Ежемесячный научный электронный журнал "Научный эксперт" ВЫПУСК 2010
Д.В. Павлов, старший эксперт АНО «Национальный институт
системных исследований проблем предпринимательства»,
аспирант Московского государственного университета
инженерной экологии
Основной сферой деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, связанной с изготовлением, хранением, испытанием, перевозкой, реализацией и утилизацией обычных боеприпасов, взрывчатых веществ1 (ВВ) и изделий с ними (далее – взрывоопасные объекты), является обеспечение интересов национальной безопасности России, осуществление разработок и поставок комплектных боеприпасов к различным видам вооружений, военной техники в интересах Минобороны России и других силовых ведомств, а также производство продукции в интересах народного хозяйства.
Ухудшающаяся ситуация в области обеспечения промышленной безопасности взрывоопасных объектов, увеличение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на взрывоопасных объектах различной организационноправовой формы и формы собственности — все это представляет возрастающую угрозу жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социальноэкономическому развитию Российской Федерации.
Так, по данным2 Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России на производствах боеприпасов и спецхимии только в 2008 году зафиксировано:
– 5 несчастных случаев и аварий, в результате которых пострадало 26 человек, в том числе 9 человек погибли;
– 550 нарушений технологической дисциплины;
– 225 предаварийных ситуаций.
Ярким примером, иллюстрирующим актуальность проблемы обеспечения промышленной безопасности взрывоопасных объектов, может послужить недавняя трагедия:
13 ноября 2009 года на 31-м Арсенале хранения вооружения и боеприпасов Минобороны России в г. Ульяновске произошел взрыв с последующим горением и разлетом осколков. По данным3 МЧС России пострадало 10 человек, из которых 5 госпитализировано, 5 — помощь оказана амбулаторно. Судьба 2 человек неизвестна. Сгорели 3 цеха хранения боеприпасов. Всего из зоны ЧС эвакуировано 1013 человек, в том числе в места временного размещения 139 человек, из них 38 детей, остальные разместились у родственников и знакомых. 23 ноября 2009 года на этом же складе снова произошел взрыв боеприпасов: погибло 8 человек (военнослужащие из состава групп разминирования), 2 человека госпитализированы.
В настоящее время основу государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности взрывоопасных объектов составляет искоренение данных проблем и упрочение института промышленной безопасности взрывоопасных объектов, активизация и упорядочение деятельности органов власти (в частности, Минпромторга, Минобороны, МЧС, Ростехнадзора, Ростехрегулирования, Рособоронзаказа, ФСБ), регулирующих последовательное снижение негативного воздействия различных факторов на обеспечение промышленной безопасности взрывоопасных объектов.
С целью восстановления эффективной системы управления и обеспечения промышленной безопасности производств боеприпасов и спецхимии необходимо разработать комплексную интегрированную систему промышленной безопасности взрывоопасных объектов.
Для этого предлагается на государственном уровне осуществить следующие мероприятия:
- Совершенствование системы государственного регулирования промышленной безопасности и сертификации безопасности взрывоопасных объектов:
- Переработка устаревших и создание новых нормативно-технических документов по промышленной безопасности взрывоопасных объектов в русле проводимой реформы технического регулирования:
- Внедрение системы мониторинга безопасности технологических процессов:
- Обучение и повышение квалификации специалистов отрасли:
- выработка предложений по четкому и эффективному разграничению функций и полномочий в системе государственного регулирования промышленной безопасности, сертификации безопасности и лицензирования взрывоопасных объектов между заинтересованными органами власти;
- разработка и утверждение соответствующих законопроектов и соглашений.
- развитие основ теории риска аварий на взрывоопасных производственных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, разработка методологии и механизмов управления промышленными рисками;
- доработка, согласование и утверждение федеральным законом проекта технического регламента «О безопасности взрывчатых веществ и содержащих их3 изделий, процессов их производства, применения, хранения, реализации и утилизации»4;
- разработка и утверждение проектов нормативных документов, определяющих правила устройства и эксплуатации взрывоопасных объектов;
- переработка национальных правил перевозки опасных грузов различными видами транспорта с учетом международных требований (например, норм европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)).
- анализ систем контроля состояния безопасности на взрывоопасных производственных предприятиях оборонно-промышленного комплекса и определение методов и способов их совершенствования для реализации системы мониторинга безопасности технологических процессов;
- разработка, создание и внедрение автоматизированной системы мониторинга безопасности технологических процессов предприятий оборонно-промышленного комплекса.
- создание курсов квалифицированного профессионального обучения и переаттестации специалистов предприятий отрасли по направлениям с правом выдачи свидетельств.
