в области трансграничной торговли товарами и услугами. В сфере ИКТ наибольшее внимание уделяет тарифным проблемам развития отрасли, допуску иностранных инвестиций, развитию электронной коммерции. Большое внимание уделяется реализации Соглашения по информационным технологиям, заключенного в 1996 г . среди ряда стран – членов ВТО, и предусматривающего ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров в области ИКТ. Направление ИКТ в ВТО отражено на сайте - http://www.wto.org/english/tratop_e/inftec_e/inftec_e.htm

Z.Drabek. Investment policies and telecommunications regimes, 2001. WTO working paper? 2001- http://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ae0101_e.doc

ООН. Организация объединенных наций

Международный экспертный совет по ИКТ ООН

UNICTTF. United Nations Information and Communications Technologies Task Force http://www.unicttaskforce.org/index.asp

Цель рабочей группы является обеспечение общего руководства Организации Объединенных Наций в области ICT, формулирование стратегии для развития информационных технологий и укрепление стратегического партнерства между ООН, частной промышленностью и финансовыми трестами, донорами, странами участницами программ и другими участниками, имеющих отношение к информационным технологиям.

Основными направлениями данной группы являются: разработка национальных и региональных стратегий развития сектора ИКТ и программ информатизации.

ЮНЕСКО

UNESCO - http://www.unesco.org/webworld/index.shtml Основной целью UNESCO в области ICT является поддержка развивающихся стран в продвижении их информационного процесса, особенно в разработке общественной политики и планов по развитию национальной информационной инфраструктуры, а так же быстрого доступа к интернету.

В области развития информационных сетей UNESCO осуществило ряд проектов по поддержке региональных информационных сетей. Примером могут служить региональная информационная сеть в Африке, Латинской Америке, Транс-Европейская информационно-образовательная сеть и др. Так же были воплощены в жизнь ряд национальных проектов в странах СНГ, Центральной Азии, Африки по Support for Telematics Applications. Недавно был осуществлен проект по открытию компьютерного центра в Армении по оказанию информационных услуг и образованию.

Также проводятся исследования по использованию информационных технологий в образовании и государственном управлении

ПРО ООН. Программа развития ООН

UNDP. United Nations Development Programme (UNDP) -.http://www.sdnp.undp.org/it4dev/ Начиная с 1993, UNDP разрабатывает и осуществляет программы по развитию IT, на национальных и региональных уровнях. Одной из задач данной организации является создание адекватных ICT благоприятных окружающей среде в развивающихся странах и продвижение и развитие. Специализированный фонд развития ИКТ Thematic Trust Fund (TTF) for ICT for development - http://www.sdnp.undp.org/it4dev/trustfund.html финансирует региональные, местные и международные программы в сфере. Фонд финансирует предоставление ряда услуг правительству, обществу, стран-членов ООН, и некоммерческих организаций, действующих в области ICT, включая: международную правовую защиту, аналитику, налаживание международных связей, разработка стратегий и предложений по проведению программ в области ICT.

Ряд аналитические публикаций содержится в рамках Networking and Information Technology Observatory Issues For Developing Countries - http://www.sdnp.undp.org/observatory/

Международный экспертный совет по ИКТ G8.

The Digital Opportunity Task Force (DOT Force). http://www.dotforce.org/ Во время Окинавской встречи в июле 2000 г. руководители стран Большой Восьмерки подписали Окинавскую хартию глобального информационном общества и создали международный экспертный совет по преодолению информационного неравенства (Digital Opportunity Task Force, DOT Force), основной целью которой является разработка комплекса конкретных мер по преодолению глобального информационного неравенства. В экспертный совет входят по три представителя государства, бизнеса и гражданского общества от каждой из стран G8, а также представители развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В экспертный совет входят и представители России - http://www.iis.ru/dotforce/

Всемирный альянс информационных технологий и услуг

WITSA. The World Information Technology and Services Alliance (WITSA) – http://www.witsa.org/ Всемирное объединение 46 национальных ассоциаций в сфере ИТ. Члены WITSA представляют порядка 90% мирового рынка ИТ. Организация занимается вопросами создания всемирной информационной инфраструктуры. Основные задачи:

    • Увеличение конкуренции с помощью открытия рынков и реформ
    • Защита интеллектуальной собственности
    • Способствовать объединению стран для обеспечения информационной безопасности
    • Устранение разрыва в уровне образования и квалификации
    • Сокращение тарифов и других барьеров для товаров и услуг IT
    • Обеспечение жизнеспособности и устойчивого роста Интернета и электронного бизнеса.

