Установление режима политического доминирования после федеральных выборов 2003-2004 гг. закрепило новые отношения между государством бизнесом. Общественное недоверие к крупному капиталу приобрело официальный статус. Реформа избирательной системы в конце 2004 года (введение пропорциональной системы на парламентских выборах и отмена прямых выборов губернаторов) практически лишила деловые круги возможности автономно продвигать свои интересы через электоральную политику и законодательный процесс. Система отношений, сложившаяся между исполнительной властью и бизнесом в федеральном центре в первые годы правления В. Путина, и опиравшаяся на институционализированный диалог и активное подключение к нему ассоциаций, казалась разрушенной. Однако реальный опыт использования ассоциаций в качестве механизма координации внешних отношений предприятий в период 2004 – 2009 гг. оказался более сложным и разнообразным. Анализу изменений места и роли ассоциаций в качестве посредника в отношениях между бизнесом и государством в указанный период посвящен доклад старшего научного сотрудника Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ А.Ю.Зудина «Ассоциации бизнеса и государство: что изменилось?»
Автор: А.Ю.Зудин, cтарший научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков, Государственный университет – Высшая школа экономики, Москва, Россия
Доклад был прочитан на семинаре цикла «Институциональные проблемы российской экономики», организованный Институтом анализа предприятий и рынков (ИАПР) ГУ-ВШЭ 11 марта 2010 г.
Руководитель семинара — Яковлев Андрей Александрович, проректор ГУ-ВШЭ, директор ИАПР.
В работе анализируется изменение места ассоциаций в политико-институциональной модели взаимоотношений государства и бизнеса в России после утверждения режима политического доминирования (2003-2004 гг.). Среди новых явлений, характеризующих посредническую роль ассоциаций, подробно рассматриваются: институционализация (как в деловых сообществах, так и в отношениях с государством), адаптация к политическому режиму доминирования, сращивание с государством, дифференциация (появление новых ассоциаций, создаваемых компаниями-лидерами отрасли), расширение влияния на государственную политику через «режим консультаций», распространение альтернативных форм координации (форумы, деловые сети), а также две периферийные тенденции - политизация институционализированных ассоциаций и возникновение протестных форм коллективного действия бизнеса. В работе делается вывод, что ни утверждение режима доминирования, ни экономический кризис 2008-2009 гг., пока не внесли принципиальных изменений в утвердившуюся ранее политико-институциональную модель отношений государства и бизнеса. Прослеживается тенденция к повышению роли ассоциаций как механизма координации предприятий. В заключении выделяются основные типы ассоциаций как посредника между бизнесом и государством («ассоциации-министерства», «ассоциации-придатки», «ассоциации-СРО», «отраслевые представители»), рассматриваются «модернизационные» возможности ассоциаций в качестве инструмента экономической политики государства.