Очевидно, что разработка основ теории и практики оценки риска возникновения аварийных ситуаций при реализации взрывоопасных технологий является чрезвычайно актуальной научной задачей обеспечения промышленной и экологической безопасности и необходимым условием осуществления вышеперечисленных мероприятий по восстановлению системы их управления.
Представляется целесообразным выполнение следующих работ при разработке основ теории и практики оценки риска аварий на взрывоопасных объектах:
- анализ причин аварийности и травматизма на пожаро-и взрывоопасных производственных предприятиях боеприпасной отрасли обороннопромышленного комплекса РФ, в том числе:
- анализ нормативно-правовых актов и правил по промышленной безопасности, в том числе:
- развитие основ теории риска аварий на взрывоопасных производственных объектах, в том числе:
- разработка методологии и механизмов управления промышленными рисками, в том числе:
- анализ статистики аварийности и травматизма;
- анализ технологических процессов и промышленных установок на предприятиях боеприпасной отрасли с целью определения источников опасности;
- выбор критериев ранжирования технологических процессов, переделов и производств;
- определение наиболее опасных технологических процессов и промышленных установок на предприятиях боеприпасной отрасли;
- определение критериев безопасности предприятий боеприпасной отрасли;
- анализ зарубежного опыта применения рискоориентированного подхода в нормативном и правовом регулировании в области обеспечения промышленной и экологической безопасности при реализации взрывоопасных технологий;
- анализ национальной системы нормативного и правового регулирования в области обеспечения промышленной и экологической безопасности в части соответствия принципам рискоориентированного подхода;
- предложения по использованию рискоориентированного подхода для взрывоопасных объектов;
- разработка проекта основ теории риска аварий на взрывоопасных объектах с использованием современных методов оценки риска;
- методология и механизмы управления инженерной системы «человек-оборудование-среда» с допустимым уровнем риска при организации, проектировании и эксплуатации взрывоопасных объектов и рекомендации по их использованию;
- методика, алгоритм и программы прогнозирования и расчета рисков аварий на взрывоопасных объектах.
Анализ практики установления уровня допустимого риска для взрывоопасных объектов свидетельствует о том, что в целом ряде случаев оценка риска в явной форме не проводилась. Закреплению конкретных значений допустимого риска не предшествовал детальный анализ и оценка рисков, в том числе экономических последствий соответствующих решений, связанных с фактической готовностью граждан, бизнеса и общества в целом платить за безопасность. В настоящее время нормы и процедуры закрепления уровня риска остаются чисто декларативными.
В настоящее время фактически осуществляется переход к модели, когда приемлемый уровень риска определяется обществом, на основе достижения договоренностей на политическом рынке, а не отдельными ведомствами в отсутствие четких критериев и прозрачных процедур.
Построение теории и практики оценки риска аварий на взрывоопасных объектах должно быть основано на эффективных методах оценки риска, таких как:
1) вероятностный анализ безопасности;
2) логико-вероятностные методы;
3) построение полей поражающих факторов, возникающих при различных сценариях развития аварии;
4) метод FTA (Fault Tree Analysis — анализ дерева неисправностей (отказов));
5) метод MOSAR (Method Organized Analysis of Risks — метод системного анализа рисков);
6) метод анализа видов и последствий отказов (FMEA) (Failure Mode and Effects Analysis);
7) методы математического имитационного моделирования.
Для анализа риска в таких сложных системах как взрывоопасные объекты следует использовать комбинированные методы оценки риска, а также различные модификации методов.
Создание и внедрение комплексной интегрированной системы промышленной безопасности, основанной на детальном анализе и оценке отраслевых рисков, позволит организовать и эксплуатировать предприятия оборонно-промышленного комплекса, связанные с изготовлением, хранением, испытанием, перевозкой, реализацией и утилизацией обычных боеприпасов, ВВ и изделий с ними, проводить единую техническую политику с обеспечением допустимого уровня безопасности.
1 Взрывчатое вещество – это химическое вещество или смесь веществ, способных под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов. Под составом взрывчатой смеси понимают характеристику смеси веществ по содержанию входящих в нее компонентов (в соответствии с ГОСТ 19433-88* «Грузы опасные. Классификация и маркировка»).
2 www.oboronprof.ru/uploads/files/Pismo01.pdf.
3 www.mchs.gov.ru/emergency/detail.php?ID=27698.
4 Проект технического регламента устанавливает минимальные обязательные требования к безопасности взрывчатых веществ и содержащих их изделий на всех этапах их жизненного цикла.