Юрий Иванович Котов
Сегодня, когда экономика России находится на подъеме, заметной и перспективной отраслью становится выставочная индустрия — необходимый инструмент и индикатор экономического развития страны. Об экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности свидетельствуют порождаемые ею довольно заметные финансовые потоки — материальные, транспортные и другие, что приводит, в частности, к значительным поступлениям в бюджеты всех уровней.
Выставки стимулируют развитие экономики страны, особенно в регионах, оказывают существенное влияние на рост потребительского спроса на отраслевых рынках, что способствует развитию многих секторов экономики, привлечению прямых инвестиций. Особенно важны в оценке экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности прогнозирование и конкретный сценарий экономического развития государства на среднесрочную и ближайшую перспективы. Более того, крупнейшие международные ярмарки — это еще и своеобразный инструмент политмаркетинга, который используют правительства многих стран мира для диалога с общественностью и деловыми кругами. Ведь процесс организации выставки объединяет организаторов и экспонентов с государственными структурами и общественными объединениями, что оказывает колоссальное воздействие на формирование промышленной политики и, таким образом, способствует интенсивному развитию как отдельно взятого предприятия, так и всей экономики в целом.
Сегодня можно с уверенностью говорить о выходе российской выставочно-ярмарочной деятельности из кризиса, о положительных тенденциях ее развития. Предыдущий этап развития выставочного движения в нашей стране стартовал еще в начале 1990-х годов и в период 1995—1997 годов достиг своего апогея. Особенно бурно он развивался в регионах. Выставки оказывали благотворное влияние на те или иные сегменты рынка: предприятия налаживали системы сбыта, расширяли дилерские сети и завязывали новые контакты, а потребители получали уникальную возможность познакомиться с широким спектром новой продукции. Августовский кризис 1998 года на несколько лет затормозил развитие выставочного бизнеса. Масштабы всех выставок резко сократились, а их количество уменьшилось в несколько раз. В настоящее время выставочная деятельность в России вышла на новый исторический виток: годовой оборот этого бизнеса оценивается примерно в 500 миллионов долларов США. При этом дополнительно до 1,5 миллиарда долларов составляет годовой доход от реализации сопутствующих услуг, напрямую связанных с организацией выставочных мероприятий. Более половины этих показателей приходится на Москву. Доля поступлений от выставочных мероприятий, проведенных в городе в 1999 и 2000 годах, ежегодно превышает в бюджете Москвы пять процентов. Выставочный бизнес — это, во-первых, доход от развития основных производителей, товаропроизводителей, производителей услуг, во-вторых, приходная часть бюджета за счет использования инфраструктуры города и, в-третьих, определенные отчисления от выставочных мероприятий.
Уже сформировался большой круг предпринимателей, занятых в сфере выставочного бизнеса, решающих вопросы организации выставочных площадей, их обслуживания, создания соответствующей инфраструктуры, системы управления, застройки. Появилась целая плеяда бизнесменов, взявших на себя роль организаторов выставок. И это не просто коммивояжеры, а очень грамотные, серьезные люди, обладающие определенным опытом организации и создания концепции выставки. Каждый из них ищет свою нишу в этом весьма непростом бизнесе, требующем изучения рынков спроса и предложений, возможностей отдельных предприятий, вопросов рекламы, проблем экономики той или иной индустрии и так далее.
Выставки и ярмарки как инструмент маркетинга
Рыночные отношения диктуют свои законы: кто лучше показал, кто лучше рассказал, кто лучше подал — тот и продал. Иными словами, выставка или ярмарка — уникальный маркетинговый механизм, объединяющий все инструменты продвижения и сбыта продукции. Это не только эффективное средство продажи, но и способ рекламы, маркетинга, возможность провести исследование востребованности продукта, его эстетических и потребительских показателей. Это уникальная возможность встретиться как со своими потребителями, так и со своими конкурентами, со специалистами, способными наглядно продемонстрировать, какие, например, технологические процессы или какие материалы необходимо использовать, чтобы достичь конкурентоспособного уровня продукции.
Выставки — один из эффективных инструментов налаживания деловых контактов, торговли и кооперации, достижения стратегических целей предприятий. К активному участию в организации выставочно-ярмарочной деятельности производителей приводит необходимость считаться с факторами спроса и предложения, учиться рационально тратить деньги. Если предприниматель отказывается от участия в выставке из-за “отсутствия денег”, значит, он не имеет и продуманной программы развития. Западные фирмы экономят на выставках в последнюю очередь.