WITSA имеет огромное влияние на рынок IT по всему миру и сотрудничает с такими организациями как WТО, OECD, G-8

Международный телекоммуникационный союз

ITU. International Telecommunications Union - http://www.itu.int/ Крупнейшая международная организация, объединяющая более 600 правительственных и частных организаций сектора телекоммуникаций. Занимается проблемами стандартизации в сфере, реформой регулирование сектора ИКТ, реализации национальных и региональных стратегий в области развития ИКТ

В ITU представлена и Российская Федерация, как Министерством связи РФ, так и рядом телекоммуникационных компаний и учебных заведений - http://www.itu.int/cgi-bin/htsh/mm/scripts/mm.list?_search=1&_languageid=1&_search_countryid=202&_country=Russian%20Federation

Приложение 2. Программа ЕС “Технологии информационного общества”.

Ключевой программой международного научно-технического сотрудничества в сфере ИКТ с участием России является программа “Технологии информационного общества”.

В рамках данной программы, российские научные коллективы получали возможность получать финансирование из бюджета ЕС при участии кооперационных проектах с коллективами стран европейского сообщества.

Сотрудничество институтов и предприятий из Европейского Союза и регионов России является основой для сетевого проекта ЕС ENRIN. Эта сеть реализуется через региональные информационные узлы (RIN), созданные в России, и национальные контактные пункты программы “Технологии информационного общества” в Германии, Австрии и России. Деятельность RIN включает в себя распространение информации и консультации по программе “Технологии информационного общества”, установление партнерских связей и создание каталога институтов, работающих в области информационных технологий в регионах России. ENRIN также организует профессиональные тренинги и устанавливает двустороннее сотрудничество с другими национальными контактными пунктами в Европе

К числу наиболее удачных реализованных проектов с участием российских коллективов отнесены в частности:

    1. NOISE - Microwave and Low Frequency Noise Spectroscopy of Two-Dimensional Electron Gas Channels
    2. PREDCON/AS - Aerothermal System
    3. SPA - Smart Piezoelectric Multi-degree-of-Freedom Actuators/Sensors
    4. SPINUP - Semiconductor Processing by imprint of ultrasmall patterns
    5. SICMA - Scaleable Interactive Continuous Media Server, Design and Application
    6. NICE - National Host Interconnection Experiments
    7. IBCOBN - Integrated Broadband Communications on Broadcast Networks
    8. EURORIM - European Research and Consensus on Interactive Multimedia

В июле 2002 г. Европейским парламентом было принят закон о 6-й рамочной научно-технической программы Европейского сообщества на 2002-2006 годы, предполагающей дальнейшее финансирование Программы технологии информационного общества.в объеме 3625 млн. евро.

Правила участия в 6РП еще находятся в стадии доработки, но в соответствии с официальным текстом РП ученые третьих стран могут принимать участие в проектах, получая финансирование от ЕК, в составе консорциумов, соответствующих требованиям конкретных тематических программ. На эти цели зарезервировано 600 миллионов ЕВРО: 286 млн. ЕВРО в разделе “Тематические приоритеты” и 315 млн. ЕВРО в разделе “Специальные меры, охватывающие более широкие области исследований” для финансирования специальных мероприятий в поддержку международного сотрудничества с развивающими и средиземноморскими странами, а также с Россией и СНГ Сотрудничество с Россией и странами СНГ будет осуществляться при содействии ИНТАС. Первые конкурсы 6РП будут объявлены в конце текущего года.

Программа “Технологии информационного общества” в рамках 6РП осуществляется в соответствии с задачами инициативы “e-Europe” (электронная Европа). Она направлена на стимулирование развития в Европе технологий и их применений как основы создания информационного общества, в целях повышения конкурентоспособности европейской промышленности и предоставления обитателям всех регионов Европы возможности пользоваться преимуществами наукоемкой экономики. IST в РП6 будут сконцентрированы на перспективных исследованиях с высокой степенью риска, которые, однако, являются жизненно важными для разработки не только технологий будущего поколения, но и их применений и услуг. При проведении исследований основное внимание будет направлено на создание технологий следующего поколения, когда компьютеры и сети войдут в повседневную жизнь, сделав доступными многообразные услуги и разработки путем создания удобных пользовательских интерфейсов. В обществе, основанном на передовых технологиях, главное внимание будет уделено потребностям пользователя.

Реализация вышеперечисленных задач требует проведения исследований, как в области базовых технологий, так и отдельных их приложений.


1. Разработка базовых технологий

Необходимо добиться прогресса по трем главным направлениям:
1. Миниатюризация деталей микроэлектроники и микросистем, уменьшение расходов и потребления энергии при их производстве. Это потребует изучения новых материалов, например, эластичных органических материалов для дисплеев и сенсоров, которые могли бы размещаться где угодно, даже в человеческом организме, и принимать любую форму.

