Э.С. Набиуллиной на конференции
«Энергоэффективность и энергосбережение в регионах,
муниципалитетах и бюджетной сфере»
г. Москва, 21 апреля 2010 г.
Повышение энергетической эффективности является одним из основных приоритетов внутренней политики России. Поэтому я хотела остановиться на общеэкономическом смысле нашей работы в данном направлении. Мировой кризис обозначил необходимость заниматься данным направлением, что не может не способствовать в решении задачи модернизации экономики. И нам нужен масштабный приток как иностранных, так и наших инвестиций. Инвестиции придут, если мы продемонстрируем устойчивый тренд в деле повышения конкурентоспособности нашей экономики, включая массовое внедрение новых технологий.
Одним из первых указов Президента Российской Федерации в 2008 году стал указ о принятии мер по повышению энергоэффективности. Поставлена задача снизить энергоемкость ВВП на 40% к 2020 году.
И речь идет не только о снижении энергопотребления. Повышение энергоэффективности – это создание новых технологичных сфер бизнеса, модернизация промышленности, улучшение условий проживания наших граждан и производство новых высокотехнологичных товаров.
Анализ стоимости возможных мероприятий по энергоэффективности показал, что основная их часть привлекательна для частных инвестиций. По этому мы рассчитываем привлечь в сферу энергосбережения именно частный капитал. Одним из инструментов привлечения частных инвестиций должен стать рынок энергосервисных услуг.
В Правительстве развернута соответствующая работа по нескольким направлениям: создание правовой базы в области энергосбережения, реализация конкретных пилотных проектов и организация информационной поддержки проводимых мероприятий.
По первому направлению был принят и вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Продолжается работа по подготовке подзаконных актов.
Основное внимание в законе уделено государственному и бюджетному сектору, это осознанный выбор – при подготовке закона мы руководствовались принципом: государство должно начать реформу в области энергоэффективности с себя. Данным законом предусмотрено следующее:
- обязательный энергоаудит в бюджетных организациях, первый аудит должен быть проведен в течение ближайших трех лет;
- возможность заключать энергосервисные договора;
- обязанность снижать энергопотребление в сопоставимых условиях не менее чем 3% в год в течение пяти лет. При этом экономия, получаемая сверх этого норматива, остается в распоряжении бюджетного учреждения и может быть направлена, в том числе, на зарплату сотрудников. Это есть в законе.
Второе – оснащение страны приборами учета. Закон устанавливает конкретные сроки: до 1 января 2011 г. все юридические лица, госучреждения должны быть оснащены приборами учета энергетических ресурсов и не позднее, чем через месяц после их установки рассчитываться за потребленный ресурс на основании данных приборов учета.
До 1 января 2012 г. все собственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах должны иметь приборы учета как для дома в целом, так и для каждой квартиры (кроме тепловой энергии) с правом обратиться в ресурсоснабжающую организацию за установкой приборов учета на условиях рассрочки платежа на 5 лет.
Для всех ресурсоснабжающих организаций вводится требование об организации с 1 июля 2010 г. деятельности по установке и эксплуатации приборов учета поставляемого ими ресурса для обслуживаемых ими потребителей.
Если потребитель в срок не установил прибор учета, ресурсоснабжающая организация в течение года обязана установить такой прибор учета, а потребитель оплатить связанные с этим расходы равными долями в течение 5 лет.
Третье – новая идеология государственных закупок. С 1 января 2011 года для государственных и муниципальных нужд запрещено закупать лампы накаливания любой мощности, используемые в целях освещения.
Вводится право устанавливать минимальные требования по энергоэффективности при закупке любых товаров для государственных нужд. Для формирования таких требований Минэнерго России ежегодно, начиная с 2011 года, будет проводить анализ закупаемых товаров, позволяющий выявить товары, при использовании которых можно добиться существенной экономии энергоресурсов. Также будут анализироваться требования по энергоэффективности, применяемые другими странами. Одновременно Минпромторгом России будут формироваться предложения по изменению существующих и (или) введению новых требований энергетической эффективности товаров.
Четвертый блок - бытовая техника и приборы. Вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности: с 2011 г. - все бытовые энергопотребляющие устройства; с 2012 г. – компьютерную и оргтехнику; с 2013 года и далее – иные товары, по решению Правительства Российской Федерации.
Пятое – изменение тарифной политики. Одним из основных стимулов к повышению энергоэффективности естественных монополий, организаций коммунального комплекса является применение долгосрочных методов тарифного регулирования, в первую очередь, метода доходности инвестированного капитала. Тарифы будут устанавливаться на три года и более, с одновременным закреплением обязательств компаний по надежности и качеству предоставляемых услуг.
При таком регулировании у компаний возникают стимулы сокращать затраты, в том числе на энергоресурсы, и повышать эффективность использования ресурсов, так как полученная в результате экономия сохраняется у компании и может быть использована на любые цели.
Законом вводятся требование к организациям коммунального комплекса, обязывающие организации учитывать при формировании инвестиционных программ мероприятия по повышению энергетической эффективности. Требования по повышению энергетической эффективности - один из существенных критериев при анализе инвестиционных программ естественных монополий.
В рамках рабочей группы по направлению энергоэффективность, созданной Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России реализуются проекты, направленные на отработку экономически оправданных и тиражируемых впоследствии решений. Остановлюсь подробнее на двух из них: «Энергоэффективный город» и «Энергоэффективная социальная сфера».
Эти проекты должны показать возможности и препятствия практической реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности на примере отдельных муниципальных образований и учреждений.
Для проекта установлены целевые индикаторы исходя из следующих условий: с одной стороны необходимо добиться максимально возможного снижения расходов семьи и учреждения на оплату жилищно-коммунальных услуг, с другой стороны достижение этих показателей должно быть экономически оправдано с точки зрения затрат на их реализацию.
Проекты только начаты, но уже есть первые результаты.
По результатам обследований жилого квартала одного из городов выявлены экономический привлекательные мероприятия по энергосбережению – срок их окупаемости не превышает 5 лет. В жилом секторе реализация таких мероприятий позволит экономить до 10% от текущего потребления. В социальном секторе - до 25%. Это только предварительные данные.
Срок реализации проекта рассчитан на 2010-2011 гг., затем предполагается тиражирование его опыта по всей территории Российской Федерации.
Важные функции в деле повышения энергоэффективности возложены на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Во-первых, это координация и мониторинг работ по энергоэффективности на своей территории.
Необходимо отметить, все без исключения субъекты Российской Федерации и муниципальные образования до 1 августа текущего года должны утвердить программы энергосбережения для своих территорий. Призываю всех комплексно подойти к этой задаче. Эти программы должны задать вектор энергосбережения для всего вашего региона на ближайшие несколько лет - и здесь важно выбрать наиболее оптимальные подходы и решения.
Вторая важная функция субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - это повышение эффективности использования энергетических ресурсов в бюджетном секторе.
Напомню, с текущего года бюджетные учреждения обязаны экономить более 3% энергоресурсов в год. Нормативные акты о соответствующем сокращении финансирования бюджетных учреждений находятся в стадии согласования.
Завершая свое выступление, считаю важным отметить следующее.
Именно от наших с вами совместных действий зависит реальный и ощутимый успех в деле повышения энергоэффективности каждого муниципалитета, каждого субъекта Российской Федерации и в целом российской экономики. Уверена, что эта конференция повысит эффективность наших совместных усилий в этом направлении.