За последние годы ярмарки приобретают всё более прагматичный характер, играя роль международных консультативных центров. С одной стороны, на Западе о многих регионах России, особенно ранее закрытых для иностранцев, известно недостаточно, с другой — россияне нередко плохо представляют возможности инновационного бизнеса. Ситуацию усугубил в свое время распад СССР, после которого были разорваны многие ранее установившиеся контакты. Это и побуждает деловой мир искать механизмы нового партнерства — организовывать ярмарки, выставки, например, Ганноверскую ярмарку.
Стратегия и тактика выставочной работы получают статус своего рода научных исследований, включающих поиск путей завоевания новых рынков, маркетинг, изучение особенностей конкуренции, психологии рекламы и делового партнерства и многие другие аспекты современного промышленного сотрудничества, позволяющего выводить отечественную продукцию на мировые рынки с учетом реальных и не всегда благоприятных условий.
Одна из основных задач выставочного движения — создание положительного имиджа экспонируемых организаций при повышении статуса самой выставки, так как чем престижней выставка, тем выше отдача для участников, тем привлекательней экспозиции фирм, тем интересней выставка для посетителей.
Демонстрация качества — фактор конкурентной борьбы
В последнее время большое внимание уделяется проблемам среднего и малого бизнеса. И немаловажными задачами можно считать поддержку и помощь в продвижении представителей среднего и малого предпринимательства на выставках и ярмарках — региональных, международных. Это одна сторона медали. Но есть и вторая — защита интересов наших отечественных предпринимателей-товаропроизводителей. Запретить ввоз товара на наши рынки невозможно. Однако лоббирование и спонсирование отечественных товаропроизводителей с тем, чтобы они, достигая лучших результатов, приобретали отличную деловую репутацию на выставках, необходимы и актуальны. Мы можем и должны организовывать выставки, помогающие нашим отечественным фирмам демонстрировать конкурентоспособную продукцию, вести конкурентную борьбу.
Повышение конкурентоспособности отечественной продукции является сегодня главной задачей экономического развития страны, успешное решение которой позволит снять многие социальные проблемы. С этой целью предстоит обеспечить высокое конкурентное качество продукции на всех стадиях ее использования потребителями.
Во всем мире предприниматели и профсоюзы, общественность и правительства рассматривают качество как главную движущую силу современного производства и социального благополучия. Вопросами качества заняты десятки национальных, региональных и международных организаций, в том числе ООН, издаются сотни книг, журналов и бюллетеней, проводятся конференции, съезды, семинары и другие подобные мероприятия, в том числе ежегодный Международный день качества. Создана разветвленная правовая и нормативная основа обеспечения качества, в том числе для защиты прав потребителя на качественную продукцию и услуги. Качество тесно переплетается с охраной жизни и здоровья людей, защитой окружающей среды.
Особенно актуальна проблема качества для российских производителей, которые, впервые действуя в условиях рыночной экономики, вынуждены решать задачи со многими неизвестными: как обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, качество которой удовлетворяет потребностям пользователей, в необходимом количестве, в нужные сроки, с минимальными затратами материальных ресурсов и финансовых средств, с максимальной прибылью, соблюдая при этом нормативные и законодательные требования в области охраны здоровья пользователей и работающих, защиты окружающей среды, налоговый кодекс и таможенные правила, законы о труде и предписания органов государственного надзора. Ситуация серьезно осложняется тем, что к управлению производством приходят предприниматели нового поколения, не знакомые пока с огромным и разнообразным опытом обеспечения качества, в том числе и отечественным. Среди них основную массу составляют представители малого предпринимательства.
Конкретные решения по вопросам качества и высокой конкурентоспособности продукции и услуг зависят от знаний и опыта высшего руководства, в том числе государственного, разработчиков и изготовителей, эксплуатационников и работников надзорных органов. Особенно актуально проведение эффективной политики в области качества для московских промышленных, строительных, транспортных предприятий, работающих в условиях острой конкуренции с иностранными компаниями. По распоряжению мэра Москвы от первого августа 1997 года здесь уже четвертый год успешно реализуется Программа “Московское качество”, разработанная Московской торгово-промышленной палатой (МТПП) и Московским независимым центром экспертизы и сертификации “Мосэкспертиза”. За это время эксперты Программы провели большую методическую работу, разработали более двухсот программ оценки качества, позволивших оценить качество более двух тысяч видов товаров и услуг. К работе привлекаются высококвалифицированные независимые эксперты из отраслевых НИИ, вузов, других экспертных организаций.