2. Разработка мобильной, беспроводной, оптической и широкополосной коммуникационной инфраструктуры и компьютерных технологий, которые бы являлись надежными, легко распространялись и могли использоваться для создания новых разработок и услуг. Это приведет к новой стадии развития Интернета и должно будет обеспечить обмен все возрастающими объемами информации. Ожидается, что в следующее десятилетие средняя семья будет располагать терабайтами фото, музыкальной и видеоинформации, программного обеспечения и документов.

3. Разработка дружественных интерфейсов, обладающих интуицией, умеющих интерпретировать наши способности, такие как речь, зрение и осязание, и понимать наши жесты; подготовка веб-технологий нового поколения, делающих доступ к знаниям более легким и эффективным.


2. Создание инновационных разработок и решение комплексных проблем

Серьезные усилия в области прикладных и специализированных исследований необходимо направить на комплексное решение сложных социально-экономических проблем. Исследования будут направлены на:

  • Решение проблем “доверия и конфиденциальности” в области безопасности, секретности, прав собственности, прав личности и надежности. Укрепление безопасности в информационном обществе является ключевым требованием его развития.
  • Решение сложных социальных задач, в таких областях как здравоохранение, инклюзия (создание условий для полноценного участия в жизни общества лиц с умственными и физическими отклонениями), транспорт, окружающая среда и культурное наследие, а также в бизнесе, например, поддержка новых методов управления цепочкой начисления стоимости, мобильной торговли (в качестве конкретного шага по направлению к созданию сетей третьего поколения), электронных инструментов и процессов.
  • Разработку инструментов и применение компьютерных GRID-технологий для решения комплексных проблем в исследованиях для нужд промышленности и бизнеса. Эти инструменты и технологии, которые являются ключевыми элементами Интернета следующего поколения, должны упростить использование компьютерных ресурсов и запоминающих устройств, а также сделать их доступными для каждого ученого, инженера и пользователя в Европе.

Европейские исследователи уже пользуются одной из самых быстрых и протяженных исследовательских сетей в мире, разработанной по проекту GEANT.
Поддержка исследовательской сетевой инфраструктуры в Шестой Рамочной программе и расширение GEANT будет осуществлено в рамках Специальной программы “Структурирование ЕНП”. Стоит задача увеличения мощности инфраструктуры (до 100 Гбайт и выше), что позволит ученым всех стран Европы обмениваться знаниями и совместно работать над решением сложных научных задач. Подобные сети станут базовыми элементами реализации ЕНП.

Исследования GRID–технологий как приоритетное направление IST и повышение уровня научной инфраструктуры дополняют друг друга. Помимо научного применения они дадут возможность решать комплексные проблемы для нужд общества (здравоохранение, окружающая среда и т.д.), потребностей бизнеса и техники. Это откроет дорогу для создания Интернета следующего поколения.

Блоки технологий и их применений разбиты в Специальной программе на 10 взаимодополняющих подразделов. Кроме того, необходимо изучение перспектив появляющихся в настоящее время и будущих технологий, что будет способствовать появлению новых научно-технических областей и сообществ, некоторые из них приобретут стратегическое значение для будущего экономического и социального развития.

Приложение 3. План действий Международного Экспертного Совета по преодолению информационного неравенства (DOT Force)

Направление (Команда) №1 - Поддержка развития национальных e-стратегий

Основные аспекты деятельности:

Данной Командой развиваются 3 взаимосвязанных инициативы:

1) Международная Ресурсная сеть электронного развития (IeDRN) в области регулирования, политики и стратегии;

2) Глобальная Цифровая Инициатива (GDOI), которая направлена на ресурсную и консультационную поддержку развивающихся стран в области формирования e-стратегий в целях развития;

3) Итальянская инициатива "Электронное Правительство для Развития".

Две последних инициативы разработаны для поддержки развития национальных e-стратегий и рассматриваются как важные элементы IeDRN.

IeDRN. Модель предлагает два типа продуктов и услуг, которые предлагаются в качестве содействия формирования государственной политики развивающихся стран:

    1. Услуги, направленные на содействие развитию. Содействие развитию осуществляется через помощь индивидуумам и организациям в области поиска, понимания и применения накопленных знаний в сфере ИКТ. Это консультационное направление.
    2. Информационные продукты и услуги. В рамках этой инициативы предполагается оказывать услуги по предоставлению специализированной информации для формирования e-стратегий, не доступной всем заинтересованным.

Глобальная Цифровая Инициатива (GDOI). Эта инициатива была формально запущена 5 февраля 2002 Фондом Markle и UNDP. Практически ее реализация основана на совместной деятельности общественного и частного секторов, направленной на оказание помощи примерно 12 странам в течение следующих 2 лет. Помощь предоставляется в области использования цифровых технологий ( с одновременным повышением эффективности такого использования) в целях повышения качества систем здравоохранения и образования. Первыми странами, в которых начала реализовываться данная инициатива, стали Боливия и Мозамбик.

Итальянская Инициатива на E-правительстве для Развития. Министерство Инноваций и Технологии Италии, совместно с частным сектором и гражданским обществом, осуществляет активные разработки в области развития “Электронного Правительства”.

В рамках этой инициативы выделяется 5 основных направлений:

    • создание электронных административных регламентов
    • отработка основных механизмов в 4 пилотных странах, которыми стали: Албания, Иордания, Мозамбик и Тунис;
    • создание Правительственных порталов развития;
    • организация Международной Конференции по “Электронному Правительству”;
    • подготовка для Плана Действий DOT Force обоснования того, как “Электронное Правительство” может способствовать развитию демократии, повышая уровень подотчетности власти перед гражданами и эффективность предоставляемых Правительством услуг.

Направление (Команда) №2 – Развитие инфраструктуры доступа

Основные цели этой команды:

  1. Подготовка обзоров отдельных проектов, направленных на поиск путей повышения кооперации;
  2. В сотрудничестве с другими организациями подготовка предложений для доноров в области выбора приоритетных направлений финансирования проектов, связанных с развитием инфраструктуры доступа;
  3. Содействие Лидерам стран “Большой восьмерки” в их деятельности по реализации приоритетных направлений развития Африки.

Направление (Команда) №3 Развитие человеческих способностей

Основные аспекты деятельности:

  1. Сбор и озвучивание планов действий и утвержденных новых инициатив стран “Большой восьмерки” и некоторых международных организаций, которые прямо или косвенно связаны с направлением их деятельности;
  2. Изучение потребностей отобранных развивающихся стран, основанных на существующих условиях и происходящих процессах;
  3. Анализ (сравнение) спроса и предложения: определение приоритетных направлений действий, которые должны быть осуществлены для удовлетворения первостепенных потребностей развивающихся стран и непосредственная организация необходимых шагов в этой области.

В настоящее время подготовлен полный перечень необходимых действий и одобренных новых проектов, и Команда завершает оценку потребностей отобранных развивающихся стран.

Направление (Команда) №4 Содействие предприятиям, повышению занятости и развитию предпринимательства

В рамках этого направления реализуются 2 основные инициативы, которые взаимосвязаны между собой:

  1. Проект создания программы/организации поддержки предпринимательства в сфере ИКТ. Данный проект направлен на разработку системы мер поддержки отдельных (отобранных) предпринимателей в развивающихся странах. Для целей финансирования данного проекта предполагается учредить Фонд. Начало реализации данного проекта предполагается осенью 2002.
  2. Проект “Открытая Экономика” - проект Центра Интернет и Общества (Berkman) Юридической школы Гарварда. “Открытая Экономика” направлена на развитие политики, мер регулирования и юридических услуг для представителей государства и бизнеса в области устранения глобального цифрового разрыва. Эта инициатива взаимосвязана с проектом IeDRN в рамках Направления №1.

Направление (Команда) №5 Участие в управлении сектором ИКТ

Основным направлением деятельности является разработка координация действий в области управления развития сектора ИКТ, координация Международной сети ресурсов по “электронному развитию” - International eDevelopment Resource Network (IeDRN)

Направление (Команда) №6 - Инициатива для включения в проекты развития ИКТ наименее развитых стран мира

Обеспечение интересов наименее развитых стран в программах развития на основе использования ИКТ

Направление (Команда) №7 Использование ИКТ в здравоохранении

План Действий данной Команды состоит из 4 основных моментов:

  1. Оценка потребностей развивающихся стран;
  2. Инвентаризация;
  3. Новые инициативы;
  4. Создание сети.

Обзор, построенный на оценке потребностей и перспектив здравоохранения в области использования ИКТ, был завершен в феврале 2002. В обзор вошло большое количество проектов развивающихся стран, а также общественных и частных организаций, связанных с системой здравоохранения и сектором ИКТ. Это позволит учесть потребности различных участников при разработке дальнейших направлений деятельности.

Направление (Команда) №8 Развитие локального информационного наполнения и приложений

Основные аспекты:: 1) Развитие локальный контента и формирование Открытой сети знаний - Open Knowledge Network (OKN); 2) Содействие развитию открытого программного обеспечения (OSS), включая создание общественно-частного консорциума OSS с целью поддерживающего местных и региональные НИОКР для ИКТ и создание модели управления глобального сообщества OSS, для развития региональных и местных сетей, необходимые поддержки этой цели.

Направление (Команда) №9 Развитие ИКТ-компонента в Программах ODA и обеспечение координации деятельности

Основные аспекты: Роль этой Команды в обеспечении сотрудничества различных донорских организаций. Неформальная встреча нескольких донорских организаций была проведена в рамках Симпозиума Infodev, проведенного Всемирным Банком 6 декабря 2001 г. в Вашингтоне. Цель встречи состояла в обмене информации в отношении путей развития сектора ИКТ в Африке.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости