Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10. Июля 2001 года № 910-р была утверждена “Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004гг.)”. Предлагаем Вашему вниманию выдержки из комментариев экспертов Российско-Европейского центра экономической политики А.Шуша и Э.Брюна, опубликованные в специальной брошюре TACIS в 2002 году. Комментарии касаются дерегулирования экономики, развития предпринимательства, малого бизнеса.
Некоторые замечания к Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) (выдержки)
…Вопросам экономической политики Правительства посвящены три раздела программы: “Модернизация экономики”, “Федеральная региональная политика” и “Основные направления бюджетной политики”. В свою очередь, раздел, посвященный вопросам модернизации экономики, включает такие подразделы, как “Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата” и “Структурная политика”.
…В частности, в “Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу ставится задача создать механизмы защиты имущественных прав акционеров при увеличении уставного капитала, дополнительной эмиссии акций, реорганизации и ликвидации организаций, проведении процедур финансового оздоровления и банкротства, совершения крупных сделок. Программа подчеркивает необходимость принятия мер по повышению ответственности менеджеров при совершении сделок с признаками наличия конфликта интересов, а также ответственности лиц, располагающих служебной информацией.
Что касается защиты прав акционеров и кредиторов при реорганизации и ликвидации организаций, то Министерство экономического развития и торговли разработало проект “Федерального Закона о Реорганизации и Ликвидации Организаций” и целый ряд поправок к действующим законам “Об акционерных обществах”, “Об обществах с ограниченной ответственностью”, “О производственных кооперативах”, “О государственной регистрации юридических лиц”. Пакет соответствующих законопроектов был представлен в Правительство в середине октября 2001 г., но затем был возвращен в Минэкономики для пересмотра и доработки.
…Большую роль в улучшении предпринимательского климата играет продолжение налоговой реформы. В этой сфере задача заключается в создании справедливой и упрощенной налоговой системы, которая должна привести к общему снижению налогового бремени. Предусмотрена отмена ряда налогов, не соответствующих требованиям рыночной экономики (например, налога на покупку иностранной валюты, налога на операции с ценными бумагами). Кроме того, большое внимание в программе уделено усилению контроля за соблюдением налогового законодательства и сбалансированной защите прав обеих сторон в такой чувствительной сфере, как налогообложение.
…Предусматривается также, что “дебюрократизация экономики будет направлена на “сужение сфер административного регулирования, ограничение произвола чиновников в принятии решений, повышение ответственности за принятые решения, а также за жесткое ограничение ведомственного и регионального нормотворчества”. В этой связи, важную роль призвана сыграть замена ряда функций государственного администрирования, остающихся со времен плановой экономики, на саморегулирование и процедуры, основанные на Гражданском кодексе.
Важными элементами улучшения предпринимательского бизнеса являются также выравнивание условий конкуренции и государственная антимонопольная политика. К сожалению, российские регионы зачастую проявляют большую изобретательность для нахождения способов исключить доступ на свою территорию товаров и услуг фирм из других регионов. Для того, чтобы исключить подобные проявления и обеспечить проведение эффективной антимонопольной политики, предусмотрено принятие важных мер в области законодательства и контроля за его исполнением. Программа увязывает решение вопросов антимонопольной политики с вопросами стимулирования малого бизнеса. При этом, разумеется, последнее имеет связь и с другими областями: улучшением налоговой системы, введением современных финансовых технологий, обеспечивающих приток инвестиций в малый бизнес, повышением эффективности использования бюджетных ресурсов поддержки малого предпринимательства в качестве гарантийных схем для банковского кредитования и т.п.
…В целях достижения поставленных целей предусматривается продолжить работу над расширением и совершенствованием Налогового кодекса. Однако, если в 2002-2001 гг. первоочередной задачей была выработка норм и правил налогообложения личных и корпоративных доходов, то в 2002 г. на первый план выходит разработка той части Кодекса, что посвящена налогообложению малого бизнеса.
В настоящее время доля малого бизнеса в экономике России довольно невелика. Причем весьма значительное число малых фирм сосредоточено в неофициальном секторе. В то же время, как показывает международный опыт, именно развитие малого бизнеса способно обеспечить устойчивый экономический рост. В основном, это достигается за счет способности этого сектора быстро реагировать на меняющиеся экономические условия и его способности повышать уровень занятости. Гибкость и мобильность являются преимуществами этого сектора экономики над другими.