Программа “Московское качество” уже вышла за рамки выявления высококачественной продукции, теперь важнейшим аспектом стала разработка рекомендаций предприятиям по доведению их продукции до высокого уровня качества. Для продвижения на рынок товаров, маркируемых Знаком “Московское качество”, проводится целый спектр информационно-рекламных мероприятий. Первый качественный шаг был сделан в отношении дипломантов Программы “Московское качество”, ранее представляемых на различных выставках коллективными стендами или разрозненными группами. На IV Московской промышленной выставке-ярмарке, проходившей в сентябре 2000 года в дни празднования Дня города, дипломанты Программы были впервые представлены центральной экспозицией, которая стала идеологическим и концептуальным ядром всего мероприятия. В рамках выставки прошла конференция “Московское качество”, где обсуждались проблемы и вопросы в области качества как в России, так и за рубежом.
Впрочем, деятельность МТПП, касающаяся вопросов качества, только этой Программой не ограничивается. Так, 31 октября — 2 ноября 2001 года аппарат полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, Правительство Москвы, Московская ТПП, Московский независимый центр экспертизы и сертификации “Мосэкспертиза” при участии Международного союза товаропроизводителей провели международную конференцию “Новые технологии обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг”. Цель конференции — содействие внедрению новых инженерных, информационных, финансовых и управленческих технологий для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг. В частности, были рассмотрены современные технологические методы обеспечения качества продукции и услуг, роль информационных технологий в обеспечении качества, экономика конкурентоспособности продукции и услуг.
Выставочная деятельность МТПП
Очень важно создать концепцию выставки, развернуть ее, возбудить к ней общественный интерес. Например, на протяжении уже нескольких лет актуальна тема экспортных возможностей России и экспортных возможностей центра России. За ее формулировкой стоит принципиально новое направление деятельности, бизнеса, науки, техники, подготовки кадров, культуры, опыта работы в условиях международных выставок за рубежом и в России. Прежде чем организовывать новую выставку в той или иной стране, Палата планирует создание на выставках маркетинговых центров для изучения рынков спроса. Дирекция МТПП по выставочной деятельности предоставляет своим членам весь комплекс услуг, включая строительство стандартных и эксклюзивных стендов в Москве, регионах РФ, за рубежом. Распоряжением мэра Москвы Ю.М. Лужкова МТПП получила полномочия методического центра выставочного дела. Ежегодно организуются десятки коллективных экспозиций в Москве, стенды столичных предприятий на выставках в регионах.
В 1999 году подготовлена и проведена I Московская межрегиональная выставка-ярмарка “Экспортные возможности Центральной России”, в которой приняли участие предприятия десяти регионов РФ. С учетом накопившегося опыта Московская ТПП выступила инициатором проведения и основным организатором Российской национальной выставки “Экспортные возможности России-2000” в Стамбуле, продолжившей продвижение отечественных конкурентоспособных товаров на перспективные рынки. Логическим продолжением выставки в Стамбуле, подготовленной МТПП, стала Деловая миссия российских предпринимателей в городе Бурсе в апреле 2001 года. Подписано Соглашение о сотрудничестве между МТПП и ТПП города Бурсы.
Ежегодно по поручению Правительства Москвы Палата организует участие московских предпринимателей в крупнейших международных ярмарках: Ганноверской промышленной ярмарке и Познаньской ярмарке промышленных технологий и инвестиций. В 2001 году организована экспозиция Москвы на Международной ярмарке в Бирмингеме (Великобритания).
В целях продвижения отечественного производителя Палата как организатор провела две выставки “Экспортные возможности России” (в 1999 году в Москве и в 2000-м — в Стамбуле), принимает самое деятельное участие в создании московской экспозиции “Москва — наука и промышленность” на ежегодной Ганноверской промышленной ярмарке. Интерес к российским высоким технологиям и промышленности, представляемым на этой экспозиции, растет, не только наши нефть и газ интересуют западных партнеров. В апреле 2001 года 26 научных учреждений и промышленных организаций столицы показали на площади 175 квадратных метров Ганноверской промышленной ярмарки экспонаты на тему “Научное и технологическое приборостроение ХХI века”. Подписаны контракты на сумму около 1,5 миллиона долларов США.
Государственная поддержка участия российских предприятий и организаций в зарубежных выставках и ярмарках
В развитых странах уже давно и успешно практикуется государственная поддержка производителей в поиске партнеров, в том числе и зарубежных. Политика активной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, к которой переходит наше государство, предусматривает оказание содействия отечественным производителям экспортной продукции в выходе на зарубежные рынки. Главная цель, говорится в “Стратегии развития Российской Федерации на период до 2010 года”, — дальнейшая эффективная интеграция России в систему международного разделения труда — важнейшего условия стабильности функционирования национальной экономики, экономического роста и завершения реформ. При этом внешнеэкономическая политика страны будет направлена прежде всего на обеспечение наилучших условий выхода российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки. Не менее важен и доступ нашей страны к таким международным ресурсам, имеющим значение для экономического развития, как капиталы и технологии, товары и услуги, национальное производство которых ограничено или отсутствует. В этой сфере деятельности выставки играют немаловажную роль.
Что касается государственной поддержки, то она, несомненно, нужна, и излишне много ее никогда не бывает. Чем выше уровень выставки (международная, национальная), тем бо’льшая поддержка требуется. Но тут важен принцип: надо помогать не тем, кто организует выставку, и не тем, кто содержит какую-то выставочную площадку, инфраструктуру. Государство и общественные структуры должны помогать товаропроизводителям, производителям услуг, тем, кто хочет показать свой труд: заводам, фабрикам, предпринимателям. Конечно, подходить надо избирательно и помогать тем, кто потенциально может продемонстрировать что-либо на выставке.
Правительство Москвы так и действует: отбирает, создает специальную комиссию и помогает в пределах своих возможностей. Так было, когда Палата совместно с Департаментом по науке и промышленной политике готовила московскую экспозицию в Ганновере и Стамбуле. То же самое делает и Правительство РФ. В рамках работы Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности в 2000 году были подготовлены и проведены с частичным финансированием за счет федерального бюджета российские экспозиции на международных ярмарках, имеющих приоритетное значение для России. При государственной поддержке организовано участие российских предприятий в Международной выставке “ЭКСПО-2000”, а также в Международной промышленной ярмарке, прошедших в Ганновере, Международном салоне изобретений в Женеве, Международной выставке высоких технологий “ЕВРОТЕХ-2000” в Брюсселе, Международной выставке высоких технологий в Брно, Международной ярмарке высоких технологий в Шэньчжене, Международной торговой ярмарке в Дели, Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций в Брюсселе.
Кроме того, следует отметить выставочный проект — “Экспортные возможности России-2000”, организованный в ноябре 2000 года в Стамбуле Московской ТПП совместно с КВЦ “Сокольники” под патронатом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Организационное содействие федеральных органов исполнительной власти оказывается при участии в крупнейших международных выставках и ярмарках, имеющих, как правило, многопрофильный характер, на которых демонстрируются новейшие достижения промышленности и науки, а также в выставках, имеющих приоритетное значение для России с точки зрения продвижения отечественной экспортной продукции на рынки стран того или иного региона.
В государственной системе поддержки и развития выставочно-ярмарочной деятельности должны быть учтены вопросы практического содействия предприятиям-товаропроизводителям, участвующим в выставках, вопросы целевого финансирования выставочных программ на федеральном и региональном уровнях, традиционные в мировой практике налоговые и другие льготы для выставочных организаций. Властные структуры не всегда глубоко разбираются в вопросах выставочного бизнеса, роли и значении региональных, отраслевых, международных выставок в экономике регионов.
Назрела необходимость внесения поправок в законодательство о рекламе в целях поддержки продукции, товаров и услуг отечественных предприятий, участвующих в выставках. Изменений следует добиваться в части освобождения отечественных производителей от налогообложения при осуществлении ими выставочно-ярмарочной деятельности.
Бизнес и власть прошли в выставочной сфере деятельности через многие этапы становления. Как и любому другому, выставочному бизнесу надо помогать, немного управлять через лоббирование государственных интересов. Диалог здесь должен быть очень осторожным, чтобы не нарушить, не навредить, ведь отечественному выставочному бизнесу, его организаторам и участникам, особенно предприятиям малого и среднего бизнеса, всего 7—10 лет.
Отечественная школа выставочно-ярмарочной культуры в нашей стране еще очень молода.
Информация предоставлена интернет-порталом Международная Ассоциация Журналистов "АСМО-пресс"