Источник - Бюллетень "Деловая мысль", Одиннадцатый выпуск / апрель 2010
Центр предпринимательства США - РОССИЯ
Автор: И.В.Алексеева, Е.Ю.Лапшина;
Исполнитель проекта: Аналитика-Бизнес-Консалтинг, Москва, 2010
В декабре 2009г. Центр предпринимательства США-Россия (далее – Центр) организовал независимое исследование с целью анализа мнений предпринимателей – участников мероприятий Центра о востребованности и полезности программ Центра. В базе данных Центра 4200 контактов, приглашения участвовать в исследовании были отосланы 642 предпринимателям. В ходе исследования были проанализированы данные анкет, полученных от 92 предпринимателей, дополненные данными, полученными в ходе интервьюирования 20 предпринимателей по телефону.
Результаты исследования указывают на то, что Центр предпринимательства США-Россия занял прочные позиции в российском сегменте интенсивного бизнес-образования без отрыва от производства, а также стал важным элементом инфраструктуры поддержки предпринимательства.
На сегодняшний день Центр предпринимательства США-Россия проводит мероприятия различных форматов в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде в рамках образовательных программ, ориентированных на энергичных и целеустремленных предпринимателей. Центр проводит конференции, деловые форумы, круглые столы и встречи предпринимательских групп, а также спонсирует конференции и мероприятия своих партнеров, на которых обсуждаются актуальные для предпринимателей проблемы, происходит обмен опытом, устанавливаются партнерские отношения между руководителями, владельцами предприятий и инвесторами.
Учебные программы Центра помогают предпринимателям, стремящимся расширить свой бизнес, научиться грамотно выстраивать оперативное и стратегическое управление бизнесом, находить источники финансирования, привлекать партнеров и инвесторов. Отличительная черта учебных программ и мероприятий Центра – интерактивность, то есть обмен мнениями, знаниями и практическим опытом ведения бизнеса между участниками. Наглядной иллюстрацией этому является отзыв предпринимателя из Санкт-Петербурга: «Все мероприятия Центра были организованы безупречно – с точки зрения места проведения, подбора преподавателей, состава слушателей. Мероприятия Центра – это образцы предпринимательской культуры; они привлекают динамичных и увлеченных предпринимателей, заинтересованных в своем развитии».
Ценность программ Центра – в высокой концентрации знаний и их эффективной подаче, что существенно экономит время предпринимателей. По сравнению со многими мероприятиями, которые проводят другие организации, и где тематика зачастую оказывается достаточно размытой, программы Центра целенаправленны, конкретны, дают реальную пользу предпринимателям.
По отзывам предпринимателей, бизнес-сообщество, сложившееся при поддержке Центра, стало «клубом по интересам» в широком смысле, группой единомышленников, доверяющих друг другу, людей творческих и инициативных, открытых к общению и обмену знаниями. Весьма часто в ходе интервью предприниматели употребляли слово «идея», подчеркивая, что многие яркие идеи для бизнеса родились или получили «путевку в жизнь» в результате деловых встреч и семинаров, организованных Центром, под влиянием участников или ведущих.
По мнению предпринимателей, главная заслуга Центра – в создании среды для общения, обмена опытом. Центр многое сделал для развития бизнес-обучения, особенно для молодых предпринимателей. Мероприятия Центра способствуют генерации новых идей: предприниматели – участники мероприятий получают новые знания, могут спросить у других совета, а также получить информацию и опыт «из первых рук».
Деятельность Центра, проводимые им программы и мероприятия последних лет были признаны эффективными, важными и полезными для развития предпринимательства в России, улучшения предпринимательского климата, формирования предпринимательской культуры. Для 46% опрошенных предпринимателей Центр стал важным ресурсом для их бизнеса, 54% с помощью Центра увидели новые возможности для бизнеса, а 76% отметили, что деятельность Центра, в целом, способствует развитию предпринимательства в России.
Исследование показало, что Центр имеет устойчивую клиентскую базу из числа руководителей успешных растущих компаний Москвы, С.-Петербурга, Нижнего Новгорода, и некоторых других городов России. За 7 лет - с 2002 по 2009 г. - Центр организовал и/или оказал поддержку в проведении около 400 мероприятий, в которых суммарно приняли участие 30 тысяч человек.
Выявлен заметный рост востребованности и посещаемости программ Центра по сравнению с 2006 годом. Так, к ноябрю 2009 г. 43% опрошенных приняли участие более чем в 6 мероприятиях Центра, а 20% - более, чем в 10 мероприятиях. 97% опрошенных порекомендовали бы своим знакомым предпринимателям участвовать в мероприятиях Центра.
Программа ФастТрэк стала бесспорным лидером во всех трех регионах – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде: она получила больше всех положительных оценок и комментариев. Ее высоко оценили 84% предпринимателей, причем 90% тех, чей бизнес моложе 5 лет и 65% тех, чей бизнес старше 5 лет.
Высоко востребованы и другие программы Центра – предпринимательские группы, семинары, конференции и конкурсы, организованные с участием и при поддержке Центра, а также электронные ресурсы Центра. Эти программы получили высокие оценки у 80% опрошенных.
Компании, которыми руководят клиенты Центра, имели отличные финансово-экономические показатели до кризиса, а во время кризиса проявили устойчивость и жизнеспособность, выходили на новые рынки.
Так, до кризиса:
- 53% опрошенных предпринимателей нашли партнеров или создали СП,
- 30% получили инвестиции,
- 75% увеличили годовой оборот,
- 55% увеличили число работников
- за последние 5 лет 67% опрошенных создали новые предприятия.
Наивысшие оценки деятельности Центра, в целом, в России дали молодые предприниматели, чей бизнес моложе 5 лет. Среди молодых предпринимателей также многие увидели с помощью Центра новые возможности для своего бизнеса. А вот опытные предприниматели, чей бизнес старше 5 лет, были более сдержанны в оценках: их оценки значимости Центра как ресурса и источника новых идей для бизнеса находятся на среднем уровне. При этом общая оценка влияния Центра на развитие предпринимательства среди опытных предпринимателей, чей бизнес старше 5 лет, достаточно высока – порядка «5,2» по 7-балльной шкале.
Участие предпринимателей в программах Центра не только принесло успех их бизнесу, но также способствовало развитию их профессиональных и лидерских качеств. 70% предпринимателей стали лучше руководить своими предприятиями благодаря участию в программах Центра. 40% вступили в различные ассоциации предпринимателей. Среди клиентов Центра есть победители российского конкурса «Предприниматель года» (Национальный конкурс «Предприниматель года» организован и проводится российским представительством «Эрнст энд Янг» и является составной частью международной программы «Эрнст энд Янг» Entrepreneur Of The Year® Awards. Конкурс проводится при поддержке спонсоров, одним из которых является Центр предпринимательства США-Россия. http://www.ey.com/RU/ru/About-us/Entrepreneur-Of-The-Year/Entrepreneur-of-the-Year-Awards---All-Winners-2008). Несколько человек перешли из категории слушателей в категорию преподавателей, ведущих семинаров. В ходе интервью некоторые респонденты выразили готовность и желание стать преподавателями, поделиться своим опытом с другими.
Мнения, высказанные в данном исследовании, отражают взгляды авторов и не обязательно совпадают с точкой зрения Центра Предпринимательства США-